О книге Мишеля Уэльбека Платформа

Один из наиболее читаемых мной авторов, над книгами которого хочется размышлять, поскольку они, как кривое зеркало, отображают процессы, происходящие в современной Европе, выпячивая перекосы, и ужасая реальностью. Во многом созвучно моим мыслям, иногда вызывает внутренний протест. Но такова настоящая литература, способная «пробуждать и встряхивать».
На обложке прочла аннотацию – книга о любви.
Вот уж нет. Никакой любви в этой книге я не нашла. В избытке здесь детальных описаний сексуальных наслаждений, от которых меня лично откровенно воротило, хоть и понимала для чего автор делает это. Словно на краю пропасти, в которую стремится мир, люди пытаются укрыться в раковину известной и доступной им «любви», сексуальной свободы, понимаемой ими как удовольствие, покупное, добытое на время. 

Подобно тому, как тяжелая волна нахлестывает на другую, и, с воем, разбивается, - в книге Уэльбека жизненная платформа героя рушится, убивая все вокруг.
Эта платформа основана на потреблении сексуальных услуг, с восторгом принимается и продвигается в бизнесе. Пока, наконец, не наступает прозрение. Духовно несостоявшийся и сексуально озабоченный герой романа, он же высокий чиновник министерства культуры - не знает другой формы жизни, кроме как наслаждаться сексом, все равно с кем, проще всего с проститутками. Впоследствии, во время поездки в Тайланд, встречает подобную себе партнершу. Они становятся парой, строят свои отношения на удобстве совместного бытия, и сексуальном удовлетворении. К тому же, партнерша занимает высокий пост в сфере международного туризма, и, с ее помощью, им удается внедрить в жизнь безумную идею открытия гостиниц для сексуальных услуг во всех уголках мира. Пресыщенные и потерявшие навыки человеческого общения и создания семьи, богатые европейцы с радостью подхватывают идею, и быстро заполняют эти отели. Но беда приходит так же скоро. Потребление человеческого тела для утех, за плату, противоречит принципам социальной жизни, унижает достоинство людей, разрушает моральные устои общества, заложенные религиях многих народов. И религиозные экстремисты, в данном случае представители ислама, совершают террористический акт, уничтожая чужестранцев, вторгшихся в их жизнь. Вместе с тем, беспечно отдыхающие «туристы» уже вкусили искомой «райской жизни», некоторые даже намерены остаться тут, и жить в этом «раю».
Расплата за невежество и отсутствие духовности настигает внезапно и хлестко.
По ходу повествования автор умело вплетает то тут, то там ужасающие происшествия, на которые герои романа не обращают внимания, увлеченные текущими проблемами. Они ссорятся, мирятся, обедают в ресторанах, выясняют отношения, а в соседнем квартале подростки мигранты грабят и разбивают битой голову 60 летней женщине.  В пригородном поезде такие же юнцы группой насилуют женщину, возвращающуюся с работы, совершают другие преступления, оставаясь безнаказанными. Это все происходит тут же и рядом, но остается не замеченным, от этого намеренно отгораживаются, в прямом и переносном смысле, проживая в закрытых районах, избегая столкновения с людьми, используя личный транспорт, или услуги охраны.
Но такой подход к жизни не может обеспечить нормального сосуществования людей. Кажется, что ненависть к исламу и мигрантам превалирует в книге, но все гораздо глубже. Это не умение и отсутствие желания вслушиваться, понимать, уважать другую культуру, воспринимать как равных других людей. Жажда потребления и бездуховность губят современный мир.

Открытие подобных гостиниц для сексуального туризма расценивается как порабощение и захват территорий, рождает волну противодействия местного населения, живущего по своим нормам и правилам, по своим традициям и законам. И в ответ - насилие и убийства тех, кто вторгся в их жизнь.
Английский философ, поэт и теолог Джон Донн, сформулировал очень емко и образно: «Никто не остров. Каждый человек – это часть материка…» Все люди едины, как материк, и невозможно жить в обществе, и не ощущать себя частью общества, отгораживаясь от происходящего.
Внутренняя глухота героя романа обратилась болью для многих, и, даже, смертью близких людей. Все, что произошло, в какой-то степени и по его вине, по его бездушию, вылилось лишь в его личное страдание. Но он так и не понял почему это произошло. Пытался обвинять ислам, потом просто потерял чувствительность, наступила апатия. умирание при жизни.
Книга написана многопланово. Характеры яркие и выпуклые. Главный герой – работник министерства культуры, и то, какие выставки он организует для жителей Парижа, приводит в ужас. Современное искусство похоже на паноптикум. Жена его знакомого директора крупнейшей туристической компании, посещает садомазохистские клубы, погрузившись в личные услаждения, не замечает, как страдают их дети, муж, как рушится семья. В это время вокруг что-то происходит, но остается вне их внимания. Европа становится тем многолюдным и многокультурным обществом, в котором все сложнее выживать людям, не имеющим средств к существованию, или средств защиты от растущей преступности.

Душевные метания и беспокойство, словно безмолвный крик о помощи, слышен в каждой строке книги. Шаткая и губительная платформа, на которой выстроена жизнь героев, не может удержать их, и созданный ими мир в равновесии, и тонет в океане проблем и зла. А другой платформы у них нет, - не смогли создать, не научились, не захотели.


Рецензии