Выступления на III Форуме писателей Югры
И.А. Ширманов Литература ХМАО-Югры: тенденции и смыслы
О развитии творческих индустрий в ХМАО-Югра
Литература ХМАО-Югры: тенденции и смыслы первой четверти XXI века.
По-хорошему, для того чтобы говорить о тенденциях надо бы вспомнить про историю. Но времени по регламенту на это нет, поэтому скажу коротко, что – на мой взгляд – литература нашего округа не всегда развивается, а иногда даже тормозит и деградирует. Есть зримые приметы. Например, умерла отличная газета «Югра литературная», умирает окружной литературный альманах «Эринтур», который был творческой школой для многих современных югорских авторов. Когда-то альманах финансировался на средства окружного бюджета, потом – на личные деньги Д.А. Мизгулина. Но все кончается в этом мире – и ныне Мизгулин уже не может спонсировать «Эринтур». А ведь в масштабах ХМАО, затраты на ежегодные издание одного выпуска «Эринтура» - это даже «не пыль на сапогах»! Это тень от пыли, которая могла бы осесть на сапогах. Коньяк на маленький банкет дороже стоит.
Другая тенденция: квизы, буктрейлеры, косплей-вечеринки, шопинги, флешмобы, брейн-ринги, квиддиче, челленджи, соушал пати, рэп-батллы – это способы, которыми муниципальные библиотеки Югры прививают детям и взрослым любовь к русскому языку и отечественной литературе. Все эти слова, засоряющие русский язык, я взял из творческих проектов, направленных на окружной конкурс «Самый читающий муниципалитет Югры» 2021 г. Конкретный пример районной «креативности»: Челлендж «Кондинский район читает Пушкина», квест «Пушкин рулит». И такие примеры есть в каждом районе.
Почти двадцать лет назад Юрий Козлов в романе «Колодец пророков» образно выразил эту ситуацию: «Бесы дико радуются, когда один язык «наезжает» на другой, как сейчас английский на русский…». Ничего не изменилось за прошедшие годы – низкопоклонство перед Западом продолжается.
Как-то я спросил у библиотекарей – «Зачем все это»? В ответ услышал, что такие мероприятия требовал Департамент культуры… Не был ответа на вопрос: «А что, в ХМАО есть департамент англосаксонской культуры?». Хвала Всевышнему, что А.А.Латыпова отодвинули подальше от региональной культуры. Будем надеяться на изменения этой тенденции в лучшую сторону…
Еще одна печальная тенденция – старение и уход из жизни тех, кем гордилась югорская региональная, а также российская и советская литература. Средний возраст в нашей организации очень велик. Переломить эту тенденцию можно только активной работой с молодыми и/или начинающими авторами среднего возраста. Но это – процесс не быстрый. В отличии от огурцов и помидор, прозаики и поэты, драматурги и литературные критики за один сезон не вырастают. Даже в теплицах. На мой взгляд, «новую волну югорской литературы» можно будет увидеть только лет через пять-десять. Есть еще такое негативное социальное явление и «тормоз» для развития литературы, как графомания. Для иллюстрации - на сайте «Стихи.РУ» то ли 1,5 то ли 2 миллиона «поэтиков и поэток». И у нас в округе есть такие. И чем бездарнее человек, тем громче он стучится в двери, за которыми работает власть, и требует к себе повышенного внимания, денег, наград, «любви и ласки». Понятно, что губернатор или руководители муниципалитетов не могут ответить: «Графоманы, оставьте власть в покое» и, к сожалению, часто идут на встречу наглым требованиям. И возникает «замкнутая петля» - награжденный графоман требует, раздуваясь от гордости, новых наград и публикаций за счет бюджета. Это тоже тенденция и одновременно – «клиника чистой воды».
От печалей перейду к позитиву. Говорил, говорю и говорить буду, что богатство Югры - это не газ и нефть, не электроэнергия и не древесина. Богатство Югры – это люди, которые добывают полезные ископаемые, производят материальные и духовные ценности. Нефть и газ сами себя не добывают, стихи и песни, повести и романы сами не пишутся - нужны творцы.
И в Югре они есть, и в России их ценят. Вот только несколько примеров из нашей организации. Книга Рамазана Шайхулова «Белые степи» в издательстве ЭКСМО вышла в серии «Вечные семейные ценности», продается по всей России.
Патриотические песни Тамары Зуевой поют на Донбассе, и по всей России. Но в Югре их почему-то не поют – может быть, названия не нравятся? Как так можно песню называть - «За Россию, за Родину».
Поэт российского масштаба Владимир Квашнин регулярно побеждает на общероссийских и международных литературных конкурсах – от Калининграда до Красноярска, от Карелии до Башкирии. Московские композиторы пишут песни на его стихи. Но Владимир Квашнин по-прежнему в сознании наших людей и власти остается только «автором из поселка Саранпауль».
Не уверен, что у Квашнина в России есть миллион читателей, но тысяч шестьсот-семьсот точно есть. Люди готовы покупать сборники его стихов в тысячах экземплярах, но автор может издать за свой счет максимум сто экземпляров. Это – певец с есенинскою душой, поэтому его стихи любят по всей России, но особенно в Поволжье и в Москве. А его «Таежные рассказы», изданные с хорошим качеством, могли бы стать «визитной карточкой Югры», дорогим и эксклюзивным подарком для высоких и важных гостей ХМАО.
Спектакли по пьесам Ольги Миловановой заканчиваются бурными аплодисментами на сценах Екатеринбурга и Свердловской области, Москвы и Петербурга. Кто знает творчество этого драматурга в Югре? Никто! В прошлое воскресные в Духовно-просветительском центре Ханты-Мансийской епархии прошла премьера спектакля «Русские грации», в военную пору о жизни женщин в глубоком тылу. Артисты были не профессиональные - ученики, студенты и преподаватели «Центра искусств для одаренных детей Севера». А зрители в зале плакали… Уверен, что на следующий год – к 80-летию Победы – сценарий этот будет востребован разными российскими театрами.
К слову - о театрах. Пару лет назад руководству всех местных театров направил письмо о сотрудничестве с нашими авторами. До сих пор даже почтовые роботы театров не отправили ответ. Все понимаю – что столичные режиссеры должны хорошо питаться за счет окружного бюджета, что «в своём отечестве пророков нет» и что «никто не может быть великим для своих близких». Но наши авторы пишут не только не хуже, но часто лучше иных.
Больше всего мне нравиться реакция руководства театра обско-угорских народов «Солнце». «Да-да-да… Конечно - конечно, обязательно… Будете приходить мимо театра – проходите».
Еще одна иллюстрации тенденции. Сценарий по прекрасному рассказу мансийского прозаика и поэта Светланы Динисламовой давным-давно лежит не востребованным. А ведь там идет речь о трагических событиях нашей истории здесь – на Обь-Иртышском Севере, о необходимости национальной консолидации в наше нелегкое время. Наверное, надо подождать, пока спектакль поставят где-нибудь в Крыму? И посмотреть, как людей из народов ханты и манси на сцене будут изображать русские, татары, молдаване, греки…
Не хочу сказать, что у нас все плохо и печально. Месяц назад из печати вышел прекрасно изданный трехтомник произведений Юрия Вэллы. Издан на средства окружного бюджета – Татьяна Юргенсон и Ольга Корниенко сумели выиграть грант. Но это – не тенденция, а уникальный случай. Все примеры я привел не для «красного словца», не для того, чтобы всплакнуть» над судьбой местной литературы, а для чтобы плавно перейти к вопросам окружной экономики, культурной политики и перелома негативных тенденций в существовании региональной литературы.
Закон «О креативных индустриях в ХМАО-Югре» был торопливо принят 27 июля 2020 года. В ноябре 2021 г. все креативный индустрии Югры создавали около 0,1 процента валового регионального продукта. Планировалось довести этот показатель до 0,5 процента к 2025 году, то есть – увеличить в 5 раз. Через 7 месяцев начнём встречать Новый год. Сможем мы сказать, что доля креативной индустрии увеличилась в 5 раз? Вообще-то это большая и дерзкая цель – получить 0,5% от креативных индустрий. Особенно на фоне того, что в мире средний вклад креативных индустрий в ВВП – 6,6%, в развитых странах – от 8–12%.
Чем округ хвалился летом прошлого года в Москве на форуме «Российская креативная неделя»? Культурно-спортивным кластером «СпортЗавод». Спорт – это прекрасно, завод – звучит гордо, и физкультура нам нужна. Но где обычная, а не спортивная культура? Почему округ не гордился спектаклями, фильмами, книгами местных авторов? Почему каждый местный театр, музей, канцерный зал, библиотека или община коренных народов не стали креативными кластерами? Ведь законодатель именно эту идею закладывал в основу закона о креативных индустриях.
У меня есть объяснение. В ст. 8 регионального закона подробно указаны сферы или направления креативной деятельности: фотография и цирковое искусство, создание и продвижение товарных знаков, индустрия моды и урбанистика, саунд-дизайн и перфомансы. Для тех, кто не в курсе - саунд-дизайн - это процесс создания звукошумовых эффектов.
Все направления есть в законе… кроме литературы. И это тоже проявление тенденции. Наши депутаты словно забыли, что в основе кинотеатрального искусства, радиотелевизионных и интернет-вещательных проектов, в основе издательского дела, лежит Слово, зафиксированное в литературных текстах – в прозе и в поэзии, в пьесах и песнях. Даже для того, чтобы получалась хорошая песня, нужна не только музыка, но и стихи.
Что важнее для нашего законодателя – развитие саунд-дизайна, создания звукошумовых эффектов или развитие литературы ХМАО-Югры, как основы для развития креативных индустрий? Мне кажется, что напрасно В.В. Путин назвал культуру «духовным каркасом» народа». Нет такого понятия ни в общероссийском, ни в региональном законодательстве. А на нет и суд нет.
Теперь о смыслах. В ХХ веке мы дважды проиграли коллективному Западу «войну смыслов». В результате в 1917 г. страна исчезла как царская империя, в 1991 г. – как СССР. Мы потеряли смыслы своего исторического существования и поэтому в годы перестройки проиграли «холодную войну». Настоящая российская культура, в том числе – литература, под давлением победившей извращенной либеральной идеологии почти ушла в подполье. На нас хлынул грязный поток «чернухи, порнухи» и либеральных ценностей. А мы только слабо сопротивлялись, потому, что не всем людям нравиться, когда на сцене один актер нюхает промежность у другого актера, потому, что «режиссер – он же художник, и от так видит».
Нам, как литераторам и деятелям культуры, надо осознавать Реальность в новых смыслах. Если мы еще раз проиграем войну смыслов, то не будет уже ничего – не будет мужчин и женщин, будут трансгендеры, которые с утра не знают – он сегодня женщина или пылесос? И как сегодня надо исполнять роль свободного сексуального объекта? Не будет пап и мам – будут (в лучшем случае) родитель № 1 и родитель № 2. И детей не будет – будут только жертвы педофилии. Если мы проиграем эту войну смыслов – не будет веры и религий. Не будет христианства, ислама, иудаизма и буддизма, не будет языческих верований. Останется только сатанизм.
Не все до сих пор сознают, что утром 24 февраля 2022 года Россия начала борьбу за спасение всего человечества от извращений западной, так называемой, «цивилизации». Геополитика стучится в каждую нашу дверь – и часто стучится похоронками. За что гили наши предки? За что сегодня гибнут наши парни? За наши жизненные смыслы, за наши ценности, за то, чтобы в России мы, наши дети, внуки и правнуки жили мирно и спокойно. Но до сих пор есть литераторы, которые не понимают, что не с Украиной мы сейчас воюем, а против коллективного Запада за спасение России и вместе с ней всего человечества.
Президент России говорит, что культура создает духовный каркас народа, поддерживает нашу идентичность, играет очень важную роль в переломные, сложные, трагические моменты, придает силы всему народу и каждому конкретному человеку». В этом смысл культуры.
И эти смыслы должны выражать литература ХМАО-Югры, как часть великой отечественной литературы.
Свидетельство о публикации №224053001056