Атомная подводная лодка Thresher

В начале 1960-х годов «холодная война» находилась в активной и опасной стадии. Франция и Советский Союз проводили ядерные испытания в атмосфере. Кубинский ракетный кризис (в октябре 1962 года) поставил под угрозу нанесения удара советскими ракетами по большинству городов США.
 
Во время своей службы в РВСН, рассчитывая полётные задания для ракет, мои сослуживцы и я видели в тощей сов. секретной книжечке целей координаты больших густонаселённых городов.

Уничтожение их населения  должно было оказать на противника такое же моральное воздействие, как на японцев бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.

У военных это называется «неприемлемым ущербом». Не нужно одних американцев изображать людоедами, советские руководители тоже не были вегетарианцами.

Хорошо понимаю академика Сахарова, который пришёл к пацифизму после создания  своего ужасного оружия и предложения смыть волной с побережья американские города.
 
Американцы в те годы форсировали строительство подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ).
 
Подводники всегда подвергают себя опасности, эксплуатируя невероятно сложную технику в опасных и суровых условиях враждебной человеку среде. В этом отношении они ничем не отличаются от космонавтов.

АПЛ «Thresher» была головным кораблём в своем классе, новым типом быстроходной ударной подводной лодки глубоководного погружения. У неё был обтекаемый корпус, напоминающий торпеду.
 
Эти подводные лодки могли развивать скорость до 20 узлов на поверхности и до 30 узлов под водой. Они имели длину 278 футов (84,7 м), ширину 31 фут (9,4 м).  Лодки были вооружены самонаводящимися торпедами Mk.37, противолодочными торпедами SUBROC и морскими минами.

АПЛ  «Thresher» разработали для охоты и уничтожения советских подводных лодок. Это была самая быстроходная и малошумная подводная лодка своего времени, оснащенная самыми современными системами вооружения и гидролокационной техникой.

Подводная лодка загадочным образом затонула в 1963 году, в результате чего погибли все находившиеся на борту. Это была первая погибшая атомная подводная лодка.

В 2019 году капитан 1 ранга в отставке Джим Брайант, бывший командир подводной лодки, захотел  ознакомиться с отчетом ВМФ о затоплении «Thresher», но ВМС отказались его опубликовать.
 
Ранее официальное объяснение причин гибели подводной лодки отсутствовало. Но нас этим не удивишь.

У американцев погибли 2 атомные подводные лодки, а в Советском Союзе и в России – 7 атомных подводных лодок.

Брайант подал в суд на командование ВМС и выиграл процесс. Федеральный судья приказал ВМС опубликовать отчёт частями по 300 страниц в месяц.  Всего в отчёте 1700 страниц.
 
В соответствии с Законом о свободе информации, ВМС опубликовали все 1700 страниц показаний, данных в следствии по делу гибели АПЛ «Thresher», и более 100 вещественных доказательств с некоторыми изменениями для публичного ознакомления.

9 апреля 1963 года АПЛ «Thresher» в сопровождении спасательного судна ASR-20 «Skylark» вышла в море для проведения глубоководных погружений.

Целью погружений являлась проверка прочности корпуса на предельных для лодки глубинах (360 м).

Это нормальная практика. Кроме 16 офицеров и 96 матросов и старшин, на её борту находилось 17 гражданских инженеров, прикомандированных для наблюдения за работоспособностью различных механизмов во время погружений.

10 апреля 1963 года «Трешер» находился в 220 милях к востоку от Кейп-Кода. Это была первая подводная лодка, в которой использовался новый стальной сплав HY-80, и ВМС стремились определить, насколько глубоко лодка может безопасно погружаться, имея корпус из этой стали.

В 9:13 утра, находясь на глубине 1300 футов (396,24), подводная лодка связалась по рации с ожидавшим наверху спасательным кораблем подводных лодок «Skylark». С лодки передали сообщение, что возникли небольшие проблемы.

После этого никаких сообщений с подводной лодки не поступало.
 
11 апреля, в 10:30 на пресс-конференции ВМС, официально объявили о гибели подлодки «SSN-593 Thresher».

12 апреля президент Джон Ф. Кеннеди приказал вывесить приспущенные флаги по всей стране в память о погибших в результате этой катастрофы.
 
Командование ВМС создало следственную комиссию с участием самых опытных военно-морских офицеров того времени. Её отчёт сейчас рассекречен.

Одним из ключевых выводов было то, что паяное серебром соединение трубопроводов в системе забортной воды, подверженной давлению моря, скорее всего, разрушилось в машинном отделении.
 
Утечка могла повредить электрическую панель, что привело бы к аварийному выключению реактора. Это действие означало, что подводная лодка внезапно осталась без силовой установки и электроэнергии и работала только на батареях.
 
Проблемы быстро распространились, в результате чего оборудование, необходимое для подъема «Thresher» на поверхность, вышло из строя. Лодка продолжала погружаться, пока её не раздавило давление толщи воды.
 
Подводники не мучились, погибли мгновенно. Разрушение прочного корпуса подводной лодки произошло в течение 0,1 секунды. Корпус подводной лодки развалился на шесть частей, разбросанных на расстоянии мили.

Расследование катастрофы выявило много недостатков при строительстве подводной лодки, вызванных, в том числе, и желанием строителей скорее сдать корабль ВМС.

На момент проектирования сварная система считалась непомерно дорогостоящей. В 1986 году расследование катастрофы «Челленджера» выявило аналогичные причины конструктивных отказов, когда риск считается низким, а затраты на решение любых проблем считаются слишком высокими.
 
Такой выбор всегда будет частью технического прогресса. Достаточно вспомнить полёты первых космонавтов. Между успехом и катастрофой часто очень тонкая грань, что подтверждается гибелью космонавтов в Советском Союзе и в США.

Гибель АПЛ «Thresher» привела к созданию и реализации строгой программы обеспечения «максимально разумной гарантии» безопасности подводных лодок, известной как SubSafe.

После этого не было ни одного случая гибели американской атомной подводной лодки, изготовленной по этой программе.

В 2019 году на Арлингтонском национальном кладбище открыли памятник экипажу «Трешера».


Рецензии
Успех без катастроф не баывает!
С дружеским приветом
Леда

Леда Шаталова   04.06.2024 19:24     Заявить о нарушении
Потому и космонавты гибли.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   04.06.2024 20:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.