Кочевники

Что особо неприятно: это то, что если все рядовые жители страны основную часть дохода тратят «на кишку», то и «заработать больше» можно лишь через эту самую «кишку», и никак иначе. Бессмысленно сочинять для этих людей стихи. Я знаю человека, который писал стихи лучше меня, больше меня, издавал маленькие сборники-книжки, делал их презентации. А потом плюнул! И перестал этим заниматься. Сказал мне: «Этим людям стихи не нужны». И ушёл в продавцы.

Мы все очень много потеряли оттого, что у нас не стало уникального поэта, а стало больше на одного продавца. Да. Такова сегодняшняя реальность: она переделывает людей думающих в «туготронов»-чиновников, в «чупокабр»-коммерсантов, а остальных в «универсального потребителя». Ничего хорошего в этом, увы, нет.

Я его понимаю. – У него семья. Дети. Их надо растить. Кормить. Дать им образование. Как он это сможет сделать со своими стихами? Он даже пытался глянцевый журнал издавать. Не в одиночку, конечно. И не только со стихами. Но и с интересными заметками об этой земле, и об этом народе. Его истории. Такие были шикарные цветные фотографии…

Но цветная полиграфия обходится в кошмарные суммы! А чтобы поддерживать достойный уровень журналистики надо платить Авторам хорошие деньги. Забесплатно же никто работать не хочет.

Но в стране, где все работают «на кишку» и ничего не читают, как это возможно? – Распространять глянцевый журнал среди населения, когда каждый номер выходит за 5000 тугриков и выше! Кто его возьмёт? А выкладывать в Сеть, это значит отдавать забесплатно. (А у него семья. Дети. Как жить? – Не понятно). И фамилия у него не через «Назар» пишется. И к «Баям» он никакого отношения не имеет. Русский он до мозга костей. И смешно из него лепить «казаха-кочевника» при помощи государственного языка. Он по своему природному менталитету оседлый человек.

Конечно. – Для вас это непонятно. Вы впадаете в заблуждение, что кочевники – это такая особая культура. А я утверждаю, что это особое «бескультурие». Ибо, что такое пресловутый «вандализм»? Это яркое проявление менталитета «кочевника». Когда туча воинов всадников (Готов, Гуннов, Вандалов, Печенегов, Хазар, Ордынцев и т.д) идёт грабить богатых оседлых соседей. Потому что у них добра валом. Они его нажили ремеслом и мозгами. А у кочевников нет. Им ерундой этой некогда заниматься. Они постоянно кочуют с места на место. Вместе со своим стадом. Кочевник не разводит сады. Для этого надо быть рядом с фруктовыми деревьями много-много лет. Не сеет пшеницу. Не строит мельницы. Ему наоборот нужны пустые поля. Нужны пастбища для скота. У него нет рудников. Он не куёт железо. Иначе они его свяжут по рукам и ногам. Он не строит Храмы. Не возводит Терема. Их с собой не увезёшь в повозке. Он не пишет Иконы. Не льёт Колокола. Их просто некуда вешать! И не из чего делать. У него нет государственности. Для него не писан Закон. Он – КОЧЕВНИК!

Он только-только по исторической шкале развития вышел из первобытного состояния племени, которое жило охотой, рыбалкой и собирательством. И полностью зависело от природной среды. Про такой образ жизни написано масса книжек. В частности Финемором Купером. Про индейцев. Но, как заметил Александр Сергеевич Пушкин в своём журнале «СОВРЕМЕННИК» в статье «Джон Теннер»: «…Нравы северо-американских дикарей знакомы нам по описанию знаменитых романистов. Но Шатобриан и Купер оба представили нам индийцев с их поэтической стороны, и закрасили истину красками своего воображения. "Дикари, выставленные в романах", - пишет Вашингтон-Ирвинг - "так же похожи на настоящих дикарей, как идиллические пастухи на пастухов обыкновенных". Это самое подозревали читатели; и недоверчивость к словам заманчивых повествователей уменьшала удовольствие, доставляемое их блестящими произведениями».(*)

То же самое можно сказать и о романтизации Золотой Орды. И Чингисхана, и Хана Батыя. И Мамая. И прочих. Воины они? – Воины. Да. Но они ничего не защищали. А наоборот! Они грабили. Насиловали. Убивали. Жгли. Обкладывали данью. Уводили людей в рабство. Они и есть генетическая память Орды. – Вандализм. Это их сущность.

И гордится в XXI-веке своей причастностью к подобной «культуре» – это значит унижать собственный народ, своих культурных современников. И порождать новых вандалов. Новую волну грабителей. Живодёров. Для которых один Закон – убийство и насилие.

А политика этого государства решила превратить «Кочевников» и их Историю в модный «бренд» и туристическую достопримечательность. Для заманивания иностранных туристов. Если современные арабы делают туристический бизнес на древних Египетских Пирамидах. То, что мешает делать такой же бизнес на отсутствии этих пирамид?! Поставим юрту. Разложим наконечники для стрел. И будем кормить туристов национальной конской колбасой. И прекрасно зарабатывать! Будем демонстрировать адайскую породу лошадей. Своих национальных породистых собак. Они все уже зарегистрированы по международным правилам. И вперёд!

Посадим деда с балалайкой в ушанке и валенках (пардон, с домброй в халате и тюбетейке). Пусть играет и поёт. Акын называется. А под боком Хазарское море. Каспий. Ну и что, что кочевники по этому морю на лодьях не плавали, как Степан Разин? Астрахань не брали. Что рыбу, подобно поморам Архангельским не ловили. Завоеваниями подобно норвежским викингам не занимались. Земли новые не открывали. Корабли строить не умели. Верфей не имели. Парусами не управляли. Карты не составляли. И море это для них, как было абсолютно бессмысленным и бесполезным 1000 лет назад. Так и осталось.

У них осетры под боком плавают. А они кильку «Балтийскую» едят. И селёдку норвежскую. А разведением в рыбхозяйстве осетров у них будут швейцарцы заниматься. А они их обкладывать ДАНЬЮ. Как принято у Орды. – Они же чатлане! Им работать не положено. Пусть пацаки работают. «Цапу, цапу дядя Вова крутить надо!» А они потом придут и заберут, что им понравится.

Ку!(**)

Россия им три тепловых станции обещала построить. Так они идут к России за льготным кредитом, чтобы было на что строить! – Чудесно придумано. Получается, Россия сама на свои деньги должна всё построить. А льготный кредит они потом как-нибудь выплатят. Если не забудут.

«Ты мне Кц сейчас отдай. А мы тебе Жёлтые Штаны потом привезём». Ку?

Как говорится: Шоб усе так жилы.

А они будут раздавать ярлыки: «визы кочевников». И устраивать Игры Кочевников.

Хотя термин «виза кочевника» вызывает у меня сплошное недоумение. Кто кочует? Удалённая работа? Или работник? Я всегда считал, что удалённая работа устроена так: человек ведёт оседлый образ жизни. Сидит у себя дома. И работает через Интернет удалённо! Но зачем ему тогда ВИЗА? Чтобы сидеть у себя дома?! Нонсенс какой-то.

А им это не важно. Они не думают о таких мелких деталях. Главное чтобы в названии был «Бренд». Чтобы быть «в струе». Чтобы «трандеть» во всех местах про «кочевников». Это тренд. Это модно. Это Ку!

«А ты, дядя Вова, Цапу крути!»
«Вот сам и крути!»
«Мне нельзя. Я – Чатланин».
«Как работать – все Чатлане, а как…»

Знакомая картина? И никакая это не планета Плюк. А самый обыкновенный Казахстан. Самое удивительное, что они даже корма не умеют заготавливать! Они как привыкли, что трава в степи должна дать их скотам всё сама от Матушки-Природы даром. Так и ждут в XXI-веке этих «подарков» от Аллаха.

Умные люди люцерну выращивают. Коровники строят на тысячу голов. У них всё сияет чистотой, порядком. Всё автоматизировано. От кормушек, до доильных аппаратов. У них коровы Моцарта слушают для повышения удойности. У них молокопровод проложен по ферме. У них внутрь без белого халата, бахил и белого колпака не войдёшь! Как в операционную. У них все коровы чистые, мытые, ухоженные. Привитые от сотни болезней. Их витаминами кормят, как космонавтов в доме отдыха!

А у этих тощие коровы бродят бездомными побирушками по помойкам. А молоко они собирают как китайцы во времена «культурной революции» и Мао Дзедуна – с каждого двора отдельно. Вот поэтому у них молоко такое дорогое. Дороже чем сухое привозное. Потому что привозное сухое молоко везут из Новой Зеландии. Там ещё не разучились бывшие дикари-людоеды выращивать коров. А эти скотоводы кочевники уже разучились. Жди вот, когда они поймут и созреют для создания крупных современных агропромышленных комплексов и животноводческих ферм. Им и 1000 лет на это не хватит! Они – КОЧЕВНИКИ. Им не до наук. Не до строительства чего-либо.

Попробуй им объясни, что крупное хозяйство – повышает выход продукции, обладает большей производительностью. И в результате оказывается, что себестоимость еденицы продукции у него ниже, чем их «по дворовой сбор с нитки по миру». Это же надо уметь управлять всем этим сложным комплексом, автоматикой, био-технологиями. Откуда у кочевника могут взяться такие умения? Их начальники и депутаты в парламенте пока только чужие Законы и международные практики «по отъёму денег у населения» тырят по всему белому свету. А агро-промышленный комплекс или крупная живодноводческая ферма для них, как инопланетная летающая тарелка. – Тут думать надо!

А они умеют «Брендеть» и «Трендеть». Когда они устраивают Той. Это огромное застолье. В честь какого-нибудь Юбилея патриарха – аксакала. На столе примитивная закуска и водка. Пьют маленькими рюмочками. Сидит человек 50. А то и больше. Гостевые юрты у них большие. И каждый должен сказать тост. Произнести речь. И только потом все выпьют очередную рюмочку. И вот они упражняются в красноречии. Врут и не краснеют. Говорят самые приятные слова. И получается у них всё просто замечательно. Это такая национальная традиция. Они сами понимают, что врут. Но надо ведь что-нибудь сказать хорошее, приятное. Чтобы не обидеть хозяина. И до того эта традиция у них укоренилась, что у них совершенно нет никакой оппозиции, критики, сатиры. Даже ирония у них не развита. Проскальзывает лишь иногда у самых умных и продвинутых. Вот поэтому они славят своего умного Абая. Он их ругал. И за дело. Теперь они его отбрендили и оттрандели. А что он говорил – они ни кто понятия не имеют. Потому что это же надо читать. А они ничего не читают.
 
Они – КОЧЕВНИКИ.

Одна палка два струна
Я хозяин вся страна…

И тянут заунывными голосами их Акыны совершенно нерифмованные строки без всякой поэзии под самую примитивную дикарскую музыку из двух нот. Просто и дёшево. Что вижу – то пою. Они в совершенстве владеют американской технологией: «не надо БЫТЬ, достаточно КАЗАТЬСЯ». Они очень быстро импровизируют. Но качество этих импровизаций безнадёжное. Но это не важно. Они исповедуют принцип «Незнайки» от писателя Николая Носова. Музыка должна быть громкой. А если нет такой возможности, тогда просто: Музыка должна БЫТЬ. И неважно какой! Главное, чтобы она была. Чтобы окружающие поняли – вот палка, вот два струна. А вот Хозяин. Значит, он исполняет Музыку. Всё. И баста. Никаких сомнений. И никаких придирок быть не должно.

Так принято исстари у КОЧЕВНИКОВ. Они не вникают в суть вещей. Они не интересуются Законами Природы. У них нет наук. У них нет ремёсел. Они выполняют РИТУАЛЫ. Играют роли. Которые отточены за тысячи лет однообразной жизни без всякого развития. И когда на удивление кому-либо удаётся что-либо удачно сымпровизировать – он становится знаменитым человеком. Важно главное. Не что он делает. Не как он делает. А что он НАШ. Он из нашего «муравейника». Из нашего рода. И делает эту штуку постоянно и из любого положения. Разбуди его ночью. Поднеси рюмочку. Дай ему в руки домбру. И он снова запоёт своим козлиным голосом унылую песню, про что угодно. Благо все чужие люди не знают казахского языка. И можно переть всякую чушь. Главное не останавливаться. И делать это уверенно.

У них нет книгопечатания. Они свои стихи в напечатанном виде никогда не увидят. Они КОЧЕВНИКИ. Книги – это признак Западной цивилизации. А у них всё по-простому. В голове держат. Естественно, что качество передачи хромает раз от раза. Но они добавляют каждый от себя. Импровизируют по ходу дела. – Это они умеют. Всё равно никто ничего не поймёт. Не проверит. Не с чем сличать! Книг нет. Письменности нет. Так что, какая разница? Главное не останавливаться. И делать всё очень уверенно. Мол, так и надо. Так и было задумано. Таков сценарий, товарищи.

Абай им придумал алфавит. Конечно, великий человек. Это реформа мозгов на уровне овладения огнём и изобретения колеса. Подождите. Они ещё читать научатся. А не только буквы различать. У-у-у! Их ждёт великое будущее. Они станут если не второй Индией, то уж точно второй Монголией.

«Помни, – писал Абай, – главное – научиться русской науке. Наука, знание… искусство – всё это у русских. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза».

Таков был завет Абая.

Алес.





---------------------------------------
* - сноска

А.С.Пушкин, статья «Джон Теннер», журнал «СОВРЕМЕННИК», №3.

Цитата из статьи.
«
. . .
В Нью-Йорке недавно изданы "Записки Джона Теннера", проведшего тридцать лет в пустынях Северной Америки, между дикими обитателями. Эти "Записки" драгоценны во всех отношениях. Они самый полный, и вероятно последний, документ бытия народа, коего скоро не останется и следов. Летописи племен безграмотных, они разливают истинный свет на то, что некоторые философы называют естественным состоянием человека; показания простодушные и бесстрастные, они наконец будут свидетельствовать перед светом о средствах, которые Американские Штаты употребляли в XIX столетии к распространению своего владычества и христианской цивилизации.
. . .
»

<Джон Теннер был украден индейцами в малолетнем возрасте. И провёл 30 лет вместе с ними. Затем он освободился. И написал книжку о своей жизни в эти годы. Статья Пушкина подробно описывает ход повествования. Попутно автор выказывает своё осуждение политике КОНГРЕССА, которая сводит индейцев на нет>. (Мой комментарий).


Из письма А.С.Пушкина к <?>

«
19 окт. 1836г.

Благодарю за брошюру, которую вы мне прислали. Я с удовольствием перечел ее, хотя очень удивился, что она переведена и напечатана. Я доволен переводом: в нем сохранена энергия и непринужденность подлинника. Что касается мыслей, то вы знаете, что я далеко не во всем согласен с вами. Нет сомнения, что Схизма <разделение церквей> отъединила нас от остальной Европы, и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые ее потрясали, но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольские нашествия. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех. Вы говорите, что источник, откуда мы черпали христианство, был нечист, что Византия была достойна презрения и презираема и т. п. Ах, мой друг, разве сам Иисус Христос не родился евреем и разве Иерусалим не был притчею во языцех? Евангелие от этого разве менее изумительно? У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве. Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и всё. Оно не принадлежит к хорошему обществу. Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы – разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие – печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, – как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал.
     Вышло предлинное письмо. Поспорив с вами, я должен вам сказать, что многое в вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь – грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству – поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко. Но боюсь, как бы ваши религиозные исторические воззрения вам не повредили... Наконец, мне досадно, что я не был подле вас, когда вы передали вашу рукопись журналистам. Я нигде не бываю и не могу вам сказать, производит ли статья впечатление. Надеюсь, что ее не будут раздувать. Читали ли вы 3-й № Современника? Статья "Вольтер" и Джон Теннер – мои, Козловский стал бы моим провидением, если бы захотел раз навсегда сделаться литератором. Прощайте, мой друг. Если увидите Орлова и Раевского, передайте им поклон. Что говорят они о вашем письме, они, столь посредственные христиане?

»



** – вторая сноска.
«Ку» на казахском языке означает «Лебедь»





P.S.

На маленькой картинке формата GIF кусочек обоев для рабочего стола в режиме «Замостить». Это на тот случай, если кто не смог выполнить мой Макрос из записки «Попробуйте вот это».

Я старался подобрать что-нибудь в стиле кочевника.

;-)





21:25:09 24.05.2024          16F991B61100


Рецензии