Системый подход при реализации оптимальной техноло
В работе рассматриваются вопросы комплексного подхода при реализации оптимальной технологии обучения подготовки квалифицированных и компетентных специалистов в области геологии и горного дела. Устанавливается взаимосвязь в учебной деятельности образовательных учреждений разных уровней, как основного фактора реализации на практике системы непрерывного образования, подчеркивается в их совместной деятельности поэтапное формирование умственных действий.
Ключевые слова: алгоритм обучающих операций, вариативные компоненты, иерархические системы, интегративные системные свойства, компоненты учебной системы, оптимальная технология, системный объект, системный подход, системообразующие факторы, управление, уровни системы.
В различных областях науки и техники в настоящее время широкое применение нашел системный подход к решению задач повышенной сложности. Системный анализ представляет собой группу методов решения сложных, взаимосвязанных друг с другом проблем. В основе системного анализа лежит понятие системы, где имеется множество объектов, обладающих заранее определенными свойствами и с фиксированными между ними отношениями.
Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Системно-структурный подход, определяя позиции исследователя в восприятии объективной действительности, характеризуется следующим: анализируемый объект рассматривается как система, состоящая из множества элементов, находящихся во взаимодействиях и образующих особое единство, целостность.
Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.
Учитывая достаточно детальную разработку системного подхода в научной литературе, необходимо указать на два важных и существенных обстоятельств его уже в структуре образования:
• первое: выбор позиции педагогом-исследователем - начальный шаг реализации им системного подхода, ибо существуют глубокие различия между системой-предметом и системой-процессом;
• второе: системный подход имеет значительное число относительно самостоятельных его направлений, каждое из которых решает собственные задачи (системно-генетический, системно-исторический, системно-структурный, системно-содержательный, системно-функциональный, системно-методический, системно-информационный и др.).
Применение же данного подхода в системе профессионального образования (например, в геологии и горном деле) позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.
Учебный процесс, рассматриваемый как системный объект, представляет собой довольно сложное структурное объединение различных подсистем, участвующих в обучении. В число которых входят: учебный материал, учебные пособия, технические средства наглядности и контроля процесса обучения, объект обучения – ученик, который также может рассматриваться в качестве сложной самоорганизующейся подсистемы, попутно направляющий и руководящий центр всей системы «учебный процесс» - преподаватель, а еще - стенды, макеты и другие средства наглядности (карты, рисунки, плакаты и т.п. ), висящие на стенах или примкнутые к стенам в учебных аудиториях и лабораторных помещениях…лабораторное оборудование, аппаратура для измерений, столы, стулья, мебель и др.
Все показатели (отдельные компоненты) учебной системы можно распределить по степени важности (степени воздействия на процесс обучения): ведущие, основные, вспомогательные, дополнительные и т.д.
В систему входят также среда обитания…наличие или отсутствие парковой зоны вуза, вспомогательных объектов (библиотеки, читальные залы, столовые, комнаты отдыха и рабочие помещения, мастерские, пункты хранения, гардеробные …).
Образовательная система имеет внешние связи с системой обучения другим предметам, системой отбора абитуриентов в учебное заведение, со способностями специалистов осуществлять определенную профессиональную деятельность, с профессиональной компетентностью, с практической подготовкой обучаемых, а также системой организационно-воспитательных мероприятий, системой отбора на обучение, системой распределения выпускников и т.д.
Но всё же, основными элементами внутренней системы обучения являются субъект и объект, т.е. преподаватель и студент. И от того, как построена взаимосвязь между ними, зависят свойства системы и соответственно результат обучения.
Акад. Бабанский Ю.К.(первым применивший системный подход к учебному процессу), рекомендовал выделять элементы системы обучения с точки зрения основных элементов учебного процесса: целевой, мотивационный, содержательный, организационный, контрольно-корректирующий, оценочно-результативный.
Установлено, что все эти элементы тесно взаимосвязаны и находятся в строгой последовательности. Иными словами, цели определяют содержание, а оно, в свою очередь, определяет принципы обучения, которые в совокупности определяют формы, средства и методы обучения.
Статического подхода к анализу педагогической системы становится недостаточно при построении самих систем, т.е. для описания педагогической системы следует провести ее и динамический анализ, который включает в себя функционирование и развитие каждого из ее элементов. Одним из основных требований современного системного подхода к обучению является рассмотрение обучения как единого взаимосвязанного процесса взаимодействия педагога и студента. В этой системе взаимосвязей преподаватель, стимулируя активно-познавательную деятельность обучаемого, является направляющим и стимулирующим звеном. Именно поэтому систему обучения определенной дисциплине при анализе ее динамики можно рассматривать как единую систему совокупной деятельности преподавателя и студента, как разновидность человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер и обязательно предполагает взаимодействие субъекта ( S ) и объекта (R). Целостность этого явления кроется в общности целей преподавания и учения и невозможности существования одного без другого.
Для выделения элементов данной педагогической системы в педагогике используют системно -деятельносптый подход или анализ педагогической системы с позиций педагогической технологии и управления.
При всех представленных подходах, системообразующим фактором ( Фw ) педагогической системы будет не учебный процесс, а деятельность преподавателя и ученика, которые, в свою очередь, являются также элементами педагогической системы.
Системно-деятелъностный подход позволяет анализировать педагогические системы с точки зрения труда педагога, т.е. его педагогической деятельности. Педагогическая деятельность может быть представлена как трудовой процесс, который включает ряд последовательных этапов: анализ, подготовка, разработка, осуществление, контроль, коррекция. Эти этапы и являются элементами педагогической системы, системообразующим фактором которой является деятельность преподавателя по управлению данной системой.
Характерной особенностью данной деятельности является ее технологичность, которая в данном случае предполагает строгую последовательность действий преподавателя, направленную на получение оптимального результата. Разрабатываемые в процессе педагогической деятельности педагогические системы должны быть подчинены законам непрерывного совершенствования процесса обучения в свете достижений педагогической науки.
. В роли системообразующего фактора в данном случае выступает педагогическая деятельность управления. С этих позиций преподаватель выступает управляющим звеном в педагогической системе. Термин управление пришел в педагогику из кибернетики, и на сегодняшний день изучение управления проводится совместными усилиями многих наук: теории управления, кибернетики, теории систем, теории информатики, педагогики. Управление можно определить, как комплекс необходимых мер влияния на группу, общество, его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития.
Объектом педагогической теории управления являются способы взаимодействия преподавателей и обучаемых в педагогических коллективах при реализации образовательных задач.
Педагогическая система управления является сложной социальной системой. Она делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую. Каждую из этих подсистем, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельные системы с присущими им подсистемами. Таким образом, педагогическая система управления имеет многоуровневую структуру, в каждом звене которого имеются свои направления прямых и обратных связей.
В каждой системе управления можно выделить субъект, то есть звено, которое воздействует или управляет, и объект, то есть звено, на которое воздействуют. В заданной системе субъект и объект активно взаимодействуют.
В данной системе преподаватель и ученик, будучи соответственно субъектом и объектом, осуществляют целенаправленную сознательную деятельность. При этом каждая из подсистем имеет свою специфику деятельности и осуществляется по законам функциональных систем. Чтобы всесторонне познать систему, нужно изучить, прежде всего, ее внутреннее строение, т.е. установить, из каких компонентов она образована, каковы её структура и функции, а также силы, факторы, обеспечивающие ее целостность, относительную самостоятельность, степень прямого и косвенного воздействия .
При методологическом анализе педагогического объекта с самого начала возможны две различающиеся мировоззренческие научные позиции педагога: декларация им своего намерения принять этот объект за нечто целое и выделить в нем элементы или признание системности за качественную характеристику этого объекта педагогики. В зависимости от выбора той или иной позиции педагог будет реализовывать различные стратегии воздействия на объект с целью его преобразования ( обучения).
Основной трудностью в применении системного анализа в обучении является выработка последовательности операций выполнения целенаправленных действий, т.е. алгоритма (желательно инвариантного) обучающих операций, только в этом случае процесс обучения будет менее длительным по времени и, следовательно, более эффективным по конечному результату.
Алгоритм системного анализа выполняет в процессе обучения функцию ориентировочной основы деятельности студента при изучении учебных тем, выполнения практических и самостоятельных работ. Впоследствии, после тренировок на типовых, учебных объектах, студент сможет сам уже определять последовательность применения обучающих приемов или дополнять алгоритм новыми операциями в зависимости от поставленной цели.
Учебно-воспитательный процесс в профессиональном учебном заведении - это целостная педагогическая система, поэтому управление им требует системного подхода. Для этого необходим глубокий теоретический анализ сущности образовательного процесса, как системы, закономерностей его функционирования и развития, а также сущности процесса педагогической деятельности.
Необходимым условием системно-структурного подхода является требование рассматривать предметы и явления действительности не как неизменные и нерасчлененные, а как системы, представляющие структурное объединение первичных элементов в единое целое. Одним из основных принципов такого подхода является рассмотрение системы с точки зрения ее внутреннего строения и целостности. При этом каждая система анализируется как часть некоторой большей системы, то есть всей среды, в которую она вписана и функционирует.
При системном анализе учитываются внешние и внутренние связи исследуемой системы, что подтверждается важнейшим законом диалектики - принципом всеобщей связи. Представление о понятии целостности конкретизируется через понятие связи, которое является общепринятым критерием системности и целостности объекта. Именно такие связи объединяют целое в систему.
Следовательно, для анализа любого объекта, явления, процесса (с точки зрения теории систем) следует определить их структуру, т.е. выделить отдельные элементы и их взаимосвязи. При этом система всегда должна иметь эти связи, т.к. нарушение их приводит к изменению свойств системы (например, в зависимости от того, как соединены между собой в органическом соединении элементы водород, кислород и углерод, образуются различные вещества с различными свойствами; или замена какой-нибудь детали и в техническом устройстве меняет его свойства; изменения контингента могут привести к изменениям психологического климата в коллективе и т.д.).
Точно так же отсутствие какого-нибудь компонента в учебном процессе или в педагогической деятельности преподавателя ведет к изменению результатов обучения.
Системный анализ обычно складывается из основных четырех этапов: первый заключается в постановке задачи – определяют объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения и управления объектом.
Во время второго этапа очерчивают границы изучаемой системы, и определяется ее структура: объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели, они разбиваются на собственно изучаемую систему и внешнюю среду. При этом различают замкнутые и открытые системы.
Третий (важнейший этап) - при этом различают замкнутые и открытые системы. Заключается в составлении математической модели исследуемой системы.
Четвертый этап – это анализ полученной математической модели, определение ее экспериментальных условий с целью оптимизации и формулирование выводов.
Процесс обучения в вузе представляет собой весьма сложную динамическую систему, которая может быть с пользой для дела расчленена на отдельные компоненты (подсистемы), которые в свою очередь могут рассматриваться, как системы более низ шего и подчиненного уровня.
Наглядным примером может служить применение в вузе такого мощного средства (метода обучения), как СРС ( самостоятельная работа студентов) В ней - главный резерв повышения эффективности процесса обучения а, заодно, и качества подготовки будущих специалистов, поскольку именно самостоятельная внутренняя переработка учебного материала, формирование собственных оценочных суждений необходимы для глубокого усвоения научных знаний и их последующего творческого использования.
Учитывая тот факт, что СРС является сложным и многозвенных фактором учебного процесса, то при осуществлении (в рамках одной или всех профилирующих дисциплин) может быть использован и системный аналитический аппарат, сводящийся к определенным реализациям.
Реализация оптимальной технологии СРС при обучении и подготовке компетентных кадров для различных сфер государственного хозяйства страны представляет собой сложную систему формирования умственной деятельности обучаемых. Она для своего осуществления требует выполнения цикла глубоко продуманных мер, и состоящей из множества компонент, необходимых для осуществления СРС - программы и требующего для своего осуществления применения некоторого количества действий, таких как:
• иллюстрация оптимальных методов, приемов приобретения знаний и средств высокоэффективной работы великих людей (разных эпох и народов): естествоиспытателей, деятелей культуры, работников различных сфер деятельности;
• ориентировка молодежи на мотивацию достижения высоких жизненных вершин, и демонстрация огромных потенциальных возможностей человеческого организма при осуществлении познавательных задач;
• методология научного и технического творчества и показ ее возможностей при решении самых различных жизненных проблем и задач;
• методы и средства психолого-педагогического воздействия индивида на себя и окружающих ( индивидуальная и коллективная медитация, тренинг мозга, сознания, переход в виртуальный мир, отключение и включение сознания, подключения составных частей подсознания, научения методикам быстрого перехода в иное психо-энергетическое состояние ( ДЭИР, СК-сознание, медитация, использование альфа ...бета...и тета - циклов и ритмов);
• анализ методов рациональной физической и умственной работы и эффективных приемов умственной деятельности (ориентирование на соблюдение режима дня (объективное сочетание работы и отдыха) и рациональное питание ( исключение из рациона неэффективных и вредных блюд));
Выводы. Главные особенности состояния образования прошлых эпох и нынешнего времени заключаются в том, что если раньше педагоги имели существенные преимущества (редкость и ценность книг, ограниченный доступ к информации и т.п.) перед обучаемыми, то к концу ХХ века их познавательные возможности практически сравнялись (вследствие массового книгоиздания и общедоступности любой информации - научной, социальной, бытовой…), а с появлением дистанционных средств (локальные и глобальные коммуникативные сети, Интернет, мультимедия, ЭВМ, ПК) обучаемые даже стали иметь преимущества перед своими наставниками при получении и даже при обработке разнообразной информации.
Узким (на основе ТРИЗ-программы и особенно метода ФСА) же местом в реализации Программы организации эффективной самостоятельной работы студентов остается вопрос «считывания» обучаемыми информации с различных носителей (книги, мониторы ПК, экраны ТС и пр.) и трансформации её на начальном этапе в запоминающиеся образы ( зрительные, слуховые, тактильные ), а затем и преобразование их в ЗУНы ( знания, умения, навыки).
Связи с этим важным компонентом СРС является наряду с формированием позитивной мотивации, развитие еще у обучаемых более высокой способности к восприятию информации путем применения средств психолого-конструктивного чувствительности (высокая степень сосредоточенности, повышенная внимательность, процесс мобилизации всех позитивных(умение аналитически и критически мыслить, смелость, упорство в достижении цели, настойчивость, высокая работоспособность и пр.) качеств личности, переход на высшие уровни восприятия и др. действия).
В свою очередь каждый крупный компонент общей системы СРС может быть рас-членен на более мелкие составляющие (которые могут анализироваться и подвергаться воздействию и по отдельности). В связи с этим можно будет говорить об иерархическом строении самой системы СРС и «кибернетическим» средствам воздействия на неё.
Системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория же дает основу для правильных практических решений, как отдельных преподавателей, так и всего коллектива учебного заведения.
Поэтому процесс обучения в XXI веке должен быть переориентирован с информационно-логического на структуированно - (вследствие сжатия и преобразования информации)-методологическо-энтропийный тип, где главным средством познания мира и приобретения профессиональных знаний должна стать самостоятельная творческая работа обучаемых при направляющей и консультирующей деятельности всего профессорско-преподавательского состава вуза. Главная задача которых - помочь учащимся, «выделить полезные сигналы на фоне информационных «шумов» различной мощности и частоты». Такая обучающая система позволит всем обучаемым получить добротное образование, а наиболее талантливым студентам получить его в более сжатые сроки по сравнению со своими менее развитыми сокурсниками по лично-качественным «траекториям» ...
Позитивные качества личности необходимо приобрести в вузе, в первую очередь представителям в области геологии, горного дела, металлургии, т.е. представителям профессий от которых в первую очередь зависит техническая мощь государства, к специальностям, относящихся к категории градообразующих и государствоопределяющих.
Рационально - эффективный образовательный процесс следует осуществлять как в интересах самой личности, так и в интересах всего нашего общества.
В самой же системе горно-геологического образования в качестве нового и существенного компонента обучающей направленности выступает инновационная готовность глубоко продуманных действий, организуемая в вузе, с одной стороны – как фактор всестороннего развития личности, а с другой - как ведущий способ подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях непрерывно поддерживаемого образования.
Непрерывное образование - это реальность ХХ1 века. В процессе обучения студент должен быть психологически и практически подготовлен к необходимости постоянно учиться, самостоятельно приобретать ЗНАНИЯ, а главное хотеть приобретать эти знания, т.е. желать пополнять и углублять их, быть готовым затрачивать на это свое время, усилия, энергию, чувствовать повышенный интерес к умственной поисковой работе.
Литература
1.Архангельский С.И.. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. –М.: Высшая школа, 1976. 200с.ил.
2.Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.ил.
3. Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М.: Знание 1972. - 100с.
4. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.
5 Энциклопедия профессионального образования: в 3-х тт. / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1999.
Свидетельство о публикации №224052800751