Добровольно принудительная цифровизация образовани

              Доклад к.ю.н. А.В. Швабауэр на Европейско-Азиатском конгрессе (май 2024) по теме оцифровки образования и государства.

Ситуация погружения нашей школы в цифру достигла такого накала, что буквально спикер Государственной Думы подверг критике чрезмерную цифровизацию в обращении к кандидату на пост министра просвещения.

В ответ министр просвещения, который уже назначен, отметил, что традиционное образование никуда не уходит и цифра лишь в помощь учителю.

Спикер государственной думы справедливо отметил, что это лишь лозунги и мы видим, анализируя нормативную базу, что это, действительно так, а мы наблюдаем процесс добровольно принудительного погружения образования в цифровую сферу.
Надо в первую очередь отметить, что целью, судя по анализу документов, является массированный перевод учащихся на самообучение на цифровых платформах.

Второе. Тотальный цифровой контроль населения с перспективой перехода к рейтингу. А если брать шире - то наблюдаем процесс передачи государственных функций в цифровые руки частных структур.

Если мы посмотрим нормативную базу, то мы увидим, что показателями эффективности работы как чиновников, так и школ является именно процент доли цифр, в которую погружено соответствующее учреждение или регион.

Посмотрите, например, стратегическое направление в области цифровой трансформации образования. Утвержден документ распоряжением правительства 18.10.2023 года. Документ разработан по результатам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта». Эту конференцию регулярно проводит Герман Греф с приглашением иностранных специалистов. И получается, что рекомендации банковских структур ложатся в основу уже документов и нормативных актов государственного значения.

Согласно данному документу, планируется внедрение технологий искусственного интеллекта в сферу образования.

Во-первых, впервые откровенно говорится о цифровой трансформации дошкольного образования. Речь идет о садах и яслях. Мы уже получаем негативные отклики воспитателей, которые жалуются на то, что им просто некогда заниматься детьми. Они вынуждены постоянно что-то вносить в какие-то цифровые порталы, регистрироваться, вносить какие-то данные.

На первый план выходит необходимость обработки так называемых больших данных, а дети интересуют всё меньше.

Согласно этому документу, к 2030 году должна быть обеспечена возможность управления цифровой траекторией и личностными достижениями обучающегося. То есть, считается , что это возможно только в цифровом формате. А что сейчас невозможно управлять своими достижениями и строить планы?

К 2030 году также должны функционировать экспертные системы искусственного интеллекта для автоматизации проверки домашних заданий планирования образовательных программ. То есть сейчас вот учителя у нас не могут планировать программы и проверять домашние задания? И должна быть обеспечена возможность осуществлять взаимодействие с наставниками.  Получается, что сейчас взаимодействия нет.

Среди приоритетов – создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме. Речь идет о том, что это используется от случая к случаю, как какая-то демонстрационная возможность.

Никто не против того, чтобы учитель что-то демонстрировал на доске иногда, используя проекторы… Речь о том, что ученик должен иметь некий личный кабинет. Где он должен иметь возможность в полном объёме выполнять те задания, которые ему в цифровом виде высылаются дальше.

Согласно этому документу, среди задач мы видим формирование эффективной системы выявления поддержки талантов у детей. А иначе мы никак не можем выявить и развить таланты у детей.

Ключевой системой образования здесь названа Федеральная государственная информационная система «Моя школа» и развиваться она будет на базе платформы «Сферум». Тенденцией в сфере образования названа следующая:
Экосистемный подход – удовлетворения всего спектра образовательных потребностей на базе единой цифровой платформы.

Эти реформы не имеют ничего общего с реальным адекватным отношением к образованию, к обучению детей. Никакого нормального воспитания на цифровой платформе мы не получим, потому что воспитание и обучение – это работа глаза в глаза. Любой нормальный психолог, педагог – специалист в сфере воспитания подтвердит это. Тем не менее нормативные документы исходят из обратного.
 
Рисками в этом документе названо нежелание граждан использовать цифровую образовательную среду в связи с отсутствием доверия. К счастью, действительно, граждане не хотят.

Среди целевых показателей мы видим долю обучающихся и родителей с цифровой траекторией и долю педагогов, которые имеют возможность автоматизировано проверять домашнее задание. Везде мы видим один и тот же индикатор – количество уникальных пользователей в месяц. То есть, не качество образования, а именно количество кликов в цифровой системе. Это теперь становится показателем качества образования в нашей стране.

Согласно приказу минцифры от 18 ноября №600 – планируется к 2030 году достичь доли обучающихся с цифровым профилем, то есть 100% детей должны быть в цифре. Соответственно те, кто отказывается от цифрового профиля оказываются за бортом образования.

Согласно этому документу, доля заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых с использованием технологии автоматизированной проверки к 2030 году, должна составить 70%. И, к сожалению, мы видим на практике реализацию этих планов.

Например, в Москве развивается московская электронная школа. В апреле этого года имела место рассылка в школы приказа, согласно которому цифровые домашние задания засчитываются только если его выполнили не менее 70% учеников от общего количества в группе.
Напомним, что в Москве зарплата учителя зависит от того, насколько он использует вот эту самую МЭШ – московскую электронную школу. Получается, что зарплата учителя у нас увязана на процент его отказа от непосредственного общения с учениками.
(продолжение в видеоролике на ютубе)

 


Рецензии