О значении Остров Буян в рус. сказках

Остров "Буян" в русских сказках.

Никакой разгадки значения в русском языке нет. В халха-монгольском БУЯН " благодеяние, облагодетельствование", БУЯНЧ "благодетель, меценат, человек делающий добро".

Таким же самым монголизмом ( а не абстрактным "монголо-татарским" заимствованием) явл. и русское сказочное КОЩЕЙ. Одно из значение " скелетообразный, изголодавший". Оно зафиксировано нами как минимум в двух нахско-дагестанских языках, в ауарском и даргинском. В одном оно означает "абстрактное зло", "плохо", "скверный, плохой"*, в другом - "голод, голодать".

Так как российские буряты и калмыки сколько-нибудь заметной активности в области монголоведения не проявляют ( за них о всём монгольском обычно пишут русские и тюрки), то десятилетиями этим пользовались граждане тюркоязычных республик РФ, утверждая то одну чушь, то другую. Целью же являлось присвоение монгольского культурно-исторического наследия, навязывание обществу искажённых представлений о некой "важности", "значимости" кипчаков. Заключительным словом в этом продвижении убожества стала пропаганда не только наличия якобы численного перевеса тюрков среди монгольских завоевателей, но даже "тюркского" происхождения самого Темуджина (Чингисхана). Ещё больший размах присвоения культурно-исторического наследия монголов и протомонголоа имеет место в Турции.

Генетическая особенность отцовской линии происхождения нахско-дагестанских народов, это доминирование гаплогрупп J1, J2. Зона J1 зафиксирована также в Закавказье и несколько неожиданный спад этой гаплогруппы в Ингушетии. Есть существенные отличия этой гаплогруппы от той линии, которая, например, в Азербайджане и Турции. Горско-кавказская линия без семитского маркера P58. Ещё одна особенность генетического пула нахско-дагестанских народов - почти полное отсутствие гаплогруппы Е. В мизерном количестве она представлена лишь на самом юге Дагъестана. В этом они похожи на скандинавов, жителей французской Нормандии и потомков басков во Франции, потому что в остальных местах Европы (включая Украину и европ. часть РФ) Е представлена везде.

Другая особенность - языковая. Кто-бы что ни утверждал, нахско-дагъестанские языки явно тяготеют к монгольским и енисейским языкам в первую очередь. Причём эта речь оформлена в кавказский каркас, то есть демонстрируют типологические черты, характерные для собственно кавказских (палеокавказских) языков. Но при более глубоком рассмотрении всякий раз выясняется обилие лексических совпадений с монгольскими языками. Для нас абсолютна очевидна и общность мировидения нахско-дагъестанских и монгольских народов. Это типичные скотоводы-мясоеды с целым рядом общих черт в мифологии. Обе группы практически не интересуют охота на птиц и ловля рыбы. У нахско-дагестанских, енисейских и монгольских народов  одна и та же основа служит обозначением северных склонов гор.   



*Ав. "квещ", "квещ-аб".


Рецензии