Шабашка

ШАБАШКА
В 70-е годы в среде молодых инженеров и научных сотрудников Советского Союза была распространена дополнительная к основной трудовая деятельность под названием «ШАБАШКА», которая представляла собой работу бригады  во время отпуска на объектах народного хозяйства по трудовому соглашению с руководителями совхозов, колхозов и других предприятий.
Занимался шабашкой народ, у которых была необходимость в покупке ЖСК квартиры, легкового автомобиля, дорогой мебели, бытовой техники и другие причины. Один из нашей бригады Леня мечтал купить мотоцикл «Харлей Дэвидсон», Володя и Женя – автомобиль  «Жигули».
В нашем Институте ядерной энергетики такое движение также было распространено.
Был у меня энергичный и предприимчивый друг Володя, который договорился с председателем колхоза на строительство сушильно-зернового комплекса КЗС-20 и стал собирать бригаду из своих знакомых и друзей, работавших в институте. Меня он также уговорил принять участие в его шабашке, хотя я был молодой холостой парень и особой нужды подрабатывать деньги не было, но за компанию согласился.
В бригаде были ещё Петя, Леня, Женя и Саша. Колхоз находился далековато в километрах 150 от Минска, поэтому ездили на потрёпанном Запорожце Володи и на Жигуле Саши.
Перед майскими праздниками поехали,  на обочине дороги в низинах ещё лежал снег. Интересно, наблюдая за дорогой и окружающей местностью, я ощущал какое-то дежавю, что здесь я уже бывал, потом вспомнил, что эту поездку я видел во сне.
Добрались без приключений, устроились в сводном колхозном доме для приезжих, ознакомились с объектом, там уже был вырыт котлован и завезены доски для опалубки. Наш бригадир договорился столоваться у одной деревенской хозяйки, но честно говоря, еда была неважнецкая, однообразная, простой белорусский набор блюд: щи, картошка, мясо, молоко или прокисшее молоко. Поэтому к концу отпуска мы порядочно исхудали.

Сколотили опалубку и залили бетоном, от которого опалубка поехала, стали подпирать брёвнами и брусами. С горем пополам забетонировали. Потом монтировали фермы стоек и пол второго этажа. Занялись железом, собрали бункера. Работали дружно, хотя двое работали с ленцой, так бригадир на них иногда покрикивал.
А вот испытания на дружность бригада не вполне  выдержала. Был такой драматический случай. Собранный бункер, лежавший на боку стали втроем переворачивать в рабочее положение, я был посредине. Вдруг бункер стал наклоняться на нас, мои партнёры на краю отбежали, а я остался  держать на поднятых руках бункер, а он медленно наклоняется на меня и мне из под него не выскочить. Мои партнёры в страхе наблюдали и ничего не предпринимали, чтобы спасти меня. К счастью это увидел бригадир, схватил жердь потолще и подпер бункер, и я выскочил из под него. Володя обматерил трусливых работяг, если бы не его своевременная помощь, бункер мог бы меня придавить. На этом инцидент был исчерпан, но у меня остались сомнения насчет их надёжности.

Начали собирать более сложное оборудование, бригадир мне, инженеру-механику, поручил собирать норию, как наиболее сложный механизм. Приходилось с помощью кувалды и какой-то матери подгонять. С помощью крана смонтировали бункера на второй этаж и две нории.
Обшили стены, а потом крышу на фонаре над норией, на коньке которой наш бригадир бесстрашно ходил, демонстрируя нам свою смелость, а это высота порядка 15 метров если не выше.
Один из наших боялся высоты и отказался на крыше работать, сославшись на плохие предчувствия. Тут ему сообщили о рождении у него сына и бригадир его отправил домой.

Отдых у нас был примитивный, один раз ездили в баню в Несвиж, снаружи осмотрели Несвижский замок князя Радзивила и домой в деревню.
За отпуск не успели закончить объект, по выходным приезжали на работу, а бригадир взял отпуск за свой счёт и работал до изнеможения. Приезжая на объект, видели, что Володя исхудал и был мрачный и задумчивый, ведь вся ответственность за работу лежала на нем.
Однажды на его Запорожце ночью возвращались домой по лесной дороге и застряли в большой луже, на руках вытаскивали автомобиль из лужи и заночевали в лесу. Тогда меня прихватила ангина, пришлось отказаться от поездок.
Вскоре с горем пополам закончили объект и сдали заказчику.

У меня впечатления от шабашки были негативные: работа в грязи, плохое питание и каждый сам за себя, работали с нарушениями техники безопасности, хорошо хоть обошлось без травм. Заработали около 900 рублей при зарплате на основной работе 130 р. На них купил хороший финский костюм и половину суммы отдал Володе, он обещал через месяц вернуть, но вернул через полгода.
После шабашки зарекся ездить на подобные мероприятия, к тому же, меня вскоре повысили в должности и в зарплате.


Рецензии