Секрет семейного счастья!

Я расскажу вам историю своего семейного счастья. Истина говорю вам, умеющий слышать да услышит, умеющий видеть да увидит.
Рода я из Арсамаковых, что жили и трудились веками в горах северного Кавказа, в землях Чеченских. Село мое находится в месте, что называется раем земным. Земля моя наполнена цветами и травами. Пасдбища велики, и леса рода моего обширны, и полны дичью и птицей. Озера и реки в землях моих полны форели и прочей рыбы. Селенье моё называется Вашендерой и находится высоко в горах Чечни, а  тейп мой Ламро. В 1985 году мне отроду было 18 лет. С отцом моим, престарелым уже, отправились мы в земли Пятигорья, что раскинулись от Тамбукана до уникального водораздельного хребта, что делит реки направляя одну их часть в седовласый Каспий а другую в Азов. В земли Пятигорья мы привезли мед, что был собран нами весною. Мед живой, настоящий, ароматный. Ярмарка была велика в те дни в Пятигорске, казаки весело шумели, медовуха текла рекой во все стороны Кавказского края. Запахи пряностей завораживали, со всех земель Кавказа съехались крестьяне и купцы. Торговались бывало до драки, но уступали и потом мирились и лихо отплясывали то гопака, то лезгинку довольные приобретенными орехами, медом, или даже живностью.  Другие же радостно пели радуясь барышам, а значит сытой зиме.
На третий день прибытия в Пятигорске я встретил её... Мою любовь, мою красавицу, мою единственную Беллу 17ти лет отроду. Белла, кровей княжеских. Из рода Байчоровых из земель Карачаевских. Я был влюблен с первого взгляда. Голубые как небо глаза на фоне черных смоляных волос. ...Все страстно в ней и грудь и стан. Глаза два солнца южных стран... (Лермонтов).
Я сделал две робкие попытки обратить на себя внимание. И мне удалось поговорить с ней. Утопая в бархате ее голоса я прознал о её ауле, и сказал что сентября четвертого дня, буду ждать ее в полдень на задворках старой крепости на краю ее аула. Я украду тебя Белла, и если ты не придешь, то сердце мое будет разбито как разбивается камень летящий с высоких скал, и бесследно исчезающий в бездне горной реки.
Следующий день мы несколько раз обменивались взглядами и незначительными фразами. Братья ее непрестанно следили за каждым шагом сестры своей, и тетя ее сопровождала ее по всем делам нужным.
Возвращаясь домой отец мой заметил камень на сердце моем, но ничего не сказал мне кроме того, что Джескангир конь мой теперь свободен от плена племенного, и я могу скакать на нем хоть на край света. О-о-о мой Джескангир. О мой верный конь. Кровей Карабахских, кровей чистых. Огненногривый сканун семи лет отроду. Я взрастил его, я руками своими поил его молоком мачихи его которая не приняла его. О-о-о-о злая кобыла Магра, не дала Джескангиру моему материнской ласки, после смерти его кровной матери кобылы Марилинды. Волки напали на неё, двоих волков убила она копытами своими, защищая сына своего, моего Джескангира. Но один волк порезал шею ее, и истекла она... Хотели волки окружить Джескангира моего, месяц отроду ему, но подоспели Алабаи мои, что на шум стрелою мчались. Ушла стая, осеративши моего огненного Джескангира. Долго оплакивал я  Марилинду мою. Вырос Джескангир скануном красивым. Вихрь в ногах. Казалось всем, что он сын ветра и бурной горной реки. Сам Казбич позавидовал бы мне о коне моем. Сам Азамат отдал бы душу свою мне за него. Сам Хазбулат взял бы его в обмен на жену свою.  А как спас он меня годами ранее от пожара лесного. Словно он и был пожар. Он мчался среди огня и дыма одному ему известной тропой. Я лишь обхватил  шею его крепко как обнимают друга и доверил ему жизнь свою как доверяют другу. Таков был Джескангир.
Августа, за десять дней до конца его, напоив Джескагира своего, снарядив его, взяв ружье, отправился я верхом в поход. По хребту кавказскому на Восток в земли Карачая, через земли Ингушские, Осетинские, Кабардинские и Балкарские, за невестою своею, за Беллою. Осень была видна в горах Кавказа, ночью было холодно. Днем было жарко. Две бурки из овчины взял с собою я, для себя и для невесты моей, что бы накрыть ее, уберечь от ночного холода, ведь поедет она со мною по тропам горным, верхом на Джескангире. По пути мы останавливались на лучших лугах, где конь мой вдоволь наедался, лучшие родники дарили нам свою воду. Я купал коня своего в бурных реках Кавказа. На рассвете сентября четвёртого дня я прибыл в аул где жила ненаглядная моя Белла. Жила Белла в окружении отца своего и матери своей, почтенных старцев, и  шести братьев. Братья ее имели детей уже, и многие из их детей были возраста моего. Такова была разница их. Братья Беллу очень любили, и берегли ее, зеницу ока их.
Младшую, что на склоне лет послал Всевышний  отцу их и матери их. Братьев ее стоило опасаться мне. Ибо могли не простить мне воровства сестры их, и устроив погоню могли убить меня. О брате ее старшем Тамерлане легенды ходили. О его честолюбии, и отваге. О других братьях в народе Карачаевском говорили, что они как один кулак, и никто не смог победить их когда они вместе. И никто не смел напасть на них когда они врозь.  Поэтому я и прибыл на Джескангире, что бы уйти с Беллой моей вверх по Марухскому ущелью, а в случае погони укрыться у Христиан что живут в русле реки Хасаут в землях Карачаевских.
Я ждал. Солнце стояло высоко. На улицах аула почти ни кого не было. Вдруг легкие шаги послышались мне. Это была она. Моя Белла. Она пришла. Сердце мое возрадовалось будто я сделал первый вдох воздуха после бедствия затянувшего меня в водоворот Сунжи реки.
Останешься ли ты верна мне Белла, если поедешь со мною верхом в дом мой, где станешь дочерью отцу моему и матери моей, сестрой братьям моим и сестрам моим, а мне женой?
- Да.
Ответила она.
 - Наречешь ли ты фамилию мою детям моим, что родишь ты от крови моей?
-Да!
Ответила она.
И сказала она...
- Обещаешь ли ты что не возьмешь второй жены себе если не нарушу обещания данные тебе?
- Да - ответил я.
Я помог взобраться ей на Джескангира и мы понеслись вверх по ущелью Марухскому к перевалу, что бы к вечеру свернуть на запад и в три дня обойди плато Бермамыт оказаться в землях Кабардинских.
По пути встретив пастуха на Кишкете, сказал я ему, передай Байчоровым, что теперь Белла моя невеста. Что бы не беспокоились о ней как об утонувшей в реке. 
Путь наш был не легок. На ночлег я разводил костер, обмазывал Джескангира волчьим жиром, ибо только шакалов нужно было бояться в этих землях. Волки ушли на южный Кавказ в осень, а медведь осенью сытый и к человеку не придет. Но шакалы могли причинить вред огнегривому Джескангиру моему. Но случилась беда в утро третьего дня пути в землях Балкарских. Ушел Джескангир.  Горе мне нерадивому. Я виной тому. Я не уберег его. Кричал я зовя его. Два часа искали мы его по округе и наконец увидел я его. Пасся вольно на склоне горы он. Позвал я его, и он не пришел. Только вечером он пришел ко мне рядом, и до полуночи я ловил его. Он играл со мною.
Я сказал ему - раз.
Два дня и две ночи шел дождь в землях Кабардинских.  Дождь холодный, дождь осенний. Мы сбились с пути, не видно было звезды спасительной, что всегда приведет путника. И ручейков не было, что бы вниз по ним идти и найти дорогу. Ночлег был плох. Но ночью дождь закончился и небо озарило солнце. Поймал я самку ежа на рассвете. Тем и позавтракали мы, я запек  её на углях, перед тем натерев солью и луком. Мяса моего сушенного из дома не осталось. Только лук и сыр камешками в мешочке был. Отправившись в путь все еще заблудши мы и Джескангир стали томиться жаждою.  Но вот на пути нам встретился всадник. Похож он был на Балкарца, на коне вороном, не молодом но крепком. Одет был в бурку подобие какие казаки носят, подпоясан широким ремнем. Остановились мы уважить старшего. Спросил он, кто такие и почему тут?
- Невесту везу вашани (дядя), в дом свой.
- Уж не Байчоровых ли братьев она сестра?
Услышав вопрос его, Белла моя обняла меня крепко, сидя сзади в седле.
-Не отдавай меня.
Прошептала  она.
- Твоей быть хочу.
- Она самая Вашани. Моя она. И только убив меня получите её.
- Не враг я тебе юноша. Но ищут вас. По всем аулам ищут. Скажи мне где искать ее, что бы кунаки пришли в дом твой за калымом, передам я им, а вас не предам.
Я сказал ему где дом мой, что бы он через  шесть дней сообщил Байчоровым о том где дочь их. И спросил дорогу верную у него, с родником по пути. Указал дорогу он нам. Через час мы были у родника. Напились вдоволь. Я собрал фундука много и алычу желтую, тем и подкрепились. Поспали часа два и к полудню собрались в путь. Но Джескангир мой отказался идти. Не змея ли ужалила его, ни клещи ли кровожадные с подножья гор ранят тело его. Нет, ничего с ним. Просто не идет. Будто осел, а не конь огнегривый. Мой Джескангир. Тогда Белла подошла к нему и стала просить его. И он околдован хрустальным бархатом ее голоса пошел дорогою верной в земли Чеченские. Я тогда сказал ему - два.
Следующие дни  пути мы шли по дорогам мне знакомым. Осетинская земля радовала нас изобилием рыбы и ягод. Ингушская земля накормила уткой и дала приют в пещере. Питались мы грибами, орехами, пойманную самку зайца отпустил я, котная она была. Вечером перед закатом подошли мы к реке, что, разделяют землю  Чеченскую и Ингушскую.  Напились воды свежей, я помог Белле моей взобраться на коня моего любимого Джескангира. А сам взяв его за поводья шел рядом. Но вдруг брыкнулся он на месте и скинул Беллу мою с седла. Лишь чудом я успел словить ее и все же повредила она руку свою при падении.
Взял ружье я свое, и выстрелил в голову ему. И сказал ему - три.
Всю ночь стоя на коленях я оплакивал коня своего любимого. И лишь на рассвете когда коршуны развивались над головами нашими в ожидании обеда своего оставил я тело его, погладив на прощание золотую гриву его. Дальше мы пошли пешком, и через один день и одну ночь на рассвете сентября шестнадцатого дня вошли в село своё.
Одел я на палец кольцо невесте своей. Кольцо красивое. Караханом мастером в кубачах сделанном. Бриллиантом украшено. И сказал я Белле. Приедут братья твои, тебя обратно забрать. Ты скажи им, что кольцо на тебе, и не снимешь его. Но если захочешь уйти с ними то сними его и положи себе в карман его, и увези с собою, на память обо мне. Белла с матерью моею в старом доме спали, я с отцом и братом моим младшим в новом.  Утром нужно было готовиться к свадьбе.
На рассвете прибыли братья Беллы моей. И друзья их. Селяне насторожились. Отец мой громко сказал соседям всем. Мирный народ Вашендероя, ламро, не переживайте ни за что. Сын мой которого с мальства знаете, украл невесту из земли Карачаевской. Приехали братья ее, разговор говорить о ней. Захочет уйти с ними она, сын мой отпустит ее, а не захочет уйти, то свадьба скоро в доме моем. Вышел старший брат её Тамерлан. Покажите нам сестру нашу. Пускай выйдет к нам и покажет нам, что нет ран на ней и глаза ее не наполнены слезами или расскажет нам, как без спросу сбежала от нас, как разбила сердца наши и наших престарелых родителей. И пускай с нею рядом встанет тот мужчина, что сыном твоим зовется (обращался к моему отцу), что украл сестру нашу.  Мама моя вывера Беллу мою из дома в одеждах чистых и вела ее по двору к воротам. И я вперед нее вышел и руку протянул ему назвав имя свое. Но руку мою отверг он, и лишь смотрел как сестра их идет со двора с матерью моей. Цела ли ты сестра моя? Спросил он ее. Оживились все братья ее и друзья их, что прибыли вместе с ними.
Я цела ответила она. Брат мой, прости меня. Я приняла кольцо от мужчины этого, кольцо мастеров кубачинских, на палец свой. Я сделала свой выбор брат мой, и вот он. Мой будущий муж. Но клянусь памятью предков, что не опозорила ни род мертвых ни род живых. И можете забрать меня в дом наш отчий. И не буду противиться я, и умалю  жениха своего не противиться вам. Но знайте все, что будет это против воли моей.
Улыбнулся Тамерлан и сказал.
- Так тому и быть сестра моя. И обнял Тамерлан её как может только брат обнять сестру родную.  И протянул мне руку, по мужски сжав ее. И возрадовались все. И вошли во двор мой как родственники уже. И сказал Тамерлан, что к свадьбе пришлет только одну женщину из рода своего и одну подругу Беллы моей, что бы по обычаю нашему прошла свадьба. И со стороны невесты не было никого кроме двух. Что бы засвидетельствовали они замужество сестры своей.
Калым отправила семья моя состоящий из 30 овец, 150 граммов украшений из золота, три жеребенка (один от моего любимого Джескангира), 2 бычка, 10 золотых червонцев. И много подарков.
На свадьбе моей было много друзей семьи моей из всех как мне казалось родов и племен человеческих. Не пожалел отец мой ни овец ни коров ни мёда.
Однажды на рассвете на охоту собрался я, волки пришли к нам.  Попросил я Беллу свою.
- Белла моя, нежность моя, любовь моя. Принеси мне плащ мой, что для охоты берегу я, что весит в комнате где храню оружие я для охоты моей и для защиты нашей.
Но ответила мне Белла, ты еще не обулся, пройди и возьми плащ  свой, что в комнате той.
Я сказал ей тогда - раз.
С тех пор живем душа в душу. У нас детей трое. Два мальчика и дочь. Мы обрели свое счастье. Вот уже многие годы все хорошо. Я добываю, она бережет.


Рецензии