Полынь часть 2 и 3

                Полынь
                Часть 2

Алексей отсутствовал неделю, но всё вокруг в городе настолько отличалось от недавнего крымского уединения, что маленький посёлок на берегу моря и степь казались ему сном.
– От запаха полыни болит голова. Постояла две недели и хватит, – с этими словами Нина, жена Алексея, взяла из вазы букет и завернула его в газету. – Пойдёшь в магазин, захвати выбросить.
Алексей вытащил из свёртка веточку полыни и положил её между страниц книги.
Жизнь шла своим чередом, Алексей и Нина работали, их сын Костя ходил в детский сад, куда его приводила бабушка Людмила Ивановна, она жила в соседнем доме. Время летело стремительно, вот уже простились со старым годом и встретили новый.
Наступила весна, и в семье начались разговоры, что хорошо бы всем вместе съездить летом в Крым. Много лет назад Людмила Ивановна с мужем навещала его сестру в Крыму. Но муж умер три года назад.
– Интересно, какой Крым сейчас? – рассуждала Людмила Ивановна. – Давно там была с мужем. Помню, жарко, ветер гуляет, а дождей нет. Море тёплое, около берега неглубокое – идёшь, идёшь, и всё по колено. Говорят, в других местах Крыма море сразу глубокое и галька на берегу, а там был песок.
– Папа, а мы поедем к морю? – спросил Костик.
– Поедем, – пообещал Алексей.
Однажды утром Нина торопилась на работу, перебегала мокрую от весеннего дождя дорогу, споткнулась, упала, а машина... Машина затормозить вовремя не смогла. Скорая приехала быстро, отвезла Нину в больницу, но спасти её не удалось.
Алексей и Людмила Ивановна с трудом справлялись с горем. Костик сначала не поверил, а когда понял, долго плакал, потом стал по-взрослому молчаливым. Всё лето бабушка болела, поездка в Крым отменилась.
Прошла осень, новогодние праздники. И снова наступил новый год.
Однажды, когда Людмила Ивановна пришла за внуком в детский сад, к ней подошла воспитательница.
– Хорошо бы Костю записать в кружок при Доме творчества, он ведь рядом с вами. Это отвлечёт его от грустных мыслей и будет полезно, ведь осенью он пойдёт в школу. Читает Костя хорошо, но в Доме творчества для детей есть много разных кружков. Важно, чтобы он отвлёкся и не скучал.
– Спасибо, всё правильно, – согласилась Людмила Ивановна.

В начале марта резко потеплело, на ярко-синем небе весь день сияло солнце, снег исчез так быстро, словно его не было. На кустах около дома устроились неугомонные воробьи и щебетали с утра до вечера. Цвет их оперения сливался с ветками, делая птичек незаметными, и казалось, будто звенит сам воздух. Жители, проходя мимо, вначале разглядывали кусты, не понимая, откуда звон, потом останавливались и слушали необыкновенный, весенний концерт.
Оля, Ольга Николаевна – учительница английского языка в школе – проходила мимо районного Дома творчества. Из его окон доносилась чудесная детская песня, Оля подхватила её и тихо напевала.
Солнечный свет, пение птиц, весенняя свежесть природы подействовали на неё, и, поддавшись своему настрою, она направилась в Дом творчества. Никаких планов у неё не было, просто давно хотела узнать, что там происходит.

Она шла по коридору. Мимо пробегали стайки детей разного возраста. Из приоткрытых дверей классов раздавалось то стройное пение хора, то громкое чтение стихов, где-то рисовали, танцевали... Жизнь бурлила и кипела. Заглядевшись на рисунки детей, развешанные на стене, Оля столкнулась с немолодой женщиной в очках, которая вдруг спросила:
– Вы Антонина Валерьевна?
– Я?
– Разве нет?
– Меня зовут Ольга Николаевна.
– Извините. Мне издали показалось. Понимаете, я член администрации Дома творчества, – почему-то начала объяснять женщина. – Мы решили открыть кружок игры в шашки, объявление повесили, желающих много. Антонина Валерьевна хотела его вести, всё обещала прийти, но так и не появилась. А нам пора решить этот вопрос.
– Кажется, я могу вам помочь.
– Каким образом?
– У меня первый разряд по шахматам.
– Но мы обещали детям шашки. И кроме того, чтобы вести у нас кружок, необходимо педагогическое образование.
– Я учитель английского языка и работаю в школе.
– Ольга Николаевна, так это же... Это просто чудо, что я вас встретила! Но... Не знаю, не знаю... Говорили про шашки, а будем учить шахматам? Хотя... Давайте попробуем! Тогда пойдёмте обговорим детали, расписание. Живёте вы недалеко?
– Двадцать минут на автобусе.
– Вот и отлично.

В начале марта Костя стал ходить в Школу шахматной игры при районном Доме творчества, куда его приводила бабушка. Занятия вела преподаватель Ольга Николаевна. Она хорошо играла в шахматы, доступно объясняла правила игры, интересно рассказывала её историю и достижения чемпионов мира.
До этого Костя не умел играть в шахматы. Увлекательная, сложная игра так понравилась ему, что дома при любой возможности он открывал шахматную доску, расставлял фигуры и бежал к Алексею:
– Папа, поиграй со мной в шахматы! Пожалуйста! Только без уступок – я сам.
Раньше Алексей играл в шахматы скромно, без особого интереса. Но Костя, расспрашивая и приглашая к игре, невольно заставил его открыть учебник игры в шахматы, который теперь они изучали вместе.
– Надо же, вдруг появились в семье два шахматиста! – удивлялась и радовалась Людмила Ивановна.
Учение и практика давали свои результаты – через три месяца Алексей и Костик стали играть в шахматы заметно лучше. Когда Людмила Ивановна приходила за внуком, Ольга Николаевна рассказывала ей об успехах и ошибках Кости в изучении шахмат и хвалила его стремление к учёбе.
– До чего же хорошая преподаватель шахмат у Костика! Видно, что любит детей, – говорила Людмила Ивановна сыну.
В середине мая Ольга Николаевна сообщила Людмиле Ивановне новость.
– С июня до сентября для детей при Доме творчества будет работать летний городской лагерь. Вы можете утром приводить Костю, а вечером отводить домой. Шахматная школа на летние каникулы, к сожалению, закрывается. Летом я буду вести в городском лагере группу детей семи лет, для них приготовлена программа подготовки в школу. Приглашаю Костю, ведь он осенью пойдёт в школу.
Предложение Ольги Николаевны вечером того же дня Людмила Ивановна передала сыну.
– Подумаю, – коротко ответил он, – но вначале мне надо познакомиться с преподавателем.

Через несколько дней Алексей направился в Школу шахматной игры. Занятие закончилось, из класса высыпали дети. Костя задерживался, наконец показался и он, а рядом... Рядом была та, которую Алексей встретил в Крыму.
– Костя, дома обязательно повтори дебют, который сегодня мы... – Ольга Николаевна замолчала.
«Алексей? Не может быть!»
«Оля? Не может быть!»
– Папа, познакомься – Ольга Николаевна, учительница по шахматам, – представил Костя.
Алексей и Оля молча смотрели друг на друга, не веря своим глазам.
«Два года прошло. Она совсем не изменилась, такая же красивая».
«Неужели два года прошло? Он почти не изменился, только выглядит серьёзнее».
– Папа, папа, – сын дёргал Алексея за руку, – это Ольга Николаевна.
– Здравствуйте, Оля.
– Здравствуйте, Алексей.
Всё, что он хотел спросить про учёбу сына, – всё вылетело из головы. Костя, чувствуя что-то странное, с удивлением смотрел то на Ольгу Николаевну, то на Алексея.
– Я приду за Костей завтра.
– Следующее занятие через три дня.
Всю обратную дорогу домой Костик, не останавливаясь, рассказывал, как ему нравятся шахматы и как интересно на уроках Ольги Николаевны.
– Лучше всех у нас играет Боря, но он уже три года занимается шахматами. Можно он придёт к нам домой и сыграет со мной и с тобой? Увидишь, какой он молодец.
– Кто молодец?
– Кто, кто... Ничего ты, папочка, не слушал, – обиженно засопел Костик, отвернулся, но вдруг спросил: – Ты раньше видел Ольгу Николаевну?
– Знаешь что... Давай-ка поторопимся домой, нас бабушка ждёт.

                Часть 3

«В прошлом году, такой же весной погибла Нина. Эх, жизнь... – вздохнул Алексей, воспоминания были печальные. – Костя сильно переживал, сейчас хоть немного отошёл, стал веселее, разговорчивее. Шахматы, конечно, помогли, – он снова вспомнил встречу с Олей на берегу моря. – В августе будет два года, как я не был в Крыму. Оля, Оля...»
Он не забыл её. В памяти осталась стройная девушка с летящими на ветру светлыми волосами, степь, запах полыни. Среди забот, суеты эта картина всплывала перед его глазами вновь и вновь и снилась ночами, поддерживая огонь вспыхнувших чувств к прекрасной незнакомке.
Однажды Алексей перебирал в шкафу книги, из одной выпала веточка полыни, она засохла, но чУдный, неповторимый запах остался. Он положил веточку полыни обратно в книгу.

Через три дня Алексей пришёл за Костей. Ожидая Олю, они задержались. Она быстро шла по коридору, на ходу застёгивая сумочку, увидела Алексея и Костю, остановилась.
- Вы?..
- Ольга Николаевна, погода чудесная, давайте мы с Костей проводим вас до дома? - смущённо предложил Алексей. - Погуляем, подышим весенним воздухом.
– А если я живу далеко?
– Ну что ж, тогда прогулка будет длиннее.
Они шли медленно, разговаривали о Косте, о шахматах. Оля хвалила Костика, говорила о планах школы, рассказала о себе. Оказывается, она жила недалеко от Алексея, в получасе езды на автобусе.
– Как странно, жили рядом и никогда не виделись, – заметил Алексей. – Значит, вы «англичанка»? Учительница английского языка?
– Да. Училась в педагогическом. После третьего курса летом поехала с мамой в дом отдыха в Крыму. Там познакомилась... – она замолчала.
- Оля, я знаю, что случилось, в посёлке мне соседка рассказала.
– Это был Виктор. Он жил в Крыму, рядом с домом отдыха, где мы были. Однажды пришёл на танцы, мы познакомились. Потом он несколько раз приезжал сюда, ко мне домой. Свадьбу сыграли в Крыму. Через несколько дней Виктор пошёл на рыбалку, лодку взял у знакомого.
– Поэтому в день свадьбы вы приезжали в Крым?
– Мой третий приезд был почти два года назад, когда появились вы. Больше я не была в Крыму.
– Я тоже.
Алексей рассказал про дом, полученный по наследству, про жену, погибшую год назад в автокатастрофе. Оля, окончив институт, работала в школе и могла бы никогда не встретить Алексея, но однажды вдруг согласилась вести Школу шахматной игры.
– Ольга Николаевна, а когда вы научились играть в шахматы? – спросил Костя.
– Давно. Вот как ты сейчас, перед школой. Занималась в шахматном клубе, были успехи, стала участвовать в соревнованиях.
– И разряд у вас есть?
– Костик, может, ты успокоишься с расспросами? У Ольги Николаевны первый разряд по шахматам.
– Ух ты! Мне бы так!
- Мы пришли, - сказала Оля, они остановились около нового, многоэтажного дома. – Недавно мы с мамой получили здесь квартиру, старый дом признали аварийным. Костя, ты не устал?
– Не устал. Мне, Ольга Николаевна, шахматы очень нравятся, я до вас в них не играл.
– Ну вот и хорошо, – улыбнулась Оля.
– Можно мы вас ещё проводим? – Костик посмотрел на Олю, на Алексея. – Можно?
– Хорошо. Если папа не возражает.
– Мы придём, – вместо Алексея ответил Костя.

Всё лето бабушка Людмила Ивановна жила в деревне. Костя уговорил её и Алексея разрешить ему летом ходить в городской лагерь, в группу, которую вела Ольга Николаевна.
– Бабушка, не грусти, мы с папой будем приезжать каждую неделю.
Так и было. Сын и внук приезжали каждые выходные, помогали на огороде, ходили за грибами, ягодами в лес. Из малины и черники бабушка сварила варенье, а грибы и посолила, и посушила.
- Зимой будем есть грибной суп и солёные грибочки, - радовалась она.
- Я, бабушка, картошку с грибами очень, очень люблю. А ещё яблочное варенье. Сделаешь?
- Куда же я денусь! Конечно сделаю.
Это яблочное варенье, которое так любил внук, Людмила Ивановна варила по-особому – несколько раз, недолго, давая в промежутках остыть, отчего сироп получался красивого янтарного цвета, а дольки яблок, оставаясь целыми, наливались и делались прозрачными, как мармеладки.

Дом творчества, где занимался Костя, располагался в живописном старом парке.
Когда-то здесь была дворянская усадьба, древние здания не сохранились, но остались красивые аллеи, где росли посаженные много лет назад деревья одного вида. Так в парке образовались тенистые липовые, черёмуховые, яблоневые и сиреневые аллеи, особенно красивые весной и в начале лета, когда воздух наполнялся благоуханием цветущих кустов и деревьев.
В парке были большие участки, где росли только хвойные деревья, огромные по своим размерам, отчего местные жители считали их столетними. Здесь царила тишина, и казалось, что находишься далеко за городом, в лесу. По веткам, перелетая с дерева на дерево, прыгали симпатичные белочки с пушистыми хвостами и зоркими чёрными глазками, их в парке было много из года в год. Вдоль аллей стояли фонари, они светили до рассвета.

В одно из воскресений Людмила Ивановна попросила сына оставить Костика в деревне, чтобы помог собрать ягоды на участке. В город Алексей вернулся один и на следующий день пошёл к Оле.
«Надо же объяснить, почему сын не пришёл», – оправдывал он свой визит.
После занятий Алексей и Костя часто провожали Олю до дома. Около подъезда долго стояли, о чём-то разговаривали, понимая, что не хотят расстаться. Алексей чувствовал, что ответная искра зажглась и в сердце Оли.
Выслушав объяснение, почему Костя не приехал, она предложила:
– Погуляем в парке? Погода хорошая, у меня орешки для белочек есть. Знаю место, где их всегда можно увидеть.

Это был участок, на котором росли высокие сосны и ели. Белочки аккуратно, двумя лапками брали орешки из рук Оли. Одни, устроившись на ветке, сразу начинали угощаться, другие отбегали, закапывали орешек как запас и возвращались за новым.
Алексей и Оля не заметили, что погода быстро изменилась. Потемнело, поднялся порывистый ветер и хлынул дождь, неожиданный, резкий, сильный.
Алексей схватил Олю за руку, они подбежали к ближайшей ели, под её раскидистой, густой кроной было сухо.
– Как в шатре! – удивилась Оля, выглянула из укрытия, и тут же её настиг ливень.
– Иди сюда, – Алексей сильно притянул её к себе, и она невольно прижалась к нему так близко, что он почувствовал биение её сердца и уже не смог отпустить.
Так и стояли, прижавшись друг к другу, и целовались. Пахло еловой смолой, шишками, мокрыми еловыми иголками на земле, и этот "новогодний", хвойный запах кружил голову, терялись мысли, крепли объятия.
Ливень прошёл так же стремительно, как начался, но одежда у обоих промокла. Квартира Алексея была рядом.
– Что делать? Остаюсь... – прошептала Оля.
Утром он проводил её до школы, сказал:
– Приду за тобой.
Через два дня Оля переехала к Алексею.
Осенью из деревни приехала бабушка, Костя пошёл в первый класс, его провожали Алексей и Оля, ставшие к этому времени мужем и женой.

– Представляешь, если бы не шахматы, мы могли не встретиться, – однажды сказала Оля.
– И если бы не полынь, – уточнил Алексей.
– Почему?
– Запомнилась ты мне тогда. Как подошла к лодке, села рядом на песок и начала плести венок из полыни. Будто сейчас вижу эту картину. Соседка из посёлка знала твою историю и на мой вопрос: «Почему полынь? Разве нет других цветов?» – ответила: «Другие, милый человек, есть, а полынь одна. Одна она такая горькая и запах у неё... Как бы сказать? Незабываемый, вот какой. Нет другого, даже близко похожего».
- Горький, чарующий, яркий... - перечислила Оля. - Но скажи, в главном какой он, запах полыни?
– Незабываемый.


Рецензии
Горе, несчаситье и вскоре любовь, счастье!!! Вот что значит уметь играть в шахматы!!! Спасибо, дорогая Галина!!!

Игорь Тычинин   30.05.2024 19:27     Заявить о нарушении
Да, жизнь она такая... и слёзы, и любовь, всё...
Рада, Игорь, что Вам рассказ понравился.
С благодарностью,

Галина Кузина   30.05.2024 22:45   Заявить о нарушении