Кузя и Тобик

Желто-белый кот Кузя и черный, с белым галстуком, пес Тобик – друзья с детства.
Кузю маленьким котенком хозяин принес домой в рукавице, а Тобика – толстого коротышку, похожего на бочонок, подарил ему сторож с хлебопекарни.
Друзья вместе живут в доме, все у них общее: комната, коврик, игрушки, еда и лекарство. С возрастом у каждого из них проявился свой характер, свои повадки и природные инстинкты. Но это нисколько не мешает им оставаться друзьями, вместе бродить по двору и всюду, где только вздумается. Не обходится у них без игр и шалостей. Они часто шныряют в палисаднике. Их беготня взад-вперед выглядит, как детская игра в догонялки или прятки, при этом раздаются вопли, рычание и мяуканье. Мелькают хвосты и головы. Кто-то за кем-то бежит, перескакивает через штакетник и скрывается в бурьянах от преследователя.
После игр четвероногие друзья отдыхают или спят, а, проснувшись, ухаживают друг за другом. Кузя, когда Тобик облизывает его мордашку, шею, бока и брюшко, от удовольствия закрывает глаза и тихо урчит. Глядя на него, и не скажешь, что это милое создание – гроза для мышей, проныра и проказник. Тобик совсем другой: прямолинейный, на вид глуповатый, но на самом деле очень умный и добродушный пес. Меньшему другу он прощает все его выходки и шалости, снисходительно относится к нему даже во время еды, когда тот, нахаленок, шипит возле миски от жадности, поднимая шерсть дыбом и держа хвост трубой.
Если Хозяйка идет доить корову, Кузя садится на пороге хлева и терпеливо ждет, когда она выйдет с полным подойником парного молока. Он мурлычет, ласково трется об ее ноги, всем своим видом выказывая свое расположение и привлекая к себе ее внимание.
– Мой пушистик, налью тебе, налью. Ах, подлиза!.. И тебе дам сахарную косточку, – говорит Хозяйка Тобику. – На, возьми!
– Хозяин тоже любит Кузю и Тобика, и они привязались к нему. Когда он возвращается с работы домой, то его приближение первым учуивает кот. Не успеют скрипнуть ворота, как он встрепенется и, радостно взметнув над спиной роскошный хвост, бежит встречать Хозяина. Но обычно и кот, и пес по своим, только им известным, часам заранее узнают время его прихода. Тобик (здесь за ним первенство), поджав уши, во всю прыть несется навстречу распростертым объятиям. Кузя знает: ему не опередить Тобика, и тогда он залезает на клен или садится на ступеньку крыльца. Но, погодя, спрыгивает на землю и, не спеша, будто отсчитывая каждый шаг, важно, с кошачьим достоинством направляется встречать приближающихся друзей.
После отдыха Хозяин выходит во двор. "Эй, разбойничье племя, на рыбалку махнем?" Кот и пес – тут как тут, охотно вскакивают в коляску мотоцикла. С нескольких попыток заводится мотор. Мотоцикл выруливает на дорогу, мчится по улице, вырывается на степной простор и с ветерком несется прямо к пруду. Подъехав к прибрежным вербам, останавливается в их тени. Хозяин берет рыболовные снасти, идет к воде. Кузя и Тобик – следом за ним.
С пруда тянет сыростью и запахом застоялой воды. Легкий ветерок гонит к берегу серебристую рябь. Напуганные незваными пришельцами, зеленые лягушки шумно прыгают в воду и прячутся в камышах.
Хозяин расставляет удочки и забрасывает  закидушки. Проходит время, и вот задрожал пробковый поплавок, пошел в сторону, нырнул под воду. Взметнулась вверх изогнутая удочка-самоделка. Описав дугу, шлепнулся на траву красноперый карась. Отталкивая друг друга, четвероногие друзья бросаются к рыбке. Пес почти накрыл ее лапой, но ловкий кот в последний момент прямо из-под носа выхватывает добычу и уносит под корягу.
– Эх, ты, остался с носом! – говорит Хозяин собаке. – Плохой ты рыбак! Не та реакция. Учись у меня!
Тобик обнюхал место, где только что лежал карась. Делая вид, что ничего не произошло, приблизился к Хозяину, сел на задние лапы, зевнул лениво и уставился на водную гладь. Следующая рыбка досталась ему.
В свободное от рыбалки время Кузя и Тобик – дома. Они спят, гуляют и шалят. То соседских кур  располохают, то ведро опрокинут, то половую тряпку или комнатные тапочки затащат в темный угол.
Ночью Кузя ловит мышей, а днем – воробьев. Около забора лежит куча бревен. Так давно лежит, что за это время возле нее вырос большой куст дикой смородины, на который садятся воробьи, не подозревая о смертельной опасности.
 Кот углядел птичек и стал за ними охотиться. Он незаметно крадется по просвету между бревнами из одного конца в другой, к кусту. Воробьишки наперебой переговариваются между собой: "Жив! Жив! Жив!" Но вдруг их разговор обрывается. Пырх! – и улетели. Это Кузя спугнул их... Однако в стремительном прыжке из укрытия он успел схватить нерасторопного летуна. Из его цепких когтей мало кому удавалось вырваться, а если и случалось, то, наверняка, без хвоста.
Отведав воробъятинки, Кузя ложится сверху на бревна, нежится под солнечными лучами, сладко дремлет. Пока он греет свои бока, Тобик от безделья бродит по двору. Его путь пролегает мимо кучи бревен. Сытого кота покидает чуткий сон. Он встает, потягивается, изогнув спину, и готовится к... развлечению. Когда пес подошел совсем близко, он, как ловкий акробат, вспрыгивает ему на спину. От неожиданности Тобик, как ошпаренный кипятком, срывается с места и, вместе с седоком, со всех четырех лап несется, куда глаза глядят. Он, словно вихрь, летит по улице, цветнику, огороду... Кажется: ничто не может остановить его. А маленький демон будто прирос к собачьему хребту. Как опытный джигит на скачках, он весь устремлен вперед. Это выглядит очень забавно и смешно.
Тобик делает несколько кругов вокруг построек, а затем, не сбавляя скорости, влетает во двор в приоткрытую дверь калитки. Бесстрашный кот не поддался панике, продержался до конца, и лишь когда запыхавшийся пес остановился, спрыгнул на землю.
Эти поистине цирковые представления происходят регулярно, почти ежедневно, стали привычными. Когда и как они начались, – никто не знает. Нравится ли это Тобику? Видимо, не совсем, потому что старается их избегать. Но Кузя научился его обманывать. Ради этих развлечений (иначе их не назовешь) он всюду подкарауливает беспечного друга. Приникая к земле, прячась в траве, стараясь быть незамеченным, он выбирает удобный момент, прыгает на спину Тобику и катается на нем, пока не надоест.
К сожалению, всему приходит конец.
Однажды утром Хозяйка не обнаружила кота. С ним иногда такое случалось и раньше: задерживался на ночной охоте или у кошек-подружек.
– Где Кузя? – задала она вопрос не столько Тобику, сколько самой себе.
Ответ пришел позже, когда она выглянула за ворота. Посреди дороги лежал ее любимец-кот. Верткий и быстрый был Кузя, но машина оказалась быстрее его. Не перебежал он дорогу, не успел ее пересечь. Так и остался лежать на ней головой к родной хате.
Тобик все дни оставался один. На всех смотрел печальными глазами, казался осиротевшим и беззащитным. Он ходил с поникшим хвостом и всюду принюхивался: искал друга. Иногда он садился на задние лапы и жалобно скулил, с надеждой ждал, что вот-вот выскочит из подворотни Кузя, подбежит к нему, заурчит и лизнет его в нос. Но кот не появлялся.
В хату принесли нового котенка. Он всем понравился, но Тобик не подошел к нему. Он даже не обратил на него ни малейшего внимания. Видимо, так и не смог позабыть своего неразлучного друга Кузю.


Рецензии