академик Раздымалин Иван Фёдорович
Школьный аттестат получил в 1942г. Дата призыва Гремяченским РВК Воронежской области: 03.02.1943г. Три года воевал на фронтах Великой Отечественной войны: красноармеец пулеметчик 45-го отдельный пулеметного артиллерийского батальона 80-го стрелкового корпуса 33-й Армии ранен в Курской битве. Участвовал в освобождении Белоруссии, Польши, штурмовал Берлин.
Подполковник в отставке награжден орденами: солдатская Слава 2-й ст. (04.06.1945г.) и 3-й ст (10.02.1945г.), Красной Звезды (20.05.1945г.), Отечественной войны 1-й ст. (06.04.1985г.), медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы». Дата завершения службы: __.03.1947г., воинское звание: майор, части и подразделения службы: 45-й ОПУЛАДН 1-го Белорусского Фронта и 73-й ЗСП; в мирное время к наградам добавился орден Ленина.
В родной школе фронтовик начал преподавать немецкий язык, который ему захотелось выучить на войне, между боями, по найденному под Курском учебнику. Молодой педагог учился сразу в двух воронежских вузах – сельскохозяйственном и педагогическом. Начиная с 1951г. возглавлял Костенскую школу.
Закончил аспирантуру, написал учебник по агротехнике для сельских школ, опубликовал ряд научных статей. Впоследствии защитил кандидатскую и докторскую диссертации, стал членом-корреспондентом Академии образования. В зрелый период жизни Раздымалин на протяжении 30 лет возглавлял Совет ветеранов села.
Окончил: факультет иностранных языков Воронежского государственного педагогического института (1951г.), агрономический факультет Воронежского сельскохозяйственного института (1952г.).
Участник Великой Отечественной войны.
С 1948г. – учитель, с 1951г. – директор, с 2001г. – психолог средней школы в с. Костенки Хохольского района.
Одновременно в 1963–91г. – старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Академии педагогических наук, с 1991г. – профессор кафедры теории и методики технологии и профессионального образования Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат сельскохозяйственных наук, доктор педагогических наук.
В 1957г. создал ученическую производственную бригаду, которой руководил 40 лет.
Член Союза писателей "Воинское Сождружество", организовал выездное заседание Правления в школе с. Костёнки (2010г.).
В экспозиции представлены работы учёного и литература о нём: «Обучение сельских школьников применению удобрений» (1968г.), «Внеклассная работа по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству» (1985г.), «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» (2010г.) и другие.
Автор свыше 150 работ по проблемам школьной педагогики, заслуженный учитель школы РСФСР, член-корреспондент Российской Академии образования, лауреат премии «Золотой фонд Воронежской области», почетный гражданин Хохольского района Воронежской области.
Указом губернатора Воронежской области 8 июля 2011г. присвоено почетное звание «Почетный гражданин Воронежской области».
после продолжительной болезни скончался 06 января 2016г., захоронен в с. Костёнки.
увековечен на сайте: https://ru.wikipedia.org/wiki/ советский хозяйственный, государственный и политический деятель, член-корреспондент РАО.
2024г. март 01 = в с. Костенки Хохольского района торжественно открыли мемориальную доску земляку, сообщила директор Костенской средней школы Анна Соловьева. Памятный знак разместили на фасаде учреждения образования, в котором Иван Раздымалин проработал 62 года. Заместитель главы администрации Хохольского района Владимир Морозов поделился воспоминаниями о встречах и беседах с педагогом, о его мудрости и простоте, о верности делу.
2024г. июнь 03-16 = отдел краеведения: пл. Ленина № 2, к. 406, организовали Книжно-иллюстративную выставку «Ум учёного, руки умельца» к 100-летию Ивана Фёдоровича Раздымалина (06.06.1924 –06.01.2016). Из цикла «Памятные даты Воронежского края». Интерес представляют фотографии М. Вязового «Из семейного альбома фронтовика, академика Ивана Раздымалина», опубликованные в журнале «Подъём» № 5 за 2023г. Дополняют выставку материалы из периодических изданий.
2016г. сентябрь 01 = «Мы этой памяти верны…»
Это о нем в 1964г. на сессии Верховного Совета СССР руководитель партии и государства Н.С. Хрущев сказал, что это «…учитель, соединивший в себе ум ученого и руки умельца, умеющего увлечь ребят свей любовью к земле, к технике, жаждой знаний…»
Иван Раздымалин в семнадцать лет в 1942г. ушёл добровольцем на фронт и в 1945г. с Красной Армией дошел до Берлина. Родина по достоинству оценила его военные подвиги, наградив орденами Славы второй степени, Отечественной войны первой степени, Красной Звезды и многими медалями СССР.
Его труд в послевоенные годы в качестве учителя и многие годы - директора Костенкинской средней школы Хохольского района так же высоко оценен Родиной. Раздымалин – доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской Академии образования, заслуженный учитель России, кавалер ордена Ленина, награжден семью медалями ВДНХ СССР, почётным знаком «Золотой фонд Воронежской области». В 2000 г. ему присвоено звание Почётного гражданина Хохольского района.
В 1957г. Раздымалин создал ученическую производственную бригаду, которой руководил 40 лет. Он является автором свыше 150 работ по проблемам школьной педагогики. И сейчас, в свои 92 года, вносит посильный вклад в общее дело, в патриотическое воспитание молодёжи.
На днях С.И. Рудаков, секретарь Хохольского райкома КПРФ И.Т. Колесников и автор этих строк побывали в Костенках, где состоялась презентация книги И.Ф. Раздымалина. Директор школы Л.В. Сыркина организовала по этому случаю школьную линейку. Первые экземпляры книги были вручены С.И. Рудаковым дочери Раздымалина Людмиле Ивановне и сыну Юрию Ивановичу, которые пошли по стопам отца.
Выступали учителя школы, тепло отзывавшихся об И.Ф. Раздымалине, старшеклассники прочли военные стихи и рассказы. К сожалению, сам Иван Фёдорович из-за болезни не смог присутствовать на этом мероприятии.
Несомненно, подобные акции – лучший вклад в патриотическое воспитание наших граждан. Желательно продолжить выпуск военных и трудовых воспоминаний ещё многих и многих выдающихся личностей земли Воронежской.
В.И. Торубаров, член областного Совета Союза советских офицеров, подполковник юстиции
От редакции. Когда готовился этот материал, из Костёнок пришла скорбная весть: Иван Фёдорович Раздымалин скончался. Так получилось, что написанной книгой он как бы подвёл итог своей яркой, наполненной служением людям жизни. Выражая глубокие соболезнования родным и близким покойного, всем, кто сражался, учился и трудился рядом с ним, коммунисты Воронежской области и Хохольского района уверены: светлая память об И.Ф. Раздымалине навсегда сохранится в наших сердцах, а заложенные им славные педагогические традиции будут продолжены и приумножены.
2010г. июнь 24 = очерк в газете "Коммуна"
«Ум учёного, а руки умельца»
Так отозвался Никита Хрущёв об Иване Раздымалине – учителе из воронежских Костёнок, член-корре РА педнаук. По военной биографии Ивана Фёдоровича можно изучать историю войны.
Так отозвался Никита Хрущёв о Иване Фёдоровиче Раздымалине – учителе из воронежских Костёнок.
«Ум учёного, а руки умельца». Так отозвался Никита Хрущёв об Иване Раздымалине – учителе из воронежских Костёнок, член-корреспонденте педагогических наук. По военной биографии Ивана Фёдоровича можно изучать историю войны Раздымалин со своими учениками. Фото из семейного архива.«Коммуна», № 90 (25521), 24.06.10г.
Раздымалин со своими учениками. Фото из семейного архива.
Хотя сейчас Раздымалин и не преподаёт, но застать его в школе можно практически каждый день. Вот и во время нашего приезда он находился в кабинете, на дверях которого – табличка: «И.Ф.Раздымалин – член-корреспондент Российской академии педагогических наук, Заслуженный учитель школы России».
Сам Раздымалин – местный, костёновский. 14 июня 1942 года он окончил ту же школу. А через месяц родное село заняли немцы. Потом они ушли дальше, на Сталинград. Остались мадьяры, которые через две недели, собрав всех трудоспособных мужчин, отправили в концлагерь в соседнее село Семидесятное. Туда же попал и Иван – рыл вместе со всеми траншеи, противотанковые рвы.
При первой же возможности он покинет лагерь и уйдёт в соседнее село Ивановка, к своей тётке, у которой прятался раненный старший лейтенант Красной Армии. Под Сталинградом у немцев дела шли неважно, и потому мадьяры, явно не желающие воевать, начали подумывать о том, как бы сдаться в плен наступающим советским войскам.
- За день до прихода наших войск в Ивановку, ночью, в хату заявился мадьярский «сакасвазатуй» – это старший сержант. Снимает ремень со штыком и подсумком для патронов и вместе с винтовкой передаёт тёте. Она отправляет всю эту амуницию под печку. Два других солдата пришли раньше, но оружия у них не было. Все трое забрались на печку, но там уже были мы со старшим лейтенантом. Один из мадьяр, родом с Западной Украины, по-русски начал интересоваться – как можно сдаться в плен Красной Армии, чтобы им сохранили жизни. Началась обработка ночных гостей. Офицер убедил мадьяр отдать ему оружие, уверив при этом, что оккупантов, добровольно сдавшихся в плен, никто расстреливать не будет.
После освобождения Костенок 19 января 1943 года Раздымалин сразу же уйдёт в Гремячье, где стоял запасной полк, – чтобы отправиться на войну. Но медицинская комиссия его «забракует» – чесотка. А вскоре Ивана надолго свалит тиф. И лишь в мае того же года, поправившись, вместе с друзьями он отправится в Воронеж, где получит назначение в роту подготовки снайперов. Но жизнь внесёт поправку в его военную специальность. В полку остро ощущалась нехватка пулемётчиков, и красноармейца Раздымалина определят в подносчики – две коробки с лентами, по 10 килограммов каждая.
По военной биографии Ивана Фёдоровича можно изучать историю войны – жестокие бои на Курской дуге, ранение, госпиталь, снова бои до самой границы, затем в Польше и предместьях Берлина, встреча на Эльбе с союзниками….
С 70-килограммовым станковым пулемётом сержант Раздымалин прошёл пол-Европы. Был награждён двумя орденами Славы, второй и третьей степени, орденами Красной Звезды и Отечественной войны первой степени, многими медалями. Уже в мирное время к фронтовым наградам прибавится орден Ленина. «В довесок» к благородному металлу, украшающему его парадный пиджак, ветеран носит при себе ещё одно железо, «добытое» на фронте, – осколок миномётной мины в бедре.
О себе Раздымалин говорит так: слишком не геройствовал, но и за чужие спины не прятался. «На фронте многое, «пятьдесят на пятьдесят», зависит от умения и удачи. Без этого не выжить. Воевать по-суворовски мудро фриц нас заставил научиться, а удача, слава богу, меня не оставила».
Домой Раздымалин попал лишь весной 1947 года, отслужив почти два года в Восточной Пруссии.
- Первого апреля 47-го прибыл в Воронеж. Город я не узнал: дома разрушены, целые улицы «украшают» остовы когда-то великолепных зданий. До Малышева доехал на грузовой машине, на лодке переправился через Дон, а дальше, до дома, – пешком. Дорога в 20 километров для пехотинца не расстояние, и в полночь я был уже дома. Мама и сёстры сначала и не поняли, откуда я свалился, – вспоминает Иван Фёдорович.
Над вопросом, чем заняться, долго не раздумывал. Решил фронтовик пойти по педагогической стезе, преподавать немецкий язык. Во время войны в одном из разбитых домов на Орловщине он нашёл школьный учебник немецкого языка и русско-немецкий словарь, изданный в Берлине. Кроме истории ВКП(б), которая хранилась в вещмешке, почитать было нечего. Вот он и взял книги для общего развития. В свободное от боёв время стал осваивать язык Гёте и Шиллера. Пока дошли до Берлина, Раздымалин разговаривал по-немецки уже без словаря. Нередко жители Германии, решая с командованием полка бытовые проблемы, шли к нему как к переводчику.
Но первым вузом, куда поступил Иван Фёдорович, был Воронежский сельскохозяйственный. Переведясь на заочное отделение СХИ, позже подал документы на факультет иностранных языков пединститута. А работать попросился в родную школу учителем немецкого языка. Педвуз Раздымалин закончил за три года, а СХИ – за четыре с половиной, получив диплом агронома.
В 1951 году женился. Поиском супруги долго не утруждал себя. В школе приглянулась молоденькая учительница Лидия, которая, кстати, преподавала немецкий язык, и он сделал ей предложение. «В следующем году будет 60 лет, как мы живём в мире и согласии», – говорит Иван Фёдорович.
Ездить в поле, пахать, сеять и учить детвору иностранному языку – ему все это казалось мало. Вот и решил Раздымалин на базе своей школы создать с ребятами ученическую производственную бригаду, чтобы научить ребят понимать землю. Тем более, полей в колхозе – хоть отбавляй. Практика – отменная, а теорию познавали в классах и школьной лаборатории. И чтобы самому больше знать, поступил в аспирантуру на кафедру агрономической химии. Всё вышло так, как замыслил, – после уроков выводил учеников в поле. Требовал, чтобы разговаривали только по-немецки. Потом этот метод назовут «глубоким погружением в языковую среду».
О Костёнской ученической бригаде узнает вся страна. О Раздымалине писали центральные газеты, к нему приезжали за опытом. Школе подарили даже автобус. Глава государства Никита Хрущёв, выступая в 1964 году на сессии Верховного Совета СССР, упомянул его фамилию в числе пяти учителей-новаторов. Хрущёв отметил, что у учителя из Костёнок «ум учёного и руки умельца».
Иван Фёдорович проводил с учениками опыты с удобрениями, выращивал на делянках диковинные урожаи, а главное – прививал ребятам любовь к земле.
- Сельской школе была посвящена вся моя жизнь, хотя лестные предложения сменить место работы и жительства мне поступали не раз, – признаётся Иван Фёдорович. – И после защиты в 1987 году докторской диссертации остался верен своей школе, и после того,, как в 1992 году был избран членом-корреспондентом академии. Я делал своё любимое дело, даже летом в отпускное время часто выезжал в поле. Здесь отдыхал душой, любуясь золотистыми хлебами, бескрайними просторами родного края. Всегда был далёк от карьерных помыслов. Меня интересовали сам процесс, рост самосознания моих воспитанников, приумножение их знаний по сельскому хозяйству.
«Ум учёного, а руки умельца». Так отозвался Никита Хрущёв об Иване Раздымалине – учителе из воронежских Костёнок, член-корреспонденте педагогических наук. По военной биографии Ивана Фёдоровича можно изучать историю войны Фото Михаила Вязового. «Коммуна», № 90 (25521), 24.06.10г.
Иван Фёдорович Раздымалин. Михаила Вязового.
Свою любовь к учительству он передал своим детям. Сын Юрий и дочь Людмила преподают в этой же школе. «Это всё дурной пример родителей», – шутит Раздымалин. Да и внуки пристрастились к знаниям.
Продолжается и его дело, начатое 53 года назад. До сих пор в Костенкинской школе работает ученическая бригада. Пару лет назад, чтобы сподручнее было консультировать детей непосредственно в поле, Иван Фёдорович купил мотоцикл. Он и сегодня, в 86 лет, – пример верности главному делу жизни.
автор: Валерий Казанов, см.: «Коммуна», № 90 (25521), 24.06.10г.
2013г. май 09 = очерк "Ратник и сеятель"
Больше шестидесяти лет ветеран Великой Отечественной академик Иван Раздымалин учит детвору растить хлеб
Фото Михаила Вязового
...Он стоял на вершине меловой кручи. Весенний ветер трепал его седые волосы, распахивал куртку, обнажая медали и ордена. Молча смотрел на Дон, катящий в необозримую даль свои волны, на залитые вешней водой луга, на едва тронутые нежными листочками вязы и липы, на зеленя озимых, на раскинувшееся под горой родное село. Смотрел – и понимал своих далеких предков, которые еще в незапамятные времена облюбовали эти благодатные донские берега, чтобы сеять здесь рожь, растить детей, защищать все и вся от недругов.
Разве мог он, впитавший с молоком матери любовь к своей земле, не встать на ее защиту, когда пришел его час? Три года, поливая врагов свинцом из станкового пулемета и залечивая раны в госпиталях, он верил, что настанет его черед пахать этот тяжелый, но такой плодородный чернозем и учить сельскую детвору. От этой самой меловой кручи восемнадцатилетним мальчишкой Иван Раздымалин ушел на фронт.
Сюда же и вернулся, сняв военную гимнастерку в сорок седьмом. Здесь мы его и встретили в 2013-м.
- В начале августа сорок первого года, нам семнадцатилетним, прислали повестки - явиться с топорами и запасом продуктов в райком комсомола в Гремячье, - начал наш разговор Иван Федорович. - Там погрузили нас в телячьи вагоны и отправили в сторону Москвы. На одной из станций наши вагоны отцепили и загнали в тупик. Ждали мы сутки, пока о нас вспомнят, а потом пошли к коменданту. Возле Калуги попали под бомбежку, но остались живы и невредимы. Первый же патруль, узнав о том, сколько нам лет, велел отправляться домой и ждать своего часа.
И снова Костенки. Колхозное начальство назначило Ваню Раздымалина главным над такими же, как и он, мальчишками и девчонками. За парты они сели только в ноябре, когда закончились работы в поле.
- Нам пытались растолковать теоремы и грамматические правила, а мы думали лишь о войне, жили сводками Совинформбюро, знали, что нас ждет фронт, - продолжает ветеран. - Так что десятый класс закончил с тройками, хотя все девять лет был хорошистом. Мне нравилось учиться, я «летел» впереди программы, пытаясь самостоятельно разобраться в исторических событиях и физических законах. В июне сорок второго нам вручили аттестаты. К этому моменту из сорока восьми человек, столько нас было в двух восьмых классах, осталось десять: девять ребят и одна девочка. Знаю, как сложилась судьба только одного из них. Алексей Семенович Царьков после войны стал учителем, потом возглавил школу в селе Малышево.
… Летом сорок второго Ване, как и его одноклассникам, исполнилось восемнадцать лет, но повесток им никто не прислал. Не до того было. Фронт прорван, советские войска отступали.
Спросил тогда паренек одного лейтенанта: "Куда бежите?" А тот в ответ: "Фашисты в нескольких километрах от вас".
Пятого июля подростки убирали сено за рекой.
- Видим, через Дон самолет перелетел, в нем - полковники сплошь, а через час немцы пришли, - продолжает свой рассказ Раздымалин. - Чувства страха не было. Только безразличие. Оно и оберегало от психологических срывов во время оккупации. Мы наверняка знали, что все равно придет наш черед бить врага. За немцами явились мадьяры. Вскоре собрали всю молодежь и погнали в Семидесятное, в концлагерь. Мать с сестрами перебралась к сестре в Ивановку, оттуда приносила потом мне еду. Иногда мадьяры подводили к оврагу, где мы сидели, больную, всю в язвах, лошадь, таких называли опойными, и сталкивали вниз. Ее тут же растаскивали на куски.
Рассказал Иван Федорович и о том, как по приказу оккупантов бабы и подростки копали в селе Рудкино противотанковые рвы, как гоняли их на принудительные работы в родные Костенки, как по пути в Ивановку наткнулся он в подсолнухах на мадьяра с пушкой - опешил противник, но задерживать парня не стал, отпустил. Упомянул и о наступлении советских войск, о кровопролитном бое за хутор Хмелевой лес перед Ивановкой, где погибли около сотни красноармейцев, о двух мадьярских солдатах, которые пришли в дом к его тете, отдали ей свои винтовки и, спасая свою жизнь, полезли на печку прятаться.
На второй день после освобождения села пошел Иван Раздымалин в военкомат в Гремячье. Записали его в запасной полк, а врачебная комиссия отправила назад - лечиться от чесотки. Дорогой подхватил тиф, месяц провалялся, еле выкарабкался и снова - в военкомат. Там дали отсрочку до начала мая.
После снайперской школы попал на Курскую дугу, на станцию Поныри пулеметчиком. Двадцатого сентября 1943 года за Десной ранило. Его пулемет стоял на пригорке, как на ладони, с третьего залпа немецкое орудие и накрыло его. Один осколок воткнулся в подошву правой ноги, другой попал в ногу, третий - в вещмешок. Не стали в госпитале вытаскивать осколок, залечили рану и отправили на фронт. Так до сих пор и живет ветеран с куском железа в бедре.
На простеньком пиджаке - несколько боевых орденов и медалей: Славы второй и третьей степени, Отечественной войны первой степени, медали "За взятие Берлина", "За освобождение Варшавы", орден Ленина, полученный в мирное время.
- Не верил, что меня могут убить, хотя видел, как рядом гибнут друзья, такие же мальчишки, как и я, - вздыхает Иван Федорович. - Первый орден Славы получил осенью сорок четвертого в Польше. Второй - в феврале сорок пятого в Познани. Там немцы попали в окружение. Ночью наш четвертый взвод встал на постой в дом на окраине небольшого городка. На чердак отправили наблюдателя с пулеметом, а сами легли спать в подвале. Не успели заснуть, как сверху крик: немцы идут - семь танков и пехота. Проделали щель в заборе, обложили огневую точку камнями. Когда враг подошел ближе, открыли по нему огонь длинными очередями. Он в ответ дал залп по дому, мансарду снесло, забор. Когда дым рассеялся, мы уже перебрались в сарай. Только пехота поднялась за танками, как мы огнем обратили ее в бегство.
Когда отличился в третий раз, то хотели дать орден Славы первой степени, но в штабе почему-то посчитали, что у меня нет второй степени, и дали орден Красной Звезды.
В родную сторонку Иван вернулся весной сорок седьмого. Вместе с ранами и осколком принес в крошечную родительскую хатенку радость победителя, разбавленную напополам болью от потерь. И еще огромное желание учиться, чтобы потом передавать свои знания сельским мальчишкам и девчонкам. Начал в родной школе учителем немецкого языка, который изучал самостоятельно в перерывах между боями, по найденным под Курском словарю и учебнику за восьмой класс. Полученные знания совершенствовал в Германии, переводя просьбы местного населения своему командованию.
Раздымалин работал в школе, учился в Воронеже в двух вузах одновременно - сельскохозяйственном и педагогическом.
С весны до осени пропадал со школьниками в поле. Пахали, сеяли, пололи, собирали урожай. Разговаривали обо всем на свете, и чаще всего на немецком. Именно так, считал Иван Федорович Раздымалин, лучше всего изучать иностранный язык. Зимой в классах и школьной лаборатории постигали теорию.
Жена - Лидия Борисовна - работала в той же школе, так же, как и он, преподавала немецкий. А дома подрастали детишки Юрий и Людмила.
В 1957 году Иван Федорович, к тому времени уже как шесть лет директор школы, создает в Костенках одну из первых в стране производственно-ученических бригад. На следующий год поступает в аспирантуру сельхозинститута. Пишет учебник "Агротехника полевых и овощных культур". Шаг за шагом ученики Раздымалина переставали смотреть на крестьянский труд как на удел неудачников и двоечников. Об их диковинных урожаях зерновых, подсолнечника и свеклы на специально отведенных опытных двухстах гектарах писали многие центральные газеты. К ним ехали за опытом, а они недоумевали: вроде все так просто и понятно. Многие ребята потом из них стали механизаторами и агрономами. В 1964 году сам Никита Сергеевич Хрущев на сессии Верховного Совета СССР сказал о Раздымалине, что у него "ум ученого и руки умельца" и назвал его имя в числе пяти самых прославленных учителей-новаторов.
Потом будут кандидатская и докторские диссертации. В НИИ Академии педагогических наук он пройдет путь от старшего научного сотрудника до члена-корреспондента.
- Мне предлагали работать в Москве, но я не мог оставить своих учеников, - признается Иван Федорович. - Даже летом, во время отпуска, я шел с ребятами работать в поле.
Шестого июня Заслуженному учителю СССР Ивану Федоровичу Раздымалину исполнится 89 лет. Он каждый день приходит в школу, которой посвятил всю свою жизнь. Стены его школьного кабинета заняты книжными стеллажами. На столе - тетради, конспекты, книги. Он до сих пор преподает. Но уже не ученикам. Он учит учителей. На окне - рассада помидоров и перцев, им же посеянная и распикированная. Через неделю - другую он вместе со школьниками высадит ее в грядки.
Ученические...
Тамара Гашимова, село Костенки, Хохольский район Воронежской области
см.: газета "Коммуна" NN63-64 (26085-26086), 08.05.2013г.
2008г. сентябрь 11 = очерк "У учителя из Костенок начался 60-й учебный год", автор Евгения Лежанина (Воронежская область)
Иван Раздымалин - единственный в Черноземье учитель - участник Великой Отечественной. Ко всему прочему - доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии педагогических наук и любимый учитель почти всех жителей села Костенки. По фронтовой биографии Ивана Федоровича можно изучать историю войны - жестокие бои за Курскую дугу, ранение, госпиталь, снова бои до границы, затем в Польше и предместьях Берлина, встреча на Эльбе с союзниками... С 70-килограммовым станковым пулеметом сержант Раздымалин прошел пол-Европы. В 1947 году Иван вернулся домой. Всего-то 24 года, не женат, планов - громадье. Решил пойти по педагогической стезе. Еще во время войны в одном из разбитых домов на Орловщине он нашел школьный учебник немецкого языка и русско-немецкий словарь, изданный в Берлине. В свободное от боев время читал и перечитывал эти книги - в Германии местные жители, решая с командованием полка бытовые проблемы, шли к нему как к переводчику. Но первый вуз, куда поступил, был Воронежский сельскохозяйственный. Заниматься решил заочно, а работать попросился в родную школу учителем немецкого. Но душе все было мало. Через год сдал документы в педагогический институт на факультет иностранных языков. Стал студентом двух вузов. Первый закончил за три года, а СХИ - за четыре с половиной, получив диплом агронома. - Мне только в последние годы перестали сниться бои,- признается Иван Федорович. - Никак война не отпускала. На Одере погиб мой друг, второй номер расчета Коля Кацериков из Дорогобужа Смоленской области. Я еще тогда поклялся: вернусь домой, буду работать за себя и за друга. Иван Федорович удачно увязал две разнополярные науки - почвоведение и немецкий язык. Просто ездить в поле, пахать и сеять или учить детвору чужому языку снова казалось мало. Женился, дети пошли, а чего-то для полноты жизни не хватало. Вот и придумал создать с ребятами бригаду, чтобы научить их любить и понимать землю. Полей в колхозе хоть отбавляй - практика отменная, а теорию познавали в классах и школьной лаборатории. Иван Федорович и тему для исследований придумал: изучить влияние удобрений на растения. А чтобы самому больше знать, поступил в аспирантуру на кафедру агрономической химии. На кафедре были рады оставить способного аспиранта на дневном отделении, но у него же ученики и школа. Да и привык заниматься заочно и самостоятельно. И все вышло так, как задумал - после уроков выведет учеников в поле и объявляет, что разговаривать будут только по-немецки. Спустя полвека этот метод назовут глубоким погружением в языковую среду. Костенская ученическая бригада, одна из первых в стране, в свое время была знаменита. О Раздымалине писали центральные газеты, а глава государства Никита Хрущев, выступая в 1964 году на сессии Верховного Совета СССР, упомянул его фамилию в числе пяти учителей-новаторов. Иван Федорович проводил с учениками опыты с удобрениями, выращивал на делянках диковинные урожаи и, главное, собственным примером подводил к мысли, что землю надо любить. Многие ученики Раздымалина стали агрономами, технологами, механизаторами. Академия педагогических наук в 1963 году приняла Ивана Федоровича в штат. Он шутит, что за 30 лет директорства в школе ни разу не расписывался в зарплатной ведомости - не положено было сочетать две должности. Да и не главное это для него: дело - вот что увлекало по-настоящему. В тот же год он защитил кандидатскую диссертацию, через 24 года - докторскую. Написал учебник по агрохимии, несколько пособий. В 60-й раз вышел в этом году на свой пост - в школьные классы. А чтобы сподручнее было консультировать учеников непосредственно в поле, специально приобрел мотоцикл. Он и сегодня, в 84 года, продолжает жить за двоих - за себя и погибшего друга.
Российская газета - Неделя - Черноземье:
2001г. октябрь 04 = в газете "Труд" опубликовано:
АКАДЕМИК ИВАН РАЗДЫМАЛИН ПРЕПОДАЕТ В ОБЫЧНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ.
В 60-х годах прошлого века воронежское село Костенки
прославилось на всю страну школьной научно-производственной
бригадой, созданной учителем Иваном Федоровичем Раздымалиным. К
нему и по сей день едут за опытом российские педагоги.
С войны Раздымалин вернулся с двумя орденами Славы, орденом
Красной Звезды... Перед ним были открыты двери в любой институт.
Он пошел работать в школу - учителем труда. Одновременно поступил
в два института - сельскохозяйственный и педагогический. Оба
закончил блестяще: один - за три года, второй - за пять. Тогда
еще молодой педагог обратил внимание на беду сельской школы тех
лет: учебный процесс велся в отрыве от земли. Даже в сочинениях
деревенские ребята писали о своей мечте стать летчиком, геологом,
полярником, физиком... И почти никто - строителем, механизатором
или дояркой. Для морального давления на нерадивых использовался
шаблонный педагогический прием: "Будешь плохо учиться - одна
дорога: в пастухи".
Вот тогда Раздымалин - в противовес сложившейся ситуации -
создал научно-производственную бригаду. Ребята из года в год
пахали закрепленные 200 гектаров угодий, сеяли зерновые,
подсолнечник, свеклу. Увлеченно экспериментировали на поле и вели
научные дневники. Иван Федорович говорит, что считает их
соавторами учебника "Агротехника полевых и овощных культур" и
своих других научных трудов. Но главный результат - в другом.
Вслед за педагогом из Костенок ученические бригады по типу
раздымалинской стали создавать многие сельские школы. Именно они
в какой-то степени притормозили повсеместную миграцию молодежи из
деревни в город.
Костенковским мальчишкам и девчонкам можно позавидовать: в
какой еще сельской школе преподает доктор наук,
член-корреспондент Российской академии образования? Иван
Федорович, защитив кандидатскую, потом и докторскую диссертации,
так и остался сельским учителем. Никогда он не собирался изменять
школе. Тем более сейчас, когда ей живется отчаянно трудно. И
морально, и материально.
* * *.
- Запас прочности, накопленный в прежние годы, приближается к
нулю, - с грустью говорит директор Раздымалин. - До предела
обветшало оборудование физических и химических кабинетов.
Например, чтобы продемонстрировать на лабораторных занятиях
реакцию, связанную с нагреванием, учитель химии вынужден
прибегать к помощи старого примуса. А географ, отчаявшись склеить
рассыпавшуюся карту, всю ночь перерисовывает ее цветными
карандашами на ватман. Смешно? А мне - нет. Не будем забывать,
что учитель и сам должен всю жизнь заниматься образованием. Ему,
как воздух, необходимы журналы - не только профильные, но и
литературные, общественно- политические. А у нас сейчас нет ни
одного педагога в селе, да, по-моему, во всем районе, кто мог бы
позволить себе такую роскошь, как подписку на "Новый мир",
"Огонек" или на тот же ваш "Труд". Особенно жаль молодых коллег:
им не до возвышенных споров о предназначении учителя, о театре и
кино. Они после уроков погружаются в хлопоты по хозяйству: доят
коров, выгребают навоз, готовят пойло для свиней. Или до
изнеможения копаются на грядках. А иначе не выжить: время от
времени выдаваемая зарплата оскорбительно мала.
Я не знаю, почему так случилось. Но знаю другое: вопрос о том,
какой быть России, решается именно в школе. Отсюда и должны
"танцевать" и правительство, и Госдума, и Кремль. Не так давно
президент объявил о всеобщей компьютеризации школ, в том числе и
сельских. Разве мы против? Обзаведясь такой техникой, мы,
например, загоним на вечное хранение в файлы все
экспериментальные данные, накопившиеся за тридцать с лишним лет
существования нашей научно-производственной бригады. Их столько,
что хватит на несколько докторских диссертаций. Но компьютер - не
помощник в решении насущной проблемы: в школе постоянно протекает
крыша, и нет средств залатать ее основательно.
Когда слышу разговоры о введении платного образования, меня
коробит. Это все равно, что платить за право жить, дышать. Как-то
наш деревенский священник, глядя на безымянные могилы старинного
кладбища, задумчиво произнес: "Вот под той вековой березой,
возможно, лежит тот, кто мог бы стать вторым Ломоносовым, а под
соседним холмиком - еще один Ньютон иль Эйнштейн... Их таланты не
раскрылись лишь потому, что тогда эти люди не могли ни читать, ни
писать". И он прав. Так зачем нам из светлого дворца знаний снова
лезть в избу с лучиной? В связи с этим в учительской среде даже
возникло нехорошее подозрение: может, доводя учителей до
положения маргиналов, их провоцируют на то, чтобы они сами
потребовали введение платы за учебу, которая-де сразу снимет с
повестки дня все проблемы нищенского содержания? Но если такая
иезуитская идея витает в чьих-то чиновничьих мозгах, то я
ответственно заявляю: она обречена на провал. Учителя как
каторжные будут вкалывать на приусадебных участках, пасти
общедеревенское стадо по выходным, выращивать поросят и кур, но
никогда и ни за какие коврижки не подпишут своими руками смертный
приговор бесплатному образованию.
Сейчас сложно воспитывать учеников. Учитель говорит на уроке о
служении Отчизне, долге гражданина... А повседневная жизнь
настаивает на своем: служи прежде всего самому себе, любимому.
Финансовые аферисты, чьи фамилии у всех на слуху, безнаказанно
роскошествуют в заграничных виллах и дворцах. О "ворах в законе"
теперь пишут и говорят с пиететом, какого раньше удостаивались
разве что космонавты. С кого же брать пример юношам и девушкам,
"обдумывающим житье"? Почему ни на экране, ни в газетах не стало
положительных героев? Остается уповать на классическую
литературу, которая, надеюсь, из школьной программы не уйдет. И
еще на труд.
В его воспитательном значении сомневаться не приходится.
...С Иваном Федоровичем Раздымалиным мы встретились не в
кабинете, а посреди осеннего поля, где разменявший восьмой
десяток лет член-корреспондент вместе с чадами и домочадцами
сноровисто выкапывал картошку со своего участка. Бог в помощь,
учитель...
Пятерим ВАРФОЛОМЕЕВ, соб. корр. "Труда".
РАЗДЫМАЛИН ИВАН ФЕДОРОВИЧ родился 6 июня 1924 г. в с. Костенки Хохольского района Воронежской области в крестьянской семье. В 1942 г. окончил среднюю школу; с 1943 по 1947 г. находился с Советской Армии, участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами Красной Звезды, Славы II и III степеней, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», позднее орденом Отечественной Войны I степени. Педагогическое образование получил на факультете иностранных языков Воронежского педагогического института, который закончил в 1951 г., и агрономическом факультете Сельскохозяйственного института, который закончил заочно в 1952 г. В 1951 г. был назначен директором местной Костенской средней школы. В 1957 г. впервые в Воронежской области на базе Костенской средней школы организовал ученическую производственную бригаду, которая функционирует до настоящего времени. Причина ее долголетия – исследовательская, опытническая работа с культурами полевого севооборота. За годы работы накоплены экспериментальные данные: по озимой пшенице и кукурузе – почти за тридцать лет, по сахарной свекле – за двадцать лет, по подсолнечнику, гороху, гречихе – за десять лет. Одновременно школьники осуществляют посев, уход и уборку урожая самостоятельно, обеспечивая школьную столовую продуктами питания. С 1963 по 1991 г. работал в НИИ производственного обучения АПН СССР в должности старшего научного сотрудника с постоянным пребыванием в Костенской школе.В 1965 г. Раздымалину И.Ф. было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». На Сессии Верховного Совета СССР в июне 1964 г. Н.С. Хрущев в своем докладе назвал имя Раздымалина И.Ф. в числе четырех лучших учителей Советского Союза. Защитил кандидатскую диссертацию, а в 1987 г. – диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук; в 1992 г. избран членом-корреспондентом Российской академии образования; в 1998 г. исполнилось 50 лет педагогической и сорок лет научно-исследовательской работы. В 1978 г. награжден орденом Ленина. Школа и ученики были постоянными участниками ВДНХ СССР и получали дипломы и медали. Раздымалин И.Ф. был награжден двумя золотыми, двумя серебряными и тремя бронзовыми медалями. В 1974 г. школа была награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. В 1969 г. ученическая бригада получила первую премию – автобус. В настоящее время – преподаватель сельскохозяйственной технологии в Костенской средней школе Воронежской области, заведующий научно-исследовательской лабораторией и профессор кафедры профессионального обучения Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Его научная позиция заключается в тщательном отборе учебного материала, тесно связанного с природой, производством, реалиями жизни, который наиболее полно удовлетворял бы духовные и интеллектуальные запросы человека, развивал его умственные способности, знакомил и прививал технологическую культуру, формировал обоснованную мотивацию профессиональных намерений, служил средством и инструментом в личной, трудовой, творческой деятельности, помогал полнокровно жить. Публикации по трудовому, политехническому обучению основывались на личном практическом опыте, что нашло отражение в учебных пособиях для учащихся и методических – для учителей. Всего им опубликовано 120 работ. К научным достижениям можно отнести разработку положений творческого подхода в трудовой деятельности школьников, соединение обучения с производительным трудом, носящим научно-исследовательский характер и представляющим как учебную, так и производственную ценность.
Соч.: Обучение сельских школьников применению удобрений. – М., 1968; Школа и сельское хозяйство. – М., 1974. – (В соавт.); Развитие творческих способностей учащихся в процессе опытнической работы. – М., 1976; Внеклассная работа по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству. – М., 1985. – (В соавт.); Агротехника полевых и овощных культур: Учебное пособие. – М., 1991. – (В соавт.).
см.: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Свидетельство о публикации №224053100580