О развитии творческих индустрий в хмао-югра
И.А. Ширманов О развитии творческих индустрий в ХМАО-Югра
О развитии творческих индустрий в ХМАО-Югре
Закон «О креативных индустриях в ХМАО-Югре» был торопливо принят 27 июля 2020 года. С тех пор в него не внесено ни одного дополнения или изменения. А это верный признак того, что нормативный акт плохо работает, либо не работает вообще. Потому что в условиях быстрых социально-экономических и политических изменений, сама жизнь заставляет систематически корректировать любые правовые нормы – от Конституции России до положения о премирование в маленьком ООО.
Я лично предпочел бы иное название для закона – «О развитии творческих индустрий». Но как юрист вынужден применять название, установленное законом. Тем не менее, когда вы будете слышать мои слова «креативные индустрии» мысленно заменяйте на слово «творческие».
В ноябре 2021 г. все креативный индустрии Югры создавали около 0,1 процента валового регионального продукта. Планировалось довести этот показатель до 0,5 процента к 2025 году, то есть – увеличить в 5 раз. Через 7 месяцев начнём встречать Новый год. Сможем мы сказать, что доля креативной индустрии увеличилась в 5 раз? Очень сомневаюсь.
Ориентация на достижение 0,5 % в валовом региональном продукте результата креативных индустрий– это, конечно, хорошо. Но только до тех пока не посмотришь на мировую статистику. В среднем от креативных индустрий страны получают около 6,6%, а промышленно развитые – от 8 до 12%. По данным Агентства стратегических инициатив на ноябрь 2023 г., вклад креативных индустрий в экономику России составлял 4,87 процента ВВП.
0,5 % - плановый показатель в таком развитом социально-экономическом регионе, как Югра, вряд ли можно считать «дерзостью в замыслах».
По данным АСИ в секторе сейчас занято более полутора миллионов человек, около 760 тысяч юридических лиц с общим объемом выручки более 12,6 триллиона рублей. К 2030 году в креативной экономике будут работать до 15 процентов всего кадрового ресурса страны.
Вопрос риторический – а где будет наше место, как округа в целом, и региональной литературы в частности?
Перейду к примерам.
Чем округ хвалился летом прошлого (2023) года в Москве на форуме «Российская креативная неделя»? Цитирую: «О своих проектах рассказали основатели сервиса по управлению проектами «WEEEK». Красивое слово, в переводе с английского означает «Неделя». Но основатели сервиса видимо считают это слово матерным и стесняются его употреблять. Еще одно достижение Югры: культурно-спортивный кластер «СпортЗавод». Спорт – это прекрасно, завод – звучит гордо, и физкультура нам нужна. Но где обычная, а не спортивная культура? Почему округ не гордился спектаклями, фильмами, книгами местных авторов? Почему каждый местный театр, музей, канцерный зал, библиотека или община коренных народов не стали креативными кластерами? А ведь законодатель – Дума ХМАО-Югры - именно эту идею закладывал в основу законопроекта о креативных индустриях.
В ст. 4 регионального закона указаны принципы развития и сохранения культурных ценностей и национальных традиций. Подчеркну - многовековых российских ценностей и национальных традиций Югры, а не так называемых ценностей западной культуры, которые выродились в полное извращение.
В ст. 8 закона о креативных индустриях подробно указаны сферы и направления деятельности: фотография и цирковое искусство, создание и продвижение товарных знаков, индустрия моды и урбанистика, саунд-дизайн и перфомансы. Для тех, кто не в курсе дела, саунд-дизайн - это процесс определения, управления или создания звукошумовых эффектов. О перфомансе как мировой креативной индустрии можно получить представление на конкурсах Евровидения последних лет.
Все направления есть в законе ХМАО… кроме литературы. Депутаты словно забыли, что в основе кинотеатрального искусства, радиотелевизионных и интернет-вещательных проектов, в основе издательского дела лежит Слово, зафиксированное в литературных текстах – в прозе и в поэзии, в пьесах и сценариях. Даже для того, чтобы получалась хорошая песня, надо не только музыку, но и хорошие стихи. Что важнее для нашего законодателя – развитие саунд-дизайна, то есть создания «шумовых эффектов», или развитие литературы ХМАО-Югры, как основы для развития креативных индустрий?
Пока в региональном законе нет упоминания о литературе, как об основе многих креативных индустрий, любой может сказать: «Какая помощь в развитии, какое финансирование? Про литераторов и литератору в региональном законе ничего не сказано».
Еще одни важный фактор. Нам надо забыть и перестать скорбеть по золотой поре советской литературы, когда первая книга молодого (или начинающего) автора выходила «маленьким тиражом» в 50 или 100 тысяч экземпляров, а на первой гонорар автор мог купить автомашину «Волга». Этого больше не будет.
Поэтому нам надо проявлять личную инициативу, участвовать в конкурсах, грантовых проектах. Помните старую русскую поговорку – «Под лежачий камень коньяк не течет». Никто к вам не придет и не скажет: «А покажи-ка нам, то, что у тебя лежит в столе или в кладовке, а мы это тут же схватим твой текст, издадим книгу, сделаем сценарий, поставим фильм. Этого тоже не будет.
Предложения
1. Выступить совместно с департаментом культуры инициаторами внесения изменений в Закон «О развитии творческих индустрий в ХМАО-Югре», в частности в ст. 8 указав, на такое важное направление (сферу) как литература.
2. Совместно с департаментом культуры разработать программу продвижения произведений местных авторов внутри округа и за его пределами, в том числе – фильмов и спектаклей.
3. Членам Ханты-Мансийской организации проявлять личную инициативу, участвовать в конкурсах, грантовых проектах.
Возможно, что по итогам Форума родятся новые идеи и предложения. Многим из нас надо очнуться от творческой и социальной спячки. В условиях фазового и цивилизационного кризиса такая спячка может привести к гибели – и конкретной творческой личности и всей России.
У наших литераторов есть хороший потенциал для развития креативных индустрии в Югре.
Благодарю за внимание.
Свидетельство о публикации №224053001057