Дикая исповедь. рассказ

 
                ДИКАЯ ИСПОВЕДЬ.


 В конце  1980-х годов  городок на Волге  , как и вся страна , словно оцепенел в ожидании . И вроде всё  мало-мальски работало , и деньги платили  , и даже местный театр , со дня на день ожидавший закрытия от убыточности , продолжал работать .
   Но похоже , всё шло к худшему .
 У актрисы   театра Марианны Худорожковой , ( её звали в театре-Мара )- своя беда:  всегда тщательно относившаяся к своей форме , после сорока  лет она вдруг начала полнеть .
- Езжайте-ка , милая , в отпуск на недельки три , а то  в костюмерной на вас жалуются … -- картавя , сказал ей  с улыбкой режиссёр , и сам полноватый  , но  молодящийся опытный  ловелас  .
- Кто жалуется ?
Нужно сказать , что заведующим в пошивочном цехе театра был её бывший любовник  Бенедикт Иосифович  , или " Беня Крик " , как его звали в театре за то , что он так наловчился отбиваться от истеричных требований актрис к их костюмам  , что те предпочитали убегать от него в буфет на рюмочку-другую , и выливать свои визги друг на дружку .
   -  Это вам лучше знать , дорогая  вы моя . А вот коли   швы  на ваших костюмах так  разойдутся  , что не ушить  - уж и  не знаю , что и делать… гм-гм  -  главное , чтоб костюмчик сидел , не так ли , Марианна Иванна ? -  развязно сказал ей режиссёр на дорожку .
- Ну , Беня , погоди у меня ! - с бешенством в глазах на совершенно невозмутимом лице прошептала она , идя по коридору славы театра , где на неё со стены смотрели фото всех знаменитых актёров и актрис  театра , всех , но не её…
- Уволить хочет . Кого ? Меня ?!?- судорожно думала она , желая только одного — немедленно напиться .
   Внезапно вернувшись к началу этой фотогалереи , она остановилась напротив фотографии  поразительно красивой седоволосой женщины со смуглыми чертами лица , с умными усталыми глазами .
 Это была её бабушка ,Клавдия Мироновна ,которая когда-то приводила её , ещё школьницу, в этот театр на Волге ,что стоял у базарной площади города ,рядом с городским парком .Она была одной из самых старейших и известнейших актрис театра.
   В царские времена  , по рассказам всё знающей бабушки , вокруг театра толпились самые злачные заведения :
шумело пьяным шумом более десятка кабаков , трактиров и пивных , здесь же находилась и царская " казёнка " - казённая винная лавка на первом этаже частного дома . Эти лавки , по полицейским правилам того времени , помещались вдали от церквей ( а их было в городе более десяти ) и учебных заведений . Театр , конечно же , не был учебным заведением ... "Казёнкой "  ,или  "красноголовкой "- за красную крышку звали и  саму царскую водку сорока градусов  , которой успешно спаивали и царских солдат .К примеру , в мирное время солдату было положено две чарки в неделю ( по 160 граммов  каждая ) , а в военное- три чарки .
  Да , было время .
  Постояв у фото бабушки , что-то тихо сказав про себя , Мара  зашла  к директору , потом в бухгалтерию  , оформила отпускные документы ,  и в дверях столкнулась с ближайшей подругой , с которой нередко  обсуждали житейские дрязги за бутылочкой красненького .
- Чего это Чичик тебя вызывал ?
Чичиком , понятно , звали  здесь режиссёра , за умильное лицо его и повадки .
- Эх , Валюха ,  пойдём-ка  лучше  ко мне  !  Не переживай , подружка , отпущу  на репетицию - махнув рукой , ответила ей Мара .
- А коли твой придёт ?
- Да  кто он мне ?  Сам шатается , не просыхает , - ответила Мара .
  На улице было жарко.
  Пошли на набережную Волги .
  -Эх , искупаться бы ...- потянувшись , сказала Валя .
 -Да ты что ? Я и плавать-то не умею -ответила Мара .
-Ничего , подружка ,скоро в отпуске накупаешься , да на пляжике , да с кавалером ..-смеясь , ответила Валя .
   Мара помолчала немного , и сказала отрешённо :
 - А знаешь , Валь , мама моя умерла от инфаркта в 40 с небольшим , так в последние годы всё  повторяла :
 -Силушки , силушки нету ...Вот и у меня что-то похожее .А ты про кавалера...Ну , да мы ещё ничего-о,  а, подружка ?-
 лукаво улыбнулась Мара .
  Побродив немного по городскому парку , по набережной ,  они весело вынесли из продмага  желанную добычу  и скоро уже  сидели за столом в зале двухкомнатной квартиры Мары , в которую она  никогда никого из театра раньше не пускала , по причине не всегда адекватного мужа  и таких же детей  её ,студентов ,  живущих отдельно .
   По первой рюмке  выпили вровень , по полной , а далее Валентина  пила по глоточку , не забывая о репетиции .
Сначала смеялись :  и над  полнотой женщин после сорока  , и над Беней , и над Чичиком ;потом , конечно , о делах в театре , куда податься , коли закроют его ,  погрустили  , поплакали по-женски , и стали прощаться . Заметно было , что Мара стала впадать в привычную в этом тонусе  театральность .
Вдруг она сняла со стены фото в рамке  и положила на стол перед Валентиной .
- Узнаёшь ?- неровным уже голосом обратилась она к подруге .
На фото времён Гражданской  войны , снятое , по-видимому , в красивой обстановке фотосалона , оставшейся с царского времени , была супружеская пара :
 в старинном кресле  сидела , нога на ногу  , в тёмных полупрозрачных чулках  , в кожаных блестящих туфлях с  изящными пряжками  ,  смуглая  узколицая молодая женщина  в тёмном платье с кружевами  ,  с крупнозавитыми тёмными волосами , с большими весёлыми искрящимися глазами  ,  а рядом с ней стоял статный усатый молодой офицер  в выглаженной форме  со звездой на рукаве , под которой были два  кубика ( средний комсостав ) , в ремнях и с шашкой на боку  и в сияющих от блеска сапогах .
-Узнаёшь ? -  с сомнением повторила Мара  подруге .
- Вот это да-а ! Клавдия Мироновна , бабушка твоя ? А это дедушка  твой ? Такие молодые !   Мара ,  а с дедушкой что случилось ?
-  Ступай , Валь , потом как-нибудь , а то опоздаешь…
И  уже у двери  , не глядя на подругу , как-то по-театральному молвила :
- Умру я скоро …
- Ты ...ты это брось, подружка !  Ты играй , да не заигрывайся , у тебя  муж , дети !
- Дети ? Знала бы ты ,как они меня обзывают ! Никто не знает . А за что ? За что,  Валя ?
- Поговори  , поговори у меня !  - как-то желая встряхнуть опьяневшую Мару , резко ответила Валентина , и  , взглянув на свои часики , убежала  , решив по дороге , что вечером надо проведать подругу .

                --------

      Часам к девяти вечера , чувствуя недоброе ,  Валентина подошла к дому подруги  , осмотрелась  : в окнах горел полусвет . Стала звонить - не открывают . Она  - к соседям , те говорят , что часа два назад  скорая отъехала от дома .  Она опять звонить . Наконец , вышел муж Мары  , навеселе  , и грубо заорал :
- Ты её напоила , лахудра ? А ты знаешь , что она чуть не сдохла ? Понимаешь ты  ,обезьяна колхозная ? Скорую бегал ,  вызывал ! Ну , иди , смотри теперь …
Видя , что из дверей выглядывают соседи , быстро проводил Валентину в квартиру и захлопнул дверь .
- Чего лежишь , актриса? Вставай , ну !  Вон и гостья из театра пришла  .
Муж , икая  прошёл мимо кровати с женой , и вышел на балкон покурить . Он и сам испугался  , хоть и знал , что у жены проблемы с сердцем , о чём она никому  никогда в театре не говорила . Любил он её , сильно любил когда-то ... 
    Валентина молча стояла  у кровати над бледной , как смерть , Марианной , укрытой до  подбородка пледом .
- Валь , прошу тебя  :  ни слова никому . Ладно ? Очень прошу ! Меня и так Чичик вот-вот уволит ... А со мной что , и сама не знаю . Сдавило грудь , упала  . Ладно , Гриша пришёл как раз , скорую вызвал . Приехали , всё сделали , теперь лучше . Спасибо , милая !  Ну , иди , чай и ты устала...- как-то по-деревенски , с жалостливой любовью проводила Мара подругу взглядом . Никакой театральности и следа не осталось .
                --------------------------------

     Григорий Худорожков , муж Мары , был человеком мастеровым , всю трудовую жизнь провел на мебельном комбинате . Ещё в деревенском детстве , увидев у соседа  самодельный токарный станок с ножным приводом , он пришёл в изумление и решил сам сделать такой же . И к годам 13-ти сделал , с помощью отца  конечно , кое-какие детали из гаражной мастерской отец принёс .  Сделал  Гриша и точило с ножным приводом , и две тележки - зимнюю  и летнюю , чтоб сено возить корове из сарая , и дрова из поленницы на двор ,   сделал и лестницы раздвижные  , разной длины .
Батя сначала не одобрил затею с токарным станком . Но когда мать показала ему первый резной стул ,  ещё нетвёрдой рукой выточенный сыном , покачал головой и сказал с доброй улыбкой :
- Ну , Гришка , молоток ! Вот только материал не тот , сынок , из  клёна что ли , из дуба бы надо . Ну , да для почина- неплохо ! - и поцеловал его при матери в разалевшиеся щёки .
      И всё бы хорошо , да настучал  председателю колхоза на Гришку старик - сосед , что таскает мол  малец из леска  стволы  молодые сосновые . Подъехал на «Газ-69» председатель , посмотрел  , подивился  , но велел отдать всю  выточенную мебель  колхозу , правда , станки  и остальное оставил , погрозив пальцем напоследок и сыну , и отцу .
  Что ж , стал пропадать  Гриша в колхозном гараже , где работал и учил его слесарить отец . 
Годам к 14-ти   Гриши , видя , что сын втянулся в слесарное дело , отец сказал за обеденным столом , обращаясь к сыну и его матери :
- Ну , вот что . Попрошу  завтра механика взять тебя на лето в автослесари на полставки .Сдюжишь ?
- А то ! - ответил сын .
Среди рабочего люда гаражей и нахватался Гриша  и грубости , и водительского жаргона ,  и многоэтажного мата , там же  покуривать начал  , и даже выпил  немного с первой получки  . Отец , узнав об этом , пригрозил выгнать его из гаражей , к которым он так привык , и поломать все его токарные инструменты . Пришлось отступить .
А потом было ПТУ  , и счастливое направление Григория в тот город на Волге , где он и встретил юную Марианну ,   которая , после   внезапной смерти её матери Анастасии от инфаркта , переехала наконец к бабушке  Клаве .Отец Марианны умер ранее , от последствий ранения на войне .
 И было тогда Марианне 17 лет , и она только-только закончила среднюю школу .
   Бабушка жила в небольшой однокомнатной квартире , которую дали ей , как члену партии с 1920 года  , за многолетний труд в театре и на её 50-тилетие . А раньше жила она по разным углам в коммуналках .  Когда  внучка переехала  к  ней ,  бабушке  было уже  более  60-ти лет , она уже была на хрущёвской пенсии , но иногда заходила в свой театр . Её пускали на репетиции , что другим категорически запрещалось .Ей казалось -не те и не так ставили пьесы  . Но она ни словом , ни делом не вмешивалась в дела театра . Время хрущёвских экспериментов и напыщенного революционного пафоса уходило , и вместе с ним закрылись  многие церкви , пришли в упадок старые промыслы , город  ( и театр ) пустел год за годом , люди стали уезжать в крупные города ,  и в зале  театра , рассчитанном на 250 зрительских мест , дай бог набиралось половину , а то и много меньше .
    В первый же день переезда  17-ти летней Марианны бабушка рассказала ей , почему так случилось , что бабушка отвезла свою единственную дочь  Настеньку , родившуюся в 1923-м году , в деревню , к своей родной сестре Екатерине , и почему так и не забрала её к себе .
- Ты же видела , внученька - мама твоя не считала  меня за свою  родную мать . Мать для неё была  -  моя сестра  Катерина , которая возила тебя ко мне . А как это случилось ?
    И бабушка всё рассказала , так как пришло время . 
   Родились две сестры , Клавдия и Екатерина , в начале 1900-х годов . Обе очень разные , даже цветом волос и цветом лица . Клавдия - в мать  , смуглая , черноволосая ,  черноглазая , как татарка . Екатерина - в отца , огненно-рыжая , с васильковыми глазами .Обе  умные , работящие , обе закончили по 4 класса церковно-приходской школы , и с 11-ти лет начали работать в строче-вышивальной артели в селе  . Обшивали и семью , и себя . Но вот грянула революция , и обе сестры вступили в партию большевиков  , стали  разъезжать по районам ( уездам тогда ) , выполнять разные поручения . Как уж получилось  - никому не ведомо  , только родила  тогда Екатерина  доченьку ,  в самую холодную  , самую голодную зиму 1921 года , да  не уберегла ... Вычистили  Екатерину из партии за неактивность , и  осталась она навек в деревне , и больше не выходила замуж и не рожала  , хотя сватались к ней , и не раз . Почему не выходила замуж ? Да всё потому , что Клавдия привезла к ней  в 1924-м году свою годовалую дочь Настеньку , которую Катерина  и воспитывала , как родную  .

А Клавдии тогда повезло больше :  видя её способности ( она великолепно запоминала тексты ) , а может , жизнь её спасая ,  направили её  в Гражданскую на учёбу на курсы учителей начальной школы в небольшой городок на Волге неподалёку  , ( далеко смотрели большевики !)  ,  а по выпуску оказалось , что время военное , учить некого , и начала Клава свою новую жизнь , жизнь самоучки , самодеятельной актрисы . Память у неё была  удивительная .Читала быстро и много . И вот ячейка ВКП(б) направила её на культурный фронт .И не  в театрах она  тогда выступала ,(всё было закрыто ) ,  а среди солдат , и уходящих на фронт , и в госпиталях , и на заводах , и в деревнях и сёлах .  Всё она умела : и петь что хочешь ,  и романсы , и частушки ( их часто сама сочиняла чуть не на бегу ) , и плясала лихо  , а стихи  и рассказы читала так , что многие  смотрели на неё , не отрываясь   и плакали  не раз . Вскоре вышла  она замуж за молодого офицера ,  а тот  ,  ведь надо же - в самом конце Гражданской ушёл на фронт и не вернулся , так и не увидев родившуюся в 1923-м дочь  Анастасию .  А Клавдию и тут не забыли , может , пожалели ребёнка ,  и после Гражданской направили в тот старинный театр на Волге , где она и прослужила  потом 40 лет .
      Да вот беда была  у Клавдии:  на кого оставить малое дитя , когда  в те послевоенные годы театр  практически пустовал  и без конца разъезжал по  малым городкам Поволжья  , сёлам и деревням , чтобы хоть как-то прокормиться . НЭП тогда ещё не раскрутился  . И вот тогда-то  и обратилась Клавдия к сестре своей Екатерине , в деревню ,  может , она хоть присмотрит за ребёнком лет пять , пока всё не наладится , а то погибнет дитё . А уж она будет высылать на ребёнка пособие , какое наберётся . А какое пособие было в то время ?!? И каково тогда было в деревне Екатерине ?!
    Но , как ни голодно было тогда в деревне ,  сестра  Катя без лишних слов взяла к себе малютку , и , так как сама недавно потеряла дочь , то так прикипела к родной племяннице , что когда , в году 1929-м Клавдия приехала забирать свою дочь у Екатерины , та категорически отказалась отдавать ребёнка , да и ребёнок заплакал на всю деревню , держась крепко за подол Екатерины и криком  кричал , звал её « Ма-амааа!» 
Так и осталась Настенька у тётки Екатерины .  Редко , раза три всего возила её тётка Катерина  к Клавдии , но та  тогда жила и сама в очень стеснённых условиях  , в комнатёнке , где были десятка три книг  , да стол со стулом , да керогаз  , да керосинка .Спала она на полу . А когда  однажды гости завезли к Клавдии клопов и красных тараканов  , то сёстры , помнилось Насте ,  поругались , и  в следующие приезды они сразу отправлялись в городскую баню с полной сменой белья  .И долго потом  Екатерина не приезжала с Настенькой к сестре . Да и к концу 1930-х колхозы зажили неплохо , во дворах появилась скотина , куры , утки , стали и одеваться покрасней , и жить почище . Как говорил  тогда Сталин  - « жить стало лучше  , жить стало веселее...».
А в конце Великой отечественной пришёл с фронта раненый лейтенант , встретил  Настеньку , полюбил  ,   поженились , дали лейтенанту как инвалиду войны , избёнку , и родилась у них  с Настей дочка Марианна  , «красавица писаная «-как её называли с детства .. Почему таким именем  назвали ? Бог знает : отец Марианны , лейтенант в отставке , был сыном учителя , так похоже , от него .
   Через несколько лет , в начале 1950-х , и приехала в первый раз Марианна  к бабушке Клавдии , в её новую квартиру . Ехали тогда они  с тёткой Екатериной  ( Настя почему-то отказывалась ездить к матери ) , на колёсном пароходе . Марианне было лет шесть , и она всю дорогу по Волге   бегала по палубе , а за ней едва поспевала родная тётя . Смотрела  Марианна на крутящееся колесо , которое как огромными вёдрами стремилось вычерпывать воду наверх , и девочке было непонятно , почему же пароход двигается  вперёд , а не взлетает или опускается . . Смотрела она , как в машинном отделении крутились огромные шатуны , от которых пахло  угаром  и маслом . Смотрела и на  пароходный колокол  , и на проходящие баржи и пароходы  ,  и вся переполнялась детским восторгом . Набегавшись , они уселись с тёткой в зале для пассажиров , развязали большой узел  , где была еда и запасная одежда .
       Всё было не так в 1950-х , как  было в 1930-х , когда из деревни завозили клопов . Обе гостьи были чисто вымытые в  своей деревенской чёрной  бане  с  каменкой - парилкой , обе были в чисто - стиранной деревенской одежде .  И в городскую баню их  с дороги не повели , как когда-то  , и встретила их бабушка Клава по-доброму , и особенно ей понравилась внученька Марианна , которую она как-то быстро стала называть Марой.  Она была очень похожа на свою бабушку   , и стала настоящей любимицей  в её новой однокомнатной квартире , которую бабушка  переделала в двухкомнатную, чтобы иметь отдельно свой кабинет и свою спальную .
   Никогда , никогда не видела девочка такого дивного , искусного убранства жилища .  Комнаты были маленькие . Одну из комнат бабушка называла своим кабинетом , в котором на полстены  справа   были книжные полки чуть не до  потолка ,а слева было большое окно , и перед ним стоял стол с несколькими выдвижными ящиками  , лампа со светло-зелёным абажуром на столе , стул  со спинкой ;  напротив стояло кресло-качалка   , рядом с которым висела гитара  ; у кресла - небольшая тахта  и маленький журнальный столик . Другую  , маленькую комнату она называла спальней , в которой убиралась только обычная пружинная кровать с шарами , с двумя подушками , накрытыми белым тюлем , да небольшой шкафчик , да тумбочка у кровати  ; окон в спальной не было . Кухонька была тесная , с керосиновой плитой , с окном во двор . И везде стояли в горшках  живые цветы …
    Вот и всё . Но это было невиданно для маленькой девочки , прожившей в деревенской избе , где понятия не имели о городских удобствах , где жизнь была после войны  тяжёлой  ,  грубой  и даже жестокой  из-за того , что денег в деревне почти не платили  , а платили только осенью , после уборки урожая , картошкой , зерном и т . п. На трудодни , кто сколько отработал.
     Стали  затем  на каждое лето отправлять  внучку бабушке . Приехала как-то и Клавдия  в деревню , повидалась с дочерью , с зятем , который по ранению был плохой работник , и изба их была почти без мужской руки . В туалете они сидели на скотном дворе как курицы на шесте , только вместо шеста была доска . Ходить  ночью надо было с керосинкой , и однажды Клавдия поскользнулась , да и упала в … И уж больше она к ним не приезжала . Да и родная дочь Настя к ней относилась почти враждебно .
    Каждое лето было для Марианны счастьем ! Бабушка начала  водить  её в театр , постепенно приучала к искусству , к актёрскому мастерству , давала читать нужные книги , исправляла деревенское произношение  . Девочка оказалась одарённой , и бабушка не могла нарадоваться . Всю жизнь прожившая без детей , в суровой спартанской самодисциплине большевика  , всю жизнь отдавая своё сердце и душу другим , она наконец-то могла отдавать своё сердце самому любимому человечку- внучке Марианне .
 А однажды  она открыла перед внучкой заветную  шкатулку , в которой были зрительские билеты  на все её  спектакли , в которых она участвовала , где были напечатаны названия спектаклей и даты представлений ,   все актёры  и  их роли , которые они исполняли. Их было  больше пятидесяти  , таких билетов . И почти везде среди актрис  была она , бабушка .
 А в другой шкатулке лежали её похвальные грамоты  и медали . По вечерам они просматривали  фотоальбомы с театральными сценами  , и со сценами выездов театра по небольшим городкам области . А иногда бабушка пела под гитару что-то из театральных сцен . Прекрасно пела ! 
Тогда Марианна задумывалась  , сможет ли она так же , как бабушка , освоить это всё  мастерство , что та накопила за долгие годы , и понимала , что нет , невозможно .
   Два года занималась бабушка с внучкой  , чтобы подготовить её для поступления в театральное училище . И что же ? Вернулся из армии  Григорий Худорожков , Гриша , и через полгода внучка была уже с большим животом …
- Что же ты наделала , Мара ? Зачем же я тебя учила ?!
- А у тебя , бабушка  ,  было по-другому ? Нет , я ребёнка не брошу...
     Что было делать ?
  И , будто исправляя  прежние  грехи , стала заниматься старая актриса правнуком  , а потом и правнучкой .   
И благо было   для Марианны ( чего она не понимала ) ,  что с ней тогда была одна из последних  лучших представительниц этого стального  , двужильного , двухсердешного  поколения старых большевиков  , хотя ни слова о большевизме бабушка никогда не произносила . И даже в этой обстановке  упорно не прекращала бабушка занятий с внучкой  , будто это был её последний  , решительный  бой  .
   Но и  сердце имеет предел .
 Как-то повела бабушка внучку к директору театра  , к режиссёру   , попросила  проверить её   , и если возможно , принять в труппу . И при этом пожелала сама присутствовать при экзамене .
   И экзамен был блестяще пройден !
 С того дня началась жизнь новой актрисы  , Марианны  Худорожковой .
 И с того же дня стала слабеть наша несгибаемая старая актриса из великого племени победителей .
  И с того же дня начал пить муж Марианны , Григорий  .И с того же дня дети Марианны , мальчик и девочка , ничего не видели и не слышали , кроме пьяной брани отца , да редких нежностей от матери .
                ------------------------------ 
   В один из поздних вечеров  , когда к умирающей бабушке заскочила  пьяненькая Марианна со своими взрослыми детьми  , и , закурив сигаретку ,  начала   с лёгким матерком спрашивать  , почему бабушка  не звонит ей хотя бы в театр , когда болеет ( а она подумала , как и откуда той было звонить  тогда ?!?) , - бабушке стало плохо , и через несколько дней она умерла .
       В  её завещании было написано , что она всё завещает своей внучке .
 Бабушкину квартиру продали , и приобрели двухкомнатную для себя , на большее денег не хватило .
                ------------------------

  Вот , говорят : на плохо настроенном рояле невозможно сыграть  что-то сложное .
  Гармония музыки протестует !
Так и с человеком . Много , неслыханно много струн в человеке  . Он живёт , и , стало быть , настроен…
    Нет ! Нет ! Плохо  настроен ! 
И ещё  говорят : дикие люди не исповедуются ;  а если исповедуются -плохо понимают свою исповедь . 
              Да , так .
                ----------------------------------         

     Когда   , после приступа  у Марианны , с вызовом скорой помощи  , она   осталась наконец одна  , ей  до ужаса вспомнилась та безобразная ,  позорная для неё сцена  , которая случилась с ней  два года  назад .   
  Тогда  ,  два года назад  , после  спектакля покутивши с труппой в ресторане  , ей стало плохо , и наскоро попрощавшись с коллегами ,  она вернулась домой на такси , и сразу повалилась на кровать . Но то ли от алкоголя ( она любила коньяк ), то ли от страшной головной боли  и  разгорающегося пожара в сердце , то ли от актёрской экзальтированности ,  то ли испугавшись , что на самом деле внезапно умрёт , - она поднялась ,  добрела до соседки из соседнего подъезда   ( у той был муж -пожарный ,  поэтому  был телефон ) и позвонила  детям  , чтоб они пришли  с отцом  , ( который  зачастую уходил под вечер к своей  собутыльнице ) , и что она хочет с ними попрощаться .
     Где-то через час все собрались у её кровати , благо-жили недалеко .
 
- Простите меня , дети , и ты прости , Григорий . Я скоро умру , и не хотела бы уйти с грехом на душе …
- Мама , не надо ! - предостерегающе , в один голос запротестовали всё чувствующие  дети , которые  уже были взрослые  и жили отдельно .
- Надо… надо ! - красиво , как драматическая актриса  , ответила мать .
    И тут пошло такое !  И когда  , и с кем она изменяла мужу ,  и о связи с Беней  , и о том , как не помогала бабушке ,с её мизерной пенсией  , и  когда ей было плохо со здоровьем  , и много ещё чего гадкого .
  Ни слова в ответ она тогда, два года назад ,  не получила от родных .
 А что она ждала от этих зрителей - аплодисментов ?!? 
Наутро она опомнилась , и стала звонить , объяснять им , что она просто пошутила , чтоб проверить  свои актёрские способности , и чтобы потом вместе с ними посмеяться . 
 Никто из них этой шутке не поверил , и смеяться не хотел .
   И последующие годы стали для неё адом . Шлюхой и б.  звали  они её  открыто  , и дети , и её муж .
    Затравленная , опозорившая  себя  , она стала больше  пить , опускаться .  То она бросалась в церковь , то к бабушкиной могиле  , забытой всеми  ,  то  возвращалась к бутылке ...
Но , когда у неё на руках  появились отпускные  , когда она допила своё последнее вино со своей подружкой Валей  , у неё будто лопнула последняя струна .

                ---------------------

      На третий день своего отпуска Марианна , заказав  билет  на вечерний теплоход  до  города Горького , ни с кем не прощаясь ,  села на него  , и  исчезла  навсегда  из этого мира , где не было для неё больше  места гармонии.

                31. 05. 2024 г .


Рецензии