Вред от добродетельной морали. Ницше

М. Шульгин, Сочи, май 2024. Анализ работы Ницше: «Воля к власти»

      Введение

      Учение Ницше может направить неокрепшую в вере душу по ложному пути, зародив сомнение в том, а нужно ли делать другим добро и в каком размере? Нужно ли быть добрым по отношению к лгунам, насильникам, ворам? Ведь добро "должно быть с кулаками", как трактует поговорка. Есть и другое изречение:"Доброта и простота хуже воровства". - Доброта развращает тех кто ею пользуется в корыстных целях. Вспомним роман Достоевского Идиот, где доброго до беспредела князя Мышкина все бессовестно использовали.      

      Интересно, на мой взгляд, представить соображение Ницше о добродетельной морали, которая им представляется безнравственной; и в следствие которой общество в отличие от природы, безответственно засоряется безвольными людьми, не способными на подвиги [мораль плоха тогда, когда она лицемерна, когда слово расходится с делам; Также многим не позволено то, что другие делают по праву; что не позволено быку то позволено Юпитеру].

       Ницше в работе "Воля к власти" пишет: «Не природа безнравственна, когда она без сострадания относится к дегенератам – наоборот, рост физиологического и морального зла в человеческом роде есть следствие болезненной и противоестественной морали.

       Отметим, что добродетель Ницше связывает прежде всего с болезненной чувствительностью и лицемерием сострадания. Он заявляет: «Чувствительность большинства людей болезненна и неестественна. В обществе нет солидарности и более там, где имеются неплодотворные, непродуктивные и разрушительные элементы, которые к тому же дадут ещё более выродившееся, чем они сами, потомство».
       Сострадание, по его оценке, является наиболее опасным феноменом, нежели любой порок. Он пишет: «Добродетель сострадания, о которой ещё Шопенгауэр говорил как о высшей, единственной и основной добродетели, – именно это сострадание признал я более опасным феноменом, нежели любой порок. Решительно идти наперекор родовому подбору и очищению вида от элементов упадка – вот что доныне считалось добродетелью par excellence…».
       В итоге Ницше подводит к мысли, что: «Добродетель есть наше великое недоразумение», поскольку на вершину целей поставили истощение [прежде всего говорит об истощении общества под действием  религиозной морали, исповедующей сострадание и любовь к ближнему]. Тогда "возникает вопрос – как истощённые достигли того, чтоб стать законодателями ценностей?" – Заявляет автор. Или иначе – как достигли власти те, которые – последние?.. Как инстинкт зверя-человека стал вверх ногами?..
      
        Итак, Ницше выражает недоверие к прежней оценке ценностей [исходя из того, что все повторяется и ценности остаются вечными (рассуждения из его теории «Вечного возвращения»)]. И задается вопросом: «Не служат ли все “ценности” приманкой, затягивающей комедию, но не приводящей её к какому-либо разрешению».
        Усвоение учения Ницше позволят нам в первом приближении понять, что его методы были использованы великими диктаторами, завоевателями, а сегодня используются лицемерной, лживой неолиберальной политикой. Но об этом отдельно..


Рецензии
Но не лишне заметить, что со своей квазиморалью Ницше как раз и закончил свои дни дегенератом

Дмитриев   31.05.2024 10:18     Заявить о нарушении