Долгая жизнь

–  Ты уже здесь?
Изможденный старик полулежал на кровати, опираясь на большую подушку, и подслеповато вглядывался в полутемный угол комнаты. Он нащупал на тумбочке очки, нацепил их, и тогда уже лучше разглядел вошедшую. Появившуюся ниоткуда. Просто материализовавшуюся в углу. Она была без черного балахона и косы, как показывают в плохих фильмах. Просто очень худая старая женщина с жестким, но не злобным взглядом. Но это была Она. Без всяких сомнений.
Он не боялся. Он ждал ее. Он надеялся, что она поможет ему – ответит на один вопрос. Главный. Для него.
– Сколько мне осталось?
– Нисколько, – ее голос был негромким, без эмоций и интонаций.
– Подожди. Чуть-чуть подожди. Что тебе стоит. Всего минутку. Ответь, ради чего я жил? Ты же все знаешь. Что тебе стоит.
На ее лице промелькнула тень удивления. На одно мгновение.
– Хм… Ты и вправду хочешь это знать? Сейчас?
– Да! Пожалуйста!
– Ну, ладно. Помнишь, как ты учился в школе. Давным-давно. У тебя был одноклассник. Низенький такой, щуплый. Валера.
– Да, помню. И что?
– А ты был крупным, сильным мальчиком. И злым. Дети все злые. Но не все сильные. И ты все время дразнил Валеру. И лупил иногда. Ни за что. Но он никогда не плакал. Получал тумаки, но не плакал. И сдачи дать не мог. А другие смеялись над ним. И девочки тоже.
– Да, глупо так получилось. Мы были детьми, – прохрипел старик.
– Вот-вот. Детьми. А однажды на уроке физкультуры, когда Валера с трудом подтягивался на турнике, ты подскочил к нему и сдернул с него трусы. Перед всеми. И перед девочками тоже. Опозорил его на весь класс. А потом и на всю школу, когда рассказал об этом мерзком поступке всем и каждому. Тогда он в первый раз заплакал от обиды и стыда.
– Зачем ты напомнила? Я не горжусь этим поступком. Зачем напомнила?
– Не спеши. Поймешь. После этого случая Валера больше не мог ходить в школу. Из-за тебя. И родители были вынуждены перевести его в другую. Поближе к центру, подальше от дома.
– Эх, я бы хотел встретить его и извиниться. Но уже не смогу, да?
– Не сможешь, да это и не нужно. Валеры уже нет на свете. Лет пять назад я проводила его душу далеко-далеко. Но, разговор не об этом. В новом классе у Валеры появилась девушка – Наташа. Одноклассница. Они встречались, а после окончания школы поженились. И прожили вместе много лет. А еще у них родился сын, который стал великим человеком и про которого ты, наверняка, много слышал. Если бы не ты, они бы не встретились. Смысл твоей жизни – дернуть за трусы. И все! Больше ничего. Ты хотел знать, теперь знаешь.
– Только ради этого? – спросил старик, треснувшим голосом и заплакал.
– Да, – жестко ответила она, и забрала его душу.
А потом на мгновение задержалась у его постели. Восемьдесят четыре года пустой жизни. На самом деле таких много. Уж она-то знает. Правда, они никогда не спрашивают ее ни о чем, и уж тем более о смысле жизни. А этот вот спросил. И снова тень удивления промелькнула на ее лице. Может, она что-то не разглядела?.. Да, нет, все правильно. Все правильно.
Так же неслышно, как появилась, она растаяла в воздухе.


Рецензии