леспромхоз

 Без преувеличения можно сказать, что Красногорский леспромхоз (ЛПХ) был, пожалуй, первым госпредприятием в городе, созданном на базе многочисленных мелких частных японских компаний, занимавшихся первичной лесопереработкой и доставкой в виде брёвен к потребителю/заказчику.
 Лес японцы пилили в тайге, как правило вдоль трёх наших рек, обрабатывали хлысты на месте в лесоучастках, там же рубили сучья,  вязали брёвна в плоты и по воде доставляли к обрабатывающим предприятиям города, основным и  самым мощным из которых был лесопильный завод, располагавшийся на месте, где позже возникла Судоверфь-СРМ.
Леса было много, не смотря на катастрофу с нашествием шелкопряда в 1920-х годах, практически полностью уничтожившего тайгу на сопках и в долинах южной части Карафуто вплоть до Кюссюнай (Ильинск), где он был остановлен неимоверными усилиями, в том числе силами учёных и студентов филиала Хоккайдского университета, расположенных в Чиннае.
 Таким образом, база, доставшаяся нам от японцев со спасённой тайгой и примитивной инфраструктурой, позволила не "придумывать велосипед", а  практически тут же приступить к "лесодобыче", используя наработанные технологии и маршруты, включая лесосплав, объединив разрозненные фирмы-артели под одной вывеской - "Красногорский ЛПХ".
 Первоначально лес доставлялся помимо лесозавода ещё нескольким небольшим деревообрабатывающим цехам (один из них, доживший практически до наших дней - ДОК напротив "Ателье"), имеющих  собственные станки и пилорамы, в свою очередь обеспечивающие  городские потребности в ассортименте пиломатериала, вплоть до изготовления столярки и примитивной мебели. То есть спрос уже тогда превышал предложение, а когда возник вопрос о запуске мощнейшего комбината по выпуску бочкотары, леспромхоз тут же приобрёл новый статус областного уровня, напрямую подчиняясь тресту "Сахалинлеспром", на том этапе превратившись в основное градообразующее предприятие.
 В связи с новыми перспективами возник ряд вопросов - от выбора места расположения, как сегодня говорят, центрального офиса, до организации всей необходимой, но предусмотренной в таких случаях инфраструктуры - строительства собственного жилья, торговли-общепита, очагов культуры  для отдыха и развития не только "интеллигентской прослойки", но и его величества гегемона. Что и было воплощено, как и положено, в дереве, в кратчайшие сроки и в необходимом количестве.
 Место для Центрального офиса, то есть конторы, долго искать не пришлось. Его вообще не искали - оно (это место) уже давно было готово и ожидало нового хозяина вместо несостоявшегося старого. А именно - после упразднения идеи строительства железной дороги, площадь, подготовленная под ж/д вокзал, подъездные пути, депо, сортировку и прочие тупики, была использована под строительство Управления, столовой, первых советских двухэтажных жилых домов и пару улиц одноэтажных, но зато с детским садом и магазинами. Вот только подходящего места под клуб здесь не хватило, и его без проблем разместили рядом с гаражом и мехмастерскими. Культура - это хорошо, но! для лесорубов это очень важно, но не главное. 
 Про лесоучастки тоже не забывали. Там в посёлках открывались специализированные магазины ОРС леспромхоза, где по спискам можно было купить почти всё, что производила лёгкая промышленность Союза, Китая и даже Японии.
 Расцвет наступил, когда на полную мощь включился Лесотарный комбинат. И хотя сплав леса по рекам последовательно прекратился по объективным причинам (вдоль русел рек вырубили всё, до чего могла дотянуться бензопила), сплавщики пересели на ЗиЛ 151/157, и стали возить оттуда, где прежде вообще не ступала нога человека. А леса нужно было всё больше - нужно было ещё и валюту на капиталистах заработать,  но его становилось всё меньше. И вскоре Лесотарный завод стал придираться к качеству предлагаемой леспромхозом древесине. То им сортамент не нравится, то диаметр не соответствует.
И лесотарников послали:
- У нас японцы и сучки за валюту купят.
 И стали лесотарники возить лес с материка через Холмск-Ильинск, приближая Перестройку и собственный крах.
 А Леспромхоз чувствовал себя недурно. Торговал капиталисту всё, за что тот соглашался заплатить, повышая производительность труда, пересев на Коматсу-Ниссан (30 м куб леса за ходку против 5-6 на Зил-157, делая 2-3 ходки за смену, против одной). Строил дома. Деревянные, правда, но благоустроенные.
Жили относительно богато. Что-бы купить "Жигули" нужно было просто написать заявление и пару лет, пока очередь подойдёт, поработать передовиком, выполняя план на 120%.
 И вот благодаря, в том числе этим 120%, лес закончился. Совсем.
Лес - он вообще такой. Он не может расти на 120%... 
...
 А построенная в конце 1940-х деревянная контора, которая офис, успешно пережила свой гарантийный срок и благополучно развалилась в середине 1990-х.


Рецензии