Рецензия на сериал LOST. 20 лет спустя

Это странно звучит, но двадцать лет назад вышел прекрасный сериал "Лост". Двадцать лет тому назад.
Внезапное ощущение: насколько же смешно теперь выглядит весь сериал, насколько надуманный мирок, где ужасы типового американского человечка выглядят, как авиакатастрофа, дымовой монстр (бука под кроваткой), таинственные Другие, голод на тропическом островке, полном свиней, манго и двух урожаев в год. Но в центре всего - нелепое и дурацкое противостояние, высосанное из пальца.
И насколько мне ближе персонаж Джона Локка, который всю жизнь ждал этого адского острова, это приключение героя, который не хотел быть героем, но пришлось. Или огромный Хьюго "Херли", добрый, порядочный, простой, к которому остров всегда добр, а зло (убийство Либби) причиняют только люди, но не таинственный остров.
И, конечно, Бен Лайнус, как его описывали в те годы - "великолепное ничтожество".
Но именно он здесь, наравне с Джоном Локком, и получается главным персонажем. Его бытовое зло, саоеобразный островной Наполеончик, его путь от омерзительного деспота до помощника Хранителя Острова - вот что интересно, вот что меня восхищает. Остальные шаблончики бродят по Острову, страдают, стреляют, мечутся, хоронят, терзают себя и других. И жутко напоминают компьютерную симуляцию, чем в итоге и оказываются.
А троица - Локк, Хьюго и Бен просто живые. Человек искушаемый, человек неискушенный и человек, прошедший искушение.
И смотришь на других актеров, да, они, конечно, хорошие, местами умеют играть, местами красивы и сексапильны. Но вот это трио неудачников, Терри Куинн (Локк), Хорхе Гарсиа (Хьюго) и Майкл Эмерсон (Бен Лайнус) - для них волшебство свершилось, и придуманный таинственный Остров (и сам сериал) каждому дал свое.
Терри и Майкла популярность сериала забросила в высший эшелон, Терри просто получил подтверждение всему своему творческому поиску и пройденному пути, в Лосте он сыграл очень много того, что хотел сыграть - от инвалида-колясочника до демона. Попутно захватив романтическую линию, проблему отцов и детей, проблему беспризорности сильного человека в нашем обществе и т.п.
А Майкл пошел туда, где ему стало интересно, как он сам очень скромно говорил в интервью. Потом был очень интересный техно-детектив "В поле зрения", а сейчас " Evil", где Майкл упивается комедийным жанром. И сегодня - грустная роль в"Fallout", маленькая, но очень-очень важная для всего проекта .
А что же Хорхе Гарсиа, толстый необъемный Хьюго из Лост?
А Хорхе Гарсиа получил тот самый объем всеобщей любви, который был ему нужен. И до сих пор в его фото с других проектов можно заметить этот свет всеобщей любви, которым он до сих пор полон. Человек-актер согрет, на всю жизнь. Это и была цель.

И в целом, в сериале Лост только три страшных, действительно страшных и жутких сцены: когда рассказывают, почему Джон Локк стал инвалидом. Когда убивают Либби, любимую Хьюго. И когда Бен теряет свою дочь из-за глупых, придуманных не им правил, которым он напрасно подчинялся. Когда сталкиваются силы нереально реальной логики жизни и сериальная концепция. Когда человеческое сталкивается с условностями.
И здесь получается пробой электричества прямо в сердце. Эти три мотива - они ведущие силы индустрии. Пробей зрителя в мистическо-таинственном выживательном сериале самой обыкновенной кондовой обывательской ситуацией.
Мне нравится, как всю жизнь до острова Джона Локка сняли в жанре "бытие мученика". Только попав на Остров, Джон проживает последнюю и лучшую часть своего бытия, когда искушаем, но не искушен. Он и погибает чистым, он мученик в христианском смысле.
Хьюго - он просто Хьюго. Вокруг него творится ад и трэш, чуваки бегают, стреляют, мечутся, а у Хьюго самая человеческая проблема, вернее две: то есть нечего, то желудок расстроился. Он походя находит таинственного бога Острова, походя проходит все ключевые события сериала. Зато он сделал поле для гольфа и хоть немного расслабил всю эту дикую толпу истериков, невротиков, психопатов и страдальцев. Магия? Пущай. Дымовой монстр? Пущай.
Этот персонаж тебя делает добрее. Смотришь на толстячка - и понимаешь, что его не испортили ни деньги (Хьюго невольный миллионер), ни приключения (он остается все таким же и в финале), ни супер-пупер фантастика (когда их отбрасывает в прошлое). Он просто такой настоящий человечек, которого не мучают искушениями, сомнениями и проблемами. А просто он никому не создает проблем.
И в финале - становится тем самым богом-хранителем острова.

И, моя прелесть - Бенджамин Лайнус, многострадальный битый Бен. Но за такошо двух небитых дают.
Локка проводят через искушения. Хьюго просто живет. А Бена бьют на протяжении всех сезонов, таскают по всему Острову, постоянно пытаются с ним или против него дружить - в общем, всячески мешают  человеку, который хочет только одного: защитить Остров. Правда, про Остров он тоже ни черта не понимает, поэтому совместил понятия. Смысл жизни он придумал сам, в чем и убеждается в храме. И тогда просто исполняет саое предназначение, пусть и сам того не понимает.
Зерно его роли - что приводит к личной трагедии, смерти Алекс? Оказывается, все эти проблемки - власть, лидерство, упавший самолет, кандидаты, дымовой монстр и прочее - это игры, которые люди возводят в культ.  Потому что до одури боятся пустоты своей жизни. Даже Джек, успешный хирург, казалось бы, нужный член общества - совсем не нужен себе, семье, отцу, островам, возвращается и теряется уже окончательно: и целый сезон рвется обратно, на Остров, где и случилось все настоящее в его жизни. Но не справляется.
А проблема  персонажа Лайнуса - иллюзия, что есть правила. Нет, он не иезуит и не Раскольников. Он - великолепное ничтожество, как его обзывали в те времена все таблоиды. Там еще была фраза "торжество посредственности".
А я из всех персонажей шести сезонов искренне любила и следила за Беном.
Он настолько человек, что это жутко. Сценаристы сериала совершили для своего времени прорыв в сериальной индустрии - с Лоста и началась новая эра сериала, как жанра, он приблизился к литературе и симфонической музыке.
И в Лосте именно Бен - симфония. Исполнитель хорош, сценаристы слишком много надумали.
Он, как бешеный хомяк, носится в своем колесе, на своем Острове, пока не платит самую неподъемную для него цену за свою суетность и иллюзии. После гибели дочери и происходит все основное развитие персонажа, он взрослеет и стареет одновременно, и дальше - остается только герой. Да, настоящий современный герой.
Альтер-эго, двойник из параллельной истории, учитель Бен, праведный замученный жизнью педагог из школы, который пытается жить по строгим правилам между талантливой ученицей и отцом-инвалидом. Если бы да кабы, но идеальная история не подходит нашему Бену, мучителю и мученику, который выигрывает в финале.

Майкл Эмерсон вообще-то был приглашен на проходной эпизод Генри Гейла, странного пленника. За один эпизод заворожил команду, сценаристов и
директора, и был приглашен остаться в этом наркотическо-шизофреническом зоопарке до конца. Звездная роль, золотой билет, американская мечта. Как и Терри О'Куинну, Эмерсону было за 50. Когда-то в 21 год он приехал из глухой Айовы в Нью-Йорк, проиграл, отказался от мечты, прожил чужую жизнь иллюстратора, потом скитался по задворкам Флориды и спал в декорациях любительского театра, где пытался играть. В 39 лет пошел на курсы актерского мастерства, завоевал свое театральное место под солнцем и вернулся в Нью-Йорк. А его точка входа была на Гавайях...жизнь посмеялась над ним, но он победил. И я за него искренне рада. Сегодня маленькая роль в Fallout , но ему достаточно просто войти в сюжет, чтобы все закрутилось.  Уместил Майкл в маленькую роль Уилзига трагедию, комедию, философию и капельку ехидства (отрежь мне голову!).

Лост не страшный. Это не Игра Престолов с ее убийственной прямотой и логикой событий. Лост - про трех людей на Острове. Мученик, праведник и грешник. И все они в итоге выиграли.
Джон Локк обрел покой.
Хьюго обрел веру.
Бену дали шанс искупить свои грехи. Простили? Двадцать лет спустя, повзрослевший зритель не усомнится: простили.


Рецензии