Борьба. Глава 1
Помимо воли тело напряглось, правая рука немного панически вцепилась в рукоятку рычага переключения передач, глаза с удвоенной силой сканировали пролетавшую дорогу. А дело всё в том, что я настолько задумалась, что проскочила на красный сигнал светофора. Честно, я его не видела, уйдя в свои мысли, наблюдала лишь за грузовой машиной впереди, стараясь держать нужную дистанцию. Не оправдание это, понимаю. Но теперь совесть неотступно меня клюёт, подбрасывая мысли о лишении прав за такой серьёзный проступок и других возможных последствиях. Вместе с тем понимаю, что теперь минимум две недели ждать, прежде чем я узнаю свою дальнейшую судьбу. Возможно, на момент въезда на перекрёсток светофор показывал жёлтый свет, кто его знает... Но где бы я ни была, как мудро сказала Тамара, моя знакомая, я всегда не одна, я всегда сама с собой. И эта самая я так и будет клевать меня за этот проступок ещё долго. Вот не понимаю людей, что нарушают правила дорожного движения и потом спокойно живут. Пролетают на красный, не думая о последствиях, паркуют свои машины в неположенных местах, не переживая ни о чем... Вот я так не могу.
Поясню сразу, что я не лихач, опыт вождения составляет несколько лет. Я не считаю себя профессионалом, но я и не новичок. Просто аккуратный водитель, который старается не нажить себе проблем, а тут на тебе, такое...
"Через двести пятьдесят метров круто поверните налево", - сказал механический голос навигатора в наушнике поверх игравшей там музыки. Хорошо, поверн;м, не проблема. До точки назначения рукой подать.
Еду я по весьма прозаичному делу - уволиться с подработки. Хочу работать, благо что связано с машиной, да смен не дают. Пусть и всего лишь простой авто курьер, но всё равно немного обидно. Да еще вот так на пустом месте попала с этим светофором... Что ж, сама виновата.
Помимо воли в голову полезли воспоминания. Когда-то спросила Вову, в то время просто знакомого, что значит один дорожный знак. В последствии я даже выучила название этого знака - "Направление движения на повороте дороги малого радиуса с ограниченной обзорностью". Вопрос мой был в том, почему на этом знаке бывает разное количество стрелочек. Не знаю, понятно ли объяснила. Кто ж знал, что через пару месяцев моя жизнь круто изменится, и немалую роль в этом будет иметь этот самый вопрос...
Быстро закончив дела с увольнением, я долго не могла заставить себя ехать обратно. Просто сидела в машине и не могла решиться её завести. Как когда-то прям, в самом начале обучения... Губы непроизвольно расползлись в улыбке, когда я вспомнила тот страх, что охватывал меня от мысли, что надо куда-то ехать. Я так же подолгу настраивалась, откладывала поездку, придумывая себе всевозможные дела - сбегать в туалет, зайти в магазин, позвонить... Что угодно, лишь бы не трогаться с места. Но прошли годы, и теперь, как я сама часто шучу - "день, в течении которого я не садилась за руль, прожит зря". Но ведь в каждой шутке есть лишь доля шутки, верно?
Ладно, хватит бояться, так я могу здесь и до вечера простоять. Ехать надо, никто за меня половину Москвы до дома не проедет. Я повернула ключ в зажигании и верный Жигуленок заурчал, как довольный зверь. Многие, видя мою машину, морщатся, ворчат, что не машина это, а барахло, а для меня ближе и роднее автомобиля нет. Доводилось мне и иномарки водить, и отечественные машины, но душа моя лежит именно к этой старенькой и медленно ржавеющей пятёрке. Сколько мы с ней прошли!.. И сколькому она меня научила... Далеко не каждый водитель с таким же стажем, как мой, может похвастать умением соединять клеммы, запуская принудительную работу вентилятора, охлаждающего двигатель. Или верно диагностировать выход из строя бензонасоса. Да много чего было, машинка старенькая, то одно, то другое... Я уж молчу про навык прикуриваться от другой машины или поднимать свою домкратом, это уже мелочи. Именно с домкрата в своё время началось моё первое знакомство с машиной - мы с Вовой откапывали Жигуленка из сугроба, он хотел мне показать, как машину заводить, я даже этого не знала. Как откопали, так он терпеливо мне рассказывал про зажигание, переключение скоростей, какой датчик на приборной панели что означает, как включаются дворники, фары и прочее. Тогда для меня это было чем-то новым и невероятно сложным. Помню, как боялась машину поначалу - груз ответственности невероятно давил на плечи, сковывал. Как же, такая махина, больше тонны весит, и ею надо управлять, любое движение руки может закончиться печально... Помню, как Вова тогда сказал, что если я её боюсь, то буду хорошим водителем. Вот если бы я бесстрашно села на водительское сидение и с чувством собственного превосходства и глупой улыбкой бездумно давила бы на газ, рискуя и машиной, и всем, что вокруг, он бы меня и близко к рулю не подпустил. Надеюсь, теперь, по прошествии стольких лет, я не разочаровала.
Я вырулила на Большую Серпуховскую улицу, потом на Люсиновскую. Машин немного, рабочий день, обеденное время. Ничего, доеду до Каширского шоссе и наверняка начнутся заторы. Мерно урчал двигатель, мимо проносились дома, перекрёстки... Родной Жигуленок слушался даже не просто лёгкого движения руки, а как будто мысли. Если раньше я ездила, вцепившись в руль обеими руками, боясь даже голову повернуть и оторвать взгляд от дороги, то теперь вождение доставляет удовольствие, зачастую я свешиваю левую руку в окно, успеваю прочесть все рекламные плакаты, мимо которых еду, надписи на машинах впереди... И при этом контролирую ситуацию вокруг. Могла ли я года три назад подумать, что не просто научусь водить, а буду с большим удовольствием мчаться по МКАДу или Киевскому шоссе, прислушиваясь параллельно, а как ведёт себя машина? Не стучат ли клапана? Ровно ли идёт, не спустило колесо? Нет, нет и ещё раз нет, даже мысли такой не было. Для меня вождение всегда было чем-то несбыточным - достал, помечтал немного и бережно убрал назад. А сейчас, смотри-ка, еду по Каширскому шоссе, приглядывая за странным таксистом на соседней полосе - уж больно резкие манёвры он совершает, не включая поворотники. Да что там, и фары у него выключены.
Лёгкое движение пальца - и защелкал правый поворотник. Скоро поворот на улицу Маршала Захарова, лучше заранее перестроиться. Я пропустила таксиста и, выдержав дистанцию, ушла в правый ряд. Таксист же, не предупредив никого поворотником, резко вильнул налево, вызвав недовольство водителя Форда, вдавившего одновременно и клаксон, и тормоз. Что ж, дело привычное, на дороге всякое бывает.
Глядя на светофор в ожидании, когда загорится зелёная стрелка, разрешающая мне поворот направо, я вновь унеслась в воспоминания. Вот очередной экзамен по практике в ГАИ, досталось мне в тот раз водить Шкоду. Что за модель, уж не помню, но мне она показалась целым кораблём. Едва сев за руль, я смирилась с мыслью, что в очередной раз не сдам. Наверняка с этим сталкивались многие водители - сидящий рядом человек с погонами буквально парализует, становится страшно, руки дрожат, ладони потеют... Пока ездила с инструктором, всё было отлично, травили анекдоты, шутили. А на экзамене меня словно подменяли, из головы вылетали элементарные правила. Сознаюсь, далеко не с первой попытки я сдала практику, даже не с третьей и не с пятой. Теорию же, к своей чести, сдала с первого раза и без единой ошибки, хоть и из-за работы не могла быть на всех занятиях в автошколе.
И вот едем мы по городу, инспектор делает какие-то пометки в листе, закреплённом в планшетке. Огромная Шкода меня пугает, я уже смирилась с мыслью, что это очередной провал. Найти место для разворота?.. Хорошо, терять мне нечего, развернёмся. Выполнить парковку под 45 градусов? Хорошо, вот местечко, примерно вот так выглядит парковка. Начать движение, встать параллельно проезжей части? Сделаем, лишь бы всё закончилось. Каким-то чудом ставлю огромную, как мне казалось, машину в карман парковки. Расписаться? Хорошо, ставим автограф. Что, правда? Чуть выше строчки для подписи два квадратика - сдал и не сдал. И галочка стоит в "сдал". За правами в пятницу в шестое окошко? Серьёзно?.. Инспектор говорил о допущенных ошибках и начисленных за них штрафных баллах, но я его не слышала толком. Выходила я с учебной машины, не веря в своё счастье. Сколько было попыток, когда я максимально сосредотачивалась, пыталась выжать максимум из своих знаний и умений... А тут сказала себе, что не сдам, успокоилась, и... Сдала.
Был случай, когда мне пришлось гнать неисправную машину. Тот самый жигуленок, что сейчас щёлкает поворотником в ожидании зелёного сигнала светофора и рвётся в путь, стоит мне лишь отпустить тормоз. Вова был в Москве, мне же надо было забрать машину с не очень хорошего места в другом городе, где она была им накануне оставлена. Приезжаю поздним вечером, пытаюсь завести - куда там, акумулятор разряжен. Не вопрос, быстро нахожу таксиста, согласного прикурить нашу ласточку, благо провода есть. Как сейчас помню - шел противный мелкий дождь, дул пронизывающий ветер... К моменту, когда двигатель наконец неохотно заурчал, я промокла до нитки и замёрзла. Но тут ждал ещё один неприятный сюрприз - задорно горела красным светом лампочка, говорившая, что не в порядке генератор. Проще говоря, что он не работает. Звонок Вове дал неутешительный результат - ехать нельзя. Как вариант - дать двигателю прогреться, постояв минут пять. Водителем я была неопытным, пугливым, мне тогда было важно, чтобы видимость была отличной и в зеркалах заднего вида, и сквозь заднее стекло. Вот его я и вышла протереть. За это время страшная лампочка все-таки погасла, и я двинулась в путь. Как бы смешно это ни звучало, но до тех пор, пока не устранили проблему, именно протирание заднего стекла помогало погаснуть датчику генератора.
Однако в пути меня ждал весьма неприятный сюрприз - туман. Пока ехала по городу, было ещё ничего, но как повернула в сторону деревни... Видимость была метров десять, не больше. Попыталась включить дальний свет, но тут же вернула ближний, ибо лобовое стекло сразу стало похоже на сплошную белую стену. То был единственный случай, когда от напряжения за рулём у меня дрожали колени, пришлось ехать, максимально напрягая ноги, чтобы сдержать дрожь. Не знаю, каким чудом добралась, ибо дорога извилистая, сложная. Но добралась. Двенадцать километров я ехала больше сорока минут, разгоняться свыше тридцати километров в час я не рискнула. Загнала ласточку на участок, сама зашла в дом, переоделась в сухое, отзвонилась Вове, что всё в порядке. Время - половина второго ночи. Взгляд скользнул по календарю на стене... Я вновь взяла телефон, набрала Вову.
- С днём рождения! Надеюсь, я первая поздравила...
Сзади посигналили, я встряхнула головой, возвращаясь в настоящее, и погнала Жигуленок направо. Мимо пролетали дома, мелькали полосы разметки, а настроение было странным, лирически-задумчивым, если можно так выразиться. Мелькнула мысль, что многие говорили мне, что в вождении я нашла своё место в жизни, я же этот навык воспринимаю как нечто обыденное. Многие ведь водят машину, что в этом такого? Навык как навык. Да, многое пришлось преодолеть, чтоб спокойно садиться за руль и ехать туда, куда нужно. Чтоб перестать бояться красно-синих мигалок ГАИ - какое-то время не было страховки. Но сейчас всё хорошо. С другой стороны, меня и не останавливали ни разу за эти годы, всё ещё впереди. Видимо, так хорошо и спокойно веду, что стражи дорог меня и не замечают.
Не отрывая взгляда от дороги, я достала сигарету, закурила. Дурная привычка со мной со старшей школы, избавиться никак не удаётся. Закурила по дурости, из страха не вписаться в новый коллектив. Сколько лет прошло с тех пор, а сигарета так и осталась моим неизменным спутником.
Мимо пронеслась маленькая машинка-букашка вроде Матиса, и я с улыбкой вспомнила недавний случай. Буквально на днях ехали со знакомой с Наро-Фоминска, и на Киевском шоссе поравнялись с почти такой же машинкой. За рулём сидела девушка. И - первый раз в жизни я такое увидела, клянусь! - они так органично вместе смотрелись, девушка и машина, как одно целое! Я не могу это описать, просто любовалась ими ту секунду, что рядом ехали. Глаз радовался, видя такую картину. Девушка широко и искренне улыбалась, и её красная "букашка" словно тоже источала радость. Затем мы оказались чуть впереди. Я сказала знакомой об увиденном, как радостно было такое видеть. Но вот мой Жигуленок вновь поравнялся с красной "букашкой", и мы с девушкой одновременно показали друг другу большой палец. Это было так приятно! Сомневаюсь, что девушка могла меня услышать, но всё равно было здорово. В тот вечер Вова сказал, что я тоже весьма органично смотрюсь в Жигуленке, мы с машиной словно сроднились, но мне сложно судить, со стороны я себя увидеть не могу.
Светофор, ещё один, и вот поворот к дому. Ещё немного - и поездка на сегодня закончится. Каждый день у меня это вызывает лёгкую грусть, каждый раз я выхожу с машины с мыслью " Не накаталась". Какой бы длинной и изматывающей ни была поездка, каждый раз одно и то же.
Вот и мой дом. Я втиснула Жигуленок между Ларгусом и Газелью, однако идти домой не хотелось. Все-таки машина - это целый маленький мирок, и он только твой. Вроде бы ты на улице, а вроде и нет. Ты можешь в машине и поесть, и поспать, и спрятаться по необходимости - бывало всякое. А стоит повернуть ключ в зажигании, и она отвезёт тебя куда угодно. Все-таки это настоящее маленькое чудо!
Вспомнилось, как я готовилась к теоретическому экзамену в ГАИ. Сделала себе бутерброды, иногда заходила в дом за кофе - жили мы тогда с Вовой на даче. Разложила сидение, закинула ноги на торпеду и учила, учила, учила... Хоть из-за работы не могла быть на всех занятиях в автошколе, но теория давалась мне легко даже при самостоятельном изучении. Там же всё так просто, логично... В то время было лето, и весьма жаркое. Машина стояла в тени, но палящие солнечные лучи неумолимо надвигались, тогда я заводила мотор и перебиралась на пару метров вперед, в тенёк от дома. За весь день мы с машиной почти обогнули дом. А экзамен по теории, как я уже говорила, прошёл блестяще, без единой ошибки.
Я перекинула ноги на пассажирские сидение, прислонилась к водительской двери, фактически разместившись поперёк сидений. Нигде я себя не чувствую так хорошо и спокойно, как в машине. Даже после проезда на красный, о коем мне периодически напоминает моя тревожность. Вроде можно не волноваться пару недель, пока не придёт штраф или постановление, ведь что случилось - то случилось. Ан нет, я так не умею. В этом вся я, была долгие годы по крайней мере - случится что плохое, и я в этом варюсь, варюсь... Нет бы так в хорошем чём-то. Но сейчас я стараюсь меняться, ибо путь упадничества ни к чему не приведёт. Вот с машиной, с вождением - я ведь смогла преодолеть и себя (ох, как я её боялась!..), и всякие разные трудности, начиная от поломки тормозной системы (чудо, что меня лампочка на приборной панели остановила от начала движения), до сопротивления некоторых людей из моего окружения, что говорили:
- У тебя ничего не получится!
- Зачем ты в это лезешь, ведь вождение - это невероятно сложно, ты убьешься сама или кого-то покалечишь!
- Это не твоё!
Но ведь несмотря ни на что я добилась своего, я смогла! А сначала как оно было - я уже писала про вопрос о дорожном знаке и своей уверенности, что вождение мне не осилить - так, помечтал и забыл. Но после того рокового вопроса прошло всего пару месяцев, и вот мы с Вовой откапываем машину из сугроба. Вот садимся в неё - "нет, иди на водительское!" - говорит он мне, подталкивая к левой двери, я-то хотела справа сесть, на пассажирское. Вот даёт ключи и говорит:
- Заводи.
А я не знаю, как. Вкратце объясняет, даже показывает, затем лекция о приборной панели, как включать фары, поворотники... Я уже писала. А затем наступает весьма жуткий для меня в то время момент - машина заведена, урчит двигатель, в мою голову вложены мысли о включении первой передачи и заднего хода, о том, как плавно отпускать сцепление и прибавлять газа, заставляя автомобиль тронуться с места... И вот вдруг с пассажирского сидения звучит:
- Включай первую, трогайся.
- В смысле?! - пугаюсь я. - Дом же в двух метрах от нас!
- Трогайся, всё равно заглохнешь.
Сквозь страх делаю веленое, и Жигуленок действительно глохнет.
- Заводи, включай заднюю и поехала.
Думаю, бесполезно упоминать мой ужас, ведь на таком же расстоянии позади ворота. Но результат тот же - заглохла. Лишь спустя долгое время я поняла причину спокойствия Вовы в тот момент - машина настолько плотно села брюхом на снег, что никто не смог бы сдвинуть её с места, ни один самый опытный водитель. Зато те тренировки (а Вова заставлял меня изо дня в день садиться за руль и мучить бедного Жигуленка этими действиями) привели к тому, что я весьма быстро научилась не глохнуть, колёса вращались по колее, однако ласточка сдвинуться с места не могла из-за снега. Затем начался следующий этап - мы расчистили лопатами снег под ней и вокруг, так, что я смогла двигать Жигуленок на пару метров вперёд и назад. Ни ворота, ни дом не пострадали. Слишком быстро я в это дело втянулась, мне безумно понравилось, хотя изначально относилась к вождению как к получению нового навыка, который не собиралась применять в жизни. Так, на всякий случай. А потом, не прошло и пару месяцев, как собрала все нужные справки, поступила в автошколу, с удовольствием вгрызалась в теорию, с лёгким ужасом выезжала с инструктором в город на практику... Целый калейдоскоп событий. Начался с простого вопроса, а закончился тем, что я, похоже, и вправду нашла своё место в жизни. Сколько можно обманывать саму себя - не хочу выходить из машины, всерьёз думаю открыть ещё одну категорию, "С". Настолько всерьёз, что подхожу к водителям грузовых машин, спрашиваю, каково это, такой управлять... И все как один говорят - если хочется, идите, конечно, открывайте! Саша, моя подруга, и вовсе говорит про ассоциацию дальнобойщиков.
- Ты любишь водить и посещать разные города на машине. А тут будешь ещё и деньги за это получать.
До дальнобоя мне, конечно, далеко, но вот с категорию "С" Можно сдать для начала. На днях позвоню инструктору, посоветуюсь.
Который раз я задаюсь вопросом - почему я не могу так же спокойно и вдумчиво решать и остальные проблемы, что сыпятся на меня, как из рога изобилия в последние годы? Так же, шаг за шагом, не особо сильно переживая, но неизменно добиваясь успеха?.. Как с вождением было - да, сложно, да, опасно, но я взяла и добилась успеха. Чтобы потом, уже поднаторев и понимая, что к чему, смочь помочь кому-то, попавшему в похожую ситуацию.
Я затушила очередную сигарету в пепельнице, поудобнее села. И вспомнился мне ещё один случай, что произошёл года полтора назад. Работала я тогда мерчендайзером, говоря проще, посещала за рабочий день от тринадцати до семнадцати магазинов, проверяла выкладку опреденного товара, пополняла полки, проверяла ценники, ставила всё красиво... Много обязаностей было. И вот приезжаю в очередной магазин, паркуюсь, и краем уха замечаю, как задорно орёт чья-то сигнализация, даже весело, если можно так сказать. Полчаса - и работа в одном магазине закончена, второй через дорогу. Зачем машину трогать, проще пешком дойти. Пока иду, замечаю мужичка, что копается в кремовой четвёрке. У него-то и орала сигнализация. Спокойно заканчиваю работу в следующем магазине, иду к машине, а сигнализация так же задорно орёт. Сколько раз у меня было такое, что люди предлагали мне помощь с машиной, и из чувства благодарности с тех пор сама предлагаю помочь. И в этот раз не смогла пройти мимо.
- Вам помочь? - спросила я у владельца четвёрки. Кого-то он мне неумолимо напомнил, но я никак не могла понять, кого именно. Ответом мне послужил взгляд, говоривший что-то вроде "достали уже издеваться". Тут я поясню, что выгляжу молодо, настолько молодо, что сигареты мне без паспорта не продают. А мне уже четвёртый десяткок пошёл.
- Вон моя пятёрка, - я указала на свою ласточку. - Может, инструмент какой нужен, у меня много чего есть.
- Мне вас сам Бог послал! - оживляется мужичок, у него даже лицо преобразилось. - Не заводится, даже сигнализацию не могу отключить.
И вдруг я поняла, кого именно он мне напомнил. Клетчатая рубашка, выражение лица, головной убор... Если бы он вдруг швырнул свою кепку на землю с криком "будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!", - то смотрелось бы это очень органично. Прям один в один.
Я взяла на работе обеденный перерыв и с разрешения владельца влезла под капот четвёрки, прям ощущая спиной удивлённый взгляд. Почти всё то же самое, что и в родной пятёрке, так что никакой неуверенности не было. Сколько раз я так же влезала под капот своей ласточки, пытаясь понять, что случилось, а здесь всё то же самое.
- У вас топливный фильтр засорился, поменять бы, - сказала я после поверхностного осмотра. - Но дело не в нём.
Довольно быстро причина была найдена - неисправный акумулятор. Пытались прикурить, но ничего не вышло. Кончилось тем, что поставили ненадолго мой акумулятор в его машину, чтоб хотя бы выключить сигнализацию, и я поехала дальше работать, душу согревало чувство выполненного долга.
Очередная сигарета отправилась в пепельницу, идти домой по-прежнему не хотелось. Как же хорошо на улице! Светит тёплое, даже жаркое солнце, поют птички... Красота! Но вечно отгораживаться рулём нельзя. Я собрала в сумку бутылку воды, термос с чаем, сигареты и прочую мелочь и вышла из машины.
- Стой, моя хорошая, отдыхай до завтра, - сказала я ей, легонько похлопав по капоту. Привычка каждый вечер прощаться с машиной настолько крепко въелась в сознание, что происходила на автоматизме. Часто прохожие улыбались, услышав случайно мою речь.
Вот так, в коротких эпизодах я вновь прошла в памяти путь от первого знакомства с машиной и до сегодняшнего дня. Он так мне и запомнился, отрывками. Путь рождения и взросления нового водителя, если можно так сказать - от момента, когда впервые в жизни сел на водительское сидение до настоящего времени. Вот одно, вот другое, вот третье... Несколько лет жизни уместились в десять минут воспоминаний. Наша память - удивительная вещь, сохраняющая лишь что-то значимое и стирающая ненужное.
27.05.2024 г.
Свидетельство о публикации №224052700783