Мастер без высокого покровителя

Осторожно, спойлеры!

Сложен, сложен для экранизации роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Любой режиссер, который решится на этот титанический труд, заслуживает крепкого рукопожатия от благодарной публики. Владимиру Бортко удалось создать настоящий шедевр. Я до сих пор пересматриваю сериал 2005 года. Звездный состав актеров, прекрасная и пробирающая до глубины души музыка Игоря Корнелюка, бережное отношение к первоисточнику делают его сериал лучшим из восьми воплощений романа на экране. По моему мнению, до сих пор никому не удалось превзойти экранизацию Бортко. Ему не хватает разве что изюминки из фильма Юрия Кара – Валентин Гафт в роли Воланда великолепен. Я откровенно наслаждаюсь игрой этого актера, его сумрачным и загадочным обликом, хотя недостатки этой экранизации налицо. В свите Воланда одни болваны, Маргарита ужасна в воплощении Анастасии Вертинской. Отчего так плоха заслуженная актриса в роли Маргариты? Может, она ненавидит свою героиню до рвотных позывов? Я знаю, что многие терпеть не могут этот персонаж. Называют Маргариту блудницей и соблазнительницей Мастера, окончательно сбившей его с пути. Вот что бывает, когда трудишься ради денег, не вкладывая душу. И советская школа актерского мастерства не поможет, хотя была одной из лучших в мире. А Валентин Иосифович красавчик, вытянул на себе весь фильм 1994 года.

Кстати, пожилой Валентин Гафт играет главу НКВД в фильме Бортко, и тоже замечательно. Олег Басилашвили неплох в роли Воланда, но лучше бы они поменялись местами.

В начале 2024 года кинотеатры начали показывать фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита». Лучшей рекламой ему послужили гонения патриотов на режиссера и его детище, из-за чего я решилась пойти на киносеанс. Любопытно, почему не отозвали прокатное удостоверение у этого произведения, и действительно ли оно бесит провластные сообщества? Если честно, не хотела тратить деньги на «авторское видение» моей любимой книги. По трейлеру стало ясно, что Локшин снял нечто, что и экранизацией никак не назовешь. Аугусто Диля я не видела в роли Воланда. Что парню из «Бесславных ублюдков» делать в экранизации «Мастер и Маргарита»?

Напрасно я катила бочку на Диля. Он блестяще сыграл повелителя нечистой силы из галлюцинаций замученного чекистами драматурга.

Фильм начался с погрома в квартире критика Латунского. «Ну вот, - подумала я в раздражении, - предварил главное действо любимой сценой из книги, а что делать  зрителям, не читавшим роман и не смотревшим сериал Бортко? Они же ничего не поймут».

Да, будь фильм Локшина экранизацией, такие штуки были бы губительны для него. На самом деле, это киноверсия на тему, как жилось бы Мастеру без высокого покровителя. Евгений Цыганов в роли Мастера подозрительно похож на Булгакова. Скорее всего, играет его самого. Книжный Мастер затворник. Травля романа в печати провоцирует у него приступы паранойи. Персонаж Цыганова спокоен, собран, охотно общается с коллегами по Союзу Писателей и возлагает большие надежды на постановку пьесы «Понтий Пилат». Ее уже репетируют, а к автору клеится симпатичная дебютантка, жаждущая славы и московской прописки. И вдруг – как гром среди ясного неба! Пьеса попадает под цензуру, а драматург бит на собрании Союза Писателей. Работу в театре он теряет. Из успешного автора в одночасье превратился в безработную мишень для НКВД. Между прочим, герой Цыганова воспитывает мейн-куна, который послужит прообразом для Бегемота. Не спрашивайте, откуда взялся кот этой породы у советского человека из 1930-ых годов. Ну, никак нельзя Мастеру оставаться без дохода, котик отощает, чего доброго. А что из этого следует? Пора в эмиграцию, «заграница нам поможет».

Все это напоминает биографию Михаила Афанасьевича. Он не принял советскую власть, новые порядки в стране. Его пьесы отвергают все театры столицы. В этот страшный период Михаил Афанасьевич с супругой впадают в нищету, когда даже есть нечего. И тогда писатель решается на отчаянный шаг – пишет письмо вождю с просьбой отпустить его за рубеж.

Реакция Кремля поразила Булгакова. Ему позвонил сам Иосиф Виссарионович, и они мило поговорили. Ни единым словом Сталин не упрекнул писателя в антисоветчине и предложил ему помощь. Театр снова принял Булгакова на работу, что не изменило его отношения к большевикам. Но товарищ Сталин – он другой, сила его личности притягивает Булгакова магнитом! Тема высокого покровительства герою присутствует и в повести «Собачье сердце». Михаил Афанасьевич берет в качестве эпиграфа к роману строки из «Фауста» Гёте: «Часть вечной силы я. Всегда желавшей зла, творившей лишь благое». Некоторые исследователи считают, что Сталин послужил прообразом Воланда, с чем я не спешу согласиться. Иногда произведение крутит автором, а не автор им. Оно развивается по своим внутренним законам, словно живое существо, чего бы изначально писатель ни планировал вложить в него.

Тем не менее, при анализе фильма Локшина будем плясать от этой точки зрения. Советская власть ненавидела Булгакова, но при этом он умер от болезни в своей постели, а не на лагерных нарах. Иосиф Виссарионович, обожающий пьесу «Дни Турбиных», защитил писателя, в то время как более преданные режиму индивиды гнили в тюрьме. После долгих размышлений, я поняла, чем Локшин прогневил наше нездоровое общество, и что послужило ему защитой.

В первую очередь, это фильм о репрессиях. Тема политических репрессий для патриотов, которые радуются падению звезд, прославившихся до СВО, словно красная тряпка для быка. В этой киноверсии Мастер сгинул в психиатрической клинике карательного типа. Маргарита (Юлия Снигирь) не могла спасти любовника, потому что действие происходит в фантазийном СССР 2.0. Прототипом Воланда стал гость столицы из Германии (Аугусто Диль), с которым Мастер случайно познакомился на улице. Не Сталин. В этой измененной реальности его просто не существует. А значит, у Булгакова нет ангела-хранителя. По доносу Алоизия беднягу арестовывают и жестоко пытают. А потом закрывают в психушке, где он убивает себя. Все, что удалось добиться Маргарите – это выцарапать рукопись Мастера из Дома Скорби. Хотя считала себя ведьмой и музой одновременно, ушла следом за ним на бал Сатаны. А погром в квартире Латунского – одна из галлюцинаций разгоряченного воображения.

Так что же реабилитировало режиссера в глазах режима? Помимо необходимости отбить бюджет, вложенный государством в фильм, СССР 2.0 выглядит достаточно привлекательным в глазах одного правителя. Осуществлены грандиозные проекты советской власти, которые так и остались на чертежах в нашем мире, и уже появился Собянин, перекапывающий столицу. А товарища Джугашвили нет, и никогда не было, сердца людей свободны для нового кумира (ВВП). Неугодные все равно попадут под каток репрессий. Владимир Владимирович все-таки весьма противоречивый сталинист, как Булгаков. Оказывается, можно любить Сталина и ненавидеть Советский Союз, в который превратилась милая сердцу старорежимная Россия. Должно быть, поэтому высокопоставленный покровитель не дал зеленый свет пьесе «Батум»*. Сталину нравилось покровительствовать талантливому врагу, что говорило о широте его взглядов, но принимать поддержку со стороны такого антисоветчика – нет уж, увольте…

А если товарищ Сталин все же царит в Кремле и просто не хочет знать автора «Понтия Пилата»? Боже упаси такое предположить, так и до полного запрета фильма Локшина договоримся (это шутка).

Прочитав замечания моих уважаемых рецензентов, я решила дополнить свой отзыв. Если коротко и по существу, то в фильме Локшина мы найдем не экранизацию или пересказ великого романа. Нам показана судьба несгораемой рукописи в альтернативной реальности, где Мастер репрессирован, а его любимая женщина приняла яд и не опубликовала ее. Если воспринимать фильм в этом ракурсе, его можно смотреть без вреда для психики.

Собственно, я написала эту шутливую рецензию ради доброго совета. Не начинайте знакомство с "Мастером и Маргаритой" с этого фильма. Изберите для этого сериал Бортко или начните с книги. Если вы будете смотреть на "Мастера и Маргариту" через призму фильма Локшина, детище Булгакова покажется вам громоздким и трудным для понимания. Дело в том, что киноверсия 2024 года заточена под клиповое мышление, а классическое произведение требует большей сосредоточенности и терпения, чем мы привыкли отводить получаемой информации. Обманите систему, чтобы не испортить себе удовольствие от булгаковского романа.

*«Батум» - пьеса Булгакова о молодых годах вождя, на постановку которой он возлагал большие надежды. Разочарование, связанное с "Батумом", возможно, окончательно добило больного писателя.

В качестве иллюстрации используется фотография из свободного доступа.


Рецензии
Мне очень нравится само произведение Булгакова
"Мастер и Маргарита" и я тоже считаю многосерийный
фильм, снятый по сценарию Бортко лучшим из всех
одноимённых фильмов. Многому отдаю предпочтение,
но особенно музыке И.Корнелюка. Это великолепно.
Спасибо за Вашу публикацию. С искренним уважением,

Мила Стояновская   08.06.2025 15:37     Заявить о нарушении
Бортко поставил перед собой задачу поставить фильм максимально близко к книге, за что мы ему благодарны. У него получилась прекрасная экранизация. А то, что вышло на большие экраны в 2024 году, не экранизация, а авторское видение, альтернативная история Мастера- Булгакова. На сайте этот фильм не ругал только ленивый. Где ты, широта взглядов, гибкость мысли? Как-нибудь я сделаю обзор на некоторые артхаусные фильмы, которые довелось посмотреть из любопытства. Вот где феерия абсурда!

С признательностью,

Нина Алешагина   08.06.2025 22:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.