Ч. 2 Журналистское расследование

       Частный протест

       Как-то зимой неизвестные лица "обчистили" квартиру Ивановых живущих в городе К. Было украдено более десяти золотых украшений, среди которых были немыслимо дорогие золотые кольца - одно с сапфиром, другое - с изумрудом. Незваные гости не забыли прихватить магнитофон, фотоаппарат, деньги, модную одежду и ещё  кое-какие ценные вещи. Хозяева - отец, мать и их дочь заподозрили в краже одного подростка, незадолго до этого несколько раз бывавшего в их доме на правах одноклассника дочери. На поверку оказалось, что ни настоящего имени, ни фамилии, ни места жительства никто из них не знал. Вскоре, цитирую :" в связи, что не было установлено лицо, совершившее преступление, уголовное дело было прекращено". Но почему собственно подозрение пало именно на этого мальчишку? И при каких обстоятельствах с ним познакомилась Ольга, дочь Ивановых? Вот об этом хочется поговорить особо.

      Однажды утром в квартиру Ивановых позвонили. Дома была только Ольга, крупная девушка лет четырнадцати. Она открыла дверь, у которой стоял высокий худощавый парень с наглой ухмылкой на губах. Он спросил о какой-то Рите. Когда узнал, что такая здесь не живёт, сказал, что ему всё равно с кем познакомиться. Дальше из объяснительной Ольги:" Потом он спросил, почему я держу его на пороге и не пускаю в квартиру. Мы посидели с ним в зале, потом пошли ко мне в комнату. Он сказал, что его зовут Колей и что учится в техникуме. Коля не раз подходил к серванту, открывал дверцу и рассматривал золотые украшения, лежавшие на позолочёном блюдце. Потом он приходил к нам ещё несколько раз. Моей маме назвался Андреем и говорил, что мой одноклассник. Зачем он так говорил, я его не спросила.

       И не только не спросила, но даже и не заподозрила ничего дурного. А не мешало бы быть более бдительной и осторожной, пуская в квартиру незнакомого человека. Неужели Ольга слыхом не слыхала о "плохих мальчишках" и разных историях? Или забыла? Почему она так легкомысленно поступила? Эти вопросы мне хотелось задать ей. "... Слушали музыку,поила чаем...", начисто забыв об осторожности. Да и мама с папой, как видно, ничего "такого" не заметили в "однокласснике".

       Следующий раз "Коля" должен был придти через неделю. Именно в тот  злополучный день и произошла кража. Конечно, подозрение есть подозрение, но как оказалось впоследствии, кражу совершил именно он. Слишком дорогостоящим оказалось легкомысленное знакомство.

       Прошло пять месяцев. И вот однажды, в один из июньских жарких дней Ольга заболела и не пошла в школу. Но главная-то причина, по которой она пропустила занятия, была в другом: накануне потерялав ключи от квартиры. Теперь она сидела у телевизора и смотрела передачу. Вдруг услышала какой-то странный звук. Обернувшись, увидела Колю.Как он проник в квартиру? Это обстоятельство так и осталось до конца не выясненным. В одном случае из объяснительной Ольги  явствует, что она не знает, как он попал в квартиру, в другом - что сама открыла ему дверь на условный звонок.

      В школе, где я хотела поговорить с потерпевшей, в тот день на занятиях её не оказалось. А завуч этой, одной из престижных школ города К., сказала:" Это ещё что! Пускала в квартиру незнакомого парня! У нас есть девочки, которые с незнакомыми куда ни попадя ездят!" Вот так. удивительно, но факт! К сожалению, не так уж редко в наше время встречаются чересчур доверчивые девушки. Совершают опрометчивые поступки, впоследствии, когда часто бывает уже поздно, раскаиваются в них. Но вернёмся в квартиру, где осталась Ольга и подозрительный Коля.

       Из объяснительной потерпевшей: " Коля признался, что кражу совершил он, показал золотые вещи и сказал, что всё вернёт, если я не заявлю в полицию. Потом он вытащил из-за пояса нож, велел мне повернуться спиной, связал сзади руки и привязал к трубам в ванной комнате. Пытался изнасиловать."
Затем он надругался над девушкой, цинично при этом смеясь и издеваясь. Орудуя в перчатках, стал искать деньги. Не найдя их, включил электроприборы,газ, не зажигая его. Ванную комнату, в которой находилась привязанная девушка, задвинул сундуком и ушёл.Вот такой отвратительный жуткий тип. И это в 16-то лет! Ольге, к счастью, кое-как удалось развязать верёвки и выключить электроприборы и газ.

      Николай сейчас в колонии. Но тогда его личность опять оставалась неустановленной. Безнаказанность породила очередное, более наглое преступление. В полиции сделали его фоторобот, но поиски оказались безрезультатными. Как это? Не миллион же в городе К. техникумов и училищ! Сложно, конечно, по фотороботу, но соседи-то всё же опознали непойманного преступника.

     В полицию "Николай" сдался сам.Возможно,что несмотря на циничность совершённых им преступлений, ещё не всё человеческое до конца потеряно в этом щуплом подростке. Ведь когда его спрашивали, не причастен ли он к другим квартирным кражам, он даже заикался от обиды и чуть не вопил от возмущения:" Неужели я такой пропащий!" Вот такое уголовное дело. Его жизнь уже в самом начале оказалась замешанной на зле и чужой крови.  Пострадала молодая девушка, волей-неволей споовоцирующая преступление излишней доверчивостью. Она с лихвой за это наказана. И, наверняка, извлекла для себя тяжёлые, горькие уроки. И не только она. Думается, извлекли их и родители, и педколлектив, в котором обучалась Ольга. Но нельзя не затронуть ещё одну, тоже довольно деликатную болезненную тему. Сегодня, когда преступность растёт небывалыми темпами, идут острые дискуссии по поводу целесообразности гуманизации в наказании уголовников, особенно несовершеннолетних. Одни - за неё, другие наоборот - за ужесточение, вплоть до высшей меры. Но есть и что-то общее во всех преступлениях несовершеннолетних. И это общее не что иное, как становящиеся чуть ли не нормой жизни среди подростков самые изощрённые и циничные способы морального и физического подавления личности. к сожалению, процесс такого нравственного распада нарастает и, по всей видимости, будет нарастать до тех пор, пока мы всерьёз не оценим его опасность и, на мой взгляд, напрямую не свяжем его с проблемой гуманизации в наказании несовершенолетних преступников. Сейчас же мы почему-то, я бы даже сказала, легкомысленно относимся к этому явлению. Вот даже из материалов дела, описанного мной в 1 части журналистского расследования, видно, что трое несовершеннолетних насильника не только не были наказаными, но даже их личности остались неустановленными.

       А Николая суд приговорил к лишению свободы с отбыванием срока срока наказания (три с половиной года) в воспитательно-трудолвой колонии. Не слишком ли мягко? На это счёт мнения разошлись даже у судей. Один ссылается на опыт гуманного подхода в наказании несовершеннолетних на Западе. Другой, напротив, считает, что выйдя через три года из колонии, такие как Николай, становятся ещё более изощрёнными. Кстати, по его делу прокурор вынес частный протест для того, чтобы снять обвинение в попытке убийства. В результате, естественно, снижена мера наказаничя.

     Я не юрист, не берусь судить, насколько важна сегодня гуманизация в судебных делах. Но высказать свою точку зрения с гражданских позиций могу. В последние годы у нас в судах появились оправдательные приговоры. Раньше такого не было, а, как выяснилось, часто страдали и невиновные. Но не менее опасна и другая тенденция, прямо противоположного толка. Недосол в судебных делах, по-моему, также опасен, как и пересол. Ведь, наверное, не зря же ещё в 1918г. судей, выносящих слишком мягкие приговоры, В.И.Ленин требовал исключить из партии.

      Насколько же справедливо Николая  тоже судить не берусь. Дальнейшая его судьба во многом будет зависеть от того, как поведёт он себя в колонии, осознает вину, сможет ли нравственно выпрямиться в кругах колонийского ада.Ведь не райское же место - колония! И сулит новые испытания. Кто же из судей окажется прав, покажет время.
 
Постскриптум. Только факты.
Как нам недавно сообщил заместитель начальника ВТК по воспитательной работе, Николай дисциплину в колонии не нарушает, к работе относится добросовестно, овладевает специальностью

 


Рецензии