Штурман Капитана Гнездилова, Глава 7
Я бодро шагаю по нагретому июньским солнцем асфальту в контору портнадзора. С собой у меня пухлый портфель с документами для оформления отхода в рейс. Топать до конторы довольно прилично, но меня это совсем не пугает – засиделся я на пароходе, хоть ноги немного разомну!
Оформление в инспекции портнадзора проходит вполне благополучно: все документы в порядке, выход в рейс разрешён!
Дежурный капитан ставит штамп на «чистой» судовой роли, указывая там время и номер отхода, и возвращает мне вместе с судовыми документами и дипломами. Однако судовая роль со штампом карантинной службы, расчёт остойчивости, акты и справки остаются у него.
Я вежливо благодарю портнадзора, аккуратно складываю документы в свой видавший виды портфель и осторожно, чтобы не вспугнуть удачу, двигаюсь на выход.
— Постойте! – внезапно говорит он.
Вздрагиваю от такой неожиданности и останавливаюсь у двери как вкопанный.
— Что-то я раньше вас здесь не видел? – с сомнением в голосе сообщает мой визави. – Берёзкин вроде был на «Гнездилове»?
— Да я же ведь и сменил Берёзкина!
— А, вон оно что! Теперь понятно. Небось пёхом сюда с парохода шёл?
— Так точно, пёхом! – признаюсь я.
— Далековато же тебе топать обратно, да и ваш пароход уже под парами стоит! Берёзкин-то продуман был — на микроавтобусе на оформление судна ездил, с кем-то из портовских договаривался…
— Ну, я ещё, к сожалению, не успел обзавестись такими полезными знакомыми!
— Ничего, ещё обзаведёшься! Дело наживное! А давай мы тебя вместе с лоцманом на катере подбросим? – неожиданно предлагает он.
— С удовольствием! – радостно соглашаюсь я.
— Ну вот и отлично! Сейчас спустишься вниз, пройдёшь метров сто вдоль причала. Там стоит ЛК в ожидании лоцмана – дуй сразу туда! Я сейчас свяжусь с ним насчёт тебя.
— Спасибо вам огромное! – от всей души благодарю я этого, на первый взгляд, весьма сурового человека.
— Да не за что, будь здоров! Семь футов под килем, коллега! – напоследок желает он мне и крепко жмёт на прощание руку.
В прекрасном расположении духа я выхожу из конторы и быстрым шагом иду вдоль причала в указанном портнадзором направлении.
К катеру мы подходим одновременно с лоцманом — знакомимся и, пожав друг другу руки, поднимаемся на борт.
ЛК отваливает от причала и устремляется в сторону стоящего под парами «Капитана Гнездилова».
«Ну вот и лоцмана встречать не нужно! Вместе с ним и поднимемся на борт!» – радуюсь я про себя.
Катер резво мчится по синей глади бухты Врангеля.
«Через акваторию, через акваторию, через акваторию мчится катерок!» — мурлыкаю я себе под нос слова чудесной песенки из детского мультфильма «В порту» и всматриваюсь в приближающуюся фигурку «Гнездилова».
Контейнера на судне стоят в два яруса, но что-то в этом облике парохода меня настораживает. И вдруг меня осеняет…
На верхнем ярусе контейнеров стоят автомобили!
«Да-да, это японские праворульные тачки! Так это же чистой воды контрабанда! Когда их только успели погрузить?» – проносятся у меня в голове тревожные мысли.
Тем временем катер, сбавив ход, осторожно подкрадывается к причалу, и мы с лоцманом, улучшив момент, выскакиваем на берег, пока ЛК работает на упор, прижавшись носом к кранцам. Мы энергично взбираемся по парадному трапу на борт родного парохода и поднимаемся на мостик.
Швартовая команда уже на местах, к борту подходят буксиры.
Лоцман здоровается с мастером и приступает к выполнению своих обязанностей.
Мы выходим их бухты Врангеля, после чего освобождаемся от лоцмана и буксиров, даём полный ход и устремляемся в дальние дали.
Я заступаю на свою законную вахту с шестнадцати до двадцати часов.
— Чиф, оставайтесь с четвёртым на мостике! Контролируйте его, пока не освоится на ходовой вахте! – напутствует капитан старпома и удаляется с мостика.
Четыре часа вахты пролетают на одном дыхании; я добросовестно выполняю свои штурманские обязанности: определяю местоположение судна, наношу на карту путевые точки, делаю записи в судовом журнале.
Перед самым окончанием вахты всё же решаюсь задать старпому волнующий меня всё это время вопрос.
— Владимир Яковлевич, а что это за машины на верхнем ярусе?
Старпом сперва немного мнётся, но потом нехотя разъясняет:
— Это шара — неофициальный, так сказать, заработок нашего мастера.
— Ничего себе шара! То есть мастер берёт этот груз на свой страх и риск?
— Да, именно так. Это его маленький бизнес по перевозке японских тачек в Магадан.
— Ничего себе маленький бизнес! Да он же за один только рейс поднимает, наверно, больше, чем мы за месяц зарабатываем!
— Может, оно и так! Но его можно понять. Зарплаты нынче скромные в пароходстве. И валюту в каботаже не платят!
— И ревизор с ним в доле? Он ведь грузом занимается – остойчивость рассчитывает, без него никак не обойдётся такое дело!
— Да, и ревизор, и боцман в доле.
— Ну и дела у вас творятся!
— Да какие дела! Дела у прокурора, а у нас так, делишки… Каждый сейчас выживает как может! Вон матросы и мотористы мотики* на продажу в Магадан таскают…
— А где же они их хранят?
— А кто где: кто на палубе, а кто в машине…
— Да, я смотрю, экипаж-то здесь ушлый – бизнесмены кругом!
— Есть такое дело…— соглашается чиф. — В торговом ведь флоте служим! – иронизирует он. — Ты вот только не обсуждай, пожалуйста, это ни с кем больше, а то наживёшь себе врагов! – по-отечески советует он мне. — И ещё будь, пожалуйста, осторожен с начальником* – он бывший помполит и постоянно стучит мастеру! — предупреждает меня чиф.
— Понял, спасибо, Владимир Яковлевич, буду иметь в виду! Как же без стукачей-то?!
— Без них, к сожалению, никак! С начальником здесь никто, кроме капитана, не общается...
— Оно и понятно. Помпа — он и есть помпа! Бывших комиссаров ведь не бывает! Сократили их на флоте, так они в морские профессии полезли!
— А с дедом у тебя как? Конфликт урегулирован? — переводит разговор с неудобной темы чиф.
— Да вроде да! Он даже тактично извинился сегодня.
— Обидели мы его, он ведь отличный мужик, хоть и с характером! Ну ничего, оттает. Я смотрю, он даже собачонку с собой из города привёз!
Хочу ещё что-то важное узнать у старпома, но тут появляется третий штурман Женя Семеряжко – пришло его время заступать на вахту.
Я сдаю ему вахту и с разрешения старпома покидаю мостик. Не спеша спускаюсь по трапу, размышляя над тем, что узнал сегодня от чифа, и натыкаюсь на стармеха…
Вот он – лёгок на помине – дед собственной персоной! Со своим верным псом Фунтиком на руках!
Словно мистический образ, сошедший с полотна средневекового художника, он застыл в дверях собственной каюты, как в рамке старинной картины. Глаза стармеха источают таинственный блеск. Он приветствует меня изящным кивком головы, затем плавно подносит указательный палец правой руки к носу и жестом приглашает войти.
*Мотики/мокики (сленг) - японские мопеды
На снимке: ходовой мостик контейнеровоза.
Фото Руслана Брунбендера
Свидетельство о публикации №224053000524