Баскетболист Увайс Ахтаев

Я неплохо знаю историю отечественного баскетбола, потому что еще в школьные годы начал читать книги, которые писал знаменитый тренер Александр Гомельский, невысокий мужчина, которого его воспитанники звали за глаза «папа». Гомельский был большим популяризатором баскетбола в нашей стране, тренером двух клубов СКА (Рига)  и ЦСКА, а также сборной СССР, которая при нем выигрывала чемпионат мира и Олимпийские игры 1988 года.  Одним из его воспитанников был знаменитый центровой СКА и сборной СССР, латыш Янис Круминьше с ростом 218 см, участник нескольких Олимпийских игр. Но в сборной СССР самым высоким был литовец Арвидас Сабонис – 223 см.  С ним сборная СССР стала олимпийским чемпионам, а Сабонис успел поиграть за океаном, в НБА. Именно Гомельский упоминал о самом высоком баскетболисте в нашей стране Ахтаеве. Вот о нем я и хочу рассказать своим читателям, увлекающимся игрой с мячом – баскетболом.

Перейдём сразу к вопросу, который интересует вас всех: рост Увайса составлял целых 236 сантиметров, а вес достигал 200 кг. Даже не знаю, стоит ли здесь что-то говорить лишний раз. Рядом с Ахтаевым даже взрослые высокие мужчины выглядели как дети малые. Фото на заставке.

С такими интересными физическими данными дорога в баскетбол ему была открыта. Он ведь буквально мог просто взять и рукой достать до кольца, так как они располагаются на высоте 305 см от земли. Просто для сравнения взгляните на рост Ахтаева и его товарищей по команде.

С другой стороны, истории уже известны примеры людей такого же роста. Многие из них не доживали даже до 50, собственно, Увайс не стал исключением, скончавшись в возрасте 47 лет. Такой огромный рост – это, в первую очередь, колоссальная нагрузка на организм. Если в молодости ты ещё можешь спокойно бегать с мячом и держать его у всех противников над головами, то вот когда годы юности проходят, проблемы со здоровьем дают о себе знать

Увайс родился 26 декабря 1930 года в маленьком посёлке Чечено-Ингушской АССР. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его вместе с семьёй депортировали в Казахстан. Семья Ахтаевых жила очень бедно. Мальчику даже приходилось воровать шпалы, чтобы было чем истопить печь.

И это, не говоря уже о том, что на всё это накладывалась другая проблема – Увайс начал расти просто непомерным темпом. К тем же 14 годам его рост составлял под 2 метра, на секундочку.

В один из таких «походов» за шпалами его и задержали. Видимо, сработал принцип: «Всё, что ни делается – делается к лучшему», я это к тому, что арест фактически стал для парня возможностью начать новую жизнь.

Сами представьте, Увайс в одиночку без особых трудностей нес целых 4 шпалы. Да с таким несколько взрослых мужиков не справились бы, а тут несовершеннолетний мальчик делает это так легко и непринуждённо.

Впечатлённый подобными талантами милиционер решил отвести Ахтаева к одному из преподавателей местного физкультурного техникума. Само собой, только за счёт своих физических данных Вася уже мог добиться значительных успехов в любом виде спорта.

Сначала он пробовал себя в метании дисков и толкании ядра, не обошёл стороной и бокс. Однако своё истинное призвание он нашёл только после знакомства с Исааком Капелевичем – небезызвестным в то время баскетбольным тренером

Очень интересными мне показались слова фактически главного тренера в жизни Васи, Александра Гомельского. Он говорил, что Ахтаев с мячом был предельно аккуратен и даже нежен. Наивно было бы полагать, что все его заслуги связаны исключительно с огромным ростом.

То есть, само собой, это давало ему большое преимущество, вон соперники иногда даже садились на плечи друг на друга, просто чтобы в росте сравняться с Увайсом. Однако кроме всего прочего, он был отличным игроком с хорошей техникой. Он очень любил и хорошо понимал баскетбол.

Важнейшей победой в спортивной карьере Васи можно назвать советскую Спартакиаду 1956 года, где он выступал за сборную Казахстана. Его команда мигом смогла обыграть главных фаворитов матча, сборную Москвы (41:37), а затем сборную Ленинграда (53:50), сборную Азербайджана (56:52) и легко, с огромным преимуществом, сборные Киргизии и Туркмении, выиграв соревнования в группе Б. Но в матчах на 1-6 место сумели выиграть лишь у соседей, сборной Литвы, проиграв остальным. К этому времени баскетболисты более опытных сборных  оказались не промах и смогли противостоять Чечену. Как итог – 5 место, что так-то отличный показатель.

Залы просто не могли уместить количество всех желающих посмотреть на игру так называемого «Гулливера», как его прозвали многие фанаты. Забавно, что ему как-то действительно предложили сняться в роли гиганта, правда от предложения он всё же отказался

Итак, в 1954 году Ахтаева включили в состав Советской сборной, вот только он так и не сыграл за неё ни разу. Почему? Накануне Олимпиады 1952 года генеральный комиссар и просто важная партийная «шишка» Лаврентий Берия поставил условие для Ахтаева – он должен был сменить фамилию и национальность, иначе про Олимпийские игры можно было забыть. Такова была участь репрессированных.

Стоит отдать должное Увайсу, ради потенциальной победы, да даже просто участия, в крупнейшем мировом спортивном соревновании он не стал отказываться от своих корней. Гомельский пытался всеми силами оспорить решение верхушки, но против партии не попрёшь. Позднее тренер говорил: «Если бы тогда Ахтаева пустили на международные, мы бы очень быстро стали чемпионами мира».  Ведь на Олимпиаду 1952 года наша сборная ехала с центровым ростом всего 190 см.  Сейчас защитники ведущих команда выше. А на Олимпиаде 1956 года центровой Зубков был ростом 203 см. Правда, уже играл Круминьш, но человеку такого роста непросто выдержать 40 минут игры.

В 1957 году Васе пришлось уйти из спорта по состоянию здоровья. Ещё через два года он переезжает в город Грозный, где становится тренером местной сборной. Под его предводительством она даже смогла завоевать Кубок Северного Кавказа и Закавказья, так что Ахтаев состоялся не только как спортсмен, но ещё и как отличный тренер.

Так он продолжал тренировать молодых ребят вплоть до 1973 года. Вскоре он сломал ногу, но так и не смог оправиться от этого происшествия. Спустя еще 5 лет Увайс Мажидович скончался.

У него не было детей, но была жена Тамара. О ее дальнейшей судьбе ничего неизвестно. В Чечне память о спортсмене все еще жива. В честь Увайся Ахтаева назван местный Дворец спорта, а также в республике проводятся баскетбольные турниры, посвященные его памяти. Правда, особых успехов чеченские баскетболисты не снискали, это же не вольная борьба, где они очень сильны.

«Всю жизнь люди досаждали мне, постоянно глазея. Хочу, чтобы хоть после моей смерти это прекратилось», – о месте его захоронения не стали объявлять публично, чтобы Увайс наконец-то мог упокоиться с миром после той нелёгкой судьбы, что выпала на его большие крепкие плечи и хрупкую ранимую душу.

Некоторые данные я взял из заметки Павла Журавлева об Ахтаеве.


Рецензии