Русские
Мы выглядим в чужих глазах наивными созерцателями еще и потому, что у русских, с одной стороны, и у европейцев с американцами, с другой, разное отношение к действенности человеческой мысли. Русский человек мысль рассматривает как дело, вот почему именно в русском обществе и государстве мысль во все времена представлялась опасной, за мысли неправедная власть судила и по сей день судит, будто за совершенное преступное дело, ибо все мы живем, повинуясь русскому языковому правилу «сказано – сделано». Тому тьма исторических примеров, как единожды задуманное волевым русским человеком неизбежно воплощается в его делах.
Есть еще в русском языке особенное слово промышлять, означающее и план действий, и само это действие одновременно. Деловых русских людей звали в старину промышленниками, всякое ремесло, а затем и современную индустрию по-русски именуют промышленностью. Охотники и разбойники (простите, что рядом ставим) поныне отправляются на промысел, разумея, что всякое дело – и хорошее, и даже плохое – для успешности должно предначинаться глубокой думой и расчетом.
Однако личная мысль не так значима для русского, пока она не овладеет умами соплеменников. Если мысль стала общей думой, обрела черты идеологии, русские ее рано или поздно осуществят, претворят в жизнь. Не случайно именно в России родилось великое учение В. И. Вернадского о ноосфере, в котором ключевая идея – всепобеждающая сила мысли. В. И. Вернадский сформулировал важнейший закон человеческого прогресса: «Мысль не является видом энергии, но действует подобно энергии».Вот и сегодня мы живем в преддверии всепобеждающего действия русской национальной идеи. Ее главные сокрушающие неправду современной жизни постулаты: «Россия – для русских и других коренных народов России», «России – русскую власть». Эти идеи стали ныне общей думой миллионов и миллионов русских людей, которые уже стряхивают с себя летаргическое созерцание, внушенное мерцающими телеящиками. Эти идеи действуют подобно энергии, пробуждая в русском народе волю к действию. Они пронзают души желанием прожить жизнь не зря. ..." Т. Миронова "Броня генетической памяти"..(История в историях,2024)
(ст."НЕ БОЙТЕСЬ,БЕСЫ ВЛАДЕЮЩИЕ ЭТИМ МИРОМ ПИТАЮТСЯ ВАШЕЙ БОЛЬЮ И СТРАХОМ. ГАВВАХ",Гримуар,2024) "Уважаемые дамы и господа,во первых разрешите вас поздрав-ить с тем,что в нашем сообществе уже 100 тысяч подписчиков! Я рад и счастлив что темы нашего исследовательского сообщества интересны стольким людям.Это значит что ещё не всё потеряно,это значит что мыслящих,осознанных,ищущих людей у нас много.Это очень приятно.Спасибо что читаете.На днях мне приятель рассказывал,что в последние годы мир как будто сошёл с ума,что творится настоящее сумасшествие и некому это остановить.Я его успокоил,сказав что это видят теперь многие,не он один.Но вся эта система довольно просто объясняется.У иудеев есть слово которое прекрасно все объясняет - Гаввах. Гаввах- темная энергия,которую вырабатывают все живые организмы при мучениях,при страданиях,от переживаний из-за негативных новостей от плохих событий от физической и душевной боли,от страха,от тревоги и испуга.Гаввах это пища для тёмных сил,это еда для бесовской свиты,которые явля-ются конечным предиктором в управлении этого грешного мира.Именно поэтому Они устраивают мировые войны(которые не должны заканчиваться,а идти одна за другой), эпидемии,гонки вооружений,диверсии,горячие точки,создают всё более разрушитель-ное оружие,химическое,биологическое,разрабатывают новые болезни- им нужно больше страданий,жертв,жертвоприношений,чтобы получить больше Гавваха выделяемого людь-ми при боли и страхе.И всё это вам в подробностях показывают с телеэкранов,ново-стных лент и телеграм каналов.Вам показывают весь этот ужас и страх,показывают массовые убийства,страшные подробности.Им нужно чтобы вы боялись,чтобы вы пере-живали,чтобы вы тревожились.Они питаются вашим страхом,ваша боль- эта еда для демонических существ.Если бы мы могли видеть нематериальный мир- то увидели,что над больницами,кладбищами,местами сражений и мучений- вьются просто тучи черных демонов собирая остатки страданий.А за больным,испуганным,страдающим человеком - вьётся хвост из бесов присосавшихся к нему,питающихся его болью,точнее Гаввахом - энергией выделяющейся,когда живое существо страдает.Именно поэтому в последние годы стало не только больше таких ужасов,но они поработали над тем,чтобы донести этот ужас персонально до каждого,показав всё в подробностях с экрана смартфона. Сейчас им нужно больше есть,им нужно больше Гаваха,больше вашей энергии.Они коп-ят силы для чего-то нехорошего.Темная Энергия Гаваха используется в некромагии- именно поэтому одно из условий подобных ритуалов это замучить и убить живую душу ,курицу,кошку и или козу- совершить мучительное жертвоприношение- дав напиться Тёмным.Больше всего Гаваха выходит с вытекшей кровью.Точно также мучают и нас держа в страхе и боле- выжимают до капли,выпивают досуха,наш страх ваши вибрации боли и страданий- их пища.Потому они и строят мир таким- чтобы человек здесь ис-пытал как можно больше страха и боли.Мы просто их дойные коровы,выделяющие Гавв-ах.А войны,эпидемии,геноциды,пожары и катастрофы- их автоматический доильный ап-парат.И вам обязательно покажут все ужасающие подробности катастроф со всех рак-урсов- так вам можно сделать больнее,напугать сильнее- а значит вы выделите бол-ьше энергии Гаввах.Всё это организуется через людей,через аристократические сем-ьи,чёрную аристократию которая служит бесам и их главному Хозяину.Я уже долгое время не смотрю никакие новости,всё что не касается моей жизни и моих исследова-тельских интересов проходит мимо,все мои ленты новостей настроены так,чтобы я не получал никакой информации из внешнего мира.И я не просто оградился от новостей - я активно борюсь чтобы ни одна негативная новость внешнего мира,не достигла моего сознания.Если хотите,это такое отшельничество в обществе.То что я не могу изменить и не должно занимать мой ум.Мы должны перестать кормить бесов- своей болью и страхом.А самый лучший способ- быть счастливым и здоровым.Чем больше вы страдаете,чем больше Гавваха от вас Они получают- тем сильнее они из вас тянут - тем больше страданий возникает в вашей жизни и так пока они вас не сведут в мог-илу.Чем меньше в вашей жизни страха,боли и страданий- тем меньше они от вас пол-учают темной энергии -тем меньше вы им интересны.Да,всё оказывается вот так про-сто и понятно,если разложить по полочкам.Именно так устроен мир,и наше место в нём- роль дойной коровы.Люди не контролируют свою жизнь,не понимают какую инфо-рмацию пускают в своё сознание и какие она эмоции вызывает.Если они к вам присо-сались- вы долго не проживёте, выдоят до смерти.В идеале- даже физическая боль не должна возникать.Понятно,что сейчас мы живём в мире Антихриста,где правит бал Сатана и его свита.Но и физические страдания возникают не из пустого места а от неправильного образа жизни.Например зубная боль,кариес- практически отсутствует в диких первобытных племенах не употребляющих сахар и муку.В нашем мире сахар и мука появились с метафизической точки зрения лишь для того чтобы мы болели и ст-радали.Что делать? Приведите свою жизнь в порядок.Не страдайте,нелюбимая работа - увольтесь,излечите физическую боль,уберите душевные страдания,и ради Бога огр-адите себя от негативных новостей.Не смотрите то,на что повлиять не можете- зай-митесь своей жизнью,своими интересами.Слово "Не бойтесь" в Библии повторяется 365 раз.Если вы будете веселы,здоровы и счастливы- будет вашей лучшей защитой, от бесовского мира.Это сохранит вас и лишит питания их.Прошу обратить внимание насколько искажено сейчас Христианство и поражено бесами,ведь именно страдание в христианстве ставится во главу угла! Илли буддизм- где вся жизнь человека- это страдание.Скажите разве Исус учил людей страдать? Нет,он учил любить,а не страдать.Исус не просто запрещал убийство,а запрещал гневаться на брата своего- чтобы не выделялось тёмной энергии человека.Он изгонял бесов,избавлял людей от страданий,излечивал.Но бесы научились довольно ловко вводить людей в зависимос-ти,а любая зависимость принесёт страдание.Их цель вырастить нас и заставить стр-адать,чтобы из нас сочился Гаввах,а когда высосут досуха,когда человек настрада-ется- тогда сводят его в могилу,подобно тому как старую, не дающую молока корову отправляют на скотобойню.Так какой смысл жизни корову? Кормить человека.Так и смысл нашей жизни- кормить этих сущностей паразитов.Но выбор всегда за вами."
(ст."Что происходило на Руси ровно тысячу лет назад? Год больших событий",Русичи,2024) "Сейчас у нас на календаре 2024 г.Если перенестись ровно на тысячу лет назад,то мы попадем в 1024 г.и окажемся в эпицентре бурных событий ,которые определят очень многое в последующей истории.Важный год,судьбоносный. Начнем с того,что девять лет назад умер князь Владимир Святой,оставив после себя целый кучу сыновей и совершенно непонятную ситуацию с престолонаследием.У двоих старших детей- Святополка и Ярослава- подорвана легитимность.Первый сидит в кие-вской темнице за восстание против отца,второй в Новгороде объявил о мятеже.Влад-имир как раз готовился идти на него с войском- усмирять.Но не успел,умер.В общ-ем,почва для конфликта была самой питательной.И конфликт моментально вспыхнул.Пр -ичем крайне жестокий,братоубийственный.В первый же год после смерти князя Влад-имира гибнут князья Борис,Глеб и Святослав.Ответственность за это традиционно возлагается на их брата Святополка,получившего прозвище Окаянный.У историков ес-ть определенные вопросы ко всей этой ситуации.Но тут мы вдаваться в подробности не будем.Чтобы не пересказывать вам хорошо известные по школьному учебнику вещи, кратко резюмируем.На Руси девять лет идет кровопролитная война,в которой перио-дически принимают участие еще и интервенты.За это время поляки,например,успели взять Киев,а потом ушли оттуда,прихватив всю казну,русских княжон и ряд городов в Червонной Руси.К 1024 г.власть над Русью оспаривали два брата- Ярослав и Мсти-слав.Остальные уже лежали в могиле.Кроме тихого младшенького Судислава,который в ужасе сидел в Пскове и никуда не высовывался.Ярослав был старше,и за ним стоял Новгород.Его козырем была возможность набирать войско из варягов,профессиональ-ных рубак.А Мстислав опирался на отдаленную,отрезанную от основной части Руси Тмутаракань,где он княжил.Но он был отчаянно храбр и амбициозен.Мстислав выст-упил в поход.Он преодолел Дикое поле,занял Левобережье и укрепился в Чернигове. Там он пополнил свое войско северянами(это местный славянский племенной союз).В 1024 г.Ярослав с варяжским войском,которым командовал Якун Слепой,подошел к Чер-нигову.И ночью в грозу,посреди молний и хлещущего ливня,состоялась страшная бит-ва на Листвене.Эту битву,благодаря грамотной тактике,выиграл Мстислав.И..на этом закончилась затяжная девятилетняя война на Руси.Потому что Мстислав,одержав поб-еду,предпочел договориться с братом.Он предложил ему разделить власть над стран-ой.За собой князь оставил Левобережье,утвердив право на Чернигов и удержав Тмут-аракань.А Ярослав получил Правобережье и сохранил Новгород.Так впервые в истории возник и институциализировался раскол Руси по Днепру.После он регулярно воспро-изводился- и во времена войн Ольговичей с Мономашичами,и во времена русско-лито-вских войн,и во времена Руины.Дальше сами знаете."
(ст."Название «Золотая Орда» государству Батыя присвоили русские историки только в XIX веке,и только лишь для «красного словца",Исторический понедель-ник,2024) "Как конкретно называлось государство Батыя,с территории которого он пошел со своими войсками на Русь и Европу в XIII в.– неизвестно.Считается, что официальным названием этого государство было «Великий Улус»,но эта версия прак-тически ничем не подтверждается.В древности русские называли его просто Ордой,а вот название «Золотая Орда» появилось в качестве исторического термина в трудах российских историков-литераторов только в XIX веке.Об этом рассказывается в оче-рке,опубликованном еще в 1969 го.в старом советском журнале «Наука и жизнь»,и представленном ниже.КРАТКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КАНАЛА.Все любители отечественной истории,или просто соприкоснувшиеся с ней в школьные годы,прекрасно знают,что перед нападением на Русь в середине XIII столетия монголо-татары основали в зав-олжских степях государство Золотая Орда,откуда и начали осуществлять свои ставш-ие историческими набеги на западные земли.И вот тут начинаются самые настоящие загадки,которые современные ученые,как ни стараются,а разгадать не могут.Счита-ется,что Золотую Орду создал внук Чингисхана– Батый,который захватил земли к за-паду от существовавших границ Великой Монгольской империи и на этих землях утве-рдился,чтобы начать дальнейшие завоевания в Европе.Батый и начал эти завоевания– разорил Русь,вторгся на Балканы,но на этом все завоевания и закончились.Не стал Батый расширять владения Золотой Орды,как не стали их расширять и его наследни-ки.
Реклама
•
16+
Исполни свою мечту за 72 часа! Бесплатно квест-практикум
Узнай за 72 часа на бесплатном квест-практикуме, как исполнять свои мечты!
Получи 3 дня практикиРаскроем 6D формулу
new.potok.live
Перейти на сайт
Реклама
Телеграм-канал об энергетических свойствах камней
Вы хотите узнать об энергетических свойствах камней и их влиянии на жизнь?
Телеграм-канал ГеммопсихологаКамни под любой запрос
gemmopsycholog.online
Перейти на сайт
litres.ru
реклама•16+
Реклама
Бесплатный гайд «Сквозная отчетность в строительстве»
Из руководства вы узнаете принцип построения сквозной строительной отчетности
Кому будет полезноЧто будет в материале
tsus.ru
Перейти на сайт
Реклама
Откройте ребёнку подлинную историю Древней Руси!
Приглашаем детей 9-15 лет в увлекательный мир Русской истории и былинного эпоса!
Срок обучения 3,5 месяца25 занятий 2 раза в неделю
провласть.рф
Перейти на сайт
Реклама
Как выполняется ректификация в астрологии? Скачайте PDF!
Как сделать ректификацию – уточнение времени рождения по событиям жизни человека.
Скачать PDF-планБесплатно
sedashev.ru
Перейти на сайт
Реклама
Бесплатный гайд «Сквозная отчетность в строительстве»
Из руководства вы узнаете принцип построения сквозной строительной отчетности
Кому будет полезноЧто будет в материале
tsus.ru
Перейти на сайт
Реклама
Откройте ребёнку подлинную историю Древней Руси!
Приглашаем детей 9-15 лет в увлекательный мир Русской истории и былинного эпоса!
Срок обучения 3,5 месяца25 занятий 2 раза в неделю
провласть.рф
Перейти на сайт
Реклама
Бесплатный гайд «Сквозная отчетность в строительстве»
Из руководства вы узнаете принцип построения сквозной строительной отчетности
Кому будет полезноЧто будет в материале
tsus.ru
Перейти на сайт
Реклама
Откройте ребёнку подлинную историю Древней Руси!
Приглашаем детей 9-15 лет в увлекательный мир Русской истории и былинного эпоса!
Срок обучения 3,5 месяца25 занятий 2 раза в неделю
провласть.рф
Перейти на сайт
Реклама
Как выполняется ректификация в астрологии? Скачайте PDF!
Как сделать ректификацию – уточнение времени рождения по событиям жизни человека.
Скачать PDF-планБесплатно
sedashev.ru
Перейти на сайт
Реклама
Откройте ребёнку подлинную историю Древней Руси!
Приглашаем детей 9-15 лет в увлекательный мир Русской истории и былинного эпоса!
Срок обучения 3,5 месяца25 занятий 2 раза в неделю
провласть.рф
Перейти на сайт
Реклама
Бесплатный гайд «Сквозная отчетность в строительстве»
Из руководства вы узнаете принцип построения сквозной строительной отчетности
Кому будет полезноЧто будет в материале
tsus.ru
Перейти на сайт
Реклама
Откройте ребёнку подлинную историю Древней Руси!
Приглашаем детей 9-15 лет в увлекательный мир Русской истории и былинного эпоса!
Срок обучения 3,5 месяца25 занятий 2 раза в неделю
провласть.рф
Перейти на сайт
Реклама
Бесплатный гайд «Сквозная отчетность в строительстве»
Из руководства вы узнаете принцип построения сквозной строительной отчетности
Кому будет полезноЧто будет в материале
tsus.ru
Перейти на сайт
Исторический понедельник
вы подписаны
Вы подписаны
Название «Золотая Орда» государству Батыя присвоили русские историки только в XIX веке, и только лишь для «красного словца»
Сегодня
Как конкретно называлось государство Батыя, с территории которого он пошел со своими войсками на Русь и Европу в XIII веке – неизвестно. Считается, что официальным названием этого государство было «Великий Улус», но эта версия практически ничем не подтверждается. В древности русские называли его просто Ордой, а вот название «Золотая Орда» появилось в качестве исторического термина в трудах российских историков-литераторов только в XIX веке. Об этом рассказывается в очерке, опубликованном еще в 1969 году в старом советском журнале «Наука и жизнь», и представленном ниже.
Золотая Орда
КРАТКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КАНАЛА
Все любители отечественной истории, или просто соприкоснувшиеся с ней в школьные годы, прекрасно знают, что перед нападением на Русь в середине XIII столетия монголо-татары основали в заволжских степях государство Золотая Орда, откуда и начали осуществлять свои ставшие историческими набеги на западные земли.
И вот тут начинаются самые настоящие загадки, которые современные ученые, как ни стараются, а разгадать не могут.
Считается, что Золотую Орду создал внук Чингисхана – Батый, который захватил земли к западу от существовавших границ Великой Монгольской империи и на этих землях утвердился, чтобы начать дальнейшие завоевания в Европе. Батый и начал эти завоевания – разорил Русь, вторгся на Балканы, но на этом все завоевания и закончились. Не стал Батый расширять владения Золотой Орды, как не стали их расширять и его наследники.Великая Монгольская империя в изображении какого-то умника,совершенно незнакомого с историей.Тем не менее эта схема хорошо показы-вает размах,с каким гипотетические "монголы" заняли огромную территорию Евразии
Интересно,что во всех военные кампаниях,которые впоследствии проводились тата-рами в Польше и Литве,напрямую участвовали и русские войска,причем,судя по мног-им свидетельствам,числом больше,чем численность самих татар.Бывали в тех опера-циях битвы,в которых татары вообще не упоминались.Хотя,естественно,все эти пох-оды приписываются именно руководству Золотой Орды,а агрессора именовали не иначе как «монголо-татарами»,а то и вовсе «монголами».И вот спрашивается- так кто же вел войну с государствами Восточной Европы в то время– татары или русские?(Про «монголов» скромно помолчим).Но ученые эту загадку почему-то обходят стороной. Была выдвинута глобальная идея,что в монголо-татарских армиях монголы были толь-ко военачальниками,а основную их массу составляли представители покоренных наро-дов.Фигурируют,конечно,имена и монгольских полководцев– Куремсы,Бурундая,Ногая, Мауци и прочих,но об этих персонажах не существует никаких достоверных сведений.
О том,что они какие-то «монголы»,мир узнал только из сочинений итальянского мон-аха Плано Карпини,который якобы совершил в 1246 г.путешествие в Монголию,через Золотую Орду,где встретился с самим Батыем.Об этом он написал книгу «История монгалов»,из которой,собственно о монголо-татарах и известно– других источников не существует.Однако впоследствии в сведениях,предложенных Карпини о монголо-татарах,обнаружилось столько прорех,что современные историки предпочитают верить только собственной научной интуиции.Так,Карпини записал в своем труде,что армия Батыя насчитывала 600 тысяч человек,тогда как современные историки единодушно понизили эту планку до 60 тысяч,а кое-кто– вообще до 10-12.Я не собираюсь оспар-ивать ни одно из этих мнений,просто хочу засвидетельствовать факт очень низкого доверия к самому Карпини как к очевидцу и летописцу.При этом в его выкладках сомневаются не только соврем.ученые– еще в Средние века историки дискутировали о том,насколько можно верить Плано Карпини,и бывал ли он вообще в Монголии и Золо-той Орде?Единственное старинное изображение Батыя,утверждается,что это XIV век, китайская миниатюра.Однако даже сами китайцы не могут сказать,откуда это изобра-жение у них взялось,и с чего кто-то решил,что это именно Батый?И на самом деле– а кто подтвердит,что этот путешественник выезжал дальше Кафы в Крыму,где в то время отиралась куча всяких европейских дипломатов,собиравших сведения о странах Востока «из первых рук»,но не желавших подвергать свою жизнь опасности всякими дальними поездками в неизведанные края?Вот также и со всеми историческими данн-ыми,которые восходят из глубины веков.Нет им по большей части никакой веры,но можно подискутировать.И если считать монголов монголами,то надо сперва поинтер-есоваться,кем же они были по вероисповеданию?У нас по этому поводу есть свидет-ельства трех более-менее авторитетных историков, причем один из них был совреме-нником Батыя.Это Ала ад-дин Ата Малик ибн Мухаммед Джувейни,который в своем тр-уде «История мирозавоевания»(50-е годы XIII столетия)указывает,что «Бату был го-сударем,который не придерживался никакой веры и секты».Другой персидский истор-ик,уже XIV в.- Шихаб ад-Дин Абдаллах ибн Фазлаллах Ширази(Вассаф аль-Хазрат),ут-верждает,что Батый был христианином– «был он веры христианской,а христианство это противно здравому смыслу».(«История Вассафа»,1300-1328 гг.).А Альберто Камп-ензе,голландский писатель XVI в.,рассказывает нам о том,что «Батый первый,по убеждению сарацинов,принял магометанскую веру.- и потомки его досель пребывают упорными последователями сего учения»(письмо к папе Клименту VII,1523 г.).Прав-да,тут нам предлагается верить не самому Кампензе,а сарацинам,которые всегда знали всё лучше всех.Бату-хан на троне Золотой Орды. Иллюстрация из труда Рашид-ад-Дина «Всемирная история»,репродукция в Луисетто «Armeniens et autres chretiens d'Orient sous la domination Mongole»(Национальная библиотека Франции. Департамент рукописей.Восточный отдел.И вот перед нами три свидетельства трех авторитетов– и кому же из них верить? Кем был по вероисповеданию Батый? Напомню, что ислам распространился в Золотой Орде только в XIV в.,а христианство было вот оно– рядом.Тем более известно,что как раз во времена Батыя монголо-татарские ар-мии,штурмовавшие арабские Ближний Восток- Сирию,Палестину,Египет,- возглавлялись именно христианами,а не мусульманами,иудеями или язычниками.Но почему-то в науч-но-популярных трудах об этом ни слова.А может быть эти Бурундай,Ногай,Мауци и другие военачальники Батыя,оперировавшие на юго-западе Руси,тоже были христиа-нами,мало того– славянами,а не какими-то там монголами? Даже если предположить их татарское происхождение,то не будем забывать,что татары по генотипу больше славяне и европейцы,чем даже их названные родственники тюрки,не говоря уже о ка-ких-то там монголах.Славяне во все свои времена активно смешивались с татарами, включая даже русскую знать.Например,великий киевский князь Владимир Креститель женился на дочери булгарского царя Абд ар-Рахмана(Мумина)и произвел от нее двух сыновей– Бориса и Глеба,известных как первые русские святые,канонизированные в лике мучеников-страстотерпцев и ставшие покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей.Мало того– великий князь Владимирский Андрей Бого-любский,сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха по матери тоже был татар-ином(внуком половецкого хана Аепа(Каипа) Осенева).Да и сам Иван Грозный,по одной из самых сильных версий,происходил по матери из рода золотоордынского хана Мам-ая.Интересно,что Иван Грозный в бытность свою фактическим императором Руси,поса-дил на трон вместо себя касимовского татарина Симеона Бекбулатовича,который вып-олнял те же императорские обязанности почти год.Понятно,что этот Бекбулатович вообще никак не влиял на государственные дела,а был просто ширмой,но ведь офици-ально он был царем над всем русским народом,и русский народ это принял как дело совершенно легитимное.Портрет работы неизвестного польского художника,конец XVI - начало XVII в.Ранее считалось,что изображён Михаил Борисович Тверской (интере-сно спутать славянина Тверского и потомка монгола Чингисхана).Находится в колле-кции портретов Несвижского замка Радзивиллов.Не следует забывать,что Симеон Бек-булатоаич(до крещения- Саин-Булат хан)был правнуком хана Золотой Орды Ахмата, кстати,прямым потомком Чингисхана,правда,только по существующим летописям,в ко-торых кроется множество генеалогических неточностей,но тем не менее во времена Ивана Грозного,все верили в то,что Русью правит потомок…самого Чингисхана!Но это было в порядке вещей.Как можно понять,своим для русских был не только Чингисхан, но и сам Батый,якобы разоривший русскую землю не менее грандиозно,чем до него русский князь Андрей Боголюбский разорил русский Киев.Короче,между русскими пра-вителями и правителями Золотой Орды имеются очень тесные связи во всех отношени-ях,так что отделять татар от русских я бы не стал.Другое дело,что развивались оба государства по разным линиям,но не думаю,что эти разные линии были такими уж сильно разными.Вполне возможно,что при иных обстоятельствах Золотая Орда прекр-асно бы вписалась в политическую карту Руси совершенно мирно и добровольно еще до завоевания ее частей Иваном Грозным в XVI веке.Одно из помешавших этому обс-тоятельств– феодальное раздробление Руси,которое началось еще при Ярославе Мудр-ом,который оказался таким мудрым,что стал причиной разделения Руси между своими сыновьями-феодалами,а там пошло и поехало.Так Русь разделилась на 18 вполне себе самостоятельных княжеств,и начались после этого сплошные междоусобицы,потому что все эти великокняжеские ветви,между которыми были разделены русские земли,были потомственными Рюриковичами,и каждая ветвь хотела считать себя главной.В итоге самой главной в русской иерархии себя посчитала Золотая Орда во главе с Батыем, потомком Чингисхана. Совершенно неизвестно, был ли Батый Рюриковичем, но то, что он имел все права на «наследство Рюрика» как потомок Чингисхана - это точно. Но если Батый и на самом деле был христианином, и в его армии массово служили славяне, то это предполагает, что всю эту историю с Золотой Ордой надо в корне пересматривать. Тем более что само название этого государства, возникшего в XIII веке, тоже служит предметом споров, хоть и совершенно «подковерных», если так можно выразиться. По крайней мере, суть этих споров на публику почему-то до сих пор не выносится.Поэтому я хочу представить своим читателям на эту тему истори-ческий очерк «Феномен Золотой орды», который появился в старом советском журнале «Наука и жизнь» в №12 за 1969 год. Этот очерк поднимает очень интересный вопрос о том, откуда взялось понятие «Золотая Орда» по отношению к государству Батыя, и представляет интересные сведения, которые до сих пор мало освещаются в публичных научных диспутах. А так как создано это произведение не простым журналистом,а настоящим кандидатом филологических наук,хоть еще и советским,то думаю,доверие к изложенным сведениям можно считать очень большим.ФЕНОМЕН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ.Г.Богат-ова,кандидат филологических наук.Ради эксперимента спросите кого-нибудь из своих знакомых, когда,по их мнению,мог возникнуть термин «Золотая орда»,откуда он воо-бще мог взяться.Подавляющее большинство охотно объяснит вам,что термин проник в русский язык в период татаро-монгольских завоеваний на Руси.Так называли со вре-мен Батыя свое государство завоеватели.Такое представление поддерживается,по-ви-димому,широким употреблением термина в нашей учебной,популярной,да и научной ис-торической литературе при описании татаро-монгольского нашествия.А между тем на-ши первые историки,русские летописцы и современники тех событий,этим термином никогда не пользовались.Конгломерат татаро-монгольских ханств,основанных Батыем на юго-востоке Европы,русские памятники называли просто Ордой(«А добра ти намъ хотети во всемь в Орде и на Руси».1390 г.«Старинная татарская земля или орда не всем знаема».1670 г.)или в крайности Великой, Большой ордой(«Темирь..все орды поплени и..прииде к Великой орде».1560 г.«При сем же царе Ахмате..до конца Боль-шая орда запусте».XVI-XVII вв.).Слово «орда» действительно пришло к нам одновре-менно с монголами.В древнейших монгольских, персидских памятниках письменности оно означало юрту,шатер ставку.В особо торжественных случаях ставили «большую золотую орду»,которую называли так потому,что столбы и порог в ней были обернуты золотом.Такая монгольская юрта могла вмещать до ста человек.В одной из персидс-ких летописей содержится запись о том,как Чингисхан «повелел разбить большую золотую орду,устроить многолюдное собрание и сделать великое пиршество» в честь первой охоты его сыновей.Впоследствии Золотой ордой стала именоваться ханская ставка,укрепленный лагерь,центр улуса,удела.Ставка могла перемещаться вместе с перемещением кочевых орд.В ХІV-ХV вв.вместе с развитием торговли,городов как це-нтров торговли приобреталась оседлость.«Золотая орда» из юрты,шатра преобрази-лась в ханский дворец,именем которого был назван главный город ханства Сарай. Русские памятники письменности так и называют его: 1588 г.«Послал царь в Астрах-ань города(крепость,кремль)делати каменного..а велел ломати мизгити(мечети)и полаты в Золотой Арде и тем делати город».Пискаревский летописец.Историк ХVІІІ века В.Н.Татищев также упоминает об этом: «Батый..построил Сарай или дворец,кот-орый и в русских источниках Сарай и Золотая орда именован».Для русского языка XVI-XVII вв.было характерно распространение названия центра(крепости,главного города,столицы)на область,тяготеющую к центру,на землю,государство в целом. Так, Русь В ХVІ-ХVІI веках часто называли Московией.В 1661 г.барон Меерберг пишет:
«Что Московия занимает первое место в титуле русского царя,это следует приписать не древности ее,а достоинству.Даже свое имя, заимствованное от речки..она пере-дала всей России и всем обитающим в ней народам: это имя принято всеми с таким одобрением,что много уже лет эта страна называется обыкновенно Московией».То же происходит и с государственным образованием,основанным в свое время Батыем.Каза-нский летописец в XVI-XVII вв.именует ее «Большою ордой» и «Царством Златыя ор-ды»: «Бысть же злогорькая та и великая власть варварская надъ Рускою землею отъ Батыева времени по царство тоя же Златыя Орды царя Ахмата.При семъ же царе Ахм-ате..до конца Большая орда запусте».Издавна со словом «золотой» в русском языке связывалось много прекрасных понятий(«золотые слова,со слезами смешанные» молвил Святослав; известны золотой характер,золотые руки и т. п.).Очевидно,эта эмоцио-нальная нагрузка слова долго мешала упрочению обозначения «злогорькой той..вар-варской власти» словосочетанием со словом «золотой».Так,еще в первой половине XVIII в.в Избранных трудах по географии России Татищев-географ может написать: «О званиях.Како древние звания тех мест наперед сего именованы были,например, Киевская имянуется доднесь Малая Русь,Московская и Смоленская за едино Белая Русь.Казанская болгары,Астраханская,Ногайская именованы были и Золотая орда».Но Татищев-историк в «Истории Российской» нигде не пользуется термином «Золотая ор-да» для обозначения державы Батыя.То есть еще для ХVІІІ в.сочетание «Золотая орда» связывается с понятием географическим и даже этнографическим(«Насадители сих деревъ были татара,которые жительствовали въ сеи степи и подъ именемъ Золо-той орды были известны».Лепехин,1771 г.).И лишь в XIX веке в трудах историков сочетание «Золотая орда» приобретает черты исторического термина."
(ст."О чем говорят гидронимы междуречья Оки и Волги. Клязма река на которой жили русы солнцепоклонники (2 часть)",История в историях,2024) "Михаил Леони-дович Томилин г.Клин.В Большой Российской энциклопедии сказано «Клязьма,река в России,главным образом в Московской и Владимирской областях; левый приток р. Ока.Длина 686 км.,пл.бассейна 42,5 тыс.км2.Берёт начало на Смоленско-Московской возвышенности,протекает по Мещёрской низменности.Основные притоки: Уча,Воря, Киржач,Пекша,Нерль,Уводь,Теза,Лух(левые); Судогда,Суворощь(правые)…»[18]Подчерк-нем,что: «Анализ гидронимов позволяет проследить этнические и миграционные про-цессы,пути заселения и направления миграции народов,выявить контакты,системные связи между различными этносами и историческую смену одного этноса другим,восс-оздать географические условия местности,исторические события,этнолингвистическ-ое прошлое,представить этнокультурный фон.Язык в таком контексте рассматривается как ключ к новым научным открытиям.»(С.Сейран магистерская диссертация «Национа-льно культурные особенности гидронима Волга в русской языковой картине мира». амыми устойчивыми считаются гидронимы,особенно крупных рек и озер: «Наш соврем-енник,выдающийся болгарский лингвист В.Георгиев отмечал следующее очень важное обстоятельство:«Географические названия являются самым важным источником для оп-ределения этногенеза данной области.В отношении устойчивости эти названия неод-инаковы,наиболее устойчивы названия рек,особенно главных (крупных)".Но для того, чтобы сохранились названия, необходимо сохранение преемственности населения, передающего эти названия из поколения в поколение.В противном случае приходят новые народы и называют все по- своему… в 20-х годах нашего века великий русский ученый академик А.И.Соболевский в своей статье «Названия рек и озер русского Севера»:«Исходный пункт моей работы– предположение,что две группы названий родс-твенны между собой и принадлежат к одному языку индоевропейской семьи,который я пока,впредь до подыскания более подходящего термина,именую скифским».»(из статьи кандидата исторических наук С.В.Жарниковой «Мы кто в этой старой Европе?»Необхо-димо сказать о древнем языке русов,приведем мнения Александра Драгункина из его статей и книги «5 сенсаций»:«Язык,произошедший от какого-либо другого языка,все-гда получается проще: меньше словесных форм,короче слова и т.д.Человек здесь ид-ёт по пути наименьшего сопротивления.И действительно,санскрит гораздо проще рус-ского языка.Так что можно сказать,что санскрит– упрощённый древний русский язык, застывший во времени на 4-5 тыс.лет.»«Арии пришли в Индию, повторяю,с севера (с Русской равнины)или с северо-запада,уже имея свой язык,а не позаимствовав его у местного населения.»«2600 лет назад санскрит был описан Панини как уже существ-овавший сформировавшийся язык с конкретной грамматикой,уже развившейся из прак-рита/пракритов.Ведь чтобы стать «письменным» или «сакральным» языком,санскрит всё равно сам сначала должен был быть разговорным.»Подчеркнем,он и был разгово-рным в древности на Русской равнине, свидетельством тому являются сохранившиеся до наших дней гидронимы- названия рек и озер Русского севера и Волго- Окского междуречья,символика русских народных орнаментов,фольклор,о чем в своих книгах говорила кандидат исторических наук С.В. Жарникова–«Гиперборея и горы Меру»,«Ар-хеология индоевропейской прародины»,«Зарождение обрядов и традиций индоевропей-цев»,«Истоки фольклора Русского Севера»,"Золотая нить.Истоки русской народной культуры»,«След Ведической Руси».Кандидат исторических наук Лидия Грот(Попова) пишет о распространении наиболее устойчивых по времени гидронимов с корнями рас, рос,рус: «Исследователи давно обращали внимание на обилие гидронимов в Вост.Евр-опе,в образовании названий которых участвовал корневой компонент рас/рос/рус.В гимнах древнеиндийской «Ригведы» (конец II– начало I тыс.до н.э.)упоминается не-кая северная река Rasa,которую исследователи отождествляют с авестийской Rangha и с Волгой.В одном греческом трактате III или IV в.н.э.,авторство которого при-писывается Агафемеру есть упоминание Волги в форме Рос(’Р;;).На пространстве, начиная с Волги/Расы/Рос и до Немана/Рось(Руса),имелись: Рось или Руса,река в Новгородской губернии; Русь,приток Нарева; Рось,знаменитый приток Днепра на Укр-аине; Руса,приток Семи; Рось– Эмбах; Рось– Оскол; Порусье,приток Полиста,-Итак, перед нами гигантская территория от Волги до Балтики,очерченная однокоренными гидронимами рас/рос/рус.Наличие на этой территории страны Русь и народа русы– факт безусловный и общеизвестный,а их нахождение на территории между реками с названием Раса/Руса/Рось/Русь говорит о том, что она должна была быть исконной территорией проживания народа с этим именем»(Л.Грот «Русь имеет глубокие корни в Восточной Европе»)[22]Река Клязьма впадает в реку Оку,а что известно о её древ-них названиях?«Река Ока(Оца,Ука,Рута)– одна из древнейших рек России.В "Повести временных лет" сказано: «...а Вятко седе с родом своим на Оце".Ее название сохр-аняется неизменным многие столетия.Так рукопись безымянного автора,датированная 982–983 гг."Области мира от востока к западу"(Худуд– ал-Алем)сообщает:"Река Ука (Рута)течет с горы,находящейся на пограничье между печенегами,мадьярами и Русью. Потом она входит в пределы Руси и течет к славянам"(И.Н.Осипов,1999).»(Из книги Мамонтова Б.С.,Мамонтова Д.Б.«Каменные страницы: Пояс Богородицы»)[23]То есть, когда-то река Ока называлась также и Рута.Известно,что в ряде индоевропейских языках "т" и "с" взаимозаменяемы.Тогда выходит,что река Ока могла когда-то назы-ваться и как РУСА!Для региона где когда- то жили представители фатьяновской,вол-осовской и верхневолжской археологических культур- прямые,как оказывается предки русов,это вполне естественное название реки.Подтвердим высказанное выше мнение тремя базовыми правилами филологии: «Первое: самое главное— костяк согласных. Второе: согласные очень чётко группируются по месту образования во рту- например ,Л,Р,Н образуются разными движениями языка,но в одной и той же части нёба.Попро-буйте их произнести— и сами убедитесь.Таких цепочек согласных несколько: в-м-б-п-ф,л-р-с-т-д-н х-ц-к-г-з-ж,в-р-х,с-ц-ч(джь)Когда слово заимствуется,возможна замена букв в соответствии с этими цепочками.И третье правило: при переходе из одного языка в другой слово может только укорачиваться,причём чаще всего пропад-ает первый слог.(из книги А.Драгункина «5 сенсаций»)»[24]То есть Волга имела название Рос,а Ока– Руса значит был древний центр русов в междуречье Оки и Вол-ги.О истоках народа русь Лидия Грот пишет:«С той частью индоевропейского субст-рата,который предположительно стал формироваться в Восточной Европе в течение III–II тысячелетий до н.э.с началом миграций и оттока индоевропейцев на юг и восток Азии.Согласно моим начальным исследованиям,наличие этого индоевропейского субстрата можно предполагать не только на юге,но в центре и на севере Восточной Европы.Именно в этой индоевропейской субстратной среде(среди русов)расселялись восточные славяне.(из книги Лидии Грот «Прерванная история русов»).[25]То есть русы в междуречье Оки и Волги были автохтонным населением,финно-угорские народы пришли на Русскую равнину пришли более чем на 1000 лет позже русов,а славяне ли-шь в V-VII вв.н.э.,поэтому название реке Клязме давали русы,говорившие на древ-нем индоевропейском языке– прасанскрите.В начале статьи в одной из версий говор-илось,что название реки Клязьмы произошло от слова Kolezma,где основа «кол» на финно-угорском означает «рыба»,но это название дали племена ариев или русы.Здесь уместно привести этимологию города Калязин,его название созвучно с рекой Клязь-мой: «Название Калязина (в древности Колязина) связывают, по одной из версий, с боярином Иваном Колягой- богатым местным землевладельцем, который, потеряв семью, ушёл в Троицкий Макарьев монастырь и передал ему все свои владения (об этом говорится в «Житии преподобного Макария»). Его прозвище было образовано от древнерусского слова «коляга», в основе которого находится слово «коло» (круг) и которое имеет целый ряд значений в разных русских диалектах» («Интересное о гор-оде Калязин» http://www.kalyazin.ru/main/city.php)[26]По- мнению писателя С.Т. Тимофеева:«Синоним слова «солнце»— коло.Буквально огненный круг,небесное колесо, коловрат…вращающейся «посолонь»,то есть в виде огненного креста с завихренными лучами.В слове «коло» первоначальный смысл несколько размыт звучной,«круглой» буквой о,существующей в «акающем» русском языке для благолепного звучания,для выпевания его голосом.Стоит насытить практически любое славянское слово этим зв-уком,и оно уже покатилось- крава- корова,млеко- молоко(отсюда млечный путь), славий- соловей.Чувствуете,как значительно меняется смысл и содержание? Это же самое происходит и с коло,несущее в себе средний род,как и солнце.В его «служе-бной» форме- кла(кля)- тот же час высвечивается значение слова «к ла»,то есть к семени относящийся,само суть семя,оплодотворяющее землю…»(из книги Сергея Алек-сеева «Сорок уроков русского») [27]Возможно название реки Клязьмы означает опло-дотворяющая,дающая влагу земле.Л.П.Грот в книге «Прерванная история русов» пиш-ет:«Есть параллели для древнерусской Колы в санскрите.По мнению известного индо-лога Н.Р.Гусевой,древнерусское солярное коло сближается с санскритскими кхала – «солнце»,а также с гол– «солнечный шар» и гола– «круг,сфера».Отсюда и коловрат – восьмиконечная свастика,или знак вращения солнца.Стоит,на мой взгляд,обратить внимание и на индийский праздник весеннего солнцестояния в честь Кришны, называ-е-мый Холи.Однако есть ли здесь родство с древнерусским коло,могут определить только специалисты-индологи….«Есть достаточно много свидетельств об укоренён-ности солнцепоклонства в древнерусской традиции.А.Н.Афанасьев приводит замечание Кирилла,епископа Туровского(ум.до 1182 г.),о том,что благодаря христианству «уже бо не нарекутся богом стихиа,ни солнце,ни огнь»(Л.П.Грот «Прерванная история ру-сов»).Если кол- коло– солнце,тогда река Клязьма может переводится,как Солнечная река,или река на которой жили солнцепоклонники.Река Клязьма получила свое назва-ние от русов– солнцепоклонников в глубокой древности,прав был Анатолий Пасхалов написав,что:«Некоторые исследователи считают Клязьму самым древним гидронимом Подмосковья,сохранившимся ещё со времени каменного века.»
(ст."Великие Триглавы Миров",Родович,2024) "Великие Небесные Боги в общесла-вянской и общеарийской традиции объединены в Священные тройственные союзы,кои мы называем Великие Триглавы.Каждый Великий Триглав выполняет определённые деяния в своём Высшем Мире,а также влияет на все разумные формы жизни на Землях,в различ-ных обитаемых Мирах и Реальностях.Существуют Божественные Великие Триглавы,кото-рые покровительствуют Вселенским Мирам,таким как: Миры Нави,Миры Яви,Миры Слави и Мир Прави.А также существуют Великие Триглавы Времени,кои покровительствуют определённым периодам времени: Оусени,Зимы и Весны.Есть Великие Боги,объединён-ные в Девятиглав,которые покровительствуют Лету(году)и каждому дню Недели.Велик-ие Триглавы Миров.Великий Триглав Мира Прави— Единый Творец-Созидатель Ра-М-Ха, Род-Породитель,Бог Вышень,которые дают людям Великой Расы Силы Созидания(Рамха) ; Силы Размножения(Род-Породитель); Места Проживания(Вышень).Великий Триглав Мира Слави — Бог Ингл, Бог Траян и Бог Волх, которые дают людям Великой Расы Духовное Познание и Саморазвитие (Бог Ингл); Созидание и Изобретательность(Бог Траян); Мужество и Самопожертвование во Славу Рода своего(Бог Волх).Великий Три-глав Мира Яви— Бог Сварог,Бог Перун и Бог Свентовит,которые дают людям Великой Расы Совесть и Рассудительность(Бог Сварог); Волю и Свободу(Бог Перун); Душевн-ость и Взаимопомощь(Бог Свентовит).Великий Триглав Мира Нави— Бог Велес,Бог Тарх (Даждьбог)и Бог Святовит,которые дают людям Великой Расы Трудолюбие и Усердие (Бог Велес); Древнюю Мудрость и Доброту(Даждьбог Тарх Перунович); Духовность и Любвеобильность(Бог Святовит).Великие Триглавы Времени.Великий Триглав Покрови-тель Оусени— Богиня Джива,Бог Рамхат,Богиня Рожана,которые дают людям Великой Расы Душевное Сострадание(Богиня Джива); Благосостояние и Достаток(Бог Рамхат); Здоровое Потомство(Богиня Рожана).Великий Триглав Покровитель Зимы— Вышний Бог Род,Бог Велес,Богиня Марена,которые дают людям Великой Расы Процветание Рода(Бог Род); Обильную охоту и Полные Житницы(Бог Велес); Гармоничный Отдых и Покой(Бог-иня Марена).Великий Триглав Покровитель Весны— Небесный Бог Крышень,Богородица Лада,Бог Перун,которые дают людям Великой Расы Духовную Обрядность и Творческое Вдохновение(Бог Крышень); Взаимную Любовь и Супружеское Взаимоуважение(Богоро-дица Лада); Целеустремленность и Братскую Взаимовыручку (Бог Перун).Великий Дев-ятиглав— Небесные Боги,которые покровительствуют и управляют днями древней Сла-вяно-Арийской Недели: Бог Хорс управляет понедельником; Бог Орей управляет втор-ником; Вышний Бог Перун— тритейником; Бог Варуна— четвергом; Бог Индра— пятни-цей; Великий Стрибог— шестицей; Вышний Бог Сварог— седмицей,Богиня Заря-Мерцана — осьмицей,и Бог Ярило— неделей."
(ст."Было время,когда русские люди стремились возвратится на Русь",Истогрик Античности,2024) "При разборе челобитных, делопроизводственных документов Разрядного приказа исследователь зачастую сталкивался к «турскими», «крымскими», «ногайскими» или «литовскими» пленниками. Несмотря на различные истории бывших пленников, концовка практически всех одинакова – это возвращение и последующая служба в Русском государстве.Русскими людьми XVII века «Русь» и «православный царь» воспринимались как источник спасения души и место, где следовало окончить свой земной путь.Именно по этой причине бывшие пленники проходили тысячи кило-метров,претерпевали ужасные мучения,но возвращались в Россию.При очередном раз-боре челобитных попалась именно такая история.В сентябре 7153(1644)года в Моск-ве,в Разрядный приказ на имя царя Михаила Федоровича подал челобитную бывший турецкий пленник(«турский полоняник»),родом из Белгорода– Петр Иванов сын Катар-жной. По всей видимости, настоящей своей фамилии пленник не помнил и использовал прозвище «Катаржный»,поскольку 20 лет провел на турецкой «каторге»(галере).В своей челобитной он писал:«…был я холоп твой в полону в турской земле на катарге живот свой мучал за тебя Государя двадцать лет а родом сынчишко боярской всякую нужу бедность и голод и наготу и босату терпел а взяли меня холопа твое в полон наперед сего литовские люди черкасы как приходил из Литвы под Белгород князьЛуб-енский и Белгород взял и разорил до основания и отца моего срубили туто же,а ма-ть мою литовские люди со мною в полон взяли…».Разорение Белгорода князем Семеном Лыко,урядником Лубенским произошло во время Смутного времени в 1612 г.Следова-тельно,в 1612 г.будущий турецкий пленник Петр Иванов сын Каторжный и попал в плен к черкасам с матерью.По всей видимости,пленник не был совсем ребенком моме-нт первого пленения литовскими людьми,поскольку помнил эти события.В Литве пленник пробыл 7 лет, там умерла и его мать: «…и в полону в Литве я холоп твой живот свой мучил сем лет а мать моя в Литве и скончалась…». Затем, Петр подался на Дон, где служил вместе с казаками, пока не попал в плен к татарам под Азовом: «…да из Литвы я холоп твой вышел на Дон служить тебе Государю и на Дону меня взяли татаровя нагайцы под Озовом как был с атаманом с Иваном Епифановым».Дал-ьше злоключения были еще большими,о них рассказывает сам пленник в своей чело-битной:«…и отдали мене в подарок крымскому царю и крымской царь меня хотел басу-рманить(обратить в мусульманство)и видечи мою молодость и я холоп твой многими муками мучился и помня Бога и православную христьянскую веру и твое Государево крестное целоване не басурманился и за то меня крымской царь послал к турскому царю..и турской (царь) меня мучил же и хотел меня срубить до смерти и я холоп твой терпел многие муки и у турскова не бсурманился и опалился на меня(он)и вы-дал меня на свою каторгу(галеру)и мучил я живот свой на каторге с дватцать лет. Божиею Государь милостию и твоим царским счастьем мы бедные полоненики взяли пя-ть катарг у турских людей под Олександреею в арапской земле и вырубили и прошел я холоп твой многое Государство и имали меня во многих Государствах и я нигде не соглася шел к тебе Государю».К сожалению,в рассказе пленника Петра Катаржного отсутствуют подробности выхода в Москву из Александрии,через какие страны он пр-оходил– так и останется загадкой.Долгих 20 лет русский пленник Петр Иванов был гребцом на каторге,пока не произошло восстание невольников в Александрии на бер-егу Средиземного моря.В своей челобитной бывший пленник просит поверстать его «кому я холоп твой отчеством в версту».Сохранилась решение и отписка по данной челобитной.20 сентября 7153(1644)г.по указу царя Михаила Федоровича было послано письмо в Белгород к воеводе Никите Михайловичу Бобарыкину.Согласно письма,турец-кий пленник Петрушка Иванов сын Катаржной получил поместных оклад в 200 четвер-тей и денежный в 8 рублей.Получил в Белгороде это письмо,воевода Бобарыкин долж-ен был внести в белгородский список сына боярского,белгородца Петра Иванова сына Катаржного и «…велел бы нашу службу служить с городом».Но и на этой челобитной белгородец сын боярский Катаржный не остановился.Следом он подал вторую челобит-ную,в которой сообщал что «корабин мне ис твоей Государевы казны дан» и просил «…пожалуй меня холопа своего вели Государь мне дать свинцу и пораху и лядунки». Таким образом,Петр Катаржный пришел в Москву «пленником» а ушел белгородским сы-ном боярским с поместьем, окладом и оружием для службы."
(ст."Возвращение своих древних земель Русью в 16в",Историк Античности,2024)
"Шутка в том, что восточные источники- Низами в его бессмертном "Искандар-Наме" называет правителем всех земель к северу от Кавказа царя русов, Кинтала. В том числе, и Западной Сибири.Распад Золотой орды привел к созданию на ее территории ряда ханств — Крымского, Казанского, Астраханского, Сибирского и Ногайской орды. В начале изучаемого времени восточная часть постордынского мира была представл-ена вышеназванными ханствами,Но гайской ордой и несколькими аморфными политичес-ким образованиями на территории Казахстана.Хотя некоторая часть жителей этих ханств вела по преи-муществу оседлый образ жизни,они вполне унаследовали трад-иции Золотой орды,сов-ершая грабительские набеги на южные и восточные территории Российского царства. Отсутствие естественных препятствий и преград между этими ханствами и Северо-Восточной Русью делало последнюю легкой добычей для Казанс-кого и Крымского хан-ств.Уже в конце XV в.проблема Казани стала од ной из главн-ых проблем русской внешней политики.В годы княже ния Ивана IV с 1545 г.продол-жалось завоевание Казанского ханства.Этот политический организм— один из наибо-лее мощных наследников Золотой орды— был завоеван в 1552 г.Казанское взятие отк-рыло целую эпоху «расширения» Россий ского царства на восток.В течение 50-х гг. Астраханское ханство постигла участь Казанского.Четверть века,прошедшая с момен-та венчания Грозного на царство до отмены опричнины,была временем максимального увеличения государственной территории Российского царства(которое можно сравнить лишь с «ростом» имперской территории в екатерининскую эпоху),его превращения в крупнейшую евроазиатскую державу.Было бы неверным видеть в этом «расширении» ли-шь результат агрессии первого русского царя(как склонны характеризовать это не которые зарубежные коллеги)или скрывать сущность происходивших процессов за ней-тральным и ничего не объясняющим термином «расширение»(как это было принято в российской XIX в.и советской историографии конца 30-х— начала 50-х гг.прошлого столетия).Процессы,происходившие внутри тех государственных образо ваний,котор-ые теряли свою независимость,и отношение к ним со стороны самого Российского царства были совершенно неодинаковы ми и по своей внутренней направленности раз-нознаковыми.Если ликвидация Казанского ханства отвечала национальным интересам народов страны,призванная спасти население Российского царства,в особенности его восточной части,от постоянных набегов и угона в плен,то последующее «расширение» Российского царства на низовья Волги,в частности,на территорию Астраханского ха-нства вряд ли уже может быть квалифицировано иначе,нежели «агрессия».В Ногайской орде,погруженной во внутренние распри и зависевшей от Российского царства,куда она поставляла не только воинов,но и лошадей,получая взамен оружие и ткани,в це-лом возобладала тенденция мирного сосуществования с Российским царством.Присое-динение Казанского и Астраханского ханств вовлекло страну в процесс дальнейшего продвижения на восток.Неслучайно на 50-е гг.приходится первый этап присоединения Сибирского ханства,которое,учитывая сложившуюся на востоке от него обстановку, добровольно признало верховенство русского царя,правда,не надолго.Российское ца-рство благодаря войнам конца 40-50-х гг.уничтожило опасность грабительских набе-гов со стороны Казанского ханства и обеспечило себе удобную дорогу к Каспийскому морю и в Центральную Азию.За изучаемое время территория Российского царства уве-личи лась чуть ли не втрое,приобретя весьма странную и причудливую форму.К цен-тральной части государства,компактно расположенной на Восточно-Европейской рав-нине,примкнули в виде рукава,спустившегося вдоль Волги вплоть до Каспийского мо-ря,вновь приобретенные территории Среднего и Нижнего Поволжья.Рецидивы ордынской зависимости давали о себе знать лишь в отношениях с Крымским ханством.Крымское ханство,расположенное в геополитическом отношении весьма удобно на полуострове, мало доступном для русского войска,не оставляло надежд возродить единый ордын-ский(«золотоордынский»)мир и жило по принципам грабежа и вымогательства необхо-димых для него предметов ремесла — одежды и оружия — у своих северных и северо-западных со седей, то есть Российского царства и Великого княжества Литовского и Короны Польской.Проблема взаимоотношений с Крымским ханством,которое еще в нач-але XV в.из временного союзника Руси превратилось в ее противника,ловко использ-овавшего в своих интересах противоречия между Российским царством,с одной стор-оны,и Ко роной Польской и Великим княжеством Литовским,а с 1569 г.Ре чью Поспо-литой,с другой,оставалась совершенно нерешенной.Отсутствие общих границ не спа-сало население южных окраин от крымских набегов,а в 1571 г.повторилась та же тр-агедия,что про изошла в 1521 г.при Василии III,отце первого царя.Крымский хан Девлет-Гирей дошел до Москвы и сжег ее посад.К «русакам» и «руским людям»,как именовалось тогда коренное славянское население страны,прибавилось огромное кол-ичество других народностей— казанские татары,чуваши(черемиса),башкиры и мордва. Тем самым изменился и этнодемографический состав населения и,разумеется,социаль-ный.Политическая элита,ранее почти исключительно славянская(с очень небольшими вкраплениями тюркского,татарского и угро-финского элемента),теперь действительно стала многонациональной,как и вся страна.Однако рост территории и,соответст вен-но,населения покоренных ханств поставил перед Россией новую проблему— организа-цию местной государственной власти в иноэтничной и иноконфессиональной среде народов Поволжья,ответивших на завоевание длительными восстаниями против новой власти,упорно насаждавшей не только новых землевладельцев,но и чуждую местным жителям религию.Решение этой проблемы, осуществленное с помощью военной силы, заняло долгие 7 лет. В дальнейшем охрана вновь захваченных территорий требовала значительного напряжения сил и приводила к новым международным осложнениям.По материалам: Хорошкевич А.Л.Россия в системе международных отношений середины XVI в."
(ст."Пруссы- кто они?",Илья Дуке,2021) "Пруссы - это не суровые немцы со столицей в Кенигсберге,как возможно думают те,кто мало знаком с историей европе-йских народов.На самом деле Пруссы- балтский народ,а само название "Пруссы" не является его самоназванием,это внешнее название этого народа,экзоэтноним.Славян-ам пруссы близкие родственники,но сами они не славяне,а все таки балты.И попытка искать среди пруссов корни названия "Русь"- изначально ошибочна.Также как и увя-зывать его с названием реки "Русса". На самом деле оригинальное название реки на балтском- Русне.Слово происходит от балтского слова(корня)"русянти"(rusenti),то есть "медленно течь".Как правило этим словом называли правый рукав Немана,а не всю реку кстати.Отсюда происходит также название и острова Русне (Rusn;),находя-щегося в этом рукаве.Также от этого слова произошло название и очень древнего населенного пункта в этой местности.Прусская народность состояла из 9 или 10пле-мен,каждое из которых проживало в своей области,или "земле".Земля каждого такого клана делилась на несколько "пулкэ",то есть полей– мест проживания одного како-гото конкретного рода.В свою очередь пулкэ делилось на несколько сельских общин. У каждого поля было свое укрепленное городище.В числе них было например городище Тувангстэ,известное также как Ванстпиле или Вантэпииле.В прусском "пиле" угады-вается родственное литовское "пилс".Как раз на месте Вантэпииле в 1255 г.Тевтон-ским орденом был основан замок "Королевская гора"– Кенигсберг.Этот замок постеп-енно разросся в город,столицу Восточной Пруссии.Общая численность народа Пруссов всегда была невелика: к ХIII в.их число определяют примерно в 200–250 тысяч че-ловек,при общей площади прусских земель– 40–45 тыс.км2.Пруссы были довольно отс-талым народом.Своего общего самоназвания у них не было,каждое племя жило само по себе,имело собственное имя,разделось на военную знать,жрецов,купцов,свободных крестьян и ремесленников,а также "рабов",то есть всех лично зависимых людей. Это деление чем то напоминает древнейшее индоевропейское разделение на 4 "варны", сохранившиеся в Индии: брахманов,кшатриев,вайшьев и шудр.Военная знать состояла из зажиточных владельцев укрепленных усадеб– кунигсов и "простых витязей"– вити-нгсамов или витингисов.Кунигасов часто называют князьями,в Европе их именовали даже "королями" или "герцогами",но точнее их называть вождями.Чтобы устраивать общие набеги,чаще всего на польские земли,прусские дружины объединялись под нач-алом наиболее уважаемого кунигса.Но единого государства даже в IХ—ХIII вв.у них не было.Непрочные объединения распадались сразу,как заканчивался общий поход.Пр-усское общество было очень патриархальным.Абсолютным главой семьи являлся мужчи-на,жену себе он покупал и потом рассматривал как собственность.Христиан возмуща-ло, что Пруссы считали жен своей собственностью и не делали различий между женой и рабыней.Поляков особенно огорчало,что и захваченные в набегах польки становят-ся такими рабынями.Городов,каменных сооружений и крепостей Пруссы совершенно не знали.Но они знали металлургию железа и бронзы,их кузнецы изготовляли даже разн-ое оружие и такие сложные изделия,как кольчуги.Важными отраслями ремесла были ткацкое и гончарное дело,обработка дерева.Однако ремесло,кроме металлургии,не успело отделиться от сельского хозяйства.Уровень основной части изделий Пруссов намного уступал уровню развития материальной культуры и славян,и германцев,и скандинавов.Пруссы охотно покупали все,что не умели изготовлять сами,а поскольку они в основной своей массе были люди небогатые,то еще охотнее захватывали ремес-ленные изделия во время походов.У шведских и датских купцов они покупали оружие, соль,металлы,расплачивались в ответ янтарем,мехами,собственными изделиями из металла.В Скандинавию они не ездили,а вот в Пскове и Новгороде бывали.Правда, существование Прусской улицы в Новгороде не доказывает,что там жили именно прус-сы.Пруссы выращивали рожь,ячмень,овес,лен.Разводили прежде всего лошадей,причем их в первую очередь ели,коров и свиней.Рыбу ловили в основном в реках,а в море выходили недалеко.Собирали раковины,а узнав что янтарь представляет для купцов ценность– и его тоже.Еще Тацит писал об этом:"Он даже долго валялся у них среди других отбросов моря,пока наша страсть к роскоши не создала ему славы.Сами же они его совсем не употребляют.Собирается он в грубом виде,приносится без всякой отделки,и они получают за него плату с удивлением".Охотились Пруссы много, благо леса покрывали три четверти их земли.В основном брали мясного зверя– оленя,лося, кабана,зубра,дикую лошадь,медведя.Пока Пруссы сохраняли свою культуру- они до конца оставались язычниками,сопротивляясь всем попыткам насадить среди них хрис-тианство.Чехи и поляки не раз слали миссионеров,известно мученичество пражского епископа,бенедиктинца Адальберта.В 997 г.он через Гданьск(будущий Данциг)с двумя монахами на лодке отплыл в Пруссию.Он начал проповедовать в племени самбов– на названном по этому племени Самбийском полуострове,территории будущей Восточной Пруссии.Сначала приняли его хорошо,но поняв,чего от них хочет епископ,начали гн-ать.А узнав,что прибыл он из Польши,от злейшего врага пруссов,велели Адальберту "убираться туда,откуда пришел".Кончилось все тем,что в ночь на 23 апреля 997 г. Адальберт вроде бы случайно забрел в священную рощу пруссов,и они убили его коп-ьями за богохульство.Была это и правда случайность или епископ вздумал бороться с "ложными богами",точно не выяснено.Убили Пруссы и еще пятерых миссионеров в 1001 г.,и архиепископа Бруно из Кверфурта 14 февраля 1009 г.Только после завое-вания и колонизации их земли немцами и утраты собственной культуры Пруссы стали христианами.До этого они верили в переселение душ,а тела сжигали вместе с погре-бальным инвентарем и погребальной пищей(конем,предметами обихода,украшениями, оружием).Зафиксирован и такой погребальный обряд:"Если там умрет человек,он ост-ается лежать внутри[дома]несожженным у своих родственников и друзей в течение месяца,а иногда и двух; а короли и другие знатные люди– тем дольше,чем больше богатства они имеют; и иногда они остаются несожженными в течение полугода и ле-жат поверх земли в своих домах.И все время,пока тело находится внутри,там проис-ходят пир и игра до того дня,пока они его не сожгут.И когда его сокровища таким образом полностью розданы,тогда его выносят наружу и сжигают вместе с его оруж-ием и одеждой".наиболее известные боги Пруссов это верховный бог Укапирмс или Дэйвс (аналоги – Дэв, Див, Деос), бог света, магии и войны Свастийкс,бог молнии и дождя Пэркунс(литовский Перкунас,славянский Перун,Фьергун у германцев и сканд-инавов),божество богатства и изобилия Пильвитс– подобие славянского Переплута. Развит у Пруссов был и анимизм,они как и славяне верили,в божеств места,духов, мелких демонов.Местами поклонения были дубы и священные рощи,в них сходились по-клоняться всем богам.Самой главной священной рощей была Ромовэ или Ромува,она находилась близ современного поселка Знаменка в Калининградской области.В центре Ромовэ стоял огромный дуб,перед которым жрецами постоянно поддерживался священ-ный огонь.Было бы страшным преступлением позволить угаснуть огню.Несколько раз в году представители всех прусских кланов и родов собирались в Ромовэ для ритуала жертвоприношения у этого дуба и огня. Во время празднеств жрецы, кунигасы и витязи-витингсы также обсуждали наиболее важные вопросы, касающиеся жизни всех родственных племен.Во время немецкой экспансии на земли Пруссов, основанные Тевтонским орденом замки стали центрами городов, города превратились в центры германизации. Прусской знати при условии крещения давали все права немецкой. К ХV веку горожане и рыцари прусского происхождения по-прусски уже не говорили.
Сельское население еще долго оставалось этнически прусским,но и оно размывалось, переходя если не на немецкий,то на языки литовских и польских переселенцев.В крови прибалтийских немцев,литовцев,части поляков немало крови Пруссов,но после-дние носители прусского языка погибли во время голода и эпидемии чумы 1709–1711 годов."
(ст."Новая хронология" Фоменко- Носовского.Что с ней не так и почему это лже-наука?",Илья Дуке,2021) "Все кто увлекается историей наверняка слышали о так называемой "Новой хронологии" - учении, автором которого являются математики Фоменко и Носовский. В этой статье постараюсь доступно объяснить что с этим учением не так, откуда вообще оно взялось и почему это лженаука.
Сама идея возникла еще в советское время. Как то раз на профессорской вечеринке кто то озвучил идею, что неточности в исторической хронологии можно было бы устранить если привязать хронологию к астрономическим событиям. Поскольку можно с достаточной точностью рассчитать движение небесных тел,благодаря такой привя-зке можно было бы уточнить хронологию событий избавиться от разночтений,неточно-стей и т.д.Анатолию Фоменко идея показалась хорошей,тем более что его познания в математике позволяли такие расчеты выполнить.По сути являясь в истории таким же любителем как думаю и большинство моих читателей,он на досуге в свободное от ра-боты время взялся воплощать эту идею в жизнь.Обычное околонаучное хобби,казало-сь бы ничего плохого.Правда полученный в итоге результат вместо того чтобы уст-ранить неточности в существующей хронологии,наоборот породил еще больше несоот-ветствий.Полученная способом Фоменко хронология разительно не совпадала с общеп-ринятой.В основе теории Фоменко лежал Альмагест Птолемея,а также известные лето-писные упоминания об астрономических событиях,например о солнечных затмениях.Та-кже теория была основана на изображениях звёздного неба нередко встречающихся на древних археологических памятниках,что иногда позволяет их датировать.Еще Фоме-нко предлагал анализ летописных текстов собственной разработки.Он утверждал,что не существует достоверных исторических источников старше XVIII в.,а сама история человечества в действительности короче,чем это принято считать,т.к.многие собы-тия и исторические личности разных веков по его мнению просто дублируются.Тем временем наступили бурные 90-е.Исчезла цензура и людей захлестнул вал желтой пр-ессы и лженаучных трудов.Примерно как раз в это время на сцене появляется второй персонаж этой истории- Носовский Глеб Владимирович.Он начал выступать соавтором Фоменко, а самое главное по всей видимости подтолкнул его к активной монетизации его идей. Учение Фоменко-Носовского начинает набирать популярность и его в своих целях начинают использовать различные политические силы. Например известный прозападный политик Г.К.Каспаров финансирует выход первых книг Фоменко-Носовск-ого и в 1999 г.он даже написал пространное предисловие к книге Фоменко и Носов-ского "Введение в Новую Хронологию.(Какой сейчас век?)".В общем время было бур-ное и каждый пытался половить рыбку в мутной воде.Также к тандему Фоменко-Носов-ский присоединяется писатель А.Бушков.О нем и его трудах в области истории я от-дельно писал в статье "Почему не все писатели-историки одинаково полезны" здесь на своем канале.Очень важно отметить,что ни Фоменко ни Носовский ни Бушков не являются историками и не имеют специального образования,они были и остаются такими же любителями как и обычный человек просто интересующийся историей.Благо-даря появившейся в 90-е годы моде на альтернативное толкование истории,обилию околонаучных трудов в желтой прессе,повальному увлечению поисками древних погиб-ших цивилизаций и т.д.труды Фоменко-Носовского быстро становятся популярны.Есте-ственно этому помог и Бушков.Кроме того в их трудах постепенно появляется идея, украденная видимо у Николая Левашова,о котором я тоже уже писал на своем канале, о якобы существовавшей в средние века,гигантской всемирной "Империи" под управл-ением русских ханов.Доказательством существования которой например якобы явля-ется то,что на западноевропейских картах вплоть до XIX в.большие территории в Азии иногда обозначались как Тартария.По всей видимости это отпечаток неонаци-стских идей особенно популярных в 90-е и в начале 2000 гг.К тому времени изнач-ально научная идея уже окончательно превратилась в коммерческий издательский проект.Так или иначе идеи Фоменко-Носовского становятся довольно популярными и научное сообщество обратило на них внимание.В отчёте РАН за 2000 г.указывается, что "Новая хронология" демонстрирует полную несостоятельность.В 2002 г.одност-оронняя дискуссия,ведущаяся в журнале "Вестник РАН",была прекращена,так как ре-дколлегия сочла ошибочность теории А.Т.Фоменко доказанной окончательно.Ответы авторов "Новой хронологии" на раннюю критику и на последующие критические публи-кации носили крайне избирательный и ненаучный характер,зачастую сопровождаясь вообще не научными аргументами.В конце концов от дальнейшей полемики А.Т.Фомен-ко и Г.В.Носовский полностью устранились.Критики "Новой хронологии" отмечают, что она противоречит фундаментальному требованию ко всякой теории и гипотезе, претендующей на научность: такая теория или гипотеза не должна противоречить данным иных областей науки.Между тем,претендуя на пересмотр выводов исторической хронологии,"Новая хронология" фактически полностью отвергает данные филологии, лингвистики,археологии,истории искусства,палеографии,нумизматики,астрономии и т. д.Критики заявляют,что для объяснения некоторых отдельных фактов(в первую очере-дь,противоречий с существующими датировками астрономических явлений)она требует отбросить научные теории,описывающие чрезвычайно широкий круг наблюдаемых явле-ний,не предлагая собственного приемлемого объяснения,и,таким образом,в своём нынешнем виде подпадает под определение лженауки.Против ключевого аргумента "Но-вой хронологии"- анализа астрономических событий- выдвигались возражения целого ряда известнейших астрономов,указывались ошибки Фоменко и его предшественника Н.А.Морозова,чьими трудами пользовался Фоменко,в интерпретации источников,а так-же неточности с собственно астрономической точки зрения.Массированной критике подвергся анализ "Альмагеста" Птолемея, лежащий по сути в основе всей теории Фоменко. По мнению астрономов "Альмагест" наоборот однозначно опровергает теорию Фоменко, так как содержит 107 датированных астрономических наблюдений, точно соответствующих принятому в классической хронологии времени жизни Птолемея (II век) и цитируемых им более ранних астрономов. Астрономы однозначно заявляют, что даже если не пользоваться тем материалом, который мог быть сфальсифицирован по мнению Фоменко, оставшиеся данные подтверждают как раз существующую хронологию. Например, средневековые фальсификаторы не могли знать о движении некоторых звёзд, по которым "Альмагест" также датируется античным временем. Современные точные теории движения Луны и планет не были известны во время предполагаемой Фоменко фальсификации, которая якобы случилась по мнению Фоменко гораздо раньше появления самих этих теорий, поэтому фазы затмений и моменты соединений планет со звёздами, указанные в "Альмагесте", не могли быть вычислены с приведённой в нём точностью. Кроме того, критики указывают, что Фоменко неверно отождествляет многие астрономические явления,упоминавшиеся в "Альмагесте" со схожими событиями более позднего времени.Например,ряд древних лунных затмений(примерно одно из трёх)в результате передатировки сопоставляются с затмениями,которые не могли на-блюдаться в Средиземноморье.Более того,астрономы заметили,что при анализе"Альма-геста" Фоменко применил прямую подтасовку исходных данных при выделении звёзд, используемых им для датировки.Авторы "Новой хронологии" целенаправленно отобрали только те,чьи собственные движения в пределах ошибок вычислений могли дать позд-ние даты,а затем постфактум придумали обоснования для исключения всех остальных звёзд,учёт собственного движения которых даёт с высокой точностью датировку,как раз наоборот близкую к существующей.Также известны и другие прямые подтасовки фактов и заведомая ложь в трудах Фоменко-Носовского.Стоит отметить,что современ-ные методы датировки,например дендрохронология и радиоуглеродный анализ полнос-тью опровергают теорию Фоменко-Носовского.В ответ авторы "Новой хронологии" зая-вили в своих трудах,что не признают современные методы датировки,что антинаучно и ставит под сомнение всю их теорию.Кроме того "Новая хронология" полна внутрен-них противоречий.Например авторы "Новой хронологии" заявляют,что нет достоверных летописных источников старше XVIII в.,но при этом используют в своей теории ле-тописные данные о астрономических событиях произошедших гораздо раньше.Также ос-новываясь на статистическом анализе,Фоменко датирует некоторые события одним ве-ком,а приводимые им астрономические реконструкции указывают на другой век.В 2004 году за серию книг по «Новой хронологии» создателям теории была присуждена анти-премия "Абзац" в номинации "Почётная безграмота" дословно"за особо циничные пре-ступления против российской словесности".Политик Г.К.Каспаров и писатель А.Бушк-ов отказались поддерживать проект и ушли из него.Бушков даже сделал заявление:
"ребята,увы,принялись на место одной глупой придумки(о "монгольском иге")вколач-ивать свою- о "Великой славянской империи"от Тибета до американских прерий…Фом-енко откровенно принялся загонять факты…в теорию "Империи".Если факты упирались, тем хуже для фактов- их в теорию в последнее время уже форменным образом забива-ют коленом,а то и поленом,как они ни упираются…А посему Фоменко выдохся- как то-лько стал с детским простодушием двоечника-третьеклассника подгонять решение под ответ в конце задачника…"В октябре 2010 г.Русская православная старообрядческая церковь,прихожанином которой являлся Носовский,осудила учение "Новой хронологии" и признала его несовместимым с православной верой.Негативное отношение к «Новой хронологии» высказывали и многие представители Русской православной церкви.Хотя в отличие от секты Левашова,теория Фоменко-Носовского все же скорее именно лже-научная,но в последнее время происходит движение именно в сторону сектантства с прямым заимствованием идей как раз у Левашова.В работах по "Новой хронологии" с середины 2000 гг.уже например говорится,что события второй половины XVIII в.-во-сстание Пугачёва и война за независимость США,по которым сохранилось огромное количество документов,- были войнами с участием "ордынской" Руси,которая якобы существовала до этого времени и контролировала Сибирь и Северную Америку.Такие приёмы- "на обвинение в абсурде с полной решительностью отвечать ещё большим аб-сурдом"- уже как раз являются эффективным психологическим рекламным ходом для некритичного читателя.Таким образом изначально безобидная научная попытка учен-ого-математика устранить исторические противоречия выродилась сначала в лженау-чное,а потом уже близкое к секте учение."
Свидетельство о публикации №224052900066