Надчеканка талеров и миф о дате 1655 г. от Рождест
М. А. Плющ
Аннотация
Предлагаемая статья содержит версию происхождения указанного в заголовке мифа о дате на ефимках.
Ключевые слова: денежное дело в России; надчеканка талеров; миф о дате 1655 год на ефимках; клеймо 16SS; источник мифа
В статье «Клеймо 16SS в России на ефимках и их частях» было доказано, что клеймо 16SS, а не 1655 год от Рождества Христова в стране с летосчислением от Сотворения Мира, является вторым клеймом на ефимках.
Нижеследующий текст является версией происхождения указанного мифа о якобы дате «1655» от Рождества Христова на ефимках.
В 1841 г. вышел в свет перевод с французского языка второй части книги барона С. де Шодуара «Обозрение русских денег и иностранных монет, употреблявшихся в России с древних времен». На странице 63 С. де Шодуар под № 407 приводит следующее описание ефимка: «два клейма, одно круглое…, большое, представляет царя в венце…, другое сверху, четырехугольное, продолговатое, с означением 1655 года». Таким образом, миф о дате «1655» появился в русской печати не позднее 1841 г. в переводе второй части книги известного нумизмата. Барон Шодуар не дает прямую ссылку на источник его мнения о втором клейме. Однако в указателе источников к его книге встречаются упоминания работы дьяка Посольского приказа Г. Котошихина, составителя сборника сведений «О России в царствование Алексея Михайловича». В нем в седьмой главе собраны данные о приказах – центральных административных учреждениях, находившихся в Москве. В статье № 9 «Приказ Большой казны» Котошихин приводит сведения, которые создают впечатление, что на денежном дворе из импортного серебра и из талеров делаются копейки и монеты еще меньших номиналов. Говоря о проблеме выдачи жалованья войску царя Алексея Михайловича во время русско-польской войны, начавшейся в 1654 г., Котошихин пишет о производстве рублей, ефимков и монет мелких номиналов: «Да в прошлых годех, как учинилося у Московского царя с Полским Яном Казимиром королем недружба и война, а потом и с королевским величеством Свейским: и за продолжением Полские войны, и для пополнения казны, и для поспешения ратным людем на жалованье [для срочной выдачи войску задержанного жалованья – авт.], деланы денги, рублевики серебряные величиною против Любского [талера из г. Любек – авт.], четверти рублевые весом 5 алтын 2 денги, на ефимках Любских кладены печати царские». Котошихин просто упоминает царские клейма во множественном числе, но вовсе не называет одно из них -- клеймо 16SS -- католической датой от Рождества Христова. Как житель допетровской России и образованный человек, дьяк Посольского приказа, Котошихин не мог не знать, что летосчисление ведется от Сотворения Мира, даты пишутся кириллическими буквами, а даты от Рождества Христова не применяются. На упоминаемых им серебряных «рублевиках», а не ефимках, Котошихин видел именно даты от Сотворения Мира, аналогичные 1654 г., что доказывается фотографиями рублей Алексея Михайловича, доступными в Интернете.
В своих словах Котошихин просто подчеркивает, что в условиях войны [и эпидемии чумы в Москве – авт.] сложилась экстренная финансовая ситуация с выдачей жалованья войску. Он увязывает с этой ситуацией срочный выпуск «серебряных рублевиков» и их четвертей (полуполтин), а также отмечает, что параллельно велась надчеканка талеров. Однако слова Котошихина вовсе не указывают прямо и недвусмысленно, что в экстренной военно-финансовой ситуации впервые началось нанесение на талеры "царских клейм".
Возможно, что впервые миф о якобы царском клейме «1655» на ефимках появился именно в вышеупомянутой книге нумизмата французского происхождения С. де Шодуара (1841 г., часть 2, стр. 63). В его коллекции, по его словам, имелись ефимки. Он знал (см. часть 1 указанной книги), что в допетровской России летосчисление велось от Сотворения Мира, но мог зрительно ошибиться и связать клеймо с якобы искаженными цифрами 55 и момент финансового кризиса в 1655 г. на втором году после начала русско-польской войны.
В действительности надчеканка талеров просто продолжалась как и десятилетия до этого. Миф о 1655 г. повторился, например, в пятом томе «Известий Императорского Археологического общества» (1865 г.) в статье Д. Прозоровского (стр. 362), перешел во многие известные советские и постсоветские публикации и продолжает существовать несмотря на то, что в Интернете много лет доступны высококачественные фотографии ефимков. При их выводе на экран и увеличении отпадают сомнения в том, что перед зрителем клеймо 16SS, а не 1655 год.
В заключение отметим, что мы не имеем возможности выяснить, были ли у С. де Шодуара предшественники в запуске этого мифа в нумизматической литературе до выхода русскоязычного перевода второй части его книги в 1841 г. Разоблачение мифа о 1655 г. на ефимках произошло в известных нам текстах в Интернете в 2014, 2020 г. и 2022 г., но в них клеймо 16SS не было объяснено сколько-нибудь близко к нашему объяснению. Известно, что существует иная версия (версия Сарайкина-Шатохина) от 2019 г., но найти ее в Интернете не удалось при отсутствии доступа к библиотекам. Статья была написана нами самостоятельно и независимо ни от кого.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Котошихин Г.К. О России царствования Алексея Михайловича. Глава 7 // МГУ. — URL: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/kotoshih.htm
Лисейцев Л.В. с соавт. Приказы Московского государства XVI-XVII вв. Словарь-справочник. Оглавление. -- URL: www.statehistory.ru
Центральный форум нумизматов СССР. Допетровская нумизматика. Ефимки. Русские ефимки (фотогалерея, 20 страниц с фотографиями современного качества). — URL: http://www.coins.su>forum/topic/175860-russkie-efimki…
Шодуар C. Обозрение русских денег и иностранных монет, употреблявшихся в России с древних времен. Часть 2 // Литрес>Русская классика>С.И. Шодуар — URL: http://www.litres.ru
Свидетельство о публикации №224052800893