Рассказ Зависть из Записок...

Ну, водится за человеком такой грех. Испытывают люди по отношению друг к другу такое нехорошее чувство, как зависть. Не все, не всегда, и не ко всем. Но иногда всё-таки испытывают. Причём эта зависть бывает нескольких видов. Одни люди завидуют другим – более успешным, богатым, счастливым. И хотят, чтобы у них самих так было. Красивая жена, богатый дом, роскошная машина, высокая должность, умные дети, успешное продвижение по карьерной лестнице. То есть, как говорится: «Вот и мне бы так». Но для этого надо самому постараться. Учиться, работать, добиваться чего-то в жизни. И всё придёт со временем. Есть ещё, конечно, элементы везения и удачи. Более тяжёлый случай зависти – это «чёрная». Некоторым обязательно надо, чтобы у того, кому они завидуют, ничего не было. Чтобы его покинула женщина, сгорел дом, развалилась машина, выгнали с работы и так далее. Типа, раз у меня ничего нет, то пусть и у того, другого, ничего не будет.
Есть ещё такое выражение – «белая зависть». Это даже не зависть, как бы лёгкое сожаление. С одной стороны ты радуешься за человека, что у него всё хорошо, есть успехи по работе, семья нормальная, у него высокий уровень достатка и прочее. И ты ему не желаешь зла и проблем, а просто понимаешь, что у тебя уже не будет такой возможности, что-то улучшить или исправить. Боже упаси, я не говорю о своей семье, доме, работе. Я хочу сказать о совсем другом. Вроде никогда не считал себя завистливым человеком. Всегда искренне радовался за своих друзей и коллег, товарищей по работе, знакомых. У человека новая квартира, красивая машина, получил повышение по службе, его заслуженно наградили. Да ради бога. Значит у него всё нормально, и я только рад за него.

Но оказалось, что я всё-таки завистливый человек. Только зависть у меня несколько другая. Она никому зла не несёт и не имеет разрушительной силы. Она для них безвредна, да и для меня тоже. Она не разъедает меня изнутри. Как пел Владимир Семёнович Высоцкий: «Стоишь на вершине, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, у кого вершины ещё впереди…».
Сейчас поясню, о чём я. Теперь, в эпоху интернета, смартфонов, вся сеть заполнена красочными фотографиями и видеороликами. Поскольку я профессиональный лётчик, хоть и на пенсии, но бывших лётчиков, как говорится, не бывает. Поэтому я с большим удовольствием смотрю, и люблю это делать, огромный объём фото и видео материалов по авиации. И этого добра, слава богу, хватает. Видео полётов, фотографии самолётов и вертолётов, сказочной красоты виды из кабины вертолёта (самолёта), видео со стороны, когда летящую машину снимают на фоне потрясающих пейзажей, в самых разнообразных местах нашей страны, в разное время года, суток, да и в разных странах мира. Я, повторяю, смотрю это с превеликим удовольствием и огромным вниманием. Рассматриваю фото в мельчайших подробностях, насколько позволяет оптика гаджета, несколько раз просматриваю видео, стараясь не упустить ни единого момента, секунды, что идёт этот видеоролик. Если чего-то с первого раза не рассмотрел, то повторно прогоняю видео картинку. А если ещё к видео ряду толково подобрана музыка, и он превращён в маленький, увлекательный фильм, то это вообще, подарок душе и сердцу. Некоторые фото и видео, особенно мне понравившиеся, я загоняю в память телефона, чтобы ещё не раз посмотреть и насладиться ощущением от полёта, который я вижу на экране телефона.

Так вот, я говорю не о зависти моей, а о сожалении, о том, что разминулись мои полёты во времени, с современными  цифровыми гаджетами. В те далёкие годы, я имею в виду семидесятые – восьмидесятые, начало девяностых, ещё мобильников не было. Если у кого были фотоаппараты, то в командировку мало кто из нас их брали. Поэтому так редки те старые чёрно-белые фото нашей авиационной жизни. Да и то их было больше сделано на земле, в штабе, возле гаражей, на фоне вертолёта и редко в кабине. А больше – совместные застолья, рыбалка, компания на природе и так далее. Первая видеокамера появилась  у нашего комэска, Сан Саныча Смяткина, светлая ему память, только в 1993 или 1994 году, если не ошибаюсь. И вот тогда стали появляться первые видеозаписи. Сами понимаете, что снимал Сан Саныч тогда, когда была возможность. Поэтому остались редкие видеозаписи, которые можно увидеть в интернете. Работа наших экипажей на Харьяге, в Инте, взлёты и посадки с «двухсоткой» (ёмкостью, объёмом 200 кубических метров), лётно-техническая конференция в методклассе. Естественно, что видеозаписей немного. Ведь не всегда же Сан Саныч носил с собой видеокамеру, и не во всех командировках бывал. Но кое-что на видео всё же осталось.

Поэтому, я слегка завидую нынешним лётчикам, экипажам вертолётов и самолётов. У каждого сейчас с собой в кармане смартфон с хорошей оптикой. И когда есть свободная минута на земле, в полёте, то люди делают прекрасные фотографии, интересные видео, а потом выкладывают всё это в интернет. А если ещё клип сделан толково и к нему подобрана красивая музыка, то впечатление от просмотра захватывающее. А ведь есть ещё такая вещь, как маленькая камера  GoPro. Если есть деньги, возможности, умение и соображение, чтобы всё это было безопасно, то эти камеры можно закрепить на воздушном судне в любом месте. Под днищем фюзеляжа, на стойку шасси, под хвостовую балку, на козырёк приборной доски, чтобы камера видела то, что видит и пилот, или развернуть её на 180 градусов, тогда мы увидим лётчика во время пилотирования вертолёта, куда он смотрит и как. Закреплённая сбоку и в верхней части кабины, камера фиксирует работу всего экипажа вертолёта. Я видел такие ролики. Как экипажи вертолётов работают в Африке, на тушении лесных пожаров в Турции и Греции. Как происходит набор воды непосредственно в «бэби-бак» (водосливное устройство) из водоёма на вертолётах МИ-26, МИ-8МТВ (АМТ), КА-32. Заход на очаг пожара и сброс воды. Как работают экипажи самолётов-амфибий при тушении пожаров. Даже обычный взлёт или посадка вертолёта на площадке, или взлёт-посадка любого самолёта с аэродрома, запечатлённая камерой или смартфоном, выглядят интересно, а в некоторых случаях и захватывающе. Особенно при боковом ветре или в плохую погоду. Может это видео или фото представляют интерес только для меня, лётчика, но когда читаешь многочисленные комментарии, то понятно, что и многим людям, далёким от авиации, тоже интересно смотреть.

Вот я и думаю, господи, если бы у меня, у моего экипажа были тогда такие смартфоны или камеры «гоупрошки», сколько бы захватывающих кадров и видео можно было снять?! А если бы наши авиатехники имели тогда такие смартфоны, они бы сняли наши, иногда не простые, наши взлёты и посадки, как говорится со стороны. Вы уж мне поверьте, было бы на что посмотреть! Ведь моему экипажу тоже довелось видеть потрясающей красоты рассветы и закаты, сполохи северного сияния, лесные пожары, грозу в полёте, кольцевую радугу вокруг тени вертолёта на верхней поверхности облаков, величественную красоту гор, бескрайнюю заснеженную тундру, сверкающую под лучами солнца, луну и звёзды в ночном небе, лютый снежный вихрь и огни полосы на посадке.
Всё это могло остаться на фото и видео, если бы у нас тогда были все эти гаджеты. Ну, тут ничего не поделаешь. Разминулись во времени наши полёты и видео, и фототехника.

А с другой стороны, я думаю, может это и к лучшему. А то за некоторые фото, а в основном видео, можно было запросто иметь большие неприятности от своего командования, лишение талона в пилотском свидетельстве, отстранения от полётов, а то и встречу с прокурором. Я не говорю, что мы тут все такие, отпетые нарушители, но лётная работа такова, что всё, как написано в руководящих документах, выполнить не удаётся никому. Лётчиков, которые за свою лётную жизнь ни разу не отступали от строгих требований руководящих документов, по-моему, не бывает. По крайней мере, мне не удалось встретить ни одного. Только нарушали мы, когда жизнь заставляла, но всё обдумав и взвесив хорошенько. А победителей, как говорится, не судят. Если бы мы проиграли, то с нами разобрались бы и без видеозаписей. Одних расшифровок средств объективного контроля (СОК) хватило бы. А так, все эти «кульбиты» и прочие детали «мерлезонского балета» остались только в памяти, но не на видео. А хотелось бы иногда посмотреть, если бы была возможность, но только самому. Чтобы ещё раз ощутить холодок и восторг – ведь были и мы когда-то рысаками! Может жене бы показал, или узкому кругу лиц, кто ещё помнит или участвовал.

И ещё один момент у меня вызывает зависть. Что я уже так не смогу. Вернее, когда-то мог делать что-то подобное, на пределе своих возможностей и своего вертолёта. Но это было когда-то давно, а порой мне кажется, что всё это мне приснилось.
Встречается в литературе, и есть подпись под видео, состоящая из четырёх заглавных букв английского алфавита – STOL (Short Take Off and Landing), если дословно перевести, то это «короткий взлёт и посадка». А на видео изображено следующее действо. На взлётно-посадочную полосу, на которой нанесены поперечные линии разметки, заходят на посадку и взлетают с этой полосы, самолёты. Самолёты несколько необычные. Как правило, это лёгкие монопланы, с верхним расположением крыла, мощным, приёмистым поршневым двигателем, с шасси, имеющим большой ход амортстоек и пневматиками колёс большого диаметра, широкими и с невысоким давлением.  И ещё одна особенность этих самолётов. Это, как правило, фиксированный предкрылок, закрылки большой площади, выпускающиеся одним движением рычага. На борту один лётчик, и не большой запас топлива. Весь смысл этого действа (соревнования) – это произвести посадку с наименьшим пробегом (от места касания до полной остановки самолёта) или произвести взлёт с наименьшим разбегом (от точки страгивания самолёта с места  и до точки отрыва от земли). Разумеется, всё это выполняется строго против ветра. И чем сильнее ветер у земли, тем зрелище посадок и взлётов становится всё более захватывающим. Посадки самолётов и взлёты почти похожи на вертолётные, столь короткий у них пробег или разбег. Правда, вертолёты всё это могут делать вообще без разбега, с зависанием, но здесь соревнуются лётчики на самолётах. На кадрах хорошо видно, как самолёт подкрадывается к земле, почти парашютируя. Ведь механизация крыльев (предкрылки и закрылки) это позволяет делать. Потом машина плюхается на землю, немножко некрасиво, как ворона, и толстые пневматики с низким давлением хорошо сцепляются с бетонкой, уменьшая и без того малую скорость пробега, затем, нажатие на тормоза и самолёт, чуть клюнув носом, останавливается. Все эти машины почти всегда имеют передние стойки шасси и хвостовое колесо. Взлёт происходит тоже очень своеобразно. Машина ещё стоит на земле, но после обдувки струёй от винта (а движок стоит на самолёте мощный и приёмистый), хвост самолёта приподнимается, и хвостовое колесо отрывается от земли. Строительная горизонталь фюзеляжа практически параллельна земле. Страгивание с места, когда отпущены тормоза, метр разбега, и одним рывком закрылки выпускаются движением рычага. Самолёт буквально подпрыгивает в воздух, и повисает над землёй на малой скорости, с большим углом тангажа, но мощный движок хорошо тянет лёгкий самолётик, и он, буквально, покачиваясь по крену из-за недостатка поступательной скорости, уходит в небо, постепенно набирая скорость и высоту. А судьи бегают с рулеткой по полосе, замеряя величину пробега и разбега, чтобы выявить победителя. У кого меньше пробег и разбег, тот и победил.

Я люблю смотреть эти ролики и вижу, что у лётчиков, сидящих за «ручкой» этих маленьких самолётов, хороший глазомер, твёрдая рука, крепкие нервы, а главное, что они уже «набили руку», как говорится, на таких взлётах и посадках.
А чтобы добиться такого мастерства, нужно хорошо чувствовать машину и сотворить таких взлётов и посадок не одну сотню. И эта сотня взлётов и посадок набирается не на аэродроме, где есть нормальная полоса с разметкой, жюри и удобный ветер, по полосе. 
И вот здесь я хочу упомянуть свои самые любимые видеосюжеты. Те же самолёты, те же лётчики. Больше всего видео из Северной Америки (США) и Канады. По каким только «площадкам», если это вообще можно назвать посадочными площадками, они не носятся. Садятся на речные берега, косы, на просеку в лесу, на какой-то крутой бугор, по таким кочкам и камням, что смотреть жутковато. Вот здесь как раз идеально подходят шасси с большим ходом амортстоек и широкие пневматики низкого давления, плюс мощный, приёмистый поршневой двигатель и мощная механизация крыла. Ну и конечно собственное умение, отработанный навык. Любо-дорого смотреть.

А теперь я объясню, почему я по-доброму завидую этим летунам. Дело в том, что они всё это проделывают на своих, личных, частных самолётах. Если он ошибётся в расчёте на посадку, или площадка, подобранная с воздуха, окажется совсем не подходящей, то лётчик рискует подломать свой самолёт или нанести себе увечье. Но это уже совсем крайний случай. На такие площадки лезут при наличии большого опыта. Максимум, что может случиться – подломает шасси, повредит лопасти винта. Это всё можно заменить. Даже, если самолёт и будет разбит до того, что не подлежит восстановлению, то лётчик, если ничего себе не повредил, несёт только материальные убытки. Поскольку самолёт принадлежит ему лично. Я начинал летать во времена Советского Союза, когда ни о какой частной авиации и речи быть не могло. Военная, гражданская, ДОСААФ, экспериментальная (лётчики-испытатели), всё это принадлежало ГОСУДАРСТВУ! И, если ты допускал какие-то ошибки в технике пилотирования или шёл на какие-то нарушения, и это приводило к повреждению воздушного судна или его уничтожению, то за свои действия ты отвечал перед государством, как собственником воздушного судна, по закону. Тебе грозили или большие вычеты из зарплаты, но всё равно ты не сможешь полностью компенсировать  все убытки, или увольнение с лётной работы, а то и тюрьма. Такая система ценностей накладывает определённые обязательства на твоё поведение, как лётчика. Я очень люблю летать, мне нравится моя сложная, интересная, красивая работа. Но я постоянно помню, что мой огромный и очень дорогой вертолёт принадлежит государству и все мои полёты, какими бы они ни были красивыми со стороны, выполняются только в интересах государства, по заявкам организаций, которые тоже являются государственными конторами. И всё, что мы делаем – помогаем геологам, строим газопроводы, линии ЛЭП, обустраиваем месторождения, это всё тоже нужно государству. Я не могу просто так взять и полететь, куда глаза глядят, чтобы полюбоваться красотой заката или рассвета, просто отвести душу ощущением полёта, сесть вот на ту речную косу, чтобы насладиться рыбалкой, над тихим водным потоком. Не могу взять свою семью и просто полететь на пикник, чтобы насладиться отдыхом и полюбоваться природой. Потому что у меня нет своего самолёта или вертолёта. Какие самолёты или вертолёты, если при СССР за легковыми машинами стояли в очереди годами, с одобрения завкома, профкома, долго копили деньги, чтобы приобрести, наконец, вожделенный автомобиль.

В нынешней России есть частные самолёты и вертолёты. Я не имею в виду, реактивные бизнес-джеты нынешних олигархов и миллионеров, и миллиардеров в рублёвом или в долларовом исчислении. Немногочисленные представители, так называемого «среднего» класса, уже могут иметь в своём распоряжении небольшие самолёты или вертолёты. В основном это машины импортного производства. Встречаются и наши – отечественные (ну это чаще самолёты), а вертолёты, те, как правило, «иномарки». Есть такие частные аэроклубы, лётные школы на маленьких аэродромчиках. Но это всё больше вокруг Москвы, Санкт-Петербурга и больших  городов-миллионников за Уралом, в Сибири и дальше на Восток. Но удовольствие владеть таким самолётом или вертолётом не дешёвое. Надо ещё выучиться и получить свидетельство пилота-любителя, а это деньги. Прохождение медкомиссии – это тоже деньги. Если воздушное судно имеет определённую массу, то на нём должен быть установлен АРМ (аварийный радиомаяк), тоже вещь не дешёвая. А обслуживаться такой самолётик и вертолётик  должен авиатехником, имеющим сертификат, определённые допуски и опыт работы. Как видите, суммы набегают немалые. И ещё воздушное судно должно где-то храниться, базироваться, его должны охранять. Стоимость авиационного керосина или бензина тоже не маленькие. Ну и естественно, вы, как владелец воздушного судна, при выполнении полётов должны соблюдать нормы и требования воздушного законодательства. Для полётов таких маленьких воздушных судов по нашим Российским законам (да и за рубежом то же самое) выделено воздушное пространство – G. Здесь надо выдержать время от подачи заявки на полёт, до времени вылета. А потом строго следовать заявленному маршруту, выдерживая безопасную высоту, обходя зоны, запрещённые для полётов, и много чего другого надо выполнять, хоть это и называется «свободное воздушное пространство».

 Я понимаю, что культура использования воздушного пространства, воздушное законодательство, что касается частных лёгких воздушных судов на Западе, развита несравненно больше, чем у нас. Они уже век так летают. А мы ещё только начинаем. Поэтому у нас разнообразных препон больше. Да вы и сами видите, что могут натворить новоиспечённые любители частной авиации. То влетят в провода линии электропередач, то пытаются изобразить фигуру высшего пилотажа на недопустимо малой высоте, на машине, не предназначенной для такого пилотирования. То полетят на лёгком вертолёте, который допущен к полётам только в простых метеоусловиях, куда-то в ночь, в снегопад, а то и в обледенение, на машине, не имеющей противо обледенительной системы, и с одним авиагоризонтом. При этом, не имея должных навыков пилотирования вертолёта по приборам, в ночное время или над заснеженной, безориентирной местностью. То сядут на вертолёте прямо на автозаправку, а потом лихо взлетают с неё, подняв пыль и чуть не влетев в провода возле дороги. Мне, как профессиональному вертолётчику с огромным опытом работы в условиях Крайнего Севера, видеть это   не выносимо. А таких сюжетов интернете полным полно. Поэтому нам надо ещё учиться и учиться. Управлять летающей машиной и собой. Чтобы намертво в свою голову вбить, что можно, а что нельзя. Если придурок на электросамокате может натворить столько бед, сам покалечиться, кого-то покалечит или убьёт, или спровоцирует аварию, то, что можно натворить на воздушном судне, хоть и маленьком?!

Но вернёмся к частным самолётам и вертолётам и их пилотам, за рубежом. Хоть в Европе, хоть в Америке и Канаде. Завидую я этим полётам. Честно говорю, завидую. Человек известил органы управления воздушным движением о своём предстоящем полёте по интернету, по телефону, у него приняли заявку на полёт, он выдержал время до вылета, и летит себе на здоровье. Вот они и летают. Сами летают, семью свою возят или друзей. Выполняют полёты по перевозке туристов, или поиски косяков рыбы, могут отвезти какой-то груз или медикаменты. Я видел красивейшие видеоролики с полётами таких самолётов или вертолётов на Аляске, в Канаде, над Большим барьерным рифом, в Альпах, да где угодно. Система отлажена и работает великолепно. Как-то мне попался ролик об одной авиационной деревне в Америке. Стоят частные дома неподалёку друг от друга. Возле каждого – маленький ангар, а от него ведёт не широкая рулёжная дорожка к единой взлётно-посадочной полосе. В домах этих живут отставные лётчики, военные и гражданские. У кого самолёт свой, у кого вертолёт, а у одного есть самолёт-амфибия. Захотелось тебе полетать, отдохнуть душой, подал заявку, выждал время для прохождения информации, и полетел. То ли ты один в кабине, а может, захотел жену прокатить или внуков. Эти лётчики там, в группы собираются. Взлетают один за другим и летят в какое-нибудь красивое место, садятся с подбором и отдыхают на природе. А тот, у которого самолёт-амфибия или вертолёт с надувными баллонетами, может приводниться где-нибудь на реке или озере, рыбку половить. Смотрел я на это всё и лёгкая грусть на меня накатывала. Мне бы тоже очень хотелось так полетать. Самому посмотреть с высоты на землю, ощутить всё волшебство полёта. Жену с собой взять, показать все красоты природы, пейзажи Уральских гор, каньоны горных рек – Щугора, Вангыра, Большого Патока, Косью. Я ведь хорошо знаю все эти места, и смог бы показать всю эту красоту родному человеку. Правда, у нас, в этом горном районе находится Национальный парк «Югыд-Ва» и для полётов туда, а тем более, посадок там, нужно особое разрешение. Сколько лет я сам отправлял в эти красивейшие места многие группы туристов на вертолётах МИ-2, МИ-8, сам там бывал, когда летал по работе, и вот жене хотелось бы всё это показать. Но, увы. Разошлись по времени мои возможности и желания. У нас, чтобы приобрести хотя бы не новый вертолёт, это нужны такие деньги! А поставить его в аэропорту Печора на постоянное хранение, это замучаешься платить.

Я сколько раз видел, как ПДСП выписывали счёт после приземления маленького самолёта «Cessna» или ЯК-18Т. Взлёт-посадка, встреча-отправление, сверхнормативная стоянка и прочее, прочее. Сумма получается внушительная. Это они ещё топливо у нас не брали, поскольку такого бензина в аэропорту нет. Сами привозят в канистрах с автозаправки и заправляются. Прилетала тут как-то навороченная «Cessna» с турбированным поршневым двигателем «Лайкоминг» пару лет назад. Владельцы, они же лётчики этого самолёта, молодые ребята, слегка за тридцать. Оба летают командирами «Боинга» или «Аэрбаса» в каких-то гражданских авиакомпаниях. А эти полёты, на маленьком самолёте, чтобы душу отвести. Посмотреть на землю с небольшой высоты, насладиться полётом. Что они там видят, в этих рейсах, с большой высоты, всё по приборам и на автоматике. Так эти бравые хлопцы для своего самолётика как-то организовали доставку пяти двухсотлитровых бочек специального авиационного бензина высокого качества (другой бензин мотор «Лайкоминг» не приемлет) на аэродромы в разные точки Республики Коми. Одну бочку – в Троицко-Печорск, две – в Печору, одну – в Усинск, одну – в Инту.

Представляете, сколько стоит это удовольствие?! Я с этими лётчиками познакомился, переговорил. Нормальные, хорошие мужики. Только, уже чувствуется – поколение NEXT, то есть «следующие». Великолепно умеют подавать флайт-план, у них навороченный GPS-навигатор, с большим экраном. Когда они собрались полетать в горах (без посадки), я предупредил, что надо быть повнимательней, потому, как направление и сила ветра в горах меняются очень быстро. В зависимости от времени дня, освещённости горных склонов, наличия облачности и многих нюансов. Они пренебрежительно отмахнулись, мол, у нас умный навигатор, подскажет. Ну-ну. А, когда они заявили, что на следующий день хотят слетать на Харьягу, то я спросил: «На какую?». Их ведь две есть. Одна Харьяга стоит на левом берегу реки Колвы, в 150 километрах севернее Усинска. Это большая подбаза. Другая Харьяга – это маленькая деревня в 10 километрах севернее Нового Бора, что стоит на левом берегу реки Печоры, севернее Усть-Цильмы. Лётчики удивились моему вопросу. Я сказал: «Ребята, а хотите, я вам назову все деревни по обоим берегам реки Печоры, вверх и вниз по течению от города Печора, не заглядывая в ваш чудесный планшет-навигатор. Да ещё и расскажу, где, с какой стороны в деревне был аэродром, как расположена полоса, и какой вид она имеет?». Они не стали меня проверять, поверили на слово. А что делать, если я до сих пор это помню, помню, где, какие месторождения, как располагались буровые, которых давно уже нет, и какие у них были номера. Где проложены дороги, где находятся мосты через реки, где эти реки и мосты пересекаются трассами ЛЭП, где протянуты нефте и газопроводы, где посадочные площадки на дожимных и насосных станциях трубопроводов. И зачем мне помнить то, что я уже никогда не увижу своими глазами? Может и незачем, но я же не могу себе другую голову приделать.

Завидую я этим молодым лётчикам с самолёта  «Cessna», американским и канадским пилотам, что могут себе позволить летать не для государства или частного хозяина, а для себя. Тут, недавно прочитал, что в России, где-то в средней полосе, то ли в Башкирии, то ли в Чувашии, будут строить такую же «авиационную» деревню, как в Америке. И будут там жить отставные лётчики, со своими самолётами. Хотелось бы посмотреть, что из всего этого получится. Что это будут за самолёты, как всё будет организовано. Но, зная нашу, российскую действительность, я думаю, что пока не получится летать, как в Канаде или Америке. Поэтому, у нас многие летают втихаря – «тыхэнько и нызэнько», не давая плана, не ставя в известность близлежащие диспетчерские службы. А как бог на душу положит. А потом читаешь в новостях: «Жители такого-то района обнаружили в ближайшем лесу на берегу реки, разбитый самолёт-амфибию. Людей вокруг нет. И теперь прокуратура и другие компетентные органы выясняют, кому принадлежал самолёт, пострадали ли люди при этом происшествии, кто они, а главное – где они?». Читаешь, и про себя думаешь, как говорили в одном фильме: «Россия, твою маман…».

Давно мне уже попадалось в интернете видео. В России создали маленький вертолёт, «Микрон», называется. Я просмотрел все ролики внимательно, вникая во все детали. Прочитал про тактико-технические данные и возможности этого летающего «лисапета», если его можно так назвать. Симпатичная машинка. Одноместный, лёгкий вертолёт, соосной схемы. Поршневой движок, австрийский «Rotax». Колонка несущих винтов, внизу топливный бак, на нём кресло пилота. Три маленьких колёсика-дутика шасси с передним колесом, трубчатая хвостовая балка, с маленьким горизонтальным оперением и две концевые вертикальные шайбы для лучшей путевой устойчивости. Впереди две педальки для управления по курсу, слева от кресла рычаг «шаг-газа», как у всех вертолётов. Но РЦШ (ручка циклического шага) или просто «ручка» находится не спереди, между ногами пилота, как обычно, а справа, и загибается влево этакой «кочергой», чтобы находиться перед животом лётчика. И махонькая приборная доска (это громко сказано) на стойке, над педалями. Там, скорее всего счётчик оборотов двигателя, несущего винта, топливомер и указатель скорости. А больше ничего для визуального полёта и не надо. Сидит лётчик на этой летающей табуретке, пристёгнутый привязными ремнями к спинке кресла за плечи и пояс.

Четырёхточечная система привязки. На голове у пилота защитный шлем. И всё. Дырк, завели моторчик (хороший, мощный, приёмистый) с пол тычка, и поехали. Машинка висит в воздухе устойчиво, управляется легко, ходит за «ручкой» и «шагом» послушно. Резво носится над землёй, забирается на высоту, шустро пролетает между деревьями, над полями и водоёмами, легко останавливается и так же резво набирает высоту и скорость. Забавный такой, летающий мотоцикл. Главная фишка была в том, что вес этого снаряжённого вертолёта (с топливом и маслом, но без лётчика) не должен был превышать 115 килограммов. По международным правилам при таком весе машины даже пилотское свидетельство не нужно, чтобы летать на нём. Обучился, приобрёл и летай. Но не уложились конструкторы в этот весовой предел – 115 килограммов. А если «ероплан» или это воздушное «суднО» тяжелее, то надо иметь свидетельство пилота-любителя, оформлять много всяких документов, и прочая, прочая. Но что-то не сложилось с вертолётом. Может австрийцы не хотят двигатели поставлять, а своих, отечественных, такого веса, мощности и габаритов, у нас отродясь не было. Мы тут никак не можем вовремя довести до ума двигатели для гражданских самолётов и вертолётов разных классов, а тут какой-то примус. Мощностью 79,9 лошадиных сил, расход топлива 15 литров в час, четырёхтактный, четырёхцилиндровый, воздушного охлаждения. Правда, цена у этой «крохотульки» с учётом доставки и таможенных процедур, где-то в районе 15800 евро. Не слабо, так, да? Плюс ещё сам вертолёт. А я то, как его увидел, этот вертолёт в полёте, ворохнулось ретивое сердце, мол, не буду есть, выпивать, начну экономить на всём, и куплю себе этот аппарат. Правда, жену на нём не покатаешь, он одноместный, но хоть душу отвести.

Размечтался, седой лётчик. Нет вертолёта, не пошло в производство, движок дорогой, импортный, да и наше воздушное законодательство, и контролирующие органы, в лице пресловутой «Росавиации», всё против меня и моих мечтаний.
Правда, налетался я в своей лётной жизни прилично. Освоил несколько типов вертолётов, налетал много часов. А вот так полетать, чтобы для себя, в своё удовольствие, на своём вертолёте, без оглядки на расшифровку бортовых самописцев – не довелось. Несколько раз получалось, слегка полетать на своём вертолёте, будто ты песню поёшь, и проверяешь свои возможности и возможности своей машины, на пределе – могу, не могу. Мог. Хорошо, что плёнки МСРП-12 (самописца) таких полётов не попали в ГРА, на расшифровку. А то бы отцы-командиры мне полетали, по «самое не могу»! Да и видеозаписей этих полётов, увы, не осталось. Не было чем тогда записывать может оно и к лучшему. Осталось только в памяти.
И ещё осталось чувство лёгкой зависти. К тем лётчикам, что ещё поднимают и будут поднимать свои машины, разного класса и предназначения, в небо, в которое когда-то поднимался и я. Как же туда тянет снова и снова. Хоть бы на часик подняться ввысь, увидеть прекрасную землю внизу, ощутить дрожь «ручки» в своей ладони и услышать стрёкот лопастей над головой. Видеть свет заходящего солнца и лететь, лететь…
 


Рецензии