Джон Р. Фортин. Ансельм о Царстве Небесном

АНСЕЛЬМ О ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ: ОБРАЗ ПОРЯДКА
Джон Р. Фортин,

Хотя Св.Ансельм никогда не писал систематического трактата о небесах, концепция рая, как она встречается в некоторых его произведениях, является устойчивой ; она богата смыслом и содержанием. В это понятие входит все хорошее и справедливое, все благо. Небеса – это знак благости и любви Божией к Своим ангельским и человеческим созданиям. Что выделяется в рассуждениях Ансельма о небе, так это порядок: небо - это модель правильного порядка. В статье будут рассмотрены три вида порядка в трудах Ансельма, выражающие его взгляд на порядок на небесах. Во-первых, моральный порядок заключается в том, что грех и наказание должным образом рассматриваются в связи с делами Сына Божьего. Во-вторых, спасительный порядок заключается в том, что небеса - это награда, дарованная тем, кто упорствует в вере. В-третьих, существует мистический порядок, согласно которому небеса должны быть населены совершенным числом сотворенных существ. Таким образом, когда Ансельм взывает к небу, как он делает во многих молитвах и письмах, он взывает к тому, что для него является чудесной и мощной концепцией, отражающей Божью любовь.

В своей жизни Ансельма Эдмер рассказывает о видении во сне, которое Ансельм видел в юности 1. Ему было приказано подняться на вершину высокой горы и войти в зал Великого Короля. Подойдя к горе, он увидел на окрестных равнинах тех, кого послали собирать урожай для короля. Эдмер пишет: «Прежде чем он начал подниматься, он увидел на равнине, по которой приближался к подножию горы, крепостных короля, которые жали кукурузу, но делали это небрежно и праздно. Работники короля отлынивали от своих обязанностей, и Ансельма беспокоила их лень и отсутствие рвения. Ансельм намеревался обсудить этот вопрос с королем. Эдмер продолжает: Затем он поднялся на гору и пришел к царскому двору, где нашел Бога наедине со Его управляющим… Мальчик вошел и был призван Господом. Он подошел и сел у его ног. Господь приятно и дружелюбно спросил его, кто он, откуда и чего хочет. Он ответил на вопросы как мог. Затем, по повелению Бога, управитель принес ему самый белый хлеб, и он освежился им в присутствии Бога.2
В этом видении во сне есть два интересных момента, которые соответствуют цели этой статьи. Первый - реакция Ансельма на поведение жнецов. Они не делали того, что должны были делать, и уж конечно не были полны ревности о воле и деле Божием. В их поведении было что-то неупорядоченное, что-то неподходящее для тех, кто так близок к присутствию Бога. Второе - мирный и любящий порядок, который испытал Ансельм, когда прибыл ко двору короля. Там он наслаждался заботой и добротой короля, который кормил его хлебом из лучшей пшеницы, которым Ансельм подкреплялся в предстоящем путешествии.
Тезис этой статьи заключается в том, что для Ансельма небеса являются моделью порядка.3 Прежде чем изложить суть темы, важно сделать три предварительных замечания. Во-первых, в трудах Ансельма нет систематического рассмотрения неба. В некоторых его работах упоминаются небеса, но он не исследует богословие или философию неба сколько-нибудь подробно. Ансельм использует несколько терминов для обозначения неба: caelum (небеса), civis caelesti (небесный город), regnum dei (царство Божие), regnum angelorum (царство ангелов) и regnum caelorum (царство небесное). Термин «рай» в основном используется Ансельмом для обозначения Эдемского сада; только в трех случаях он использует это слово для обозначения собственно неба. Познание Бога, такое как у святого Альберта Великого и других мыслителей позднего Средневековья, не было аспектом мышления Ансельма Он касается этого в De concordia и Meditatio redemptoris humanae, а также в многочисленных письмах и молитвах, но, опять же, то, что такое рай, обсуждается лишь в ограниченной степени 6.
 Второе замечание заключается в том, что, хотя Ансельм не составил ни одного систематического исследования неба, никто не написал систематического рассмотрения Ансельма на эту тему. Спешит ли автор этой статьи туда, куда боятся ступить ангелы? Остается только надеяться, что нет!
Третье замечание заключается в том, что Ансельм полагается на Августина как на основной источник выражения своих мыслей, и поэтому неудивительно, что в своих комментариях о небесах Ансельм заимствует часть своего материала у Августина. Это особенно верно в отношении идеи о том, что на небесах в конечном итоге существует совершенное число людей и ангельских существ, идеи, которую Августин обсуждает в нескольких местах в своих более поздних сочинениях (середина 420-х годов), которые частично касаются его попыток объяснить свою мысли о предопределении и ограниченном спасении, например, в Decorpete et gratia (13.39), Enchiridion (9.29) и De civitate dei (22.1). Хотя на Ансельма, возможно, повлияло описание неба в видении в Остии в «Исповеди» IX.10, он не использует язык восхождения и слуха, столь заметный в этом отрывке 7.
Учитывая эти три предварительных замечания, в статье будут рассмотрены три вида порядка, которые можно найти в трудах Ансельма и которые выражают его взгляд на порядок на небесах, хотя, как отмечалось выше, сам Ансельм систематически не представлял их как три отдельных вида. порядка.8 Сначала мы будем рассматривать небеса как моральный порядок, в котором грех и наказание должным образом регулируются. Во-вторых, мы изучмс небо как спасительный порядок, поскольку небеса - это награда, даруемая тем, кто упорствует в вере. В-третьих, мы будес рассматривать небеса как мистический порядок, населенный совершенным числом существ.

I. Небеса как моральный порядок

Сначала мы рассмотрим идею рая как морального порядка. Для Ансельма рай - это моральный порядок, в котором существует совершенная гармония всего хорошего и в котором нет и следа ничего плохого. На небесах нет ничего неуместного, и поэтому там вообще нет зла.9 Обсуждая познание добра и зла в добрых ангелах, Ансельм утверждает, что грех не обязательно должен был существовать, чтобы добрые ангелы могли знать разницу между добром и злом.. Даже если бы ни один ангел никогда не захотел восстать, Бог мог бы каким-то образом передать это знание ангелам. Но поскольку некоторые ангелы действительно выбрали зло и согрешили, Бог использовал их в качестве примера для добрых ангелов, чтобы подтвердить их в доброте и послушании, которые они выбрали, показывая Свою силу приносить добро из зла. Таким образом, зло служит определенной цели и не является независимым от воли и силы Бога. В противном случае, заключает Ансельм, «зло оставалось бы беспорядочным в Царстве всемогущей мудрости»10.
Переходя от ангельской греховности к человеческой, Ансельм в «Cur deus homo» утверждает, что бунт человека должен быть удовлетворен. Поскольку честь Бога была оскорблена грехом, необходимо было принести какое-то удовлетворение, чтобы честь Бога была восстановлена, то есть чтобы грешник мог почтить Бога подобающим образом. Бог не может просто простить грех из милосердия, утверждает Ансельм, потому что, если грех не наказывается, если за него не производится удовлетворение, он остается нерегулируемым и неупорядоченным и, таким образом, оказывается вне сферы Божьего контроля. Если за грех не платят и не наказывают, он не подлежит никакому закону.11 Ансельм пишет: «Богу не подобает оставлять что-либо в Его Царстве нерегулируемым».12
Ансельм снова настаивает на этом позже в Cur deus homo, когда поднимается вопрос о возмездии за грех и о необходимости того, чтобы это воздаяние было соразмерно величине преступления. Ансельм утверждает, что если возмездие не пропорционально величине преступления, то грех снова остается нерегулируемым и вне порядка Божьего закона. «В любом другом случае грех оставался бы нерегулируемым, но это невозможно, если Бог не позволит ничему нерегулируемому пребывать в Его царстве». Даже малое зло [quamlibet pavrum] не таково, чтобы ему было позволено существовать в Царстве Божием.14
Ансельм прямо комментирует моральный порядок небес в двух других произведениях. В «De Conceptu Virginali et de Originali Peccato» Ансельм пишет: «[Бог] требует от невольных грешников причитающейся Ему чести, которую они не хотели оказывать добровольно, и он отделяет их от праведных в должном порядке, чтобы не было ничего неуместного в Его Царстве»15. Грех создает нравственный беспорядок в Царстве Божьем, и этот беспорядок не может устоять. Грех, который онтологически является ничем и не имеет метафизического статуса, будучи отсутствием добра16, таким образом, отталкивается Царством Небесным. Далее Ансельм пишет в Meditatio redemptionis humanae: «Одна только человеческая природа не могла этого сделать [т. е. получить прощение и спасение], и с ней нельзя было примириться без удовлетворения долга, и справедливость Божья не могла пройти мимо беспорядка греха в Его Царстве»,. где беспорядок греха и греховности, будь то ангельский или человеческий, не имеет никакого положения и места. Все приняли волю Божию.18 Ничто в Царстве Божием не является нерегулируемым, т.е. ничто там не существует отдельно от воли Божией, вытекающей из абсолютной доброты Его существа. Таким образом, на небесах существует совершенная гармония бытия и существ. Бог действительно преобразует моральный беспорядок в новый, более высокий порядок посредством благодати, силой прощения и других средств, которые Он предлагает людям, чтобы исправить ситуацию: «Именно Божественная благодать, и только благодать, восстанавливает утраченную привязанность к справедливости в. воле падшего человеческого существа»19

II. Небо как спасительный порядок

Рассмотрев моральный порядок, мы обратимся теперь ко второму виду порядка, о котором говорит Ансельм: спасительному порядку счастья и радости искупленных. Во время творения Бог пожелал, чтобы люди были счастливы и справедливы: «Намерением Бога было сделать свое разумное творение справедливым и счастливым, чтобы Его творение могло наслаждаться Им».20 Хотя возможность наслаждаться присутствием Бога, как это было тогда, когда Адам и Ева ходили с Богом в Эдемском саду и подчиняли Ему свою волю, была потеряна из-за их греха,  в конечном итоге она должна была быть восстановлена для человеческого рода благодаря добровольному послушанию Сына Божьего. Это спасительный порядок, домостроительство спасения, в котором обетования Божии о спасении человеческого рода, обетования, исполнившиеся во Христе, осознаются и переживаются теми, кто был верен. Это блаженство, полное счастье. В «De concordia» Ансельм пишет: «В случае искупленных Христом те муки, которые человечеству предстояло перенести в адском мире, отпускаются, и многим даровано Царство Божие, которое они должны были получить в свое время после периода близости. к Богу в земном Раю - при условии, что они до конца устоят в вере, которую обещают при крещении»21.
По причине нетленности и бессмертия на небесах спасающиеся и почивающие там испытают блаженство, которое, как отмечает св. Павел, есть то, чего «не видел глаз, и не слышало ухо, и  не вошло в сердце человеческое, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9). В «De Concordia» Ансельм пишет о неотразимости этой небесной родины:
«Поскольку люди увидят, как обращенные ко Христу мгновенно переходят в нетление, не будет никого, кто мог бы хотя бы пожелать отказаться от всепоглощающего счастья 22.
Все хорошее, что человек пожелает, будет найдено там, на небесах. В De humanis moribus Ансельм излагает четыре условия, которым подвержена человеческая природа: быть несчастными как те, кто живет в мире; самыми несчастными [miserrimus] должны быть те, кто навсегда оказался в адском огне; быть счастливыми [beatus] как те, кто до грехопадения наслаждался земным раем, то есть Адам и Ева; быть самыми счастливыми [beatissimus] теми, кто обитает со святыми на небесах. 23 Состояние beatus больше не имеет места, и состояние несчастья ограничивается этой жизнью. Таким образом, в конце времен все разумные существа будут существовать либо в состоянии beatissimus, либо в состоянии miserrimus. Те, кто устроит свою жизнь по воле Божией, будут наслаждаться состоянием блаженства.
Ранее в своей работе Ансельм выделил 14 противоположных пар блаженства и страдания. Первая группа семи принадлежит собственно телу: красота и уродство; ловкость и медлительность; сила и слабость; свобода и рабство; здравомыслие и безумие; спокойствие и тревога; долгоживущие и кратковременные. Вторая группа из семи принадлежит собственно душе: мудрая и глупая; дружелюбная и недружелюбная; приятная и неприятная; почетная и позорная; мощная и бессильная; миролюбивая и боязливая; радостная и печальная.24 Те, кто на небесах, наслаждаются полнотой всех  блаженств и наиболее благословенны, в то время как те, кто находится в подземном мире, прокляты всеми страданиями.
Этот список имеет определенное сходство со списком благ тела и души, которые спасенные испытают на небесах, который Ансельм представляет в Прослогионе 25. Говоря о великом благе, которым являются Отец, Сын и Святой Дух, Ансельм утверждает, что душа  найдет все, что любит и желает  сердце, в одном благе: красоте; быстрота, сила или свобода тела; долгая и здоровая жизнь; удовлетворение; утоление жажды; мелодия; удовольствие любого рода; дружба; мир; власть; почести и богатство; безопасность. Не только радость человека будет безмерно велика от этих благ, достающихся ему самому, но он также будет радоваться вместе со всеми небесными благами, которыми наслаждаются все. Хотя Ансельм и не предлагает подобного описания жизни на небесах в «Монологионе», он говорит о счастливой жизни разумного существа как о жизни, «действительно невосприимчивой к смерти и всем страданиям», о жизни в союзе с Высшей Сущностью, в то время как те отвергающие Высшую Сущность познают лишь полное и вечное несчастье.25
Те, кто принял спасение, завоеванное Христом, и стремился исполнить Его заповеди, по благодати Божией войдут в то вечное Царство, которое было даровано Богом. Адаму и Еве и их потомству, но которого они лишились из-за своего греха.
Те же небеса и обещанное им совершенное счастье доступны тем, кто упорствует в вере. Ибо счастье спасенных не обещано каждому. Ансельм пишет: Блаженство праведных не обещано [тем, в ком еще есть неправедность], поскольку, как истинное счастье не имеет ничего недостойного его, так и оно не будет дано никому, если только такой человек не будет праведным без какой-либо неправедности. Ибо так как счастье, обещанное праведным, будет подобно счастью ангелов Божиих: как в ангельской доброте нет неправедности, так и в их обществе не может быть никого, кто имел бы в себе какую-либо неправедность.26

III. Небеса как мистический порядок

Третий вид порядка на небесах - это мистический порядок совершенного числа. Ансельм рассматривает идеальное число существ, которым предстоит наслаждаться небесными наградами, в расширенном обсуждении в Cur deus homo. Все творение, созданное по мере, числу и весу (Прем. 11:21), было тщательно и промыслительно устроено Богом. Число разумных существ этого творения также было установлено Творцом. Ансельм приводит Втор. 32.8, чтобы проиллюстрировать это: «Когда Всевышний распределил народы их наследие, когда Он разделил потомков Адама, Он установил границы народов по числу сынов Божиих». Он считает, что фраза «сыны Божьи» в этом отрывке относится к ангелам. С падением злых ангелов, утверждает Ансельм, следуя мысли Августина 27, возникла необходимость, чтобы изначальное и совершенное число было восполнено другими разумными существами. Аргумент в этих главах Cur deus homo (I.16–18) в первую очередь касается того, как будет составлено это число: будет ли допущено на небеса только то количество людей, которое равно числу падших ангелов; будет ли хороших людей больше, чем плохих ангелов и т. д.? Здесь эти вопросы нас не касаются. Что важно для нашего рассмотрения, так это то, что Ансельм убежден, что существует совершенное число обитателей небес, и это число будет полным и соответствующим совершенству неба, как совершенное число, которое он описывает как требуемое и самое подходящее. 28
В книге Cur deus homo Ансельм и его собеседник Босо соглашаются, что Бог намеревался восполнить число ангелов, спавших с небес, приведя на небеса определенное количество верных людей. Бог определил, каким будет полное число разумных существ на небесах, и допускает на небеса то количество людей, которое сделает это число полным. Ансельм пишет: «Не следует сомневаться в том, что разумное существо, которое либо счастливо сейчас, либо будет счастливо в будущем в созерцании Бога, известно Богу как существующее в своего рода заранее известно рациональное и совершенное число, так что недопустимо, чтобы это число было больше или меньше, чем оно есть». 29
Ансельм обсуждает различные возможности восполнения недостатка совершенного числа, которое явилось результатом падения злых ангелов, но не может прийти ни к какому ясному решению, кроме того, что должно быть такое совершенное число, ибо этого требует совершенный небесный порядок. Таким образом, он заключает: «Мне кажется, что в случае ангелов число, посредством которого вышеуказанному городу следует придать полный состав, было неполным. Ибо, если человечество не было создано одновременно с ангелами, это возможно, а если и человечество, и ангелы были созданы одновременно, это представляется неизбежным». Это число - мистическое число, известное только Богу и никому больше, число, которое даже падение злых ангелов не может отменить или свести на нет. Совершенный порядок, которым является рай, требует, чтобы это число было восполнено либо за счет создания большего количества ангелов, либо за счет принятия на небеса искупленных людей, либо за счет сочетания того и другого. В любом случае, это совершенное число будет исполнено, и небесный порядок станет совершенным.31
Дискуссия об ангелах является напоминанием о том, что существует еще один порядок, который можно было ожидать найти в трудах Ансельма, порядок, который часто обсуждался. и описывался в поздней античности и в Средние века, но порядок, которого нет ни в одном из его сочинений, а именно иерархический порядок ангельских существ. Этот порядок имеет ранние прецеденты в христианской литературе, начиная с комментариев св. Павла в Послании к Ефесянам и Колоссянам и в Первом послании св. Петра32. Самым известным из ранних текстов, пожалуй, является «Небесная иерархия» Псевдо-Дионисия Ареопагита, составленный в IV или V веке. Но эту иерархию обсуждали и другие авторы до и после «Ареопагита»: Климент Римский, Амвросий, Иероним, Григорий Великий, Исидор Севильский, Иоанн Дамаскин, Фома Аквинский и Данте Алигьери. Хотя было предложено несколько схем с рангами ангельских существ, насчитывающими от семи до одиннадцати, дионисическая структура, по-видимому, была принята в традиции наиболее благосклонно. Существует три иерархии, или сферы, или триады, каждая из которых состоит из трех чинов или хоров святых существ: в нисходящем порядке первая иерархия состоит из Серафимов, Херувимов и Офанимов; вторая иерархия, состоящая из Престолов, Доминионов и Княжеств; третья иерархия, состоящая из Сил, Архангелов и Ангелов.
Ансельм, хотя и говорит об ангельских силах, не упоминает никакой иерархии или порядка между ними и не делает различия между сферами и хорами. Ансельм, по крайней мере в своих дошедших до нас сочинениях, не размышлял о таком порядке. Для Ансельма реальность рая заключалась не столько в понимании таких структур и не зависела от них, сколько в том, чтобы максимально приблизиться в этой жизни к пониманию и попытке жить даже сейчас, с благодатью Божией. Это полнота и совершенство блаженства, обещанные Богом. Другими словами, Небеса - это цель жизни, прожитой в гармонии с волей Бога.

IV. Заключение

Во многих своих письмах св. Ансельм взывает к небу. Особенно это касается приветствий и заключений. Например, в письме Альберту, врачу, которого Ансельм пытался уговорить уйти в монастырь, Ансельм приветствует адресата пожеланием, чтобы «он мог пренебречь земными благами ради неба и получить небесные блага в обмен на земные».33 Иде, графине Булонской, Ансельм желает, чтобы «она могла так служить Богу в этой жизни, чтобы заслужить царствование с Богом в жизни грядущей».34 Завершая письмо королю Генриху, Ансельм пишет : «Пусть всемогущий Бог долго управляет вашим земным царством с радостью для вас и укрепит ваше правление над англичанами, чтобы после этой жизни Он мог заставить вас царствовать среди ангелов. Аминь».35 Это не просто вежливые и/или благочестивые призывы. Это скорее призывы к небу, которое для Ансельма является прочной и богатой концепцией, наполненной смыслом и значением. Желать кому-либо небесных благословений для Ансельма означает желать ему или ей всех благ совершенно хорошей жизни, жизни совершенного счастья, которой можно наслаждаться в Царстве,  наполненном теми, кто стремится любить Бога и  служить только Ему и любить всех остальных в Боге.
На небе совершенного блаженства будет совершенный нравственный порядок, который упорядочит все, что в нем, и не допустит беспорядка греха; наступит совершенный спасительный порядок, который предложит верным рай чистого счастья, обещанный Адаму и Еве; возникнет совершенный мистический порядок, состоящий из совершенного числа разумных существ, которые будут воздавать должное хвалу и поклонение Богу, создавшему, спасшему и освятившему их. Как пишет Ансельм в Монологионе 70: «Тогда мы можем с абсолютной истиной заключить, что каждая разумная душа, которая стремится, как и должно, любить и желать высшего счастья, в какой-то момент увидит его и насладится этим. Так что то, что она «сейчас» видит «сквозь темное стекло», она увидит потом «лицом к лицу». И, конечно же, она бесконечно насладится высшим счастьем… Такое счастье не оставит того, кто его любит. И нет ничего более могущественного, что могло бы разлучить их против их воли. Итак, как только душа начнет наслаждаться высшим счастьем, она будет жить счастливой жизнью вечно.36
Хотя он познакомился (возможно, слишком хорошо, учитывая его личные интересы и личность) со светскими дворами королей, в частности Вильгельма Руфуса и его брата Генриха II, а также со дворами церковного мира архиепископов и пап, Ансельм нацелился  со дней своей юношеской мечты на Двор Великого Царя, и он стремился в своей жизни, учениях и молитвах привести других к тому, чтобы они увидели порядок, блаженство, радость и гармонию этого Дворца, который ожидает тех, кто верен и который предлагает подлинное счастье и мир, хотя бы частично в этой жизни, тем, кто устраивает свою жизнь по воле Божией.

 1 Eadmer, The Life of St Anselm, trans. R. W. Southern (Oxford: Oxford University Press, 1972) 4. The Латинские тексты произведений Ансельма взяты из  Intelex Past Masters, an online resource of texts from S. Anselmi: Opera Omnia, ed. F.S. Schmitt (Edinburgh: Thomas Nelson & Sons, Ltd. 1940–1961). Английские переводы принадлежат мне, если не указано иное. В сносках будут использоваться следующие сокращения: C, De Concordia; Ca, De casu diabolo; Co, De conceptu virginali et de originali peccato; Cu, Cur deus homo; E, Epistola. 
22 То же. Термин, который Эдмер использует для обозначения двора или двора, — это аула («ad aulam magni regis Dei»), который Ансельм также использует в своей третьей молитве Святой Марии, приписывая Пресвятой Матери «суд всеобщего умилостивления» (aula Universalis propritiationis). ). «Белейший хлеб» может быть косвенным указанием на «лучшую пшеницу» во Втор.и 32:14, а также в Пс 81:16 и 147:14. Следует отметить, что, хотя рабочие медлят со своими обязанностями, король все же может взять работу их рук и превратить ее в «белейший хлеб».
3 Тот факт, что правильный порядок является важным аспектом мысли Ансельма, является общим местом и очевиден во всех его произведениях. Исследователи Ансельма регулярно утверждают о его стремлении найти и признать порядок в Творце и в творении.  См., напр.:, Gregory Sadler, “A Perfectly Simple God and Our Complicated Lives,” The 2008 Saint Anselm Lecture given at Saint Anselm College on April 22, 2008. Forthcoming in The Saint Anselm Journal; Katherin A Rogers, “Anselm on Eudaemonism and the Hierarchical Structure of Moral Choice,” Religious Studies 2005, Vol. 41(3), 249–68; Eileen C. Sweeney, “Anselm’s Proslogion: The Desire for the Word,” The Saint Anselm Journal 1.1 (Fall 2003), 17–31.
4 C II.16; O 10; E 418.
5 See Jeffrey P. Hergan, St. Albert the Great’s Theory of the Beatific Vision (New York: Peter Lang Publishing Inc., 2002). Действительно, Ансельм никогда не использует фразу «блаженное видение», в то время как visio Dei встречается только в двух случаях, E 185 и P 1, а visio Filii встречается только в Pr 11.
6 Различные термины, которые Ансельм использует для обозначения неба, можно проследить в
G. R. Evans, A Concordance of the Works of St. Anselm (Millwood, New York: Kraus International Publications, 1984), esp. 141–42 and 1329–30. 
7. Исследование источников Ансельма будет в центре внимания будущее исследование. Конечно, Ансельму пришлось познакомиться с рядом средневековых концепций неба как сада, города, эмпирея сияющего света и того, как небо исполнит обещание познания Бога и обещание любви к Богу. См Colleen McDannell and Bernhard Lang, Heaven: A History, 2nd edition (New Haven, CT: Yale University Press, 1988).. О том, что Ансельм не считается главной фигурой в дискуссиях о небесах, свидетельствует тот факт, что Макданнелл и Лэнг не цитируют Ансельма как источник и не делают каких-либо ссылок на него. Ансельм не цитируется в «The Book of Heaven: An Anthology of Writings from Ancient to Modern Times, eds. Carol Zaleski and Philip Zaleski (Oxford: Oxford University Press, 2000).
8 Планируемые будущие исследования будут изучать у Ансельма три других компонента того, что традиционно называют четырьмя последними вещами: смерть, суд и ад.
9 Ср. Откр. 21:27: «…не войдет в него ничто нечистое и никто, делающий мерзости или говорящий ложь».
10 Ca 25: “ut nec malum inordinatum in regno omnipotentis sapienti; remaneret.”
11 Cu I.12: “Si autem peccatum nec solvitur nec punitur, nulli legi subiacet.”
12 Cu I.12: “Deum vero non decet aliquid inordinatum in suo regno dimittere.” Есть и другие причины, почему грех не может быть просто прощен божественным милосердием. Если грехи прощаются без удовлетворения, то в глазах Бога к грешникам и негрешникам будут относиться одинаково, и Богу не подобает действовать таким образом. Далее, праведник соблюдает закон Божий и получает награду за соблюдение закона. Если бы грех не наказывался, он не подчинялся бы закону, и это тоже было бы не подобало Богу.
13 Cu 1.20: «Иначе грех оставался бы в некоторой степени беспорядочным, чего не может быть, если бы Бог не оставил ничего беспорядочного в Своем Царстве».
14 Cu 1.10: «Ибо как у Бога за всяким малым неудобством следует невозможность, так и всякая малая причина, если она не преодолевается большей, сопровождается необходимостью».
 15 Co 6. Anselm of Canterbury: The Major Works, trans. Brian Davies and G. R. Evans (Oxford: Oxford University Press, 1998) 366.
16 Cf. Co 5: Ибо отсутствие добра, которое должно присутствовать, не есть существование чего-либо». Следовательно, быть плохим – это не значит быть чем-то существенным.
17 The Prayers and Meditations of Saint Anselm with Proslogion, trans. Benedicta Ward, S.L.G. (London: Penguin Books, 1973) 233.
18 18 В E 112 отшельнику Хью Ансельм объясняет, как начать достигать рая в этой жизни, полностью предав свою волю воле Бога: «И таким образом каждый из них будет совершенным королем, потому что то, чего они пожелают индивидуально, произойдет; и все они будут в то же время одним царством с Богом и как бы одной личностью, потому что все они будут хотеть одного, и что они хотят, то и произойдет»..” The Letters of Saint Anselm Volume One, trans. Walter Fr;hlich (Kalamazoo, MI: Cistercian Publications, 1990) 269.
19 Katherin A. Rogers, “Anselm on Grace and Free Will,” The Saint Anselm Journal 2.2 (Spring, 2005) 66 [http://www.anselm.edu/library/SAJ/pdf/22Rogers.pdf].
20 C 13: “Intentio namque dei fuit, ut iustam faceret atque beatam naturam rationalem ad fruendum se.”
21 C 3.9: Davies and Evans, 466. 
22 C 3.9: Davies and Evans, 464.
23 De humanis moribus 125 in Memorials of Saint Anselm, ed. R. W. Southern and F. S. Schmitt (London: Oxford University Press, 1969) 86.
24 De humanis moribus 48–71 (Southern and Schmitt, 57–63).
25 Monologion 69 (Davies and Evans, 75). Монологион 69 (Дэвис и Эванс, 75). См. Монологий 67–74 для обсуждения правильных отношений, которые должны существовать между Высшей Сущностью и разумным существом, будь то ангельское или человеческое, поскольку эти отношения говорят о полном счастье, которое является обещанием небес.
26 C 4: “Talibus non promittitur beatitudo iustorum, quoniam sicut vera beatitudo est sine omni indigentia, ita nulli datur nisi iusto sine omni iniustitia. Nam quoniam beatitudo, quae iustis promittitur, erit similitudo angelorum dei: sicut in angelis bonis nulla est iniustitia, ita nullus illis sociabitur cum aliqua iniustitia.”
27 See p. 3 supra.
28 Cu I.18: “…quam illa perfecti numeri convenientia exigeret.” 
29 Cu I.16: “Rationalem naturam, quae dei contemplatione beata vel est vel futura est, in quodam rationabili et perfecto numero praescitam esse a deo, ita ut nec maiorem nec minorem illum esse deceat, non est dubitandum.”
30 Cu 1.18. Davies and Evans, 293.
31 В Co 23 Ансельм ясно утверждает, что после Судного Дня не будет ни одного существа, человеческого или ангельского, которое не было бы ни на небесах, ни в аду, но он никогда не говорит о совершенном числе в аду. В C 9 он пишет: «В крещении и вере нам не обещано счастье, которым Адам наслаждался в раю до своего греха. Вместо этого нам обещано счастье, которое он получит, когда число, которое должно быть выбрано для формирования небесных граждан, будет полным» (Дэвис и Эванс, 464). В Cu 1.18 он пишет: «Мы верим, что это не произойдет до тех пор, пока число избранных людей не достигнет своей окончательной суммы и благословенный город, о котором мы говорили, не будет завершен» (Дэвис и Эванс, 295). Его мысль напоминает утверждение в Откр. 6:11, где мученикам сказано быть терпеливыми, пока число их собратьев-мучеников не исполнится или не пополнится, т. е. не станет совершенным.
32 Еф.1:20–21: «…воскресив Его из мертвых и посадив одесную Свою на небесах, превыше всякого начальства, власти, силы и господства и всякого имени, нареченного не только в этом веке, но и в тот, кто придет; Кол. 1:16: «Ибо Им создано все на небесах и на земле, видимое и невидимое, будь то престолы, или господства, или начальства, или власти; все было создано через Него и для Него» 1 Пет. 3:22: «…[Иисус Христос], взошедший на небеса и находящийся одесную Бога, с подчиненными Ему ангелами, властями и силами»
33 E 44. Fr;hlich , Volume One, 149. Другие буквы с подобными приветствиями, в которых говорится о небесах, включают 67, 81, 82, 99, 178, 183, 235, 324, 332 и 435. Завершающие буквы, призывающие небеса, включают 249, 262, 288, 301. , 378, 402, 419 и 427. Некоторые молитвы Ансельма также говорят о небесах: 4, 9, 12, 14, 15 и 16.
34 E 167. Fr;hlich, Volume Two, 62.
35 E 301. Fr;hlich, Volume Two, 322–23. 
36 Davies and Evans, 76. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии