Глава III. Во имя Сошествия Святого Духа. Семнадца

     Глава III. Во имя Сошествия Святого Духа. Семнадцатая кафисма.

     Югорская епархия. Из истории храма:
     «В 1715 году в селе Леуши, одновременно с церковью в Нахрачах, на южном берегу реки Ах была возведена деревянная Церковь во имя Сошествия Святаго Духа. Причетчиками в Леушинскую церковь были назначены: «…во дьячки бывший Абацкой церкви пономарь Кирило Степанов, в пономари – Яков Петров, в просвирницы – Ирина Иванова.
     В 1762 году Леушинская церковь была отстроена заново за государственный счёт после пожара. В 1763 году священником Леушинской церкви был Василий Шишерин, в этом же году был назначен дьячком Петр Перевитский.  После смерти Василия Шишерина 10 апреля 1779 года вместо его был назначен из Пелыма священник Михаил Полянов.
    «В 1843 году в селе Леуши вместо старой церкви была построена прихожанами новая церковь», которая «… была деревянная, блестевшая на солнце белизною своих стен и яркою медью крестов».
     24 апреля 1883 года Церковь в Леушах сгорела: «Наша церковь сгорела 24 апреля 1883 года» обращаются в прошении о разрешении построить новую церковь Андрей Игнатьев Актаев и псаломщик Иван Малахеев. Далее они описывают: «Церковь была деревянной, построена в 1843 году… утварью была недостаточна».
     Но строительство Церкви не состоялось, «вследствие недостатка местного материала под основание храма, кроме того, на постройку нет средств. Января 24 дня 1885 года».
     22 марта 1886 года -  дело по строительству, наконец-то, сдвинулось с места.
     10 июня 1886 года священником Иоанном Платоновым была произведена закладка нового деревянного храма во имя Сошествия Святого Духа на апостолов на месте, где стояла сгоревшая церковь. Храм основан согласно с планом прежнего шириною в самом храме одиннадцать аршин два вершка, длинною от восточного алтарного окна до выходных из паперти дверей 30 аршин.
     Начатая постройка продолжалась без остановок до октября.
     К 1 июля 1887 года постройка церкви с колокольней окончена, но с недочетами.
     13 января 1888 года акт о принятии церкви от подрядчика составлен и выявлены недостатки, которые подрядчики должны исправить: «устроить новый иконостас».
     13 октября 1888 года Иоанн Платонов обращается в консисторию, где вновь говорит о недостатках подрядчиков. Но просит позволения освятить Церковь. Так как инородцы не имеют возможности посещать храм.
     1 декабря1888 года вновь построенный в селе Леушинском храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов освящен священником Иоанном Платоновым в сослужении четырех священников, при весьма значительном стечении народа.
      Церковь «Во имя Сошествия Святого Духа» была главной достопримечательностью села Леуши, вплоть до 1920-х годов.
     Распоряжением органов Советской власти церковь, закрыв, переоборудовали под клуб, который просуществовал там   до 1968 года.
     Когда клуб перенесли в новое здание, то церковь снесли…».
     Последняя построенная церковь была деревянной, с крыльцом и тремя главами, покрытая тёсом, крытая железом. Духосошественская церковь была обнесена деревянной решётчатой оградой. Внутри был деревянный престол и трёхъярусный иконостас с двадцати восьми иконами. В церкви был также выносной крест для крестных ходов. В государственном архиве города Тобольска хранятся метрические книги Леушинской церкви.
     Село Леуши образовалось в далёком 1584 году, со времён походов Ермака на Сибирь. По преданиям местного населения, вогулов, их предки жили раньше на реке Тавда, и что они, во время нашествия Ермака, в числе четырнадцати семейств, перебрались на высокий яр Аха. От разгромленного Ермаком Пелыма, это место находилось в четырёх днях пути, а на лошадях – три дня. Эти сведения упоминаются в книге «Кондинский край XVI - начала XX в.»: «в 1904 году А. Каннисто, в 1933 году В. Н. Чернецовым».
     Это было большое поселение Кондинского района на реке Ах, а ранее Кондинского княжества (Большой Конды). Леушинская волость Тобольского уезда – волость восточных манси, состояла из юрт Леушинских, Умланских и Утланских. Рядом находится огромное озеро Туман с речкой Конда. Если стоишь на обрыве, перед глазами стоит луг, окаймлённый рощами, посреди луга серебристая лента Конды, слева – зеркало Тумана. Можно бесконечно смотреть на эту картину, окаймлённую тёмной полоской урмана. Лесистые берега, озеро и болота Конды были неприступным урочищем, где можно было укрыться. Глухомань. Но красивая.
     Лиза родилась в далёком тысяча девятьсот шестьдесят пятом году в другом населённом пункте, но Леуши в те годы были административным селом, где были все конторы.
-Глаза серые у девчонки, наши, - через стекло родильной палаты, углядела Ольга.
     Ольга – сестра матери маленькой Лизы, бездетная.
     Через пять дней, Ольга с матерью забрали малышку с мамой из больницы – маленького двухквартирного деревянного здания.
-Мама, езжай в Леуши, нужно Лизу записать в сельсовете, я на вахту уезжаю, - Ольга выдала перед отъездом наставление.
-А Иван что? Всё на меня сваливаете.
-Я с утра на Турсунку уезжаю, - отец Лизы вошёл со двора. – А глаза-то, смотри карие у Лизы.
     Ольга подошла поближе к сестре с ребёнком:
-Через стекло показалось. Всё равно – видно, что наша. Ты, Вера, поправляйся, я домой пошла, собираться.
-Мама, ты уж съезди, я, когда ещё оправлюсь, ребёнок без документов будет, - Вера из зала обратилась к матери.
     Бабушка Лизы с утра поехала в Леуши на речном трамвае. Хорошей дороги не было. Только лесная, с канавами. Да и попутки не дождёшься. Вся немногочисленная рабочая техника – отправлялась на барже на вахту.
     Поднявшись от причала по высоким ступенькам, она спросила у поднявшейся запыхавшейся пожилой женщины:
-Где Совет у Вас?
-А вот, - показала она рукой, - всё рядом: Совет, клуб, интернат, школа, милиция. Колхоз – в ту сторону, дальше – поля. Только церкви нет. Помню, еще мать водила. Клуб вместо него на берегу.
-Посмотрю, - Лизина бабушка, баба Дуся, вздохнула. – Всё равно на обратном не успею. После обеда поеду.
     Возила её раз дочь Ольга сюда, так ведь то - с Ольгой. Баба Дуся, держа Верин ридикюль с документами перед собой – направилась в Совет.
-Мне метрику надо на ребёнка, - с порога она обратилась к миловидной, в сером пиджаке, девушке.
-Проходите.
     Баба Дуся открыла защёлку сумочки, вытащила сложенную сетку и газетный свёрток в ней. Развернула.
-Оставляйте. Приехать придётся ещё. На следующей недели в понедельник и приезжайте, подготовим.
Баба Дуся сама крещеная в детстве и дочерей крестила. Внучку бы надо. В Устье-Ахе нет церкви. В Тюмени есть. Да куда она одна. Она прошла по тропинке к клубу. Помещение как помещение, ни башен, ни колоколов. Вот у них, где она жила, в райцентре была большая церковь, старшую внучку крестили.
     Подошла поближе к берегу – раздолье. Берег высокий. Внизу – Ах, река. Повернувшись к зданию, она прошептала:
-Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
     Поискав глазами, на что креститься и не найдя - достала из-под рубахи новой парочки - крестик и поцеловала.
     Баба Дуся не расставалась с крестиком. Она приехала в Устье-Аха с дочерью, зятем и маленькой старшей внучкой Лидой еще в начале года, в холодном январе. Ольга их позвала. Она приехала по вербовке на север первой, вот письмом и поманила их. Баба Дуся привезла с собой из деревни икону, в деревянной оправе, с ликом Серафима Саровского под стеклом и большой жёлтый металлический крест на подставке. От матери сохранились.
-Боженька, - показывая на икону, говорила подрастающим внучкам.


Рецензии