Успенский Колоцкий монастырь
Московская область, Можайский район, село Колоцкое, п/о Александрово
Храмы монастыря:
1. Собор Успения Пресвятой Богородицы
2. Церковь прмч. Елисаветы Феодоровны (в южном келейном корпусе)
3. Колокольня
Другие постройки и объекты:
4. Северный келейный корпус (1785 г.)
5. Настоятельский корпус (1784-1794 гг.)
6. Монастырские постройки
7. Северо-восточная башня старой ограды (сер. XVIII в.)
8. Современная ограда монастыря
9. Ворота ограды (вход в монастырь)
10. Места разрушенных башен старой ограды (кон. XVII – сер. XVIII вв.)
11. Утраченные стены старой ограды (кон. XVII – сер. XVIII вв.)
12. Пруды
13. Источник (в 0.5 км к югу от монастыря)
14. Некрополь
Как же здорово, когда у древней обители сохраняется и передаётся из уст в уста легенда о возникновении такого чудесного места. И таковая у Колоцкой обители имеется.
Однажды некий местный житель с крестьянским именем Лука, проходя по берегу речушки под названием Колочь, случайно подняв глаза на дерево, что росло на этом берегу, увидел икону Богоматери. Как утверждает людская молва, произошло это в начале 15-го века. Давно. Лука снял икону с дерева и бережно принёс её в свой дом. И лежащий в доме больной его родственник в это же время получил исцеление.
Показать такую икону Лука отправился в Можайск, где его встретил сам князь Андрей Дмитриевич Можайский, сын великого князя Московского Димитрия Донского. И снова произошли исцеления от иконы. Дальше – больше. Крестьянин Лука, наверное, по совету князя, отправился в Москву, где был принят митрополитом московским Фотием.
Чудеса и исцеления от иконы, что ни странно, принесли некоторое богатство. Когда, наконец, Лука вернулся в родной городишко, то сразу построил себе каменный дом со слугами. Понравившаяся ему беспечная жизнь всё больше увлекала. И наконец, он не заметил, как стал просто пьяницей. От всего этого разгула пришли и болезни.
И однажды, когда уже крестьянина Луку почти согнули эти напасти, в минуту прозрения к нему пришло понимание всего с ним происходящего. И он призвал на помощь князя Андрея. Тот продал по завету всё накопленное имущество крестьянина Луки, а на полученные средства предложил устроить обитель, где самым первым пострижеником сам Лука и становится. В дополнение князь Андрей пожертвовал обители земельные угодья. Конечно, с крестьянами. И дальше по жизни помогал ей.
Как и полагалось в те времена, за малым исключением, новообразованная обитель была вся деревянной. И деревянной оставалась до начала 17-го века. Монастырь процветал. Но не долго. Смутное время изменило всё: государство и церковь. С огнём прошлись просвещённые польские воины и по этим местам. Естественно, монастырь разорили и пограбили. И так стоял он в запустении 20 лет, когда потихоньку стал восстанавливаться. И всё это восстановление затянулось ещё на несколько десятков лет. Только к концу 17-го века, наконец, взялись за монастырь серьёзно.
Был расширен и перестроен Успенский собор. Территорию монастыря обозначили стеной с башнями. Деревянные постройки заменили на каменные. Каменными стали: 2-этажный барочный настоятельский корпус постройки 1785 года, 2 каменных братских корпуса, 3 амбара, кузница, скотный двор, к нему 2 избы для рабочих, странноприимный корпус.
При монастыре на двух десятинах земли располагался фруктовый сад (400 плодовых деревьев). Вне ограды была устроена деревянная часовня на каменном фундаменте, деревянный гостиный двор с 3 жилыми комнатами, кузница, гумно, мельница на речке Колочи. И четырехъярусная колокольня над южными Святыми вратами.
Но, как в Смутно время, в начале 19-го века монастырь оказался в гуще событий Отечественной войны. После того как французские войска вошли в монастырь, они там устроили лазарет. А когда культурные европейские солдаты начали отступление из России, они, как и водится в их традиционном понятии, сожгли и разграбили монастырь. Восстанавливали монастырь уже на деньги Синода. И опять потянулись верующие к очагу православия.
Но очередная напасть не заставила себя долго ждать. Грянула революция. И монастырь закрыли. В обители сразу же организовали бедняцкую коммуну. После, когда с беднотой было покончено, в здания бывшего монастыря въехал созданный интернат детей инвалидов. Во время Великой Отечественной войны другим службам и коммунальному хозяйству пришлось потесниться. В его стенах был организован госпиталь.
После победы на территории вместе уживались и сельская школа, и сельский совет. И даже родильный дом. От полного обветшания и разрушения старых зданий монастыря спасло, как всегда, решение о постановке на охрану государеву. И только через тридцать лет остатки архитектурного ансамбля монастыря были возвращены Церкви.
Но напасти вместе с войнами и поветриями не покидает монастырь. Спасали, спасали драгоценную православную реликвию от врагов и атеистов. А она всё равно пропала. В мирное-то время! Речь идёт о Колочской иконе Божией Матери. Ту, что нашёл простой крестьянин в запутавшихся ветвях дерева.
Интересен извод этой иконы. Как утверждают историки, первоначально икона была похоже на складень с изображением Богородицы с младенцем в середине, со стоящими по бокам Николаем Чудотворцем и пророком Илией. По изводу икона была близка к Владимирскому облику Богоматери. Но есть и исследователи, которые причисляют к восточному варианту «Путеводительницы», а именно схожей со Смоленским образом Богородицы. Со временем икона начала приобретать новых дополнительных персонажей на своих полях. Поэтому поздние образы этой иконы стали приобретать сюжет многолюдности.
Сегодня на иконе можно увидеть и Иоанна Предтечу, и Симеона Богоприимца, и Василия Великого с Иоанном Златоустом и Григорием Богословом. И даже архангелов. Как утверждают те же исследователи чудотворной иконы, это стало традицией после поновления старой иконы в 1611 году.
При каких обстоятельствах пропала икона, и главное, что предпринимается, чтобы её отыскать и вернуть на законное место – эти два вопроса улетают в пустоту. Информации нет.
В октябре 1997 года монастырь возобновлён как женский и действует самостоятельно. А в Успенский собор помещён современный список Колочской иконы.
* *Л.И. Денисов "Православные монастыри Российской империи". – М., изд. А.Д. Ступина, 1908 г., стр. 773.
"Соборы.ру"
Фото автора. План В.Д.Куркова
Корректура М. Зуйкова
Русавкино, май 2024 г.
Свидетельство о публикации №224052800289