Ульяныч

     - Ребята!  Контра! крикнул Володя Нечаев и подав команду  «Класс! Строиться!», занял место во главе шеренги.

     По беговой дорожке школьного стадиона к выстроившимся школьникам на велосипеде катил мужчина лет пятидесяти пяти. Он проехал мимо шеренги к школьному деревянному забору, слез с велосипеда и прислонил его к ограде.  На нем была  военная форма, на  погонах которой блестело по четыре капитанские звездочки. Щуплый, среднего роста офицер, слегка прихрамывая, подошел к классу.
 
     - Класс! Равняйсь! Смирно! Товарищ военный руководитель, 10Б класс в количестве двадцати восьми человек к уроку готов! - доложил правофланговый Нечаев.

     - Здравствуйте, товарищи учащиеся!
 
     - Здравия желаем, товарищ военный руководитель!

     Военрук цепко осмотрел ребят и остался доволен тем, что в строю стояли все до одного ученика.

     - Цель сегодняшнего урока: общефизическая подготовка. Вам предстоит бежать кросс, юношам  определяю дистанцию в четыре километра, девушкам - в  два. Нечаеву, Добшику, Дымочке, Щадрину и Леснову ставлю задачу пробежать пять километров.

     За что? Владимир Ульянович! -  спросил Володя Нечаев.

     - А за «Контру», - пояснил преподаватель.
 
     - А нам за что такое счастье, бежать дальше, чем другим на целый километр?-задал вопрос Саша Дымочка, любимец школы, весельчак, спортсмен, музыкант, отличник.

     - А вам за то, что при этом смеялись.

     Они действительно думали, что педагог  их наказал.  Но он, понимая, что ребята подготовлены физически лучше одноклассников  на порядок: занимаются в спортивных секциях, участвуют в районных и краевых соревнованиях, специально давал им нагрузку побольше. Школьники  стартовали дружно, подбадривая друг друга и вскоре исчезли со стадиона, взяв направление в сторону леса.

     Владимир Ульянович Григорович, он же Контра, немного постоял, закурил папиросу, затем сел на велосипед и поехал вслед за бегущим классом.
 
     Когда к нему приклеилась кличка Контра в школе  никто не помнил, но каждый школьник-старшеклассник, да и не только, точно знал за что. Военрук придерживался принципиального взгляда и считал: кто отлынивает от уроков военного дела и физкультуры, тот не готовит себя к защите Родины, к службе в рядах Советской Армии. А посему – он контра.

     Владимир Григорович с детства мечтал стать военным, неистово готовя себя к армейской службе. Спорт, закаливание, повседневный тяжелый труд на крестьянском подворье - все это способствовало физическому  становлению юноши. Его мечта сбылась, он стал офицером. В роковом сорок первом ему исполнилось восемнадцать лет и, когда враг вероломно напал на родную землю, не дожидаясь повестки добровольно пошел в военкомат. Полгода ускоренных курсов в военном училище-и вот он уже командир минометного взвода.
 
     Боевое крещение младший лейтенант Григорович принял в гвардейском полку в составе воздушно-десантной дивизии. В сорок третьем году при ликвидации сильно укрепленного плацдарма противника его полк находился в самых горячих точках этой наступательной операции. Так бы и дошел он с победой до Берлина, только вот тяжелейшее ранение на фронте поставило крест на карьере военного. Пройдя череду медсанбатов и военных госпиталей, он был демобилизован. А раны? Раны так и давали о себе знать ноющей болью всю жизнь. Вернувшись в родное село, Владимир принял предложение директора школы и стал преподавать уроки физкультуры,  а затем и военного дела. Мужчин в школе в то время, впрочем как и сейчас, можно  было  пересчитать по пальцам, вот и приходилось фронтовику нести на своих плечах еще и хозяйственные заботы.
 
     Была ли робость перед первым уроком? Да, ни капельки. Фронтовая закалка, а самое главное – спортивные навыки и подготовка позволяли молодому преподавателю уверенно вести уроки.  Что касается методики, то он и слова такого не знал и не слышал. Однако занятия  были настолько интересными и нестандартными, что для ребят они превращались в игру.

     На  прекрасном районном стадионе, находящемся через дорогу от школы,  где тоже велись занятия по физкультуре, стояли деревянные киоски, работавшие во время проведения районных соревнований или футбольных матчей.  На уроках у Григоровича они превращались во вражеские амбразуры, которые нужно было забросать гранатами с определенного расстояния. Роль гранат выполняли теннисные мячики. Ребята с интересом поражали объекты.

     Соревновательное начало было во всем: в проведении легкоатлетических эстафет, играх в пионербол, волейбол и футбол. Проигравших  Ульянович уничижительно нарекал рахитами под радостный гул победителей.
Но особенно мастерски, с особым изяществом, он давал уроки гимнастики. Если в игровых видах спорта, лыжах и легкой атлетике из-за фронтовой раны ноги ему было трудно соревноваться с молодыми, то здесь  на турнике или брусьях он творил чудеса. А когда некоторые «рахиты» не могли подтянуться на перекладине, Ульянович подходил к снаряду, закуривал папироску, закатывал рукава рубахи, подпрыгивал, ухватившись одной рукой за перекладину и начинал подтягиваться. На одной руке он мог подтянуться несколько раз.

     - Тренеруйтесь, рахиты! - произносил он после этого сакраментальную фразу, при этом,  сам был готов часами проводить время  с мальчишками у спортивных снарядов, показывая те или иные элементы, а также подстраховывая от травм воспитанников.

     Однако, самым любимым занятием с учениками были стрельбы. В то время требования к хранению оружия и проведению занятий по стрельбе в учебных заведениях были намного проще. В оружейке у Ульяновича всегда была пара винтовок-«малопулек», стрелявших малокалиберными патронами. Стреляли как в школьном спортивном зале, так и на улице, за деревенским кладбищем.  Вначале шел инструктаж, а затем по армейскому принципу «Делай как я!» учитель показывал чудеса стрельбы: из десяти выстрелов на расстоянии пятидесяти метров результат всегда был более девяноста пяти очков из ста возможных. Затем стреляли ребята. Кто-то лучше, кто-то хуже. Самое интересное начиналось позже. Специально для «контр» и «рахитов» Ульянович начинал стрелять на спор или на заказ. На том же расстоянии ставилась чурка, а на нее «под расстрел» ставили спичечные коробки, прикрепляли значки, авторучки, расчески, монетки и перочинные ножи. Все эти карманные предметы уничтожались точными попаданиями стрелка.
 
     Благодаря неординарным  урокам Григоровича, школьники любили  физкультуру и военное дело. Многие юноши связывали свою дальнейшую судьбу с армией и поступали в военные училища. А каждый год, в конце января, в каникулярное время курсанты стайками приходили в школу, вызывая зависть младших отроков своей формой и статью и ловили восхищенные взгляды девчонок. Как правило, они сразу шли представиться военному руководителю и докладывали ему по военному:

     - Курсант Карпов прибыл в краткосрочный отпуск!

     - Курсант военного училища  Елецкий прибыл в родную школу!

     Ульянович оглядывал их не скрывая удовлетворения, долго расспрашивал об учебе, службе, нарядах и, в свою очередь сетовал, что увеличивается число «рахитов» в школе.  Учитель  связывал это с малым количеством часов в школьной программе для подготовки парней к службе. И чтобы решить эту проблему, он вместе с ребятами из райкома комсомола  и руководством районного отдела народного образования организовал летние сборы для юношей-старшеклассников. Военно-патриотический лагерь работал много лет, в нем отдыхали, занимались спортом, военной подготовкой допризывники со всех школ района.

     Зимой в школе обычно проводись встречи с выпускниками прошлых лет.  Можно было наблюдать как группа офицеров: от молодых лейтенантов  до полковников с  посеребренными висками,  бывших учащихся, во время бала нередко удалялась в сторону «кандейки», как в школе называли оружейную комнату, а через некоторое время возвращалась оттуда с румянцем на щеках и с особым блеском в глазах, шумно что-то обсуждая и смеясь. В центре этой ватаги был Григорович.  Вообще, где он был, там всегда царило оживление, раздавались шутки и смех. Зная, что Владимир Ульянович непревзойденный рассказчик, немногочисленный мужской  коллектив школы тянулся к нему. «Кандейка» во время перемен наполнялась физруками, музруками, трудовиками. Она содрогалась от взрывов хохота, а из щели в двери валил дым от курева.

     Мужская часть коллектива школы пополнилась молодым преподавателем иностранного языка. В школе его приняли тепло, зная как бывшего  учащегося и комсомольского вожака. Владимир Ульянович взял его сразу под свою опеку.
 
     - Запомни, Сережа, - так звали учителя, - запомни на всю жизнь правила: никогда не опаздывай на работу, никогда не ври детям и больше внимания уделяй непутевым, жалей их. Под непутевыми  он, очевидно, имел ввиду ребят из неблагополучных семей, не состоящих в дружбе с учебой и правильным поведением, а может быть, физически слабых. Их, судорожно глотающих воздух  во время кросса,  хватающихся руками за бок и безнадежно отставших, учитель нередко подвозил на своем велосипеде.

     Однажды утром, 9 мая, в теплый солнечный день, молодой учитель пришел в школу, где собирался коллектив для дальнейшего передвижения  в мемориальный парк для участия в празднике. Он сразу прошел в «кандейку», чтобы поздравить военрука с Днем Победы. Но праздничного настроения на лице ветерана не было. Военрук был явно чем-то сильно огорчен. Не сразу, но все же рассказал. Оказывается, накануне  завуч поручила ему найти «настоящего» фронтовика и привести в школу на встречу с учащимися. Поручение было выполнено, участник войны был доставлен на мероприятие. Он рассказывал с трибуны о войне, о себе, о том времени. Завуч и сидящие в зале приветствовали ветерана аплодисментами. Аплодировал ему и сидящий в зале Ульянович. В заключение завуч поблагодарила гостя и, обратившись к ребятам, сказала, что он настоящий герой и его подвиг никто и никогда не забудет. При этом назидательно добавила,  что нужно уважительно относиться ко всем фронтовикам. О том, что в школе работает участник войны  Владимир Ульянович Григорович, на чьем офицерском кителе не один ряд наградных колодок, она даже не упомянула.
 
     - Владимир Ульянович! Идемте на праздник. Он ваш в первую очередь.
 
     - Я не могу, Сережа.  Меня назначили сегодня дежурным по школе на целые сутки.

     - Вас?! - опешил молодой учитель. – Вас назначили дежурным по школе в такой день?

     - Да, сказали, что я человек очень ответственный и руководство будет уверено, что никаких происшествий не случится в период моей вахты.

     Молодой коллега был потрясен таким варварским решением. Он даже не нашелся как подбодрить ветерана. В помещении воцарилась пауза.

     - Какой-то дым едкий от этих папирос, произнес наконец  Ульянович, вытирая слезы, которые наворачивались у него на глазах.
 
     Этот дым выедал не только глаза.  От него першило даже в горле.



 


Рецензии
Спасибо за хороший рассказ о хорошем человеке.
Прочитала с трепетом и была потрясена поступком
завуча школы. Гадина. другого слова для неё нет.
Такие есть в нашей жизни и отравляют её другим.
Спасибо Вам за Ваше замечательное творчество.
С уважением,

Мила Стояновская   07.05.2025 05:25     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Мила, за добрые слова о прочитанном.
Что касается завуча, то это человек с черствой душой,
что является следствием духовного паралича. Таким,
конечно же, не место в школе.
Вас с Праздником Победы! здоровья и благополучия!
С уважением,

Сергей Химочка   07.05.2025 15:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.