Самый известный художник русской эмиграции

Самый известный русский художник, эмигрировавший из России в 1920 году, Сергей Судейкин всегда мечтал, чтобы его картины вернулись на родину. В конце своей жизни, тяжело больной, он завещал передать тысячу своих произведений в СССР.

Связей с родиной у него не было, поэтому Судейкин передал свои работы книготорговцу Симеону Болану. Известно, что тот специализировался на русскоязычных книгах. Кроме того, скупал на аукционах картины и другие культурные ценности, которые в начале ХХ века русские эмигранты распродавали в огромном количестве. Книги уходили в университетские библиотеки, в частности, Гарвардскую и Колумбийского университета. Картины приобретали любители русской живописи.
Как картины Судейкина оказались в России

В случае с Судейкиным, они не стали предметом коммерческой сделки. Художник просто доверил Болану свои творения, включая эскизы декораций для постановок в Метрополитен-опера. Он искренне надеялся, что после его смерти Болан передаст всё в СССР. Так, по крайней мере, он написал в завещании.

В 1946 году самый известный художник русской эмиграции умер в страшной нищете. Через несколько лет, в начале 1950-х, в США приехала с гастролями труппа Большого театра. Болан, воспользовавшись ситуацией, встретился с Галиной Улановой, решив ей передать завещанные Судейкиным картины. Однако балерина наотрез отказалась принять этот дар. Поэтому книготорговцу ничего не оставалось, как распорядиться картинами по-своему. Он начал продавать их по дешёвке всем, кто соглашался купить…

Именно тогда архив вместе с несколькими картинами художника приобрёл любитель русской театральной живописи, потомственный аристократ Никита Лобанов-Ростовский. Он — банкир и геолог, собирал русское театрально-декорационное искусство первой трети XX века.

Он впервые посетил Россию в 1970 году по приглашению Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ), куда и передал архив Сергея Судейкина. Это фотокопии эскизов декораций и сцен, альбом с репродукциями, записи и статьи художника, мемуары, письма, рецензии, личные фотографии, рисунки.
Судейкин

Сергей Юрьевич Судейкин родился в Санкт-Петербурге 19 марта 1882 года. О матери Вере Петровне практически ничего не известно. А отец — подполковник Отдельного корпуса жандармов Георгий Порфирьевич Судейкин был убит революционерами-народовольцами в декабре 1883 года.

Сергей не помнил отца, ведь ему было чуть больше года, когда это случилось. Став совершеннолетним, он сменил отчество с Георгиевича на Юрьевича, но это не изменило его крови. От отца он унаследовал авантюризм, веру в свой талант, харизму и умение очаровывать нужных людей.

Говорят, Сергей был «аристократически» высокомерен, утончён и обладал энциклопедическими знаниями в области искусства. Он, что важно, умел их излагать.
«Гулянье»

Окончив гимназию в Санкт-Петербурге, Судейкин переехал в Москву и поступил в Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были известные художники Аполлинарий Васнецов, Леонид Пастернак, Валентин Серов, Константин Коровин…

Москва для Сергея стала источником вдохновения. Здесь он написал такие картины, как «Ночной праздник», «Во фруктовом саду» (1905), «Игрушки», «Гулянье» (1906). Последнюю картину в 1918 году Третьяковская галерея приобрела у Леонида Георгиевича Судейкина, старшего брата Сергея.

Искусствоведы считают, что в «Гуляньи» художник словно «перелагает» известную картину Антуана Ватто «Паломничество на остров Киферу». Такие же влюблённые пары и порхающие амуры в холмистом осеннем пейзаже, голубые дали, водная гладь…

Только глядя на картину, понимаешь: пусть и похоже, но всё совершенно иное. Судейкин приблизил своих персонажей к куклам, а шёлковые наряды XVIII века переделал в костюмы первой половины XIX. Если у Ватто изображено таинственное озеро, уходящее в далёкие голубые горы, то у Судейкина — круглый искусственный прудик. А ниспадающие струи фонтана, поникшие ветви деревьев кажутся вырезанными из картона…
Москва

Как уже было сказано, Судейкин быстро адаптировался в московском обществе. Артистическая и художественная среда тепло приняла его. Среди поэтов, вдохновлённых его творчеством, были Анна Ахматова, Валерий Брюсов, Лев Гумилёв и другие представители поэзии Серебряного века.

Судейкин много и довольно плодотворно работал. Его зарисовки и готовые полотна нравились всем благодаря колориту и своеобразной, ироничной манере живописи. Но в училище не всё складывалось гладко. Например, его на год отстранили от обучения и участия в выставках из-за неподобающего «отношения к учёбе».

Сергей оправдывался занятостью на Бутырском заводе у Саввы Мамонтова. Действительно благодаря Мамонтову он много работал над декорациями и костюмами для оперных постановок театра «Эрмитаж» в Каретном Ряду, в том числе над «Орфеем» Кристофера Глюка и «Валькирией» Рихарда Вагнера.

Кроме того, в 1903 году Судейкин и его друг Николай Сапунов создавали декорации для пьес Мориса Метерлинка «Смерть Тентажиля» и «Сестра Беатриса» в постановке Всеволода Мейерхольда. Благодаря такой богатой практике оба получили бесценный опыт и в будущем стали выдающимися театральными художниками.
«Голубая роза»

Несмотря на свою молодость, Сергей Судейкин уже был известен как талантливый художник, хотя  продолжал искать свой собственный стиль. Он учился вместе с такими известными художниками, как Павел Кузнецов, Николай Крымов, Николай Сапунов, Михаил Ларионов и Мартирос Сарьян. В будущем они объединятся в общество художников-символистов «Голубая роза», а одним из основателей станет Судейкин.

Хотя Сергей был членом таких ярких художественных объединений, как «Мир искусства», Союз русских художников, «Бубновый валет», «Ослиный хвост», Союз молодёжи и других.

Но вернёмся к «Голубой розе». 18 марта 1907 года в Москве состоялась выставка членов этого объединения, организованная на средства мецената Николая Рябушинского. Её организовали в розовом «доме со львом» фарфорового фабриканта Матвея Кузнецова на Мясницкой улице, 15. Экспозицию осмотрели более пяти тысяч человек. Коммерческого успеха выставка не имела, зато об её участниках наконец-то всерьёз заговорили.

Картины художников «Голубой розы» отличались романтикой и идеализацией форм, как и стихи поэтов Серебряного века. Но особенно выделялся будущий художник русской эмиграции Сергей Судейкин («В парке», 1907).

В 1909-м Судейкин наконец окончил МУЖВЗ и получил звание внеклассного художника. И в том же году поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств в мастерскую Дмитрия Кардовского.
И вновь Санкт-Петербург

В этой мастерской Судейкин познакомился с художником Александром Бенуа и примкнул к объединению «Мир искусства», которое Бенуа возглавлял вместе с Сергеем Дягилевым, а затем Николаем Рерихом. Сообщество также выпускало одноимённый журнал «Мир искусства», главным редактором которого был Дягилев.

В «Мир искусства» входили такие талантливые художники начала ХХ века, как Леонид Бакст, Константин Сомов, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Иван Билибин, Константин Коровин, Александр Головин, Борис Кустодиев, Николай Рерих и Борис Анисфельд. Все они сотрудничали с журналом «Золотое руно», с удовольствием иллюстрируя произведения современных им поэтов.

Однако больше всего Судейкина привлекал театр, которому он отдавал все свои силы. Театральность и театральная декорация стали отличительной чертой его творчества, а имя неразрывно связано с известными театральными режиссёрами Александром Таировым, Николаем Евреиновым, Всеволодом Мейерхольдом и Верой Комиссаржевской.

Он оформлял спектакли и литературно-артистические кабаре, такие как «Бродячая собака» (1911) и «Привал комедиантов» (1916). Интересно, что к оформлению сцены подходил как художник и иногда забывал об актёрах, которые терялись на фоне ярких декораций. Кстати, и в эмиграции художник на первое место в творчестве ставил театр.
В эмиграции

В 1920 году Сергей Судейкин вместе с женой Верой покинул советскую Россию. Его эмигрантская жизнь началась в Париже. Там он оформил два спектакля для труппы Анны Павловой. Но через два года развёлся, переехал в США, где активно работал над оформлением многих постановок для театра «Метрополитен опера».

Он принимал участие в создании декораций для балетов Игоря Стравинского «Петрушка» и «Соловей», оперы Николая Римского-Корсакова «Садко» и оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец».

В Америке он сотрудничал с труппами Михаила Фокина, Леонида Мясина и Джорджа Баланчина. Создал декорации к опере «Порги и Бесс» на музыку Джорджа Гершвина и голливудскому фильму «Мы снова живы» по роману Льва Толстого «Воскресение».
Печальный финал

К сожалению, необходимо признать, что Судейкин был не очень успешным коммерсантом. В конце жизни он вложил все свои средства в американское кабаре с русским названием «Привал комедиантов», украсив его своими замечательными панно.

Предприятие оказалось убыточным, что и привело к разорению. В результате этого исчезли и сбережения его третьей жены Джин Палмер-Судейкиной. После смерти мужа, чтобы не умереть с голоду, женщина вынуждена была продавать не только его картины и архив, но и свои домашние вещи.


Рецензии
Очень интересно. Прочитал с удовольствием. Спасибо!

Михаил Макабров   04.06.2024 11:23     Заявить о нарушении
благодарю за внимание!

Наталья Швец   04.06.2024 18:57   Заявить о нарушении