опус 05. 01 хиджра солнечная

Здесь показана исламская календарная система, ориентированная на движение земли относительно солнца.

Компоненты
= = = = = = =
1) сов (система отсчета времени) = 21 мар 622 год от р.х. по юкс = 01 год 01 мес от р.м. по икс/солнечная/новруз
2) ссв (система счета времени) = 1 год/сол = 365 сут || 12 мес по 30 сут +  ангардах по 5 сут
3) срв (система расчета времени) = 120 лет по 365 сут + 30 сут || 1 год = 43 830 : 120 = 365,25 сут

История
= = = = =
1. Календарь древнеперсидский. Календарь древних персов/иранцев, как и древнеиндийский календарь, состоял из 6-ти сезонов, каждый из которых приблизительно соответствовал двум лунным месяцам. Древние персы, придя в соприкосновение с месопотамской культурой, синхронизировали свой календарь с вавилонским календарем. Год начинался в районе весеннего равноденствия и состоял из 12 лунных синодических месяцев по 29-30 сут, насчитывая 354 суток. Для компенсации разницы с тропическим годом 1 раз в 6 лет вставлялся 13-й месяц.
2. Календарь зороастрийский. В V веке до р.х. ахеменидская администрация ввела новый тип календаря = календарь солнечный, устроенный по египетскому образцу || 12 мес по 30 сут (не связанные с фазами Луны) || названы в честь зороастрийских язатов. Как и в египетском календаре, к 360 дням прибавлялись эпагомены || ангардахи = 5 внегодовых дней (дни, выходящие за пределы стандартного года). Чтобы приводить в соответствие и соразмерность такой календарь с тропическим годом, в каждые 120 лет вставлялись 30 сут в виде дополнительного месяца. Этот календарь стал прообразом современного иранского календаря, в котором сохранились зороастрийские названия месяцев до наших дней: 01 = Фраваши, 02 = Аша Вахишта, 03 = Хаурватат, 04 = Тиш-трия/Сириус, 05 = Амеретат, 06 = Хшатра Ваирья, 07 = Митра, 08 = Вода, 09 = Огонь, 10 = Ахура Мазда, 11 = Воху Мана, 12 = Спента Армаити.
3. Календарь Джалали. Мусульманские завоеватели, сокрушившие Сасанидский Иран, использовали завещанный Кораном исламский календарь (1 год = 12 лунных месяцев) без приведения в соответствие с солнечным годом и ведущий отсчёт годов от хиджры. Этот календарь использовался как официальный во всём исламском мире и сохраняет своё религиозное значение в Иране до сих пор. Несогласованность его с природными сезонами и сельскохозяйственными циклами заставила мусульманских правителей использовать подобие сасанидского зороастрийского календаря (календарь «хараджи») с вставными 5 днями каждый год и одним месяцем раз в 120 лет для сбора хараджа с подвластного немусульманского населения.
4. Календарь юпитерианский = 12-летний животный цикл. В XIII веке от р.х. Ближний Восток был завоёван монголами, принёсшими распространённый в зоне влияния китайской культуры 12-летний цикл годов, называемых именами животных. Монгольское нововведение не приживалось. В конечном итоге животный цикл был инкорпорирован в существовавшую систему, где уже сосуществовали религиозный лунный исламский календарь и солнечный календарь Джалали, с существенными изменениями. Солнечный год Джалали, который полностью совпадал по времени начала с лунным годом, исключался из животного цикла.
5. Календарь зодиакальный. В 1079 году в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха был принят официальный солнечный календарь, разработанный группой из 8 астрономов Исфахана во главе с О.Хайямом. Основным предназначением этого календаря была привязка Новруза (начала года) к весеннему равноденствию, понимаемому как вхождение солнца в созвездие Овна. Так, 01 фарвардина (Новруз) 468 солнечного года хиджры, в кото-ром был принят календарь, соответствовало пятнице, 09 рамазана 471 лунного года хиджры и 19 фарвардина 448 года Йездигерда (15 мар 1079 год от р.х.). Для отличия от зороастрийского солнечного года, называемого древний/персидский, новый календарь стали называть jal;l;/malek; в честь Мелик-шаха. Так же и новый Новруз получил названия Nowr;z-e malek;, Nowr;z-e sol;;n; или Nowr;z-e ;amal («Новруз Овна»). Количество дней в месяцах календаря Джалали варьировало от сроков вступления солнца в тот или иной зодиакальный знак и могло колебаться от 29 до 32 дней. Изначально были предложены инновационные названия месяцев, а также дней каждого месяца по образцу зороастрийского календаря. Однако они не прижились и месяцы стали именоваться в общем случае именем соответствующего знака зодиака. В фарси эти имена представляют собой заимствования из арабского языка. Несмотря на довольно точное соответствие природным сезонам, календарь Джалали требовал трудоёмких астрономических наблюдений и расчётов, а после смерти его покровителя Мелик-шаха в 1092 году они фактически прекратились. Тем не менее при его создании была разработана общая формула расчёта високосных лет, в который добавлялся дополнительный 366-й день в году. В общем виде она заключается во вставке 8 високосных дней в 33 года: добавочный день вставляется 7 раз через 4 года, в восьмой раз через 5 лет. Потому для государственных и хозяйственных нужд календарь Джалали долго служил в Иране и прилегающих странах.
6. Календарь пехлевианский. В 1911 году Меджлис (парламент) Каджарского Ирана официально утвердил государственный календарь, базирующийся на календаре Джалали с названиями месяцев в честь зодиакальных созвездий и именованием годов по 12-летнему животному циклу. Он оставался в ходу до революции 1925 года. После прихода к власти шаха Резы Пехлеви 11 фарвардина 1304 год солнечной хиджры (31 мар 1925 год от р.х.) парламент Ирана принимает новый календарь = солнечную хиджру, в котором восстанавливались древние зороастрийские названия месяцев. При этом 12-летний животный цикл был официально запрещён, хотя ещё долго использовался в быту. Новый календарь представляет собой упрощённый вариант Джалали. Первые 6 ме-сяцев в нём состоят из 31 дня, следующие 5 месяцев состоят из 30 дней, последний месяц состоит из 29 дней в обычные годы или 30 дней в високосные годы. Большая продолжительность первой половины года соответствует более длинному периоду между весенним и осенним равноденствием. Вставка високосов в календаре следует 33-летнему циклу, иногда заменяемому на 29-летний и 37-летний цикл. 24 эсфанда 1354 года солнечной хиджры/14 мар 1975 года по инициативе шаха Мохаммеда Резы Пехлеви вместо эры от хиджры была введена эра шаханшахи (эра «царская» от предполагаемого года вступления на престол Кира Великого (559 год до р.х.). 21 мар 1976 года становилось первым днём 2535 года эры шаханшахи. Это нововведение вызвало неприятие у исламских священнослужителей, и было проигнорировано обществом. В 1978 году шах был вынужден вернуть эру хиджры. Хотя революция 1979 года проходила под знаменем исламизации и отказа от всего, связанного с наследием династии Пехлеви, после её свержения иранский календарь не был изменён и зороастрийские названия месяцев сохраняются до сих пор.
7. Иранский календарь или солнечная хиджра = астрономический солнечный календарь, который используется в качестве официального календаря в Иране и Афганистане. Календарь был разработан группой из 8 астрономов под руководством О.Хайяма и несколько раз уточнялся. Он ведёт летосчисление от хиджры (622 год от р.х.), но основывается на солнечном (тропическом) годе, в отличие от классического исламского (лунного) календаря. Его месяцы всегда приходятся на одни и те же времена года. Начало года = день весеннего равноденствия, праздник Новруз, праздник весны. Новруз определяется по астро-номическим наблюдениям на меридиане тегеранского времени = 52.5°E или UTC+3:30.

Применение
= = = = = = =
1) привязка Новруза к весеннему равноденствию || начало года
2) привязка к эпохе Овна || пребывание солнца в зодиакальном созвездии
3) ангардах = пять дней фраваши || пять духов = пять молитв || неделя в 365-суточном году
- в разных вариантах календаря эти дни назывались по-разному и прибавлялись к разным месяцам
- в древнеперсидском календаре одно время к восьмому месяцу, затем к концу года
- в древнеиранском и согдийском вариантах = к концу года
- в хорезмийском календаре отсутствовали
- в парфянском календаре = сведений нет

Циклы
= = = =
1. Иранский год начинается в день весеннего равноденствия, которое отмечается как Новруз = самый значительный исламский праздник в Иране и Афганистане, в исламских общинах и диаспорах в странах, где приняты другие календари.
2. Год традиционно делится на 4 сезона по 3 месяца: весна = фарвардин, ордибехешт, хордад, лето = тир, мордад, шахривар, осень = мехр, абан, азар, зима = дей, бахман, эсфанд.
3. В иранском календаре високосным считается год, при делении числового значения которого на 33 остаток составляет 1,5,9,13,17,22,26 или 30. Таким образом, в каждом 33-летнем периоде 8 високосных лет. Средняя продолжительность года составляет 365,(24) суток (365 сут 05 час 49 мин 05 сек). Это даёт ошибку в 1 сут за 4 500 лет. Иранский календарь в этом отношении точнее григорианского.
4. Ангардах/андаргах = пять «дополнительных» дней посвящены фраваши. В разных вариантах календаря эти дни назывались по-разному и прибавлялись к разным месяцам. Ввиду разницы между продолжительностью календарного годового цикла (365 сут) и реального астрономического цикла (365,25 сут), начало зороастрийского года сдвигалось каждые 4 года на 1 день, за 120 лет на 1 месяц. Поэтому, для приведения календарного и астрономического годовых циклов в соответствие, в среднеперсидском варианте календаря 1 раз в 120 лет вводился дополнительный/високосный месяц. Бируни (973 - 1050 год от р.х.) сообщает: «Совокупность дней года достигала у персов 365. А четвертью дня они пренебрегали, пока из этих четвертей не накапливалось дней на целый месяц. Это происходило один раз в 120 лет. И тогда прибавляли лишний месяц к месяцам данного года, так что в году оказывалось 13 месяцев. Такой год называли «високосным», а дни добавочного месяца именовали так же, как дни прочих месяцев. Что же касается причины, мешавшей персам вставлять четверти дня каждые четыре года, в виде одного целого дня, который они прибавляли бы к какому-нибудь месяцу или к андаргаху, то персы говорили, что дополнение падает на месяцы, а не на дни, ибо им не нравилось увеличивать число дней. И это было невозможно из-за замзамы (молитвы). Так как по религии персов предписывалось называть ангела того дня, когда произносишь замзаму, чтобы замзама была действительной. И замзама не была бы действительной, если бы число дней в месяце увеличилось бы на один день. Сейчас установлено, что в некоторых областях Ирана одно время вводили дополнительный день 1 раз в 4 года.
5. Неделя иранского календаря начинается в субботу и заканчивается в пятницу = официальный выходной день. Названия дней от воскресенья до четверга представляют собой прибавление к имени субботы последовательного числительного: воскресенье = «один-суббота», понедельник = «два-суббота» и т.д. Название пятницы «джоме» происходит от арабского слова «собрание» = имеется в виду традиционная пятничная коллективная молитва мусульман.


Рецензии