Сабуровы, родственники Годуновых и Рюриковичей
Людмила Кичигина (Коншина)
http://proza.ru/2024/05/29/877
Линия судьбы...
ИЗ ЦИКЛА -ЗОЛОТАЯ ЛИРА
_____________________________
ОМАРУ ХАЙЯМУ.
Людмила Кичигина
http://stihi.ru/2014/10/03/1393
*************LK
Не знаем мы ,что с нами приключится
Взлетим душою или в яму упадём
Увидим мы,как солнышко садится
Иль в небе..лёгкой дымкой поплывём!
А может долго здесь и в этой жизни
Дано творить и радовать людей
Или геройски послужить отчизне
Блеснув звездой сверхновой-в жизни сей
Нам не дано!Но во вселенной сроки
Истоки наши нам судьбу дают......
Кому то жизнь , сама даёт уроки
Иль за грехи..уродством отдают!
Но нам дано!Загадку мироздания
Почувствовать,услышать,отгадать!
Всё.. в жизни нашей требует внимания
Чтоб - линию судьбы не поломать!
© Copyright: Людмила Кичигина, 2014
Свидетельство о публикации №114100301393
Мироздание..
ИЗ ЦИКЛА -ЗОЛОТАЯ ЛИРА
___________________________
ОМАРУ ХАЙЯМУ.
http://stihi.ru/2018/03/06/9585
***************LK
Настанет утро может быть
А для кого то не настанет
Те смогут верить и любить
Тот облаками в небе станет!
Звенящий день и суета...
Летят секунды час меняя
Прекрасна жизнь и неспроста
На смену той , спешит другая!
И вновь сиреневый рассвет
Откроет чудо мирозданья
Малыш рождается на свет
Для радости и созиданья!
И... вечной жизни колесо..
Со всеми сущими бывает
Рожденье ,смерть! Да это-то
Господь любя благословляет!
© Copyright: Людмила Кичигина, 2018
Свидетельство о публикации №118030609585
Рождение: ок. 1490
Смерть: 18 декабря 1542
Суздаль
Место погребения: Покровский монастырь (Суздаль)
Род: Сабуровы, Рюриковичи
Отец: Сверчков-Сабуров, Юрий Константинович
Супруг: Василий III
Дети: Георгий (предположительно)
Свадьба Соломонии и Василия
(Лицевой летописный свод)
Великая княгиня московская
27 октября 1505 — 25 ноября 1525
Предшественник: София Палеолог
Преемник: Елена Глинская
Дед Соломонии – Константин Федорович Сверчок Сабуров был младшим братом бояр Михаила, Василия и Семена. Сам он до высоких чинов не дослужился. Есть данные лишь об его участии в походе на Казань в 1482 г. в качестве одного из воевод 38. Старший сын Константина – Юрий, отец Соломонии, в 1495/96 гг. занимался переписью Обонежской пятины. В 1501 г. был наместником в небольшом приграничном городке Корела 39. В семье Константина Федоровича, кроме Юрия, было еще четверо сыновей: Борис утонул, Иван служил в 1501 г. наместником в Городце, Замятня был убит в одном из боев, Тимофей находился в Вятке, Следует отметить, что при выборе невесты для знатного жениха учитывалось, сколько в ее семье дядьев и братьев
Праправнук Дмитрия Зерно окольничий Константин Федорович Сверчок-Сабуров в 1505 году выдает свою дочь Соломонию замуж за Василия III. О Соломонии Сабуровой стоит рассказать поподробнее. И совсем не потому, что прадед Соломонии Федор Сабур и основатель фамилии Годуновых Иван Годун были родными братьями.
Генеалогия - Genealogy - Поиск предков
15 дек 2023
Сабуровы, родственники Годуновых и Рюриковичей.
https://vk.com/wall-66437473_15691
В XVI веке многие села и деревни, расположенные к северу от Москвы, относились к владениям Сабуровых — дворянского рода, ведущего историю еще с XII столетия. А близ Бибирева они основали село Сабурово, от которого в наши дни остались лишь рассказы и воспоминания.
Загадочный татарин и родословие Сабуровых
Древний род Сабуровых стал еще древнее и знатнее благодаря возвышению Годуновых — одной из младших ветвей этой семьи. В конце XVI века летописцы начали возводить родословие Годуновых (и, следовательно, Сабуровых) к некоему знатному татарину Чету. В костромских летописях подробно описывается, что в 1330 году к московскому князю Ивану Даниловичу (Калите) прибыл на службу из Орды мурза (то есть князь) по имени Чет.
Далее легенда подробно повествует о чуде: у впадения реки Костромы в Волгу Чету явилась Богоматерь, а также апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский. Знатный татарин был впечатлен, распрощался с сомнениями, поступил на службу к Ивану Калите и крестился под именем Захарии. А потом построил костромской Ипатьевский монастырь.
Еще в конце XVIII века у историков возникали резонные вопросы к легенде о существовании Чет-мурзы. Игумен Ювеналий (Воейков), составивший в 1797 году родословие Сабуровых, нашел множество нестыковок. Так, в первой же строке подчеркивается, что Чет прибыл в Москву при митрополите Петре, от которого и принял крещение. Однако митрополит скончался за пять лет до предполагаемого приезда мурзы. Позднейшие исследователи приходят к выводу, что целью летописцев было найти княжеские корни у Годуновых, так и появился Чет. А Захария, скорее всего, был костромским землевладельцем.
Первый представитель рода, упомянутый в документах, — Дмитрий Зерно (внук Захарии). У него было три сына — Иван, Константин Шея и Дмитрий. А от детей старшего из них, Ивана — Федора Сабура и Ивана Годуна — произошли, соответственно, Сабуровы и Годуновы.
Федор Сабур принимал участие в Куликовской битве и, по свидетельству летописцев, сыграл в ней немаловажную роль. Он сражался в полку костромского боярина Ивана Квашни, но не это главное. В «Сказании о Мамаевом побоище» именно он нашел на поле брани раненого Дмитрия Донского. Князь Серпуховский Владимир Андреевич после сражения начал искать своего двоюродного брата. Его поиски не увенчались успехом. Он спрашивал о судьбе Дмитрия Донского всех военачальников. Литовские князья ответили, что лишь видели, как Дмитрий Иванович сражался с неприятелями. Другие говорили, что великий князь ранен. И тогда Владимир Андреевич воскликнул: «Братья и други, русские сыны, если кто в живых брата моего сыщет, тот воистину первым будет средь нас!». И такие люди нашлись.
«Два же каких-то воина отклонились на правую сторону в дубраву, один именем Федор Сабур, а другой Григорий Холопищев, оба родом костромичи. Чуть отошли от места битвы — и набрели на великого князя, избитого и израненного всего и утомленного, лежал он в тени срубленного дерева березового. И увидели его и, слезши с коней, поклонились ему, Сабур же тотчас вернулся поведать о том князю Владимиру и сказал: “Князь великий Дмитрий Иванович жив и царствует вовеки!”»
Несчастливые царицы
После Куликовской битвы род Сабуровых не зачах, но и звезд с неба не хватал. Шанс стать первыми среди подданных появился в самом конце царствования Ивана III. Царевичу Василию, который вот-вот должен был унаследовать московский княжеский престол после умирающего отца, начали подбирать жену. По свидетельству австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, ко двору собрали 1500 боярских дочерей (по другим источникам — намного меньше), чтобы царевич выбрал из них будущую супругу. Больше других повезло дочери Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, приходившегося внуком Федору Сабуру. Сложно понять, почему выбор пал именно на нее, — возможно, из-за плодовитости Сабуровых, у которых в каждом колене было по несколько детей. Вполне вероятно, что были и другие соображения, и не самый богатый и родовитый Юрий Сабуров стал тестем царевича для сохранения баланса между боярскими семьями.
Вскоре после свадьбы Иван III умер, и Соломония Юрьевна Сабурова стала великой княгиней московской. Брак не принес детей — через двадцать лет после венчания это стало серьезной проблемой. Престол мог достаться кому-то из братьев Ивана или дядьев, система престолонаследия грозила разрушиться. Поэтому великий князь стал советоваться с клиром и боярами, как ему осуществить развод. Прецедентов до сих пор не было. Как позже писал Андрей Курбский, категорически против развода как богопротивного акта выступали многие — его собственный отец Семен Курбский, влиятельные публицисты Максим Грек и Вассиан Патрикеев. «Князь Василий, великий в основном гордыней и жестокостью, не только не послушался этих великих и знатных людей, но и блаженного Вассиана, своего родственника по крови, приказал схватить и заточить», — сетовал Андрей Курбский в своей «Истории о великом князе Московском».
В 1525 году при одобрении московского митрополита Даниила и Боярской думы Василий III объявил о разводе. Соломонию Сабурову постригли в монахини в Рождественском монастыре. Герберштейн утверждает, что это было сделано насильно: «Она плакала и кричала, когда митрополит в монастыре резал ей волоса; а когда он подал ей кукуль, она не допускала надеть его на себя и, схватив кукуль и бросив его на землю, топтала его ногами. Иоанн Шигона, один из первостепенных советников, негодуя на этот поступок, не только сильно бранил ее, но и ударил плетью, прибавив: Смеешь ли ты противиться воле государя и медлить исполнением его приказаний? Когда Соломония спросила, по какому праву он ее бьет? он отвечал: По приказанию государя. Тогда с растерзанным сердцем, она объявила перед всеми, что надевает монашеское платье не по желанию, а по принуждению, и призывала Бога в мстители за такую несправедливость».
Великий князь взял в жены Елену Глинскую, и от этого брака родились сыновья Иван и Юрий, старший из которых стал царем Иоанном IV Грозным. Соломония же, в монашестве Софья, прожила оставшуюся жизнь в Суздальском Покровском монастыре.
С возвышением Годуновых их дальнюю родственницу Софью-Соломонию стали чтить как святую, на ее могиле происходили чудеса. Уже в XX веке ее мощи были перенесены в Покровский собор того же монастыря.
В этой семье могла бы быть еще одна царица. Племянница Соломонии, Евдокия Богдановна Сабурова, была на смотре невест для Ивана Грозного, когда тот выбирал себе третью жену. Но царь остановился на Марфе Собакиной. А Евдокия Сабурова в 1571 году стала супругой наследника престола Ивана — того самого, убитого впоследствии собственным отцом. Однако брак продлился недолго. Уже в следующем, 1572 году Евдокия Сабурова приняла постриг под именем Александры — как свидетельствует дипломат Антонио Поссевино, это произошло по приказу Ивана Грозного. Ее отправили во все тот же Покровский монастырь в Суздале, где провела значительную часть своей жизни Соломония Сабурова. Причина не совсем ясна — вряд ли это могла быть бездетность, как у Соломонии: год — слишком небольшой промежуток времени, чтобы в этом убедиться. Позднее в «Новом летописце» весьма скупо описывается мотив Иоанна IV: «постриг ее царь Иван Васильевич при жизни царевича Ивана Ивановича, раскручинившись». Через несколько лет Покровский монастырь получил еще одну бывшую жену царевича — Феодосию Соловую, которую также заставили принять постриг из-за бездетности. Евдокия Сабурова же прожила долго и застала Смутное время. А в 1608 году, когда польские войска вошли в Суздаль, она заявила, что Лжедмитрий II — это настоящий царевич Димитрий Иоаннович, брат ее бывшего супруга.
https://mr.moscow
Сверчковы-Сабуровы
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сверчковы-Сабуровы
Родоначальник Константин Фёдорович Сверчок Сабуров
Близкие роды Сабуровы
Подданство
Россия Великое княжество Московское
Царство Русское
Сверчковы-Сабуровы — одна из ветвей русского дворянского рода Сабуровых.
Содержание
1 Общие сведения
1.1 Генеалогия
2 См. также
3 Примечания
4 Литература
5 Ссылки
Общие сведения
Основатель рода Сабуровых Фёдор Иванович Сабур имел шесть сыновей, младший из которых Константин Фёдорович по прозвищу Сверчок и стал родоначальником Сверчковых-Сабуровых. Его внучка Соломония Юрьевна была первой женой Великого князя Василия III. Несмотря на родство с московскми князьями в XVI веке Сверчковы-Сабуровы не занимали при дворе высших должностей, служа стольниками, кравчими, воеводами. Только отец Соломонии Юрий Константинович получил чин окольничего.
Ветвь Сверчковых-Сабуровых закончила своё существование в третьей четверти XVII века[1].
Генеалогия
Согласно Веселовскому С.Б.[1]:
Константин Фёдорович Сверчок — воевода в Нижнем Новгороде в 1482 году[2];
Юрий Константинович (ум. 1512) — окольничий;
Иван-Василий Юрьевич — кравчий (1514—1525), рында[3];
Фёдор Поп;
Никифор Фёдорович;
Иван Никифорович;
Алексей Иванович — последний представитель ветви Сверчковых-Сабуровых;
Андрей Иванович Кривой — умер бездетным;
Яков (Замятня) Иванович (умер после 1572) — воевода при Иване Грозном;
Андрей Юрьевич — умер бездетным;
Мария Юрьевна — жена князя Василия Семёновича Стародубского;
Фёдор Юрьевич — умер бездетным;
Афанасий Юрьевич — умер бездетным;
Соломония Юрьевна (1490—1542) — жена Великого князя Василия III;
МАТЬ ГЕОРГИЯ КУДЕЯРА...
Борис Константинович — утонул в молодости и не оставил потомства;
Тимофей (Замятня) Константинович (ум. 1514) — полковой воевода в Смоленском походе, убит в под Оршей;
Фёдор Тимофеевич (ум. 1530) — убит в под Казанью и не оставил потомства;
Даниил Константинович;
Иван Данилович — служил в Новгороде[3];
Иван Константинович (ум. 1548) — писец Пскова (1510), дворецкий в Великом Новгороде (1524), убит в Казанском походе;
Яков Иванович — полковой воевода (1540—1548), умер бездетным.
См. также
Долгово-Сабуровы
Годуновы
Примечания
Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — С. 190—195.
Упоминается в разрядах в 1482 году как воевода в Нижнем Новгороде, и больше о его службах ничего не известно. (Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — С. 190.)
Зимин А. А. Россия на пороге нового времени — С. 274
Литература
Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — Москва: Олма-пресс, 2001. — 5000 экз. — ISBN 5-224-02249-5.
Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — М.: Наука, 1969. — 584 с. — 4500 экз.
Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. — М.: Наука, 1988. — 350 с. — 16 000 экз. — ISBN 5-02-009407-2.
Зимин А. А. «Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории России первой трети XVI в.)». — М.: «Мысль», 1972.
Сверчковы-Сабуровы
Родоначальник Константин Фёдорович Сверчок Сабуров
Близкие роды Сабуровы
Подданство
Россия Великое княжество Московское
Царство Русское
Основатель рода Сабуровых Фёдор Иванович Сабур имел шесть сыновей, младший из которых Константин Фёдорович по прозвищу Сверчок и стал родоначальником Сверчковых-Сабуровых. Его внучка Соломония Юрьевна была первой женой Великого князя Василия III. Несмотря на родство с московскми князьями в XVI веке Сверчковы-Сабуровы не занимали при дворе высших должностей, служа стольниками, кравчими, воеводами. Только отец Соломонии Юрий Константинович получил чин окольничего.
Ветвь Сверчковых-Сабуровых закончила своё существование в третьей четверти XVII века[1].
4 сентября 1505 года Василий Иванович женился на Соломонии. Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров). Венчал молодых митрополит Симон в Успенском соборе Московского Кремля. Впервые в московской истории правящий монарх брал в жены не иностранную принцессу и не русскую княжну, а невесту из семьи старомосковского боярства[1][2].
Покров святителя Леонтия Ростовского. 1514. Мастерская вел. кн. Соломонии Сабуровой.
После двадцати лет брака, Соломония так и не родила. Василий был очень обеспокоен этим фактом, так как выступал против того, чтобы его братья или их возможные сыновья стали претендентами на трон. Он запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын.
Решение о разводе было поддержано боярской думой, но не нашло поддержки среди церковных иерархов. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана.
Соломония Юрьевна Сабурова, в постриге София (ок. 1490 — 18 декабря 1542) — первая жена Василия III, великого князя Московского. Сослана им в монастырь за бездетность.
Канонизирована Русской церковью в лике преподобных как София Суздальская. День памяти — 29 декабря (16 декабря по ст. ст.) и 14 августа (1 августа).
Происходила из боярского рода Сабуровых (ветвь Сверчковых-Сабуровых). Дочь Юрия Константиновича Сабурова. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца).
Сестра Соломонии, Мария, была женой князя Василия Семёновича Стародубского.
Юрий Константинович Сверчков-Сабуров (? 1512) — московский дворянин, окольничий и воевода на службе у московских князей Ивана III и Василия III.
Происхождение и семья
Дворянин из рода Сверчковых-Сабуровых — потомок в VII колене татарского мурзы Чета. Старший из пяти сыновей Константина Фёдоровича Сверчка-Сабурова, тесть Василия III — отец великой княжны московской Соломонии Юрьевны. Четыре его брата: Борис, Тимофей (Замятня), Даниил, и Иван также состояли на московской службе, но особо высоких должностей при дворе не получили. Имел четырёх сыновей Ивана, Андрея, Фёдора и Афанасия. Из его потомков наиболее заметной фигурой был внук — Яков (Замятня) Иванович — воевода при Иване Грозном
Служба
В 1494-95 годах руководил переписью Обонежской пятины в Новгородской земле.
С 1501 года был наместником в Кореле.
В 1505 году выдал дочь Соломонию замуж за Василия III. Став тестем царя, занял видное положение при дворе. В феврале 1506 года ему докладывались судебные дела по земельным спорам. В том же году во время русско-казанской войны был воеводой сторожевого полка в Муроме, под общим командованием Даниила Васильевича Патрикеева-Щени, оттуда он был переведен в Нижний Новгород. После существенного поражения под Казанью основных сил русской армии под командованием брата Василия Дмитрия Жилки, оставлен воеводой в Нижнем Новгороде.[1]
В конце 1509 года во время похода Василия III на Новгород и Псков был оставлен в Москве, вероятно, по старости. Умер в 1512 году.[1]
https://drevo-info.ru/articles/8342.html
СОФИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ
Перенаправлено со статьи "САБУРОВА СОЛОМОНИЯ ЮРЬЕВНА"
Святая София (Соломония) Суздальская
Святая София (Соломония) Суздальская
София Суздальская (ок. 1490-1542), великая княгиня, преподобная
Память 1 августа в день обретения мощей, 16 декабря и в Соборе Владимирских святых
В миру Сверчкова-Сабурова Соломония Юрьевна, дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но "захудалого" московского боярского рода [1]. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью.
Брак
В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия III Иоанновича. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны по образцу смотрин невест для византийских императоров. Свадьба состоялась 4 сентября того же года, после обручения молодых митрополитом Симоном в Успенском соборе Московского Кремля.
Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Но двадцатилетнее супружество не было счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней. Против встали митрополит Варлаам, князь-инок Вассиан (Патрикеев), преподобный Максим Грек, которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил, одобрил развод, и к нему присоединились бояре. Но оставались и противящиеся, как князь С. Курбский. Все восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский по преданию предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью - царя Иоанна Грозного [2].
Постриг
В ноябре 1525 года развод был объявлен и 25 ноября Василий велел постричь Соломонию в монашество. Она была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь. В некоторых летописях рассказывается, что развод и пострижение состоялись по желанию самой Соломонии, но немецкий посол С. Герберштейн, наоборот, пишет что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом. Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: "Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!" О насильственном постриге впоследствии писал и князь Андрей Курбский. Еще одна версия гласит, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?» [3]
Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской. Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь, которому она покровительствовала еще с 1518 года. Впоследствии монастырь стал местом заточения невольных царственных пострижениц.
Слухи о сыне
Согласно некоторым сведениям, включая рассказ Герберштейна, спустя несколько месяцев пошли слухи, что обвинение в неплодии было несправедливым, что Соломония в монастыре родила сына - царевича Георгия. Распространительницы слухов были наказаны, в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения дела, но Соломония отказалась показать им ребенка, заявив, что они "недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери". Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия документов не сохранилось. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына, а великокняжеским послам показали гробницу.
Археолог и историк граф С. Д. Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей. Эту версию подтверждает находка исследователя Суздаля А. Д. Варгановым в 1934 году небольшой безымянной гробницы в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря, находившейся между гробницами некоей "старицы Александры" (+ 1525), и преподобной, "старицы Софии". В гробнице нашлась лишь тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней - крышка от той гробницы. Имя Георгия в народе связывалось с легендарным разбойником Кудеяром, по одному из преданий разбойничавшем в лесах между Суздалем и Шуей. Историей о Георгии также очень интересовался царь Иоанн Грозный [4].
Иноческий подвиг
Преподобная София Суздальская. Икона XVII века. Покровский монастырь
Преподобная София Суздальская. Икона XVII века. Покровский монастырь
Обитая в Суздальской обители, не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиротворение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. После смерти Василия III в 1533 году власть перешла к его вдове, Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в 1538 году. Затем вернулась в Суздаль, где преставилась к Богу 18 декабря 1542 года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Преподобная София была похоронена по своему завещанию, в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря.
Почитание
Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси и преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню "преподобною мученицею". Сам же Иоанн Грозный якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией [5]. Приходили к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, и многие другие. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль "на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых".
В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков, преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.
Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в 1650 году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как "Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница". На иконах преподобная стала писаться:
«Аки Евдокия»: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.
Икона преподобной, написанная еще в XVII столетии, сохранилась до наших дней и является чудотворной.
В середине XVIII века встал вопрос о ее канонизации. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом [6] была составлена служба преподобной. Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.
Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа 1995 года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.
Молитвы
Тропарь, глас 4
Вышняго красотою явственно украшаяся, / постническими бо труды подвизася преподобная София, / и бысть наследница Небесному Царствию, / и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты, / Его же моли спастися граду Суждалю / от поганых нахождений и междоусобныя брани / и подаждь душам нашим велию милость.
Литература
Богуславский, В. В., Бурминов В. В., Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.
Использованные материалы
Житие на сайте Православие.RU
http://days.pravoslavie.ru/Life/life3133.htm
Страница исторического портала "Хронос":
http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/solomonia.html
"Тайна Соломонии Сабуровой", раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства "Отдых в Суздале":
http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm
Житие с портала Русские святые:
http://saints.ru/s/29_Prp.SofiyaSuzdalskaya
http://icon-art.info/phpBB2/download.php?id=1106 (икона)
[1] "Сабуровы вышли из орды и были потомки Мурзы Четы. В 1330 году их предок крестился, и вначале они носили фамилию Зерновых. У одного из Зерновых было два сына: один, по имени Иван, прозывался Годуном, и от него произошел род Годуновых, а другой Федор, по прозвищу Сабур, сделался родоначальником бояр Сабуровых. Соломония была дочерью Юрия Константиновича Сабурова, внука Федора Сабура." - "Благоверная великая княгиня Соломония(Сабурова) во иночестве София". Издание Настоятельницы первоклассного Покровского женского монастыря в г. Суздале, Игумении Мелитины. Киев. Типографии Киево-Печерской Успенской Лавры, 1905 год.
[2] См. Житие с портала Русские святые, http://saints.ru/s/29_Prp.SofiyaSuzdalskaya
[3] По данным Википедии со ссылкой на неработающую страницу Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря.
[4] Информация раздела "Служи о сыне" приведена по данным статьи "Тайна Соломонии Сабуровой", раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства "Отдых в Суздале", http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm
[5] "Тайна Соломонии Сабуровой", раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства "Отдых в Суздале", http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm
[6] Вероятна ошибка: в XIX веке Суздальская епархия уже не существовала, она с 1786 была объединена с Владимирской, в XIX веке архиерея с именем Серапион в ней не было.
Сабуровы
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 января 2023 года; проверки требуют 2 правки.
Эта статья — о дворянском роде. О носителях фамилии см. Сабуров.
О фамилии см. Сабуров (фамилия).
Сабуровы
Описание герба: см. текст >>>
Том и лист Общего гербовника XVI, 16
Губернии, в РК которых внесён род Саратовская, Тамбовская, Пензенская, Смоленская, Московская и Владимирская
Части родословной книги VI, IV
Родоначальник мурза Чет
Подданство
Россия Великое княжество Московское
Царство Русское
Россия Российская империя
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Сабу;ровы — московский дворянский род татарского происхождения (многие представители которого были боярами и воеводами), отнесённый к столбовому дворянству[1].
Содержание
1 Происхождение и история рода
2 Описание гербов
2.1 Герб. Сабуровых 1785 г.
2.2 Герб. Часть I. № 43.
2.3 Герб. Часть XVI. № 16.
3 Известные представители рода
4 См. также
5 Примечания
6 Литература
Происхождение и история рода
Род Сабуровых потомства мурзы Чета внесён в Бархатную книгу[2]. При подаче документов (01 февраля 1686 года) для внесения рода в Бархатную книгу была предоставлена родословная роспись Сабуровых[3].
Однородцы, Пильемовы-Сабуровы (по прямой мужской линии), происходят от Ивана Фёдоровича Сабурова ум. оц. 1450 г., и супруги его Натальи Ивановны Сабуровой (Урожденная Бутурлина). Их первого сына звали Семён Иванович Вислоух Сабуров, а второго сына Фёдор Иванович Пильем Сабуров, от которых и пошла эта ветвь (впоследствии стали именоваться просто Сабуровыми, без добавления приставки Пильемовы)[4][5][6].
Есть фамилии: Долговых, Сабуровых и две ветви Долгово-Сабуровых:
Долговы, из которых Иван Андреевич убит в сражении в 1135 году (в гербовник не внесены).
Долгово-Сабуровы, потомство Атуна-Андановича, боярина великого князя Александра Невского (1252—1263) (Герб. Часть II. № 32).
Сабуровы, потомство Чета, выехавшего из Орды в 1330 году (Герб. Часть I. № 43).
Долгово-Сабуровы, потомки Фёдора Долгово-Сабурова, вёрстанного поместным окладом в 1629 году (Герб. Часть VII. № 75)[1].
Род Сабуровых внесён в VI и IV части дворянских родословных книг Саратовской, Тамбовской, Пензенской, Смоленской, Московской[7] и Владимирской губерний[8].
Род Сабуровых происходил из Костромы. Первым представителем рода, о котором сохранились документальные свидетельства, был боярин Дмитрий Зерно, служивший великому московскому князю Ивану Даниловичу Калите (1288—1340). По легендарной версии, основателем рода был татарский мурза по имени Чет, который крестился (1330) и, приняв имя Захария, стал основателем знаменитого Свято-Ипатьевского монастыря в Костроме. Однако эта версия имеет серьёзные хронологические проблемы. Кроме того, данная родословная легенда отсутствует в Государевом родословце и Бархатной книге и вероятно имеет более позднее происхождение. По мнению С. Б. Веселовского она возникла не ранее последней четверти XVI века. Он же предполагает, что Захария был костромским боярином и жил во второй половине XIII века[9].
Согласно родословным, у Захарии был сын Александр, который, возможно, может быть идентифицирован с убитым (1304) в Костроме боярином Александром Зерно, а также внук Дмитрий Зерно, имевший трёх сыновей — Ивана, Константина Шею и Дмитрия. Их существование подтверждается и синодиком Ростовского Успенского собора. От старшего сына Ивана, Фёдора Сабура, пошли Сабуровы, от младшего, Ивана Годуна — Годуновы[9].
Старший сын Фёдора Сабура Михаил (ум. 1464) служил Дмитрию Шемяке, а потом Василию Тёмному и Иоанну III. Его братья —Василий (ум. 1485) и Семён Пешко (ум. 1484), также были боярами. От последнего из них произошла угасшая в конце XVI века ветвь Пешковых-Сабуровых.
От младшего их брата Константина Сверчка происходила ветвь Сверчковых-Сабуровых, угасшая в XVII веке; старший из его сыновей Юрий Константинович (ум. 1512), окольничий, был отцом Соломонии — первой жены Василия III. Брат её Иван-Василий Юрьевич был кравчим.
Рюма Сабуров — опричник Ивана Грозного (1573)[10].
Василий Борисович (ум. 1578) и Богдан Юрьевич Сабуровы (ум. 1598) были боярами. Дочь Богдана Юрьевича Евдокия (ум. 1619), в иночестве Александра, была первой женой царевича Иоанна Иоанновича, сына Грозного.
Бояре Сабуровы были также Вологодскими воеводами.
Описание гербов
Герб. Сабуровых 1785 г.
В Гербовнике Анисима Титовича Князева 1785 года имеется изображение печати с гербом бригадира Фёдора Васильевича Сабурова: в серебряном поле щита, вверху, изображена коричневая стрела, к ней на розовой ленте подвешено чёрное ядро, и внизу данной фигуры изображена согнутая рука с мечом остриём вверх. Слева от фигур серое копьё, остриём вверх. Щит увенчан дворянской короной (дворянский шлем отсутствует). Из короны вниз, выходит намёт, цветовая гамма которого не указана[11].
Герб. Часть I. № 43.
Герб рода Сабуровых: в щите, разделённом на три части, горизонтально и перпендикулярно, находится в верхней, малой.части, в красном поле, серебряная стрела, летящая в правую сторону. В нижней, пространной части, в правом, голубом поле, золотая пика, остроконечием вверх обращённая, а в левом, серебряном поле, орлиная лапа, держащая саблю. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нём короной. Намёт на щите голубой, подложен серебром[12].
Герб. Часть XVI. № 16.
Щит рассечён с главою. В правой лазуревой части золотое копьё в столб. Во левой серебряной части выходящая с левого бока чёрная орлиная лапа, держащая лазуревый выгнутый с золотой рукояткой меч. В червлёной главе щита серебряная стрела, обращённая остриём влево.
Над щитом дворянский шлем с короною. Нашлемник: накрест два золотых копья. Намёты: справа лазуревый, подложен золотом, слева чёрный, подложен серебром. Щитодержатели: два русских воина времен Дмитрия Донского, правый держит копье, левый — круглый щит с надписью славянскими буквами «АПТ.СЕНТ.И» (1380 г. 8 сентября). Герб окружен княжеской мантией, украшенной княжеской короной[13][14]. Андрей Иванович Сабуров, (1797—1866) — обер-гофмейстер и директор Императорских театров, 29 марта 1863 года жалован дипломом в подтверждение потомственного дворянского достоинства.
Известные представители рода
Общее родословие Годуновых, Сабуровых и последних Рюриковичей
Сабуров Юрий Васильевич — убит при взятии Казани (02 октября 1552 года); его имя вписано в синодик Московского Успенского Собора на вечное поминовение[1].
Сабуров Семён Васильевич — воевода в Переславле-Рязанском (1591)[15].
Сабуров Семён Фёдорович — окольничий, воевода в Тобольске (1599—1600).
Сабуров Богдан Степанович — воевода в Копорье (1601).
Сабуров Михаил Богданович — воевода в Астрахани (1602).
Сабуров Ждан Степанович — воевода в Пскове (1602—1603).
Сабуров Иван Никифорович — воевода в Ржеве (1614), в Торжке (1616—1617), московский дворянин (1627—1640).
Сабуров Пётр Григорьевич — воевода в Суздале (1617—1618), во Владимире на Клязьме (1620), в Переславле-Залесском (1625—1626), московский дворянин (1627—1640).
Сабуров Богдан Семёнович — воевода в Василе (1618), в Суздале (1620), московский дворянин (1627—1629).
Сабуров Никон Богданович — воевода в Ядрине (1620), московский дворянин (1627—1629).
Сабуровы: Дмитрий Григорьевич, Матвей и Дмитрий Богдановичи —- стольники (1627—1640).
Сабуров Дмитрий Григорьевич — стольник, воевода во Владимире на Клязьме (1639—1640).
Сабуров Алексей Иванович — стольник (1640—1676).
Сабуров Степан Богданович — московский дворянин (1629—1640), воевода во Владимире на Клязьме (1646—1648).
Сабуровы: Родион, Иван и Василий Дмитриевичи — стольники (1658—1692)[16][17].
Сабуров, Михаил Яковлевич(? — 1792) — отставной прапорщик.
Сабуров, Василий Михайлович (1757? — до 1822)
Сабуров, Иван Васильевич (1788—1873) — сельский хозяин, инженер-капитан
Сабуров, Иван Михайлович
Сабуров, Яков Иванович (1798—1858) — литератор
Сабуров, Иван Михайлович (Андреевич?)
Сабуров, Андрей Иванович (1797—1866) — обер-гофмейстер и директор Императорских театров.
Сабуров, Александр Иванович (1799—1880?) — член Северного декабристского общества.
Сабуров, Пётр Александрович (1835—1918) — дипломат, сенатор, собиратель древностей.
Сабуров, Александр Петрович (1870—1919) — петроградский губернатор, церемониймейстер.
Сабуров, Андрей Александрович (1837—1916) — министр народного просвещения, действительный тайный советник.
Сабуров, Александр Александрович (1874—1934) — юрист.
Сабуров, Андрей Александрович (1902—1959) — литературовед;
Перейти к шаблону «Wikidata/FamilyTree»
Генеалогическое древо (фрагмент)
См. также
Долгово-Сабуровы
Сверчковы-Сабуровы
Пешковы-Сабуровы
Годуновы
Хвалевское
Примечания
Сост. граф Александр Бобринский. Дворянские роды, внесенные в Общий Гербовник Всероссийской Империи: в 2-х т. – СПб, тип. М. М. Стасюлевича, 1890. Автор: Бобринский, Александр Алексеевич (1823—1903). Потомство Чета. Сабуровы. Часть I. стр. 350-351.
Н. Новиков. Родословная книга князей и дворян Российских и выезжих (Бархатная книга). В 2-х частях. Часть I. Тип: Университетская тип. 1787 г. Род Сабуровых и Годуновых. стр. 240; и 241-244.
Сост: А.В. Антонов. Родословные росписи конца XVII века. - Изд. М.: Рос.гос.арх.древ.актов. Археогр. центр. Вып. 6. 1996 г. Сабуровы. стр. 285. ISBN 5-011-86169-1 (Т.6). ISBN 5-028-86169-6.
Фёдор Иванович Пильем Сабуров — Родовод. ru.rodovid.org. Дата обращения: 25 марта 2021.
Былое России: Потомки Чета (в крещении Захария), князя Татарского. www.russia-today.narod.ru. Дата обращения: 25 марта 2021. Архивировано 18 июля 2015 года.
[* Voir en russe, Descendants de Tchet, baptis; Zacharia, anc;tre des Sabourov, Godounov, Zernov, etc. ].
Московское дворянство. Алфавитный список дворянских родов с кратким указанием важнейших документов, находящихся в родословных делах Архива Московского Дворянского Депутатского Собрания. — Москва: Тип. Л.В. Пожидаевой, 1910. — С. 381. — 614 с. Архивировано 9 сентября 2018 года.
Сабуровы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — С. 162-168.
Список опричников Ивана Грозного. СПб, 2003 г. Изд. Российская национальная библиотека.//Список опричников Ивана Грозного с указанием их служб и “Жалования окладом” в 1573 г.
Сост. А.Т. Князев. Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года. Издание С.Н. Тройницкий 1912г. Ред., подгот. текста, послесл. О.Н. Наумова. - М. Изд. “Старая Басманная”. 2008г. Сабуровы. стр. 164. ISBN 978-5-904043-02-5.
Сост: П.А. Дружинин. Общий Гербовник Дворянских Родов. Части I-X. М., Изд. Трутень. 2009г. стр. 517. ISBN 978-5-904007-02-7.
Герб рода дворян Сабуровых внесен в Часть 16 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 16 Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
Сост: И.В. Борисов. Дворянские гербы России: опыт учёта и описание XI-XXI частей “Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской империи”. М., ООО Старая Басманная. Тип: Форгрейфер. 2011г. стр. 179. ISBN 978-5-904043-45-2.
Сост: А.В. Антонов. Родословные росписи конца XVII века. - Изд. М.: Рос.гос.арх.древ.актов. Археогр. центр. Вып.6. 1996 г. стр. 122. ISBN 5-011-86169-1 (Т.6). ISBN 5-028-86169-6.
Сабуровы. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия по напечатанным правительственным актам / А. П. Барсуков. — СПб.: тип М. М. Стасюлевича, 1902. — С. 559. — ISBN 978-5-4241-6209-1.
Сабуровы. Алфавитный указатель фамилий и лиц, упоминаемых в Боярских книгах, хранящихся в I-ом отделении московского архива министерства юстиции, с обозначением служебной деятельности каждого лица и годов состояния, в занимаемых должностях. — М.: Типогр. С. Селивановского, 1853. — С. 362.
Литература
Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — М.: Наука, 1969. — 584 с. — 4500 экз.
Долгоруков П. В. Российская родословная книга. — СПб.: Тип. 3 Отд. Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1857. — Т. 4. — С. 197.
Сабуровы // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Сабуровы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Сабуровы // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Ювеналий (Воейков). Краткое историческое родословие благородных и знаменитых дворян Сабуровых. — М., 1797
Сабурова, Соломония Юрьевна
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Сабурова.
Соломония Юрьевна Сабурова
Свадьба Соломонии и Василия (Лицевой летописный свод)
Свадьба Соломонии и Василия
(Лицевой летописный свод)
Великая княгиня московская
27 октября 1505 — 25 ноября 1525
Предшественник София Палеолог
Преемник Елена Глинская
Рождение ок. 1490
Смерть 18 декабря 1542
Суздаль
Место погребения Покровский монастырь (Суздаль)
Род Сабуровы, Рюриковичи
Отец Сверчков-Сабуров, Юрий Константинович
Супруг Василий III
Дети Георгий (предположительно)
Отношение к религии православие
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Соломони;я Ю;рьевна Сабу;рова, в постриге София (ок. 1490 — 18 декабря 1542) — первая жена Василия III, великого князя Московского. Сослана им в монастырь за бездетность.
Канонизирована Русской церковью в лике преподобных как София Суздальская. День памяти — 29 декабря (16 декабря по ст. ст.) и 14 августа (1 августа).
Содержание
1 Биография
1.1 Брак и развод
1.2 Постриг
2 Канонизация
2.1 Мощи
2.2 Иконография
3 Легенды
4 В культуре
5 См. также
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
Биография
Происходила из боярского рода Сабуровых (ветвь Сверчковых-Сабуровых). Дочь Юрия Константиновича Сабурова. Рано лишилась матери, была воспитана тётей — сестрой отца.
Сестра Соломонии, Мария, была женой князя Василия Семёновича Стародубского.
Брак и развод
4 сентября 1505 года Василий Иванович женился на Соломонии. Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров). Венчал молодых митрополит Симон в Успенском соборе Московского Кремля. Впервые в московской истории правящий монарх брал в жёны не иностранную принцессу и не русскую княжну, а невесту из семьи старомосковского боярства[1][2].
Покров святителя Леонтия Ростовского. 1514. Мастерская Соломонии Сабуровой
После двадцати лет брака Соломония так и не родила. Василий был очень обеспокоен этим, так как выступал против того, чтобы его братья или их возможные сыновья стали претендентами на трон. Он запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын.
Решение о разводе было поддержано боярской думой, но не нашло поддержки среди церковных иерархов. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причём митрополит впервые в русской истории был лишён сана.
«Ты мне, недостойному, даёшь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя», — ответил в 1525 году Василию III инок Вассиан на его вопрос о возможности развода с супругой[3].
В 1525 году с одобрения митрополита Даниила Василий III развёлся с Соломонией[4]. Подобный развод с насильственной ссылкой жены в монастырь не имел в то время места в истории Руси.
В начале следующего, 1526 года великий князь женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Глинского, от этого брака родился Иван Грозный.
В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит.
Псковская летопись[5]
Постриг
Лицевой летописный свод: «В 7034 году в ноябре великий князь Василий Иванович постриг великую, княгиню Соломонию по желанию её из-за тяжести болезни и бездетства. А жил с нею 20 лет, и детей не было»
25 ноября 1525 Соломонию постригли в Московском Богородице-Рождественском монастыре под именем София. Согласно разным источникам, великая княгиня не хотела принимать постриг[6]. Подробно об этих событиях рассказано у Герберштейна:
Соломония, оказывается, энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, «но и ударил её бичом». После того как Шигона сказал, что пострижение производится по воле государя, Соломония смирилась со своей участью.
— Зимин А. А. «Россия на пороге нового времени»[7].
По другим источникам (из кругов митрополита Даниила), Соломония сама, «видя неплодство из чрева своего», просила разрешить ей принять постриг. Великий князь якобы долго сопротивлялся этому, но после того, как Соломония обратилась к Даниилу, вынужден был согласиться[8].
Позже Соломонию перевели в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала ещё с 1518 года как великая княгиня. Там, смирившись со своей участью, она вела праведный образ жизни. Во время регентства Елены Глинской, согласно некоторым источникам, была выслана в Каргополь, а потом вернулась в Суздаль[7][9].
Через 17 лет иночества сестра София скончалась и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре.
Канонизация
София Суздальская
Икона XVII века. Покровский собор, Суздаль
Икона XVII века. Покровский собор, Суздаль
Имя в миру Соломония Юрьевна Сабурова
Родилась ок. 1490
Умерла 18 декабря 1542
Суздаль
Монашеское имя София
Почитается с XVI века
В лике преподобная
Главная святыня мощи в Суздальском Покровском женском монастыре
День памяти 29 декабря, 14 августа
Покровительница Суздаль
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей. При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, её уже чтили как святую. По легенде на гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году, во время нашествия поляков, она якобы спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь[10]. В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной. В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Наконец, по благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на 1916 г.
С 1984 года по указу патриарха Пимена преподобная София почитается в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли; она была внесена в Минеи и Православный церковный календарь[11][12]. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница»[13]. В 2007 году почитание преподобной Софии было вынесено на всецерковный уровень[14], и её имя было внесено в Православный церковный месяцеслов[15].
Мощи
В 1594 году Ирина Годунова, жена царя Федора Ивановича, положила покров на гроб Соломонии-Софии. Покров бархатный чёрный. На нём вышиты слова: «Повелением государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси и его царицы великия княгини Ирины и их царевны Феодосии сделан покров на великую княгиню Соломониду во иноцех Софию лета 7102». Покров хранится в Суздальском музее.
Могила Софии в усыпальнице Покровского монастыря была очень почитаема. 14 августа 1995 года состоялось торжественное обретение её мощей. В этот день над гробницей святой Софии был совершён молебен, и церковно-археологическая комиссия по благословению митрополита Евлогия произвела раскопки — святые мощи были обретены[16] и перенесены в Покровский собор.
Иконография
Аки Евдокия: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.
Легенды
Вселенские патриархи осудили развод великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк[уточнить] предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного):
Аллегория тиранического правления Ивана Грозного
Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают.[источник не указан 1611 дней]
Существует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надёжные руки, а сама объявила, что новорождённый скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором Николаем Некрасовым сложена «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный (ведь сын Соломонии оказался бы его старшим братом и более законным наследником). Царь потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. При реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено и вскрыто захоронение Соломонии, рядом с её останками был найден маленький гроб, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки[17][18]. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы[19].
Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Московское государство в 1517 и 1526 годах, написал книгу «Записки о Московии», в которой сообщал:
Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не пожелала показать ребёнка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка, а когда он облечётся в величие своё, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко[20][21].
В культуре
В сериале Андрея Эшпая «Иван Грозный» инициатором пострига Соломонии представлен митрополит Даниил и рассказана легенда о рождении ею в монастыре сына. В роли Соломонии снялась Анна Гуляренко.
В основу исторического романа Александра Прозорова «Соломея и Кудеяр» легла история жизни Соломонии Юрьевны Сабуровой.
См. также
София Суздальская:
Медиафайлы на Викискладе
Сабурова, Евдокия Богдановна — жена сына Ивана Грозного, сосланная в монастырь за бесплодие.
Развод в Древней Руси
Примечания
Филюшкин А. И. Василий III. — С. 41—45.
Зимин, 1972, с. 67: «Так впервые русский государь решил связать свою судьбу не со знатной женой, а с представительницей боярской фамилии, безоговорочно преданной московским великим князьям.».
Тальберг Н. Д. Святая Русь. Архивная копия от 8 мая 2014 на Wayback Machine
Никоновская летопись. // ПСРЛ. — Т. 13, 1 половина. Архивная копия от 5 ноября 2013 на Wayback Machine. — С. 45.
Никитин А. Л. Соломония Сабурова и второй брак Василия III. Архивная копия от 21 сентября 2013 на Wayback Machine // Основания русской истории. — М., 2001.
Зимин, 1972, с. 296: «Курбский писал, что Василий III постриг Соломонию «не хотящу и не мыслящу о том.».
Зимин, 1972, с. 296.
Зимин, 1972, с. 295, 296.
Зимин, 1972, с. 367.
Святыни монастыря. Архивная копия от 17 августа 2017 на Wayback Machine // Официальный сайт Покровского монастыря Суздаля
Игумения Викторина (Перминова). Преподобная София Суздальская. Счастливая судьба: вечное воздаяние. Часть 3. Дата обращения: 14 августа 2017. Архивировано 15 августа 2017 года.
Памятники отечества: альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Выпуски 43-44
Преподобная София. Архивная копия от 16 сентября 2007 на Wayback Machine // Православный календарь
Преподобная София Суздальская, 16/29 декабря, обретение мощей 1/14 августа 1995 г. Дата обращения: 14 августа 2017. Архивировано из оригинала 15 августа 2017 года.
София (?–1542) – преподобная // Иконы с изображением Суздальских святых в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — Владимир, 2011. — C. 11. Дата обращения: 14 августа 2017. Архивировано из оригинала 30 августа 2017 года.
Памятники отечества: альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Вып. 43—44.
«Невидимка» XVI века? Архивная копия от 11 сентября 2012 на Wayback Machine // Знание — сила : журн. — № 6. — 1971.
«Московская правда», 13 января 1993 г.
Тайна Соломонии Сабуровой. Дата обращения: 15 октября 2007. Архивировано из оригинала 9 декабря 2007 года.
Сигизмунд фон Герберштейн. Записки о Московии. — М.: МГУ, 1988. Дата обращения: 16 ноября 2018. Архивировано 17 ноября 2018 года.
С. фон Герберштейн. Церемониал после венчания великого князя // Записки о Московии = Rerum Moscoviticarum Commentarii. — СПб.: Современные проблемы, 1866. — С. 35—43.
Литература
князь Курбский в «Истории о великом князе Московском» и «Постниковском летописце»
Франческо да Колло. «Доношение о Московии»
сообщения Софийской 2-й летописи, Воскресенской и Никоновской; Новгородская 4-я летопись по списку Дубровского, Вологодско-Пермская летопись, и Псковская 3-я по Строевскому списку, Типографская летопись
Зимин А. А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). — М.: «Мысль», 1972. — 452 с.
Лурье Я. С. Возрождение домыслов о сыне Соломонии Сабуровой и опричнине // Русская литература. 1986. № 3. С. 114—119;
Филюшкин А. И. Василий III. — М.: «Молодая гвардия», 2010. — 352 с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 1470(1270)). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03379-5.
Ссылки
Соломония // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Емельянов-Лукьянчиков М. А. (к. и. н.) Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония Сабурова спасла Россию от Смуты
Кем был старший брат Ивана Грозного? Иван IV мог не унаследовать престол?...
7 августа 2021
Что если бы Иван Грозный не стал правителем? Не было бы Опричнины и династического кризиса, повлекшего Смуту. Многое разыгралось бы по другому сценарию, возможно, более успешному… "Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают",- предрекал патриарх Иерусалимский Марк Василию III, осуждая развод царя с его первой женой - Соломонией Сабуровой. Так и произошло. Но могло ли всё пойти иначе?
Василий III с первой супругой
Первый брак Василия был устроен 4 сентября 1505 года его отцом - Иваном III. Сохранилось предание о том, что Иван III, задумав женить сына Василия, пошел испросить совета у могилы своей прабабки, жены Дмитрия Донского, – преподобной Евфросинии Московской, мужа которой спас Федор Сабур. Во время молитвы на глазах у великого князя свеча склонилась в виде буквы «С», и великий князь понял ответ на свою молитву так: «нужна своя, русская, Сабурова»… И он женил сына на боярской внучке Соломонии Сабуровой, устроив смотр из полутора тысяч знатных невест. Это был первый случай в Российской истории, когда правящий монарх брал себе в жёны не представительницу княжеской аристократии, а женщину из служилого сословия. Но этот брак был бесплодным. Двадцать долгих лет Василий ждал от Соломонии появления наследника, но царица всё никак не могла понести. Летописи нам доносят, что Соломония якобы сама попросилась у мужа принять постриг, и тот с тяжёлым сердцем и с великим трудом добился согласия митрополита Даниила на развод в 1525 году (хотя многие представители духовенства были категорически против). И уже в 1526 году Василий III женился на дочери литовского князя, матери будущего Ивана Грозного, Елене Глинской.
мать Ивана Грозного - Елена Глинская
Ходили слухи, что Соломония вовсе не хотела безропотно подчиниться и уйти в монастырь, она отчаянно занималась волхованием и чародейством дабы зачать наследника. Такой развод с насильственной ссылкой жены в монастырь не имел в то время места в истории Руси... По легенде Соломонии всё же удалось забеременеть, но узнала она об этом лишь в монастыре. 25 ноября 1525 Соломонию постригли в Московском Богородице-Рождественском монастыре под именем София, а родила сына уже в Покровском монастыре Суздаля.
Герберштейш в своих «Записках о Московии» пишет: «Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не желала показать ребёнка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка, а когда он облечется в величие своё, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко».
Вероятно, мальчик родился в середине апреля 1526 года, и был назван Георгием. По устным легендам, Соломония отдала ребёнка в надёжные руки, а сама объявила, что новорождённый скончался. Это Это поведение матери вполне понятно, ведь если бы кто-то узнал о рождении сына, то ему бы грозила смертельная опасность т.к. он автоматически оказывался главным претендентом на престол.
Существовал ли Георгий Васильевич?
Иван IV
Государь Иван IV (Грозный) был очень умным и образованным человеком, он прекрасно знал историю своей семьи, изучал архивные документы. Вспомним про «Ящик 44-й» – «А в нем списки — сказка Юрья Малого, и Стефаниды резанки, и Ивана Юрьева сына Сабурова, и Машки кореленки, и иных про немочь великие княгини Соломаниды» – и про то, что из него сохранилось только одно дело. Так вот, этот ящик в 1566 году «августа в 7 день взял государь к себе». Иван Грозный брал к себе много архивных дел, но интерес его к этому ящику очень показателен.
При реконструкции Покровского монастыря в 1934 году было обнаружено тайное захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы. Значит устная легенда о том, что мальчик родился и был кому-то тайно передан, но сам был объявлен мёртвым – подтверждается. Но тут необходимо оговориться, что ряд исследователей полагают, что это захоронение дочери Василия Шуйского – новорожденной Анастасии. По мне этот вариант маловероятен, потому что не было особых мотивов делать муляж захоронения Анастасии Васильевны. Кроме того, важно отметить три признака, которые позволяют датировать это погребение и отмести версию о том, что там было захоронение девочки из рода Шуйских: во-первых, плита над погребением своим орнаментом повторяла близлежащую надгробную плиту старицы, скончавшейся в 1525 году. Во-вторых, подобные колоды были характерны для XVI века. В-третьих, рубашка оказалась мужской.
Косвенным подтверждением существования младенца служит факт возведения Василием в 1527 году обетной церкви Георгия Победоносца у Фроловских (Покровских) ворот в Москве. В те времена в среде русских правящих кругов было принято возводить храмы, посвящённые важным событиям, к которым всегда относилось и рождение первенца. Ни один из исторических документов не называет причину возведения этой церкви. Если верна версия о связи между рождением младенца и возведением церкви, то следует датировать рождение Георгия 15 апреля 1526 года (поскольку имя царским наследникам в то время давали в честь святого, день которого празднуется на восьмые сутки после рождения наследника).
Существует и другой очень интересный документ — вкладная книга ростовского Борисоглебского монастыря, в которой имеется следующая запись: «По князе Юрье Васильевиче память априля в 22 день панахида пети иобедни служити собором, докуды и монастырь стоит» (то есть поминание в канун дня Георгия Победоносца). У Василия Третьего был и другой сын по имени Юрий, однако родился он 30 октября 1533 года, крещён 3 ноября того же года, а умер 24 ноября 1563 года — то есть никак не подходит под эту запись.
так мог выглядеть царь Георгий Васильевич
Таким образом, для меня становится очевидным, что наследник престола – Георгий (Юрий) Васильевич существовал в реальности и, теоретически, мог изменить историю. В народной памяти он остался известен как атаман Кудеяр – великий предводитель разбойников.
https://dzen.ru/a/YQ1bOU5IsUghAiFI
Мироздание.. -Ник. Жуков Л. Кичигина
МУЗЫКА ВОКАЛ -НИКОЛАЙ ЖУКОВ
СТИХИ -ЛЮДМИЛА КИЧИГИНА..
____________________________
http://stihi.ru/2023/10/06/3682
Трек..06 10 2023г
Настанет утро может быть...
А для кого то.. не настанет
Те смогут верить и любить
Тот "облаками"в небе станет!
Привет:
И где - то в облачных полях
В великом храме мирозданья
Пылинкой звёздной просто став
Душа ждёт с Господом свиданья.
Звенящий день и суета..
Летят мгновенья лик .. меняя
Прекрасна ль жизнь когда то- та..
Но вот уже спешит другая!
Привет:
И где - то в облачных полях
В великом храме мирозданья
Пылинкой звёздной просто став
Душа ждёт с Господом свиданья.
И вновь сиреневый рассвет
Рождает чудо мироздания
Малыш рождается на свет
Для радости и созидания!
© Copyright: Людмила Кичигина, 2023
Свидетельство о публикации №123100603682
Будет встреча в веках, воспета..
Людмила Кичигина
Людмила Кичигина..
http://stihi.ru/2023/09/05/6379
*****************LK
Эта встреча (никем) не воспета
И тебе.. неизвестна пока...
Ведь в фантазиях нежных поэта
Он уносится в дни и века.
Страсти нет ,да и нет забавы
Отголоски ...мечты золотой..
Кто-то скажет,поэты не правы
На дуэль бы..,разок другой.
Стынет сердце,"пьянит" томленье
И мечта.. в небеса летит...
Для тебя не одной творенье
Но тебе( Бог) прочесть велит.
Ты узнаешь его в полу мраке
Ветер веет его ..строкой
Мушкетёра (в шальной атаке)
С ликом нежности,той большой.
Будет встреча , в веках воспета
Но ..уже не нужны слова...
Жизнь дала вам любовь,а это
Новой книги уже глава!
© Copyright: Людмила Кичигина, 2023
Свидетельство о публикации №123090506681
Свидетельство о публикации №224052900877