Системый подход при реализации оптимальной техноло

СИСТЕМЫЙ  ПОДХОД  ПРИ  РЕАЛИЗАЦИИ  ОПТИМАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ    ОБУЧЕНИЯ         ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИМ   СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В СТРУКТУРЕ  НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   

      
    
  В работе  рассматриваются вопросы комплексного подхода при реализации оптимальной технологии обучения    подготовки квалифицированных и компетентных  специалистов   в области геологии и горного дела. Устанавливается  взаимосвязь  в учебной  деятельности   образовательных учреждений   разных уровней, как  основного фактора  реализации на практике системы непрерывного образования, подчеркивается  в их совместной деятельности   поэтапное формирование  умственных действий.   
       Ключевые слова:  алгоритм обучающих операций, вариативные компоненты, иерархические системы,  интегративные системные свойства, компоненты учебной системы,  оптимальная технология, системный объект,  системный подход,  системообразующие факторы, управление, уровни  системы.

 В различных областях науки и техники  в настоящее  время широкое  применение нашел системный  подход к решению  задач повышенной сложности. Системный анализ представляет   собой  группу  методов  решения    сложных, взаимосвязанных друг с другом проблем. В основе системного анализа лежит понятие системы, где имеется множество объектов, обладающих заранее определенными свойствами  и с фиксированными между ними отношениями.
Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Системно-структурный подход,  определяя позиции исследователя в восприятии объективной действительности, характеризуется следующим: анализируемый объект рассматривается как система, состоящая из множества элементов, находящихся во взаимодействиях и образующих особое единство, целостность. 
Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.
     Учитывая достаточно детальную разработку системного подхода в научной литературе, необходимо указать на два важных и существенных обстоятельств его уже в структуре образования:
• первое: выбор позиции педагогом-исследователем - начальный шаг реализации им системного подхода, ибо существуют глубокие различия между системой-предметом и системой-процессом;
• второе: системный подход имеет значительное число относительно самостоятельных его направлений, каждое из которых решает собственные задачи (системно-генетический, системно-исторический, системно-структурный, системно-содержательный, системно-функциональный, системно-методический, системно-информационный и др.). 
Применение же данного подхода в системе профессионального образования (например,  в геологии и горном   деле)  позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.
 Учебный процесс, рассматриваемый как системный объект, представляет собой довольно сложное структурное объединение различных подсистем, участвующих в обучении. В число которых входят: учебный материал, учебные пособия, технические средства наглядности и контроля процесса обучения, объект обучения – ученик, который  также может рассматриваться в качестве сложной самоорганизующейся подсистемы, попутно направляющий и руководящий центр всей системы «учебный процесс» - преподаватель, а еще - стенды, макеты и другие  средства наглядности (карты, рисунки,  плакаты и т.п. ),  висящие на стенах  или  примкнутые к стенам в  учебных аудиториях  и лабораторных помещениях…лабораторное оборудование, аппаратура для измерений, столы, стулья,  мебель  и др.
   Все  показатели  (отдельные  компоненты)   учебной системы   можно  распределить по    степени  важности (степени  воздействия на процесс обучения): ведущие, основные,  вспомогательные,  дополнительные  и т.д.
 В систему  входят также среда обитания…наличие или отсутствие  парковой зоны вуза,  вспомогательных  объектов (библиотеки, читальные залы, столовые, комнаты  отдыха и  рабочие помещения, мастерские, пункты хранения, гардеробные  …).
Образовательная  система имеет внешние связи с системой обучения другим предметам, системой отбора абитуриентов в учебное заведение, со способностями специалистов осуществлять определенную профессиональную деятельность, с профессиональной компетентностью, с практической подготовкой обучаемых, а также системой организационно-воспитательных мероприятий, системой отбора на обучение, системой распределения выпускников и т.д.
Но  всё же,      основными элементами внутренней системы обучения являются субъект и объект, т.е. преподаватель и студент. И  от того, как построена взаимосвязь между ними, зависят свойства системы и соответственно результат обучения.
   Акад. Бабанский Ю.К.(первым применивший системный подход к учебному процессу),   рекомендовал выделять элементы системы обучения с точки зрения основных элементов учебного процесса: целевой, мотивационный, содержательный, организационный, контрольно-корректирующий, оценочно-результативный.
      Установлено, что  все эти элементы тесно взаимосвязаны и находятся в строгой последовательности. Иными словами, цели определяют содержание, а оно, в свою очередь, определяет принципы обучения, которые в совокупности определяют формы, средства и методы обучения.    
     Статического подхода к анализу педагогической системы становится недостаточно при построении самих систем, т.е.  для описания педагогической системы следует провести ее   и динамический анализ, который включает в себя функционирование и развитие каждого из ее элементов. Одним из основных требований современного системного подхода к обучению является рассмотрение обучения как единого взаимосвязанного процесса взаимодействия педагога и студента.  В этой системе взаимосвязей  преподаватель, стимулируя активно-познавательную деятельность обучаемого, является направляющим и стимулирующим звеном. Именно поэтому систему обучения определенной дисциплине при анализе ее динамики можно рассматривать как единую систему совокупной деятельности преподавателя и студента, как разновидность человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер и обязательно предполагает взаимодействие субъекта ( S ) и объекта (R).   Целостность этого явления кроется в общности целей преподавания и учения и невозможности существования одного без другого.
      Для выделения элементов данной педагогической системы в педагогике используют системно -деятельносптый подход или анализ педагогической системы с позиций педагогической технологии и управления.
При всех представленных подходах, системообразующим фактором ( Фw ) педагогической системы будет не учебный процесс, а деятельность преподавателя и ученика, которые, в свою очередь, являются также элементами педагогической системы.
     Системно-деятелъностный подход позволяет анализировать педагогические системы с точки зрения труда педагога, т.е. его педагогической деятельности. Педагогическая деятельность может быть представлена как трудовой процесс, который включает ряд последовательных этапов: анализ, подготовка, разработка, осуществление, контроль, коррекция. Эти этапы и являются элементами педагогической системы, системообразующим фактором которой является деятельность преподавателя по управлению данной системой.   
     Характерной особенностью данной деятельности является ее технологичность, которая в данном случае предполагает строгую последовательность действий преподавателя, направленную на получение оптимального результата.   Разрабатываемые в процессе педагогической деятельности педагогические системы должны быть подчинены законам непрерывного совершенствования процесса обучения в свете достижений педагогической науки.
 . В роли системообразующего фактора в данном случае выступает педагогическая деятельность управления. С этих позиций преподаватель выступает управляющим звеном в педагогической системе. Термин управление пришел в педагогику из кибернетики, и на сегодняшний день изучение управления проводится совместными усилиями многих наук: теории управления, кибернетики, теории систем, теории информатики, педагогики. Управление можно определить, как комплекс необходимых мер влияния на группу, общество, его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития.
Объектом педагогической теории управления являются способы взаимодействия преподавателей и обучаемых  в педагогических коллективах при реализации образовательных задач.
Педагогическая система управления является сложной социальной системой. Она делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую. Каждую из этих подсистем, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельные системы с присущими им подсистемами. Таким образом, педагогическая система управления имеет многоуровневую структуру, в каждом звене которого имеются свои направления прямых и обратных связей.
В каждой системе управления можно выделить субъект, то есть звено, которое воздействует или управляет, и объект, то есть звено, на которое воздействуют. В заданной системе субъект и объект активно взаимодействуют.
       В данной системе преподаватель и ученик, будучи соответственно субъектом и объектом, осуществляют целенаправленную сознательную деятельность. При этом каждая из подсистем имеет свою специфику деятельности и осуществляется по законам функциональных систем.  Чтобы всесторонне познать систему, нужно изучить, прежде всего, ее внутреннее строение, т.е.    установить, из каких компонентов она образована, каковы её структура и функции, а также силы, факторы, обеспечивающие ее целостность, относительную самостоятельность, степень прямого и косвенного воздействия .
При методологическом анализе педагогического объекта с самого начала возможны две различающиеся мировоззренческие научные позиции педагога: декларация им своего намерения принять этот объект за нечто целое и выделить в нем элементы или признание системности за качественную характеристику этого объекта педагогики. В зависимости от выбора той или иной позиции педагог будет реализовывать различные стратегии воздействия  на объект   с  целью его  преобразования ( обучения).
Основной трудностью в применении системного анализа в обучении является выработка последовательности операций выполнения целенаправленных действий, т.е. алгоритма  (желательно инвариантного) обучающих операций, только в этом случае процесс обучения будет менее длительным  по времени и, следовательно, более эффективным   по  конечному результату.
Алгоритм системного анализа выполняет в процессе обучения функцию ориентировочной основы деятельности студента при изучении учебных тем, выполнения практических и самостоятельных работ. Впоследствии, после тренировок на типовых, учебных объектах, студент сможет сам  уже определять последовательность применения  обучающих приемов  или дополнять алгоритм новыми операциями в зависимости от поставленной цели.
Учебно-воспитательный процесс в профессиональном учебном заведении - это целостная педагогическая система, поэтому  управление им требует системного подхода. Для этого необходим глубокий теоретический анализ сущности образовательного процесса, как системы, закономерностей его функционирования и развития, а также сущности процесса педагогической деятельности.
  Необходимым условием системно-структурного подхода является требование рассматривать предметы и явления действительности не как неизменные и нерасчлененные, а как системы, представляющие структурное объединение первичных элементов в единое целое. Одним из основных принципов такого подхода является рассмотрение системы с точки зрения ее внутреннего строения и целостности. При этом каждая система анализируется как часть некоторой большей системы, то есть всей  среды, в которую она вписана и функционирует.
При системном анализе учитываются внешние и внутренние связи исследуемой системы, что подтверждается важнейшим законом диалектики - принципом всеобщей связи. Представление о понятии целостности конкретизируется через понятие связи, которое является общепринятым критерием системности и целостности объекта. Именно такие связи объединяют целое в систему.
Следовательно, для анализа любого объекта, явления, процесса (с точки зрения  теории систем)  следует определить их структуру, т.е. выделить отдельные элементы и  их взаимосвязи. При этом система всегда должна иметь эти связи, т.к. нарушение их приводит к изменению свойств системы  (например, в зависимости от того, как соединены между собой в органическом соединении элементы водород, кислород и углерод, образуются различные вещества с различными свойствами; или замена какой-нибудь детали и в техническом устройстве   меняет его свойства; изменения контингента могут привести к изменениям психологического климата в коллективе и т.д.).
      Точно так же отсутствие какого-нибудь компонента в учебном процессе или в педагогической деятельности преподавателя ведет к изменению результатов обучения.
     Системный анализ обычно  складывается из основных четырех этапов: первый заключается в постановке задачи – определяют объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения и управления объектом.
      Во время второго этапа очерчивают границы изучаемой системы,  и определяется ее структура: объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели, они разбиваются на собственно изучаемую систему и внешнюю среду. При этом различают замкнутые и открытые системы.
       Третий (важнейший этап) -  при этом различают замкнутые и открытые системы. Заключается в составлении математической модели исследуемой системы.
       Четвертый этап – это анализ полученной математической модели, определение ее экспериментальных условий с целью оптимизации и формулирование выводов.
Процесс  обучения  в  вузе  представляет собой  весьма сложную динамическую  систему, которая  может быть  с пользой для дела   расчленена  на   отдельные  компоненты (подсистемы), которые в  свою очередь  могут рассматриваться, как  системы  более низ шего и подчиненного уровня.
Наглядным примером может служить  применение  в вузе  такого мощного  средства (метода обучения), как  СРС ( самостоятельная работа студентов)  В ней - главный резерв повышения эффективности процесса обучения а, заодно, и качества подготовки будущих специалистов, поскольку именно самостоятельная внутренняя переработка учебного материала, формирование собственных оценочных суждений необходимы для глубокого усвоения научных знаний и их последующего творческого использования.
       Учитывая  тот факт, что   СРС  является   сложным и многозвенных   фактором учебного процесса, то при  осуществлении (в рамках одной или всех профилирующих дисциплин)    может быть использован  и   системный  аналитический аппарат, сводящийся  к  определенным    реализациям.
      Реализация  оптимальной технологии СРС при  обучении и  подготовке  компетентных кадров   для  различных сфер  государственного хозяйства страны  представляет собой сложную  систему формирования умственной деятельности  обучаемых. Она для   своего осуществления  требует выполнения  цикла глубоко продуманных мер, и состоящей  из  множества компонент, необходимых для осуществления  СРС  - программы     и требующего   для своего осуществления применения  некоторого количества  действий,  таких как:
• иллюстрация оптимальных методов, приемов приобретения знаний   и средств   высокоэффективной работы великих людей (разных эпох и народов): естествоиспытателей,  деятелей культуры,  работников различных  сфер деятельности;
• ориентировка  молодежи  на мотивацию достижения высоких  жизненных вершин,   и демонстрация огромных потенциальных возможностей человеческого организма  при   осуществлении познавательных задач;
• методология научного  и технического творчества   и показ ее возможностей при решении самых различных жизненных проблем  и задач; 
• методы и средства   психолого-педагогического воздействия индивида на себя  и окружающих ( индивидуальная и коллективная медитация,  тренинг мозга,   сознания, переход   в  виртуальный мир, отключение и включение сознания, подключения  составных частей   подсознания,  научения  методикам   быстрого  перехода  в иное  психо-энергетическое состояние ( ДЭИР,  СК-сознание, медитация,   использование  альфа ...бета...и тета - циклов  и ритмов);
• анализ методов рациональной физической и умственной  работы  и эффективных приемов   умственной деятельности (ориентирование на соблюдение   режима   дня  (объективное сочетание  работы   и  отдыха)  и    рациональное питание                ( исключение из рациона  неэффективных и вредных блюд));
Выводы.  Главные  особенности    состояния образования прошлых эпох и нынешнего   времени заключаются в том, что  если раньше педагоги  имели существенные преимущества    (редкость  и ценность книг,  ограниченный доступ к информации и т.п.) перед  обучаемыми, то  к концу ХХ века  их познавательные  возможности практически  сравнялись (вследствие массового книгоиздания и общедоступности любой информации - научной, социальной, бытовой…), а с появлением дистанционных средств (локальные и глобальные  коммуникативные  сети,  Интернет, мультимедия, ЭВМ, ПК)  обучаемые даже  стали иметь  преимущества перед своими наставниками  при получении  и  даже при обработке  разнообразной информации. 
Узким (на основе ТРИЗ-программы и особенно метода ФСА) же местом  в реализации Программы организации эффективной самостоятельной работы   студентов  остается вопрос  «считывания»    обучаемыми  информации  с различных носителей  (книги, мониторы ПК,  экраны  ТС и пр.) и трансформации её   на начальном этапе  в запоминающиеся образы  ( зрительные, слуховые, тактильные ), а затем и преобразование их в  ЗУНы ( знания, умения, навыки).
Связи с этим важным компонентом   СРС  является  наряду  с формированием  позитивной мотивации, развитие еще  у обучаемых более высокой   способности  к  восприятию  информации путем применения  средств  психолого-конструктивного чувствительности (высокая степень сосредоточенности, повышенная внимательность,    процесс мобилизации всех позитивных(умение аналитически и критически мыслить, смелость, упорство в достижении цели, настойчивость, высокая работоспособность и пр.) качеств личности, переход на высшие уровни восприятия и др. действия).
В свою очередь каждый  крупный компонент  общей системы СРС    может быть рас-членен на более мелкие составляющие (которые могут анализироваться и подвергаться воздействию   и по отдельности).  В связи с этим можно будет говорить  об иерархическом строении самой   системы  СРС  и «кибернетическим» средствам воздействия на неё.
      Системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория же  дает основу для правильных практических решений,  как отдельных преподавателей, так и всего коллектива учебного заведения. 
Поэтому  процесс обучения  в  XXI веке  должен  быть переориентирован   с  информационно-логического  на  структуированно - (вследствие сжатия и преобразования информации)-методологическо-энтропийный  тип, где главным  средством  познания мира  и приобретения  профессиональных знаний   должна стать  самостоятельная творческая  работа обучаемых  при  направляющей  и консультирующей деятельности  всего профессорско-преподавательского состава   вуза. Главная задача которых -  помочь  учащимся,  «выделить полезные  сигналы на фоне информационных «шумов»  различной мощности и частоты». Такая обучающая  система  позволит всем обучаемым  получить добротное   образование, а наиболее талантливым  студентам   получить его  в более сжатые сроки по сравнению со своими менее  развитыми  сокурсниками по лично-качественным  «траекториям» ... 
     Позитивные качества личности  необходимо  приобрести  в  вузе, в первую очередь   представителям  в области  геологии, горного дела, металлургии, т.е. представителям профессий  от которых в первую очередь зависит  техническая  мощь государства, к специальностям, относящихся к категории градообразующих  и  государствоопределяющих. 
      Рационально - эффективный образовательный процесс   следует осуществлять как в интересах  самой личности, так и в интересах  всего  нашего  общества.
        В  самой  же   системе  горно-геологического  образования в качестве нового     и существенного компонента обучающей направленности  выступает   инновационная готовность глубоко продуманных действий, организуемая в    вузе, с одной стороны – как фактор всестороннего развития личности, а с другой - как ведущий способ подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях непрерывно поддерживаемого  образования.
      Непрерывное образование - это реальность ХХ1 века. В процессе обучения студент должен быть психологически и практически подготовлен к необходимости постоянно учиться, самостоятельно приобретать ЗНАНИЯ, а главное хотеть приобретать эти знания, т.е. желать пополнять и углублять их, быть готовым затрачивать на это свое время, усилия, энергию, чувствовать  повышенный интерес к умственной поисковой работе. 

Литература

1.Архангельский С.И.. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. –М.: Высшая школа,  1976. 200с.ил.
2.Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.ил.
       3. Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М.: Знание 1972. -   100с.
4. Профессиональная  педагогика:  Учебник  для студентов,  обучающихся  по  педагогическим  специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.
       5 Энциклопедия   профессионального   образования:   в 3-х  тт. /  Под  ред. С.Я. Батышева. – М., 1999.


Рецензии