Глава 40. Анимализм и колка дров

Глава 40: Анимализм и колка дров

- Мешок рыбы мы с тобой, конечно, не поймали. Да, и не нужен нам мешок, или холодильник, набитый рыбой. Главное – польза, природа, свежий воздух… Сазанчика с карасиками бабушка пожарит; голавликов, плотву и окуньков высушим, а бубырей котам нашим отдадим. А, Ванюш? – Спрашивал дедушка.

- У них килька есть, у котов, дедуль, бубырей можно пожарить, они вкусные и окуньки вкусные жареные на подсолнечном масле. Одного окунька я подарю Рыжику и Муське, так уж и быть. – Возразил немного, улыбающийся Ваня.

- Хорошо погуляли, порыбачили мы с тобой, Ваня. – Говорил дедушка Дима, когда они уже подходили к калитке. Во двор вышла бабушка Валя:

- Вернулись, рыбаки! Хоть, что-нибудь поймали? – Спросила она.

- 15 рыб поймали, бабуля! Дедушка огромного сазана поймал! Вот, глянь! – Восклицал радостный Ваня, раскрывая большой целлофановый пакет с ручками и показывая улов бабушке Вале. Учуяв запах рыбы, у их ног завертелись Рыжик и Муся. Ваня выбрал самого большого окунька, достал его из пакета, раскрыл свой перочинный ножик, разрезал на пополам полосатую рыбёшку и угостил котов, они сразу же, жадно урча, съели свои порции.

- Ого! – Воскликнула бабушка Валя, разглядывая рыбу. – Пожарим!
- Да, голавлей засолим, остальное пожарим и бубырей. Ванюше жаренных на подсолнечном масле бубырей хочется, бабушка Валя. – Смеялся дедушка.
- Ну давайте обедать и отдыхать. – Пригласила мужа и внука бабушка.
- Давайте. – Согласился уставший дедушка. – Ноги разболелись, ох… - Завтра, Ваня дрова будем с тобой колоть, колуном. Поленья печку топить у нас заканчиваются.
- Хорошо, дедушка! Только я хотел всех наших животных, кроликов и птичек с натуры порисовать…
- Рисуй, на здоровье! Поколишь дровишек, порисуешь, поколишь, опять порисуешь… Так даже полезнее. Полено можешь нарисовать, древесина очень живописная!
- Да! Точно, дедушка!
- А ты знаешь, как называется жанр в живописи и рисунке, изображающий животных? – Спросил у внука дедушка.
- Да, знаю, дедуля! Анимализм от английского слова «энималз» - животные!
- Молодец какой! – Похвалил внука дедушка.

После обеда, который состоялся позже обычного из-за рыбалки, вся семья легла отдохнуть. Проснувшись и выйдя на кухню, Ваня увидел у печки небольшое корытце, в котором в воде плавала пойманная рыба, живая и бодрая: бронзовый сазан с бордовыми плавниками, золотой и серебряный карасики, полосатые окуньки с оранжевыми плавниками, платиновая плотвичка, краснопёрые голавли, колючие коричневые бубыри-ротаны. Вся рыба была жива.

На рыбалке Ваня видел ещё больше плавающей у берега рыбы в прозрачной чистой осенней воде, с растущими из дна изумрудно-салатовыми водорослями. Параллельно поверхности дна шевелили своими плавниками: бубыри, сазаны, караси, готовясь к зимней спячке. Ваня даже увидел коричнево-зелёного рака, ползущего в свою нору на зимовку. Ваня взял свой альбом и набросал фломастерами всю пойманную сегодня рыбу, на горизонтальных листах, в профиль. Сазана Ваня написал гуашью, потратив почти весь вечер на то, чтобы, найдя на палитре нужный колорит, изобразить его бронзовую чешую и бордовые перья плавников.

- Вот я начал свой анималистический цикл… - Обратился Ваня к сидящим за кухонным столом бабушке и дедушке, показывая им свои рисунки рыб.
- Красиво как! – Сказал дедушка Дима.
- Сазан, как живой! – Заметила бабушка Валя. – И посоветовала. -Пузырьки воздуха ему дорисуй, как раз у него рот открыт!
- О, точно! – Согласился заинтересованный Ваня. – Спасибо, бабуля! – И поблагодарив бабушку, Ваня быстро вернулся за стол и быстро нарисовал дыхание рыбы.
Между тем у корыта с плавающей рыбой с двух сторон сидели Рыжик и Муська и вели за рыбой внимательное наблюдение. Глядя на эту живую картину, дедушка Дима сказал, смеясь юному художнику:
- Нарисуй этих разбойников прямо с корытом, а в корыте плавающую рыбу…
- О! Да! Только сложно будет…
- Сложно! Зато получится настоящий анимализм! Покажешь учительнице в художественной школе после каникул! Она тебе сразу «пятёрку» поставит за всю зимнюю четверть, вперёд! – Заметил, вдохновивший внука-художника дедушка.
- Да, точно, дедушка. Я нарисую эту картину на большом листе, А-3 формата. Вид сверху будет. Кошки будут спинками к зрителю. Напишу её цветной гуашью, оранжевым шерсть Рыжика, чёрно-бело-оранжевым напишу Мусю. Рыбок, как и кошек, нарисую спинками вверх, а две-три в профиль, в повороте: одного голавля, одного окуня и сазана – в профиль с чешуёй. Авторами картины укажу тебя, дедуля: Дмитрий Ефимович Морковин и себя: Иван Сверчков…
- Меня можно и не надо, хотя это будет оригинально… - Возразил и согласился, улыбаясь дедушка.
- Будет, будет… ты ведь придумал сюжет!
- Сюжет Рыжик и Муська придумали, а я лишь предложил его изобразить… -Мудро иронизировал дедушка.
- Да! Именно так! – Восклицал счастливый Ваня.

И потренировавшись, делая наброски очертаний котов на листах А-4, Ваня нарисовал композицию картины «Коты и рыба» на листе А-3. Весь оставшийся вечер Ваня писал картину гуашью. И перед сном её завершил.

На следующий день дедушка Дима разбудил Ваню в 7:00 утра. Снова было солнечно и ясно. Умылись, позавтракали и дедушка сказал внуку:

- Ну, Ванюша, пошли дровишки колоть!
- Хорошо, дедуля! Мы колуном будем? – Спросил внук.
- Да, я тебе напомню, как это делается. Ты, наверное, подзабыл? Колуном намного легче, чем топором…
- Да, дедуля, подзабыл. – Ответил Ваня, готовясь к рисованию с натуры: кроликов, индоуток и белых петушка с курочкой; прикрепляя альбом к планшету, беря карандаши и фломастеры.

Сарай для дров находился перед курятником, а место для их колки и рубки было пред сеткой птичьего вольера. На середине стояла огромная чурка, на ней и кололи-рубили. За ней в открытом сарае лежали чурки для колки на поленья. В руке у дедушки Димы был колун: помесь топора и молотка. Индоутки и петушок с курочкой увидев хозяев, оживились и все подошли к металлической сетке вольера. Дедушка Дима взял одной рукой ясеневую чурку, поставил её на большую и ударил по середине колуном, ударил ещё и чурка раскололась на две части, обнажив светло-золотую сердцевину древесины.

- И ещё на две части, эти же половинки. Попробуй, придерживая чурбачок, а колун держи за край ручки, удар будет сильнее, Ваня. Давай!
 
Ваня так и сделал. У него получилось. Он вспомнил, как это делается. Расколов таким образом пять ясеневых и берёзовых чурок на поленья, Ваня решил отдохнуть и порисовать кроликов, а дедушка его заменил. Ваня спустился к крольчатникам. На одном листе он набросал штрихами чёрного фломастера самого главного кроля-императора Попрыгуна, как называл его Ваня, изобразил его чёрный с серебром мех и бордово-коричневые глаза. На втором листе альбома нарисовал белую крольчиху, императрицу Белку, серым и голубым сделал объём её пушистого белого туловища. Особенно Ване нравилось рисовать её розовые глаза с алыми зрачками, как у всех альбиносов. Пока Ваня рисовал, крольчиха всё время говорила по-французски. Белке очень нравилось, что её изображают, как настоящую императрицу, или королеву:

- Ах, шармАн, шармАн. ФрансЭ дэтруА, ах лямУр-тужУр, перфесьОн, перфесьОн, лямУр, мусьЕ, мунсИр! – Восклицала крольчиха и Ваня понимал её восхищение.

На третьем листе юный художник-анималист серым фломастером нарисовал трёх серых молодых кролей. После рисования кролей Ваня нарисовал одну индоутку на одном листе, а белых петушка с курочкой вместе на другом листе А-4.
Через час дедушка Дима и Ваня завершили колку дров, наколов поленьев на целую неделю вперёд, аккуратно сложив их здесь же, под навесом без двери.


Рецензии