От крестоносцев до Красной Армии

 От крестоносцев до Красной Армии
(необычная мозаика обычного города в центре Израиля)

          Эти шесть небольших зарисовок связаны воедино только одним – месторасположением. Все описываемые события происходили в разные годы и эпохи, при разных властях и с разными людьми, но на одном и том же клочке земли. Здесь, в центре страны, сейчас раскинулся курортный город НЕТАНИЯ, тут круглый год невысокие тёплые волны Средиземного моря лениво накатываются на песчаные пляжи, лишь изредка достигая подножия отвесного уступа, отстоящего на несколько десятков метров от кромки воды. Отсюда почти одинаковое расстояние, примерно в сотню километров, до Ливана на севере и до Египта на юге, а в ясную солнечную погоду на востоке видна синеватая цепь холмов. Это уже территория Палестинской автономии. Итак, начинаем с седой старины.

======Перевалочный пункт отважных рыцарей========

         Первые отряды крестоносцев, прибывших на Святую Землю морским путем из южной Европы, захватывали удобные природные гавани и строили там крепостные сооружения. Так было жизненно необходимо для хранения провизии и оружия для защиты от сарацинов (общее название всех мусульман), а также для приема последующих отрядов "воинов Христа". Отсюда, от кромки прозрачных, играющих солнечными бликами, средиземноморских вод, начинались трудные походы рыцарей в глубь, неизвестных ранее земель, но к известной и заветной цели – Иерусалиму. Однако, никакая, даже самая мощная, крепость не может существовать изолированно на чужой враждебной территории. Нужна надежная связь между подобными опорными пунктами. Необходимо контролировать дороги, протоптанные тысячами конских копыт, по всему морскому побережью. Изгибы береговой линии не всегда создают удобные гавани через короткие, а тем более равные расстояния. Если между портом Аскалон (Ашкелон) и ашдодской приморской крепостью Кастеллум Бероар всего 15 км, то между замком Арсур (Герцлия) и укреплённым портом Кейсария необходимо пройти около 40 км. Для, облаченного в доспехи, всадника такой переход под палящим солнцем – дело весьма непростое. Если же по этому пути еще двигается обоз, то даже за день никак не управиться, к тому же в дороге не раз можно подвергнуться смертельной атаке мусульманского воинства. Поэтому, где-то посередине пути, должно быть удобное, защищенное место для отдыха, а может быть и ночлега. Тут же желательно иметь, хотя бы малочисленный, отряд воинов для контроля близлежащего отрезка приморской дороги. Поэтому в районе нынешней Нетании на холме, что в одном километре от моря, и возникает небольшое фортификационное каменное строение. Этот малоизвестный сегодня замок носил красивое название Роже Ламборди. Как следует из имени, объект принадлежал некоему Роже из Ломбардии, исторической области в северной Италии, центром которой является Милан. Именно этот район, наряду с Германией и Францией, был на рубеже XII и XIII веков местом выхода крестоносцев в первый поход.

     Исходя из размеров (33 м в длину и 10 – 12м в ширину) описываемого сооружения, это даже не замок, а укрепленный пункт, с небольших башен которого можно было наблюдать за дорогой, тянущейся вдоль побережья. Такие строения историки называют придорожными замками, поскольку тут также находили приют и христианские паломники, прибывающие вместе с войском в Палестину. Обычно подобные пункты воздвигали рыцари из ордена тамплиеров. Как и в большинстве средневековых строений, здесь был внутренний двор и, вероятно, подвалы для съестных запасов и оружия. В исторических документах данное сооружение впервые упоминается в 1135 году (между 1-м и 2-м крестовыми походами). Просуществовало поместье Роже на протяжении всех восьми походов вплоть до 1277 года.
           С середины XIII века мамлюкское войско султана Бейбарса начинает решительную войну против "воинов христовых". Захватывая один за другим укрепления крестоносцев, сарацины стараются как можно сильнее разрушить их, чтобы лишить захватчиков возможности защищаться. Особенные усилия прилагаются для ликвидации строений в гаванях с целью затруднения высадки новых "освободителей". В 1272 году крестоносцы навсегда были изгнаны из родины Христа. Через пять лет маленький замок на холме уже серьезно поврежден, но не разрушен полностью. Потянулись годы и века арабского владычества, а потом и турецкого.
        Выщербленные стены продолжали возвышаться над приморской равниной, а развеваемые пески дюн не сильно припорошили каменное основание. Спустя столетие у этих руин было основано небольшое поселение, жители которого активно использовали камни замка для постройки своих скромных жилищ. В XVIII веке тут уже существует арабская деревня Ум-Халед, которую через несколько десятилетий сильно разрушили войска Наполеона, отступающие после бесславной осады неприступных стен Акко.

          Поселение, однако, быстро восстановили, и на протяжении XIX века оно неоднократно упоминается вместе с развалинами замка в заметках английских исследователей Ближнего Востока. Так в 1816 году Джеймс Бэкингэм пишет, что селение у остатков стен очень бедное, и в нем всего 10 -15 жилых строений. В 1872 году в Палестину прибывает Клауд Кондер для руководства картографическими работами. В своих записях он отмечает наличие колодца и резервуара для воды в деревне у развалин замка. В том же году Чарльз Вильямс, географ и археолог, делает рисунок для книги "Живописная Палестина". На нем изображена сикомора (большое дерево существующее и поныне на улице Минц), а на заднем плане четко выделены развалины крепости. При создании поселения Нетания, в конце 20-х годов прошлого века, у арабского шейха из Ум-Халеда были куплены, прилегающие к селу, земли. Однако сам замок в эту площадь не вошел, поскольку находился в жилой зоне деревни.
         В 1946 году английский археолог П. Лич проводит раскопки на территории замка, и ему удается составить общий план этого сооружения. Во время войны за Независимость (1948 год) жители деревни покинули ее, и все дома вместе с крепостью вошли в состав г. Нетания.
          Сегодня на этой площадке можно увидеть только остатки восточной башни и небольшой фрагмент стены. Остальная территория заросла густым кустарником и засыпана бытовым мусором. Вплотную к древнему сооружению расположен одноэтажный жилой дом. Городским властям известно о плачевном состоянии средневековой реликвии. В 2004 году один из членов муниципалитета представил в местную комиссию предложения по восстановлению объекта, отметив его туристический потенциал и возможные источники финансирования необходимых работ. К сожалению, до сих пор ничего не сделано в этом направлении.

====Американская семья Штраус, океанский лайнер "Титаник" и Святая Земля====

         Тем временем мир не стоял на месте. Древняя цивилизация Европы конкурировала с новой быстроразвивающимися землями, так называемого, Нового Света – Америкой. В XIX веке значительная часть евреев, спасаясь от бедности и европейского антисемитизма, предпочла перебраться не на пустынную историческую родину, а в самую динамичную страну мира -  США.
        Вот и семья Лазаруса Штрауса прибыла из немецкой Баварии на заокеанские просторы, поселившись в штате Джорджия. Все трое его энергичных и умных сыновей с юных лет включились в работу.
Будучи верующими людьми, они не забывали о духовной родине своего народа - Палестине. Отдавая должное героическим первопроходцам, поставивших своей целью возродить еврейскую жизнь на исторической родине, они, проживая в Америке, как могли помогали этому уголку земли на берегу Средиземного моря.
            Так сложилось, что, родившиеся и выросшие в еврейской семье, Исидор (1845-1912) и Натан (1948-1931) лишь в пожилом возрасте (1912) смогли посетить Святую землю. До этого они были очень заняты другими делами. Старший владел сетью универмагов и был членом конгресса США. Натан же посвятил себя деятельности, которое потомки назовут "революцией в питании человечества". Когда он возглавил в 1880 г. Нью-Йоркский совет по вопросам здравоохранения, то обнаружил причину высокой детской смертности. Как ни странно, но это был основной продукт детского питания – коровье молоко. Подобная трагедия не обошла стороной и его семью: скончалась новорожденная дочь. Было установлено, что дети, потребляя молоко, заражаются от инфицированных, хотя и внешне здоровых, коров. Выход был найден – это пастеризация (нагревание и быстрое охлаждение) молока, убивающая опасные микроорганизмы.
       Семья Штраусов стала инициатором и основным спонсором создания сети молочных станций по всей стране, добиваясь, чтобы всё производимое молоко проходило процесс пастеризации. Было построено почти 300 подобных станций в 36 городах. Это был подвиг на национальном уровне: если в 1891 году "молочная" смертность составляла 125 на 1000 детей, то к 1925 году она снизилась до 15. Таким образом, было спасено 450 тысяч детей.
Благотворительная деятельность Натана Штрауса включала также субсидированную продажу угля неимущим семьям в холодные зимы, открытие приютов для бедняков и многое другое.
 
          Итак, весной 1912 года братья Исидор и Натан Штраусы, взяв с собой жён, отправляются в Европу. Находясь в Риме, они, разделявшие идеи сионизма, решают впервые в жизни посетить Палестину, благо она находится не так уж далеко от прекрасной и шумной Италии. К тому же их младший брат Оскар за несколько лет до этого оставил престижную службу в качестве посла США в Османской империи, в состав которой входила Палестина, и много рассказывал братьям о самоотверженных еврейских первопроходцах на этом заброшенном клочке земли.
       Святая Земля в это время года расцветала лишь отдельными пятнами лугов на общем фоне скудной запылённой зелени в полупустынной местности. Из-за тяжёлых климатических условий только небольшие оазисы пахотной земли были разбросаны маленькими островками среди пересохших пространств красно-бурой земли. Европейские страны не спешили осваивать землю без полезных ископаемых. Отсутствие людей с рабочими профессиями дополняло безрадостную экономическую картину Святой Земли. Но были и признаки возможного изменения ситуации в будущем. Основным фактором, вселяющим надежду, была еврейская эмиграция из Европы, начавшаяся слабым ручейком в 80-х годах XIX века и несколько усилившаяся в первое десятилетие ХХ века. Евреи жили тут и раньше, но, в основном, в четырёх святых городах (Иерусалим, Цфат, Тверия и Хеврон) и посвящали значительную часть жизни, изучению Святого писания, существуя, преимущественно, на пожертвования, получаемые из диаспоры.
        Братья в ужасе смотрели на этих местных евреев, большинство семей которых жило в печальной бедности и страдавших от различных болезней, голода, жадных турецких чиновников и бедуинских банд.
        Уже через несколько дней Исидор не выдержал и, оглядев очередную улицу блуждающим взглядом, сказал:
       - Хватит смотреть на облезлых верблюдов, нищие лачуги и, постоянно молящихся, учеников религиозных школ. Надо возвращаться в Европу, а оттуда домой. Давай дадим ещё денег и уберёмся отсюда!
       В отличии от него, Натан понимал, что одними деньгами положение серьёзно не поправишь. Нужны здоровые, образованные, деловые люди. Они договорились, что Исидор с женой Идой возвращаются в Рим, оттуда переезжают в Лондон, где их догонит брат, и все вместе отправятся домой в Америку. Так и сделали. Натан остался вместе с женой Линой и энергично включился в местную жизнь, выделяя средства для конкретных проектов: открытие общеобразовательных школ для девочек, создание сети медпунктов для борьбы с малярией, трахомой и лёгочными заболеваниями. Одновременно с этим, на его деньги начинается осушение болот – источника полчищ малярийных комаров. На подобные проекты ушло две трети огромного состояния Натана Штрауса.
       В эти годы возведение антисемитизма в ранг государственной политики в ряде европейских стран (Польша, Россия) всё более способствует стремлению евреев к поиску безопасного места. Этот процесс поддерживали еврейские организации и отдельные состоятельные евреи-филантропы, которые помогали увеличению численности и развитию еврейской общины (ишува) в Палестине. В этот период иммиграция из Европы превращается в "алию", то есть, в более-менее организованную деятельность по переселению и обустройству евреев на древней родине. Вот в этом процессе  Натан Штраус становится весьма заметной личностью.
         В один из весенних, но уже тёплых дней Натан с женой получают срочную телеграмму от старшего брата Исидора, добравшегося до Англии:
      - Вам необходимо сейчас же оставить Палестину, и немедленно отправляться в Лондон, - писал брат, - я забронировал для нас места на огромном корабле, отправляющемся в Штаты. Не опаздывайте, не упустите свой шанс!
      -Нет - ответил Натан - я ещё побуду тут. Есть много неотложных дел для еврейского населения.
       К тому же, коварная малярия зацепила и его, правда быстро отступила, благодаря лечению у знаменитого местного доктора Гилеля Яффо.

       До Лондона Натан и Лина Штраус добралась лишь 12.04.1912, но опоздали, ведь уже за два дня до этого новенький великолепный пассажирский корабль "Титаник" отошёл от английского причала. Ещё через два дня весь мир вздрогнул от страшной вести: огромный трансокеанский лайнер в ночной темноте столкнулся с айсбергом и затонул.
         Офицер, руководивший погрузкой пассажиров в спасательные шлюпки, учитывая возраст и положение супругов, предложил им незамедлительно занять там места. Исидор отказался, заявив, что останется с мужчинами. Его жена Ида сказала, что не оставит мужа в опасности. Вместо себя они посадили в шлюпку свою горничную Эллен Бёрд. Когда отошла последняя лодка, они продолжали сидеть в шезлонгах на палубе тонущего морского гиганта.
      Узнав о трагедии, Натан решил, что получил знак свыше, и именно Палестина спасла его, а Всевышний сохранил ему жизнь для помощи этой земле.
        Героический труд поселенцев и поддержка таких меценатов, как Ротшильд, Гирш и, конечно же, Штраус, хоть и медленно, но превращали полупустынную землю с кочующими стадами коз и овец в пахотные земли с полями пшеницы, хлопчатника, с оливковыми и апельсиновыми рощами. В новых поселениях и древних кварталах появлялись первые слесарные и столярные мастерские.
         В 20-х годах ХХ века уже существовали и развивались, заложенные в конце предыдущего века, такие населённые пункты, как Петах-Тиква, Рош Пина, Реховот, а также "дитя" начала того века, стремительно расширяющийся, Тель-Авив. Однако обширные, выжженные солнцем пространства, всё ещё разделяли эти немногочисленные еврейские поселения.

====Здесь будет город заложен====

         Общество "Бней Биньямин" было создано в 20-х годах предыдущего века с целью заложения новых еврейских поселений в Палестине. Его основатели были вторым поколением из Первой алии (волны репатриации 1882 -1903 гг.), старавшиеся продолжить первопроходческую деятельность отцов. Основывались поселения по собственной инициативе, без помощи сионистских организаций. Так было создано четыре населённых пункта: Герцлия, Кфар-Агарон (Нес Циона), Нетания и Эвен Иегуда. Может из-за такой самостоятельности эта организация почти не упоминается в исторических официальных документах.

       Решение об основании поселения в центре равнины Шарон было принято в 1927 г. Перед этим секретарь общества Овед Бен-Ами и Итамар Бен-Ави ездили в Македонию (Греция) с целью изучения опыта приёма беженцев, изгнанных из Турции. Среди членов "Бней Биньямин" не было грамотных планировщиков и не получали они никакой экономической помощи. Но посланцев со Святой Земли впечатлил факт, что богатые греки, прожившие за рубежом много лет, вложили капитал в приобретение земли для своего народа. Обрабатывая землю, тамошние крестьяне знали, что она передана им на длительный срок, а этот факт гарантировал их семьям стабильный доход.

       Не получив помощи от отдела сельхозпоселений Гистадрута (профсоюзов), Овед Бен Ами и Итамар Бен Ави поехали в 1928 году в Европу и США для привлечения средств. Но никто денег не давал. Оставалась надежда, что еврейский миллионер Натан Штраус ответит на просьбу и пожертвует средства для нового поселения, впечатлившись обещанием, что это место назовут в его честь. Но и тут неудача – филантроп объяснил, что уже составил завещание и все имеющиеся капиталы поделил между членами семьи. Друзья очень расстроились, но Бен Ами сказал:
       - Мы всё равно построим город и назовём в честь Натана Штрауса, который и так много сделал для нашей родины.
Приобретение земель
         Официальная дата основания Нетании – это 28.02.1929, день первой борозды. Но приобретали земли в 1928 году. Несмотря на бюрократические проволочки, общество получило ссуду в 1000 лир и отдало шейху, как аванс, а остальные 4600 лир собрали будущие поселенцы. Компанию по сбору денег возглавляли два незаурядных человека. Один – Овед Бен-Ами, сын основателей города Петах-Тиква, будущий первый мэр города. Другой – Итамар Бен-Ави, журналист, сын отца современного иврита Элиезера Бен-Иегуды. Так были куплены земли в поселении Ум-Халед, которые находились в собственности шейха Салах аль-Хамдана.
           Приобрели 1400 дунамов земли (1 дунам – 1000 кв. м.) по цене 4 лиры за каждый, и заплатили 5600 лир. Спустя много лет, в 1987 г, Бен Ами рассказал, что шейх объяснил низкую цену тем, что качество земли было не лучшим и годилась она лишь для неприхотливых апельсиновых деревьев и скудных пастбищ.
         После юридического оформления покупки земель у шейха, в декабре 1928 года бригада, возглавляемая Моше Шакедом, начала рыть колодец, и через два месяца добралась до воды. Тогда из Кфар-Тавора и Зихрон-Якова прибыли первые поселенцы. Они приступили к посадке апельсиновых деревьев.
Место было окружено болотами, и с первых дней бушевала малярия, поражая до 20% населения.

=======Нелегальная эмиграция========

         Тем временем наступили 1930-е годы. Английская администрация, под давлением местных арабских лидеров, продолжала политику ограничения годового количества выдаваемых въездных виз. Поэтому, несмотря на существование легальной эмиграции евреев в Палестину из Польши, Германии и других европейских стран, продолжается и их нелегальное прибытие. Эта героическая страница в новейшей истории Святой земли не прошла мимо Нетании, которая была удобным местом для таких действий. Поселение находилось на морском берегу, и в то же время поблизости как от многих мелких еврейских посёлков, так и от более крупных: Тель-Авив и Петах-Тиква. Это позволяло быстро доставить туда нелегалов и укрыть их от британских властей. Порта или даже нормального причала в этом месте не было. Корабли бросали якорь в сотнях метрах от берега, и небольшие шлюпки, как челноки, сновали от борта к мелководью, где люди уже могли спуститься в воду, держа в одной руке над головой свой нехитрый скарб и маленьких детей во второй.

           Первым таким транспортом стало судёнышко "Улас", арендованное "Хаганой" (подпольная еврейская военная организация) и доставившее 350 человек из Польши через румынский порт Констанцу. Всё прошло гладко, тёмная южная ночь быстро скрыла прибывших в окрестных поселениях. Подпольщики воодушевились успехом, и через два месяца решили повторить операцию с этим же судном. Но британцы не дремали и обнаружили корабль в самом начале высадки беженцев. Всего 50 нелегалов успело сойти на берег и добраться до ближайшего поселения. Остальным трём сотням, под угрозой ареста, пришлось остаться на корабле и вернуться в Европу для ожидания следующей попытки. Из-за подобных трудностей этот этап эмиграции получил название "Вопреки всему".
           Самый большая и самая драматическая эпопея развернулась у берегов Нетании в начале 1939 года. Корабль "Катина", выйдя из порта Констанца, после остановки на Кипре почти три месяца оставался в открытом море напротив Нетании. За это время на борту несколько раз заканчивались продукты, вспыхивала эпидемия, судно приняло беженцев с затонувшего корабля "Джако Бет", а британская береговая служба не спускала глаз с судна, не позволяя людям перебраться на берег.  Но в конце концов, полторы тысячи человек несколькими группами высадились на песчаный берег и расселились на новой родине. Всего за пять лет (1934-39 годы) к берегу Нетании подошло около двадцати кораблей, и на сушу спустились более восьми тысяч эмигрантов.
          Еврейское население Святой Земли продолжает увеличиваться, и за упомянутые годы в Палестине появились 235 тысяч новых жителей.  Но не так просто налаживалась жизнь на этом клочке суши у Средиземного моря.

====Трагедия в пасторальном месте====

           После Первой мировой войны, на основании декларации Бальфура о создании "еврейского национального очага" в Палестине, Великобритания в 1922 году добилась от Лиги Наций мандата на единовластие на этой территории. Великая имперская держава должна была создать условия для возникновения как еврейского, так и арабского государств в Восточном Средиземноморье. Однако, привыкшая к роли полноправного хозяина больших заморских владений, Британия не спешила выполнять это решение и покидать стратегически удобный район. С этой целью негласно поощрялась и разжигалась взаимная неприязнь между двумя народами. Поэтому, уже в 20-х годах возникают подпольные боевые еврейские группы как для охраны своих поселений от набегов арабских банд, так и для борьбы с британскими войсками, которые не препятствовали таким атакам. Чуть позже группы объединяются в военную организацию "Хагана" (защита), а в начале 30-х от нее отделяется более радикальная часть бойцов, образуя группу ЭЦЕЛЬ (национальная военная организация). В 1943 году этих ребят возглавил, чудом добравшийся из сталинского лагеря в Палестину, будущий премьер-министр Израиля (1977-1983) Менахем Бегин.

 После окончания Второй мировой войны еврейское население Святой Земли с тревогой наблюдает, что, при новом переустройстве мира, Британия и не помышляет о каких-либо шагах по созданию еврейского государства. Это несмотря на то, что в мае 1946 года получило независимость, созданное под британским мандатом, арабское государство Трансиордания (ныне королевство Иордания). "Хагана" сотрудничала с английской администрацией, предпочитая в отношении ее лишь ненасильственные действия. ЭЦЕЛЬ же являлся сторонником решительных мер, считая, что только путем вооруженной борьбы можно заставить британцев покинуть эту землю. В 1946 году подпольщики взрывают иерусалимский отель "Царь Давид", а через пару месяцев нападают на отделение военной полиции в Рамат-Гане. Во время этой атаки в плен попадает член ЭЦЕЛЯ Дов Грунер и еще трое бойцов. В апреле 1947 года все четверо были казнены по приговору британского военного суда. Для спасения остальных заключенных-подпольщиков через несколько недель совершается нападение на военную тюрьму в Акко. Из пролома в стене бегут 27 бойцов ЭЦЕЛя и несколько десятков арабов. Однако и в этой кровавой стычке английские солдаты захватили троих бойцов из нападавшей группы. Спустя месяц, военный суд приговаривает Авшалома Хавива, Якова Вайса и Меира Накара к казни через повешение. В подполье принимается решение о похищении британских военных и предъявлении ультиматума об ответных казнях. Выполнить это весьма непросто, англичане хорошо вооружены и очень осторожны. После нескольких неудачных попыток в июле месяце в Нетании бойцам ЭЦЕЛя удается похитить двух сержантов, вышедших в город из военной базы отдыха, располагавшейся в северной части города.

         Руководители "Хаганы" и большинство еврейского населения отрицательно отнеслись к этим действиям, опасаясь ответных репрессий со стороны британской администрации. Несколько дней многочисленные военные патрули и сотни жителей прочесывали город и окрестности в поиске похищенных. Город был полностью блокирован, но это не дало результатов. Двоих пленников надежно спрятали в подвале одной из многочисленных мастерских по шлифовке алмазов. Несмотря на предъявленный ультиматум подпольщиков, 29 июля трое бойцов ЭЦЕЛя были казнены во дворе тюрьмы в Акко. На следующий день в подвале мастерской, по приговору суда боевой подпольной организации, были повешены два сержанта английской армии Клифорд Мартин и Марвин Пейс. Чтобы не навлекать ни на кого подозрения, их тела скрытно перевезли в эвкалиптовую рощу, расположенную тогда между Нетанией и мошавом Эвен-Иегуда. Утром казнённых обнаружили охранники поселения и сообщили властям. Опасаясь мести британцев, многие жители начали покидать город, и только обращение мэрии в местной прессе помогло вернуться к обычной жизни.
       Можно долго рассуждать о правомерности и нравственности действий ЭЦЕЛя, но в последующий год, вплоть до полного ухода британцев с палестинской земли, казней арестованных подпольщиков больше не было. Со временем эти бурные события почти стерлись из памяти людей, но осталось название нынешнего лесопарка – "роща сержантов", передаваемое по сей день через поколения.
        После Второй мировой войны начала распадаться колониальная Британская империя. Эти трагические события в Восточном Средиземноморье, таким образом, стали последними в противостоянии английских властей и подпольных еврейских организаций.
         На Святой Земле местное английское правительство подмандатной территории в вооружённых стычках с еврейскими подпольщиками и арабскими бандами доказывает своё право на власть. Одновременно евреи и арабы также не оставляют в покое друг друга, требуя от англичан, держащих тут многотысячную армию, навести порядок. Британским властям также давно уже надоела эта ближневосточная неразбериха.
         Через несколько месяцев, 29 ноября 1947 года, ООН приняла решение о создании на подмандатной Палестине двух государств, еврейского и арабского. На следующий день из Нетании в Иерусалим выехал автобус с гражданскими пассажирами. По дороге транспорт был обстрелян арабами. Пятеро жителей Нетании погибли. Это событие стало фактическим началом Войны за Независимость.
          Еврейский народ ещё не избавился от кошмарных видений Холокоста, уничтожившего шесть миллионов ни в чём не повинных людей. Ещё продолжали прибывать люди, уцелевшие в фашистском аду, прозябавшие затем долгие месяцы в лагерях для перемещённых лиц. На новой родине многим из них пришлось взять в руки оружие для её защиты, другие начали работать на полях и стройках. Но почти всем им ещё долгие годы снились по ночам трёхэтажные лагерные нары и слышались глухие удары дубинок надзирателей. Оказавшись вблизи местной железной дороги, бывшие узники часто невольно вздрагивали при приближении поезда. Стук вагонных колёс был для них тем звуком, который переместил их из нормальной жизни городов и местечек в ад, созданный человеческими руками в центре европейской цивилизации.
       Вот и в Нетании над приморским обрывом стоит обветшалый железнодорожный вагон, один из безмолвных свидетелей человеческого варварства образца ХХ века.
 
====Старый вагон–свидетель Катастрофы====

           Недавно исполнилось 10 лет со дня создания "Яд ле-баним" (музея памяти) в Нетании. На открытой площадке тут размещён старый железнодорожный вагон, который использовался нацистскими властями для перевозки евреев из разных стран Европы в лагеря уничтожения. Инициатива и все действия по доставке сюда этого страшного экспоната принадлежат человеку по имени Рони Дотан. Он нашёл вагон, переправил в Израиль и превратил его в памятник жертвам Катастрофы.
       Тысячи посетителей со всей страны, а нередко и из-за рубежа приходят сюда круглый год и, среди прочего, слышат рассказ о вагоне. Сам Рони, когда присутствует тут, показывает экспонат со всех сторон, приглашает зайти вовнутрь, рассказывая о пути и сложностях доставки такого, простого и внешне безобидного, свидетеля трагедии древнего народа в центре цивилизованной Европы в середине ХХ века.
        Вот его короткий рассказ: "После ухода моего отца в мир иной, в 2006 году, я нашёл старые письма из которых понял, что у него было две сестры (мои родные тёти), погибшие в этой нечеловеческой бойне. Тогда ощутил в душе, что трагедия Второй мировой войны не минула и нашу семью. Из писем узнал, что одна тётя была врачом, а другая – одарённой пианисткой. Обе жили в Берлине. Их привезли в таком вагоне в Ригу, где уже был выкопан ров, глубиной до 15 м, так сказано в немецких архивах. Я знал, что существует проект "камни памяти" который успешно претворяется в жизнь во многих городах Европы. Суть его состоит в том, что на латунных кубиках выгравированы имена жертв нацистов, даты их высылки и смерти (в лагере). Такой предмет вмуровывается в тротуар рядом с домом жертвы или местом работы. Это, как крик из-под земли, призывающий к тому, чтобы люди отвлеклись от обыденного бега времени и вспомнили о злодеяниях, которые не должны повториться. Я послал письмо в Германию и написал, что хочу установить два камня памяти напротив дома сестёр отца. Письмо случайно попало в руки Татьяны Матанья-Рога.  Она и стала тем человеком, с чьей помощью был найден и доставлен аутентичный  "вагон Катастрофы" в Израиль."

            Добровольная помощница Рони Татьяна выросла в Восточной Германии в доме коммунистов, антифашистов и историков. С юного возраста была знакома с ужасами Катастрофы, и участвовала в проекте "камни памяти". Когда Дотан прибыл в Берлин для установки "камней..", он и познакомился с Татьяной.
           "Идея привезти вагон в Израиль была как мгновенная вспышка, озарение – объясняет Рони. - Мы с Татьяной ехали в поезде из Берлина и проезжали мимо многих пустых вагонов, стоящих в стороне от дороги. Попросил Татьяну сфотографировать их. Я думал, что они старые, но оказалось, что относительно новые. Тогда начали искать на свалках и нашли на северо-западе Германии один очень старый вагон. После лабораторной проверки материалов, использованных в нём, было доказано, что именно такой транспорт предназначался для перевозки евреев в период Катастрофы. Его подремонтировали, поскольку пол и потолок были повреждены. Оплатили доставку за счёт пожертвований из Израиля и из-за границы. С предложением об установке этого необычного экспоната мы обратились в муниципалитеты нескольких больших городов в Израиле, но только в Нетании согласились его принять. Нашли фирму, занимающуюся перевозкой больших грузов, которая и перевезла вагон из Германии в Амстердам, оттуда в израильский порт Ашдод."

         В начале января 2024 года в Нетании находилась делегация из 70 молодых женщин из Нью-Йорка во главе с экскурсоводом Шир Лейбович-Шмидт. Она занимается документацией рассказов людей, спасшихся в Катастрофе.
       - Я встречаюсь с женщинами из США, что приезжают в Израиль на год учиться в Иерусалиме на семинаре по иудаизму. На одной из организуемых экскурсий я привезла их в Нетанию к этому вагону, - говорит Шир.
       Впоследствии, одна из таких слушательниц, Ливия Битон-Джексон, написала книгу "Я жила 1000 лет, но повзрослела в Катастрофе". Она посетила музей в 2015 году, увидела вагон и опубликовала короткий рассказ о необычном экспонате, который затем превратился в упомянутую книгу. Это произведение переведено на многие языки в том числе на китайский, японский и, естественно, на иврит. Книга рассказывает о жизни Ливии, о том, как еврейская девочка-подросток в тринадцать лет повзрослела за полтора года в окружении газовых камер, стрельбы, пыток. В лагере ей казалось, что это продолжается 1000 лет. В той страшной обстановке в душе подростка оставалась надежда на спасение, вера в Бога и в доброту человеческого сердца. На обложке книги посвящение: "Рони Дотану в благодарность за усилия по доставке вагона в Нетанию". Ливия репатриировалась в Израиль в 1977, жила в Нетании, затем в пансионате в Иерусалиме и скончалась в 2023 году в возрасте 93 лет.
        Старый вагон, переживший тяжёлые драмы в своей истории, обрёл вторую жизнь на площадке музея. Возможно его покажут в каком-либо фильме или упомянут книге, посвящённой последнему пути евреев в годы Второй мировой войны.

 =======Израиль помнит========

         Ещё 20 -30 лет назад в Израиле проживали многие тысячи людей, прошедшие с боями по всей Европе. Они рисковали своими молодыми жизнями, чтобы уничтожить фашистского монстра, появившегося в центре этой части света и ввергнувшего десятки стран в смертельную бойню. Эти храбрецы хорошо знали, кто сломал хребет гитлеровскому воинству и спас еврейский народ от полного уничтожения.
        В конце ХХ века ежегодные шествия ветеранов войны в День Победы стали неотъемлемой частью жизни страны, а славная майская дата – одним из национальных праздников. Поэтому, вовсе не удивительно, что по решению правительства Израиля и с согласия российского правительства, на Святой Земле был создан и открыт Монумент Победы, посвященный героическому подвигу воинов Красной Армии.
        О намерении Израиля построить такой памятник было впервые объявлено премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньягу в феврале 2010 года во время встречи с главой правительства Российской Федерации Владимиром Путиным, проходившей в Москве. В тот период, в год 65-летия Победы, это предложение было для российской стороны неожиданным.
Обсуждались варианты места установки памятника. В Москве высказывалась идея размещения его в Иерусалиме, но этот вариант был отклонён как проблематичный. В итоге было принято решение о возведении памятника в Нетании.
На проведённом конкурсе проектов победил авторский коллектив из России в составе: Салават Щербаков, Василий Перфильев, Михаил Народицкий. Возведением сооружения руководил нетанийский скульптор Хен Винклер.

         Мемориал был торжественно открыт 25 июня 2012 года. В церемонии приняли участие президент Израиля Шимон Перес, президент России Владимир Путин, мэр Нетании Мирьям Файерберг, другие официальные лица, а также ветераны Великой Отечественной войны.
Стоимость строительства памятника составила около двух миллионов долларов. Генеральными спонсорами выступили Российский еврейский конгресс (РЕК), выделивший около 500 тысяч долларов, и Израильский национальный фонд «Керен ха-Йесод».
         Сооружение состоит из двух частей, символизирующих переход мира от тьмы к свету и победу Красной Армии над нацизмом, означавшую прекращение Холокоста с последующим воссозданием еврейского государства, — чёрного бункера и двух огромных белых крыльев.
        Вторая мировая война в виде скульптур представлена в мрачном тёмном бункере. Справа изображена Катастрофа европейского еврейства, а слева — основные сражения периода Великой Отечественной войны. Эти драматические события народы не должны забывать.
      Вторая часть композиции - это два, блестящих на солнце, белых крыла, символизирующих победу, надежду и память. Аллегорически такой образ соотносится с известной песней «Журавли». По другой версии - это, взлетающие к небу белые крылья голубя, символа мира и добра.
        Мемориал находится на побережье Средиземного моря, неподалёку от памятника бойцам, павшим в войнах Израиля.

      Использованные материалы:
1/ Мазар Нехама "Вагон в Мюнхен". Журнал "60+" (на иврите), №149, 03-04/2024.
2/ Карниель Авив "Первые шаги по созданию поселения Нетания". Книга "Бней Биньямин" (на иврите).
3/ Музей города Нетании. Брошюра-гид.
4/ Натан Штраус. Википедия
5/ Исидор Штраус. Википедия
6/ Малышев Д. и др. "Сионистское освоение Палестины в 1881-1920 гг." Judaica Ukrainica (2012), стр. 145-181. Таврический национальный университет.
7/ Шлаин Геннадий. "По Израилю и не только…". Изд-во "Бейт-Нелли". Тель-Авив. 2019.

       


Рецензии
Не знаю как удалось геннадию Шлаину
вЫудить хАкерски такие информ изЗз
серверов Моссада и сейфа "Информ-Нетаньяху"...

Артур Живаго   26.04.2025 17:57     Заявить о нарушении
Благодарю за прочтение и отзыв. "Ищите и обрящете".

Геннадий Шлаин   26.04.2025 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.