Иван Шумилов и его победы

     Огромную роль в обороне Москвы во время Великой Отечественной войны сыграл 6-й истребительный авиационный корпус ПВО. Достаточно сказать, что в многочисленных воздушных боях летчики этого корпуса сбили 1.076 вражеских самолетов.

     В составе корпуса сражались сотни отважных летчиков-истребителей, бесстрашных воздушных бойцов. Одним из них был Иван Петрович Шумилов. Вкратце биография его такова.

     Родился он 28 мая 1919 года в селе Михайловка (ныне Лебединский район Сумской области Украины) в семье рабочего. Украинец. В 1933 году окончил 6 классов школы в городе Лебедин, в 1934 году - школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в городе Керчь.

     С августа 1934 года по февраль 1935 года он трудился бондарем в Керченском рыбтресте. В 1936 году окончил 2 курса Керченского металлургического техникума. С февраля 1936 года работал слесарем на Керченском металлургическом заводе имени П. Л. Войкова, с сентября по декабрь 1937 года - бондарем на Керченском бочарном заводе. В 1937 году окончил Керченский аэроклуб.

     18 декабря 1937 года Керченским городским военкоматом Шумилов был призван в ряды Красной Армии.

     В феврале 1939 года он окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова, после чего стал служить в 16-м истребительном авиационном полку ВВС Московского военного округа.

     С 22 июня 1941 года сражаясь в составе 16-го авиаполка Иван Шумилов защищал Москву, вылетал на прикрытие своих войск и штурмовку войск противника.

     К февралю 1942 года лейтенант И. П. Шумилов на самолете МиГ-3 совершил 112 боевых вылетов, в том числе 12 вылетов на штурмовку войск противника, в 7 воздушных боях сбил лично 7 самолётов противника (в том числе 1 - тараном) и 2 в составе группы.

     Указом Президиум Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года отважный летчик был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 666).

     Ещё какое-то время Шумилов продолжал служить в составе 16-го авиаполка. Затем, с января по июль 1943 года он был заместителем командира и штурманом эскадрильи 67-го авиаполка ПВО, в июле 1943 года назначен лётчиком-инспектором по технике пилотирования 320-й истребительной авиадивизии ПВО, с ноября 1944 года до конца войны был штурманом 495-го авиаполка ПВО.

     Всего на боевом счету Шумилова 7 лично сбитых вражеских самолётов и 2 самолета сбитых в групповых боях.

     Думается, интересно будет сравнить воздушные победы Ивана Шумилова с документами противника о потерях. Наверняка при этом нам удастся узнать что-нибудь особо интересное и важное. 

     Итак, первая воздушная победа Шумилова датируется 25 октября 1941 года. Тогда, восьмерка летчиков 1-й эскадрильи старшего лейтенанта Н.П. Дунаева, в числе которых был и Шумилов, вступила в бой с группой немецких самолетов Ме-110 в районе Малоярославца. В 11 часов 35 минут у деревни Чернецкая наши летчики сбили один Ме-110, которого записали на всех участников боя.
     Да, в немецких документах зафиксировано, что Bf 110D-3 Werk.Nr. 4331 из состава II./ZG.26 был поврежден на 25% при аварийной посадке в районе Ковалево. При этом утверждается, что это была не боевая потеря. Так ли это было или нет – кто его знает? К тому же, не понятно, о каком Ковалево идёт речь? Например, деревни с таким названием есть в Можайском районе Московской области и в Ржевском районе Тверской области. 

     6 ноября шесть пилотов эскадрильи капитана Н.П. Дунаева вели бой с четырьмя бомбардировщиками Ю-88 и сбили их всех. Кроме младших лейтенантов И.Н. Заболотного, А.А. Митюшина, Н.А. Семёнова, уничтоживших по одному «юнкерсу», отличился и Шумилов – в 8 часов 55 минут он сбил Ю-88 в районе села Высокиничи в Жуковском районе Калужской области.
     По данным документов противника, бомбардировщик Ju 88А-4 Werk.Nr. 3579 (5К+КL) из состава 3./КG.3 не вернулся из боевого вылета в район Москвы. Пилот самолета лейтенант Фриц Дрефаль, хоть и был ранен, однако смог вернуться в свою часть. Другие члены экипажа - наблюдатель унтер-офицер Ганс фон Гер, бортрадист унтер-офицер Ганс Каин и бортрадист фельдфебель Карл Гейнц - пропали без вести. Что ж, вполне может быть, что этот самолет уничтожили летчики 16-го авиаполка, однако кто именно мы, при всём желании, сказать не можем.

     Спустя несколько дней - 14 ноября – в период 13.40 – 13.50 звено наших летчиков в составе капитана Н.П. Дунаева, младших лейтенантов Н.А. Семёнова и Шумилова на высоте 3.000 метров сбило самолет-разведчик Хш-126, который упал в 7-10 км юго-западнее Наро-Фоминска.
     Немцы признают, что их Hs 126В-1 Werk.Nr. 4212 из состава 3.(H)/Aufkl.Gr.41 был подбит и совершил аварийную посадку на аэродром Шары, получив небольшие повреждения, оцененные ремонтниками в 15%. Вот только, где находился этот аэродром Шары, определить пока не удалось.

     16 ноября звено капитана Н.П. Дунаева в период 15.55 – 16.15 вело воздушный бой с 12 пикировщиками Ю-87 и 15-20 истребителями Ме-109 в районе Серпухова. Советские летчики сбили 2 Ю-87 и 2 Ме-109, в том числе один «мессер» сбил возле деревни Слобода герой нашего рассказа Шумилов.
     В документах противника отмечено, что один Bf 109 из состава II./JG.51 был подбит и разбился при аварийной посадке. При этом пилот фельдфебель Юлиус Уссманн получил сотрясение мозга. Другой Bf 109F-2 Werk.Nr. 5409 из состава III./JG.51 был поврежден на 40% при аварийной посадке в районе Spa-Lukoschina. Жаль только, что истинное название этого населенного пункта и его местонахождение не известно.

     Очень успешным для Ивана Шумилова выдался день 2 декабря. Сначала в 11 часов 25 минут в бою у Дедовска он сбил Ме-109ф.
     Немецкие документы сообщают, что фельдфебель Георг Брей из состава 1./JG.52 на истребителе Bf 109 F-2 Werk.Nr. 12745 «Weisse 6» в воздушном бою с истребителями в районе села Рублево был сбит и пропал без вести. Правда, не понятно в районе какого именно Рублево, так как населенных пунктов с таким названием в районе Москвы несколько.
     Позже, в 14 часов 35 минут Шумилов в составе пятерки капитана Н.П. Дунаева вылетел на патрулирование в район Снегири – Петровское – Голицино. Возле станции Крюково Шумилов атаковал звено Ю-87, шедших под прикрытием звена Ме-109. На редкость удачным пуском реактивных снарядов «РС» ему около 15 часов 35 минут удалось сбить сразу два Ю-87.
     Действительно, немцы признают потерю двух пикировщиков из состава 5./StG.1 в районе Наро-Фоминска. Один Ju 87R-4 Werk.Nr. 6288 (6G+FH) уклоняясь от атаки истребителя или получив повреждения от разрыва «эрэса», случайно столкнулся с другим Ju 87R-4 Werk.Nr. 6208 (6G+NR), после чего оба самолета рухнули на землю. Из экипажа первого «юнкерса» пилот не пострадал, а борт-стрелок обер-ефрейтор Шольце погиб. Экипаж второго самолета – пилот обер-лейтенант Йоахим Ригер и борт-стрелок унтер-офицер Зирер – погиб. Между прочим, Ригер был опытнейшим пилотом и командиром отряда. Погиб он во время своего 257 боевого вылета и посмертно был награжден Рыцарским крестом.

     Звено капитана Н.П. Дунаева отличилось и в бою 24 декабря против трёх Ме-109. Ведущий и младшие лейтенанты А.А. Митюшин и Н.А. Семёнов совместными усилиями сбили один «мессер». Другой Ме-109ф сбил в 10 часов 40 минут возле станции Руза младший лейтенант Иван Шумилов.
     К сожалению, документы противника не подтверждают эти успехи наших летчиков. Единственная потеря немцев – это пилот 1./JG.52 фельдфебель Герхард Поль, который на Bf 109F-2 Werk.Nr. 12694 разбился при взлёте с аэродрома Дугино (юго-восточнее Ржева).

     Последняя воздушная победа Шумилова была отмечена 4 января 1942 года. В тот день около 13 часов 30 минут он в составе группы вылетел на штурмовку войск противника в район Адуево, Кондрово, станция Митяевская и с задания не вернулся. Что же с ним произошло? 
     В наградном документе об этом сказано так:
     «4.1.42 г. возвращаясь с штурмовки в р-не М. ЯРОСЛАВЕЦ был атакован 7 самолетами противника Ме-109. Не имея боекомплекта (весь был израсходован при штурмовке) умелыми маневрами не дал себя подбить, выбрал момент и ТАРАНИЛ один Ме-109.
     В результате тарана отлетел винт, рассыпался мотор, машина загорелась. Т. ШУМИЛОВ с ожогами лица выбросился из своей машины на парашюте с высоты 200 метров».
     Правда, по другим данным, он вступил в бой с двумя истребителями Me-109. Как утверждал Шумилов, одного из «мессеров» он ударил винтом по кабине. При этом немецкий пилот был убит и вместе с самолетом упал в 8-9 км северо-западнее Малоярославца.
     Самого Шумилова, получившего ожоги и ушибы, подобрали пехотинцы 43-й армии. Вскоре он вернулся в свой полк.
     Очень жаль, однако вражеские документы не подтверждают героический таран советского летчика. Во всяком случае, никаких потерь в «мессерах» немцы в этот день не имели. Зато, в свою очередь, их ас лейтенант Ганс Штрелов из 5./JG.51 примерно в то же самое время сбил два русских истребителя МиГ-3.

     Вот такое получилось у нас исследование воздушных побед Ивана Шумилова. Осталось только немного рассказать о его дальнейшей судьбе. После войны он продолжал службу в ВВС, занимал ряд высоких руководящих должностей. В 1961 году в звании полковника он уволился в запас.

     Последние годы своей жизни Герой Советского Союза Иван Петрович Шумилов проживал в Москве. Умер он 22 июня 1987 года и был похоронен на Кунцевском кладбище.


Рецензии
Олег , поздравляю ,
сегодня Вас включили в обзор Проза.ру на http://proza.ru/2025/02/08/1056

АУ Проза.ру . Иван

Иван Шумилов и его победы ( Олег Каминский )

Иван Шмаков 3   07.03.2025 10:35     Заявить о нарушении
Иван, благодарю за сообщение!

Олег Каминский   07.03.2025 10:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.