Призрак оперы

Вот уже сто тридцать лет мир тиражирует вслед за Уотсоном невзначай оброненную глупость. О том, что его друг Шерлок Холмс – вычислительная машина, свободная от эмоций.

Формальная логика, дедукция и индукция служат ключами к пониманию Канона и вообще любого детектива. Как текстов, описывающих логическую загадку. И это кажется вполне логичным и даже единственным возможным вариантом.

Но в случае с Холмсом этот подход справедлив только наполовину. Мы забыли, что он у нас музыкант. Композитор. То есть, человек с другой планеты.

Из краткого, но продуктивного личного опыта общения с музыкантами могу заключить, что это люди как бы иной расы. Они воспринимают мир иначе, и это касается не только звуковой составляющей.

А может ли именно музыка стать ключом к пониманию текстов шерлокианы? Сегодня я однозначно могу ответить – да!

У Конан Дойля есть потрясающий рассказ, для тех, кто умеет читать внимательно, в котором дедуктивный метод Холмса приводит к полному поражению, но детектива выручает именно тонкое музыкальное чутье. Это «Подрядчик из Норвуда».

О чем произведение? Клиента обвиняют в убийстве. Все улики - против него. Осмотр места преступления со знаменитой лупой, опрос свидетелей, прогулки в чертогах разума не дают ровно ничего. Клиенту грозит виселица. Холмс погружается в бессонницу и депрессию, потому что у него ОЩУЩЕНИЕ, что клиент не виноват.

Но тут автор рассказа жалеет героя и подкидывает ему еще одну улику. Отпечаток пальца. Это зацепка, логика торжествует, Холмс счастлив. Дело раскрыто. Невиновный оправдан.

Но мы-то люди умные и читать внимательно умеем. И понимаем, что у подрядчика могли нервы не сдать, он мог не совершить этой глупости – не оставить ложного отпечатка. И тогда финал рассказа был бы печален. И счастливая развязка – не более, чем условность. То есть, рассказ, оказывается, с двойным дном.

А теперь самое интересное. Почему Холмса с самого начала не удовлетворила на этот раз логическая убедительность обвинения? Ведь логика – его конек.

Сомнения появились после общения с экономкой. Холмсу не понравился ее взгляд – он как «у человека с нечистой совестью». Вот и все «улики». Маловато для доказательной базы.

Фальш. Ключевое слово, которое так и просится на язык. Это термин из мира музыки, и Холмс единственный, кто почувствовал фальшь и стал копать глубже. Потому что он – музыкант. И он оказался прав. Любой другой на его месте провалил бы это дело. Вот о чем рассказ на самом деле.

Это как-то мало вяжется с образом бесчувственной арифметической машины, который старался нарисовать Уотсон. Но, если читать внимательно, можно заподозрить, что Конан Дойл с доктором не заодно.

Если представить себе, что этот рассказ – не литературное произведение, а… музыкальное… Не очень разбираюсь в формах, но, допустим, это музыкальное сопровождение к немому фильму. Я очень отчетливо представляю себе, как это могло бы звучать.

Это был бы диалог стороны обвинения и защиты. С одной стороны – мощь полного состава симфонического оркестра, с четким рисунком ударных и навязчивой мелодией без развития. С другой – соло скрипки. Соло сначала – робкое. Полное пауз. Словно бы нащупывающее мелодию.

Сначала оркестр перебивает и сминает соло, но, в конце концов, скрипка перехватывает инициативу, ясно выводит новый мотив, который подхватывает оркестр.

Композиторы, отзовитесь!

Вчера один уважаемый автор из ЖЖ помог мне понять простую истину о двойном прочтении Канона, обнаружив этот же самый прием… в сериале «Шерлок».

Это масштабное произведение имеет несколько уровней восприятия и определенное послевкусие. Как правило, большинством он воспринимается в такой последовательности. Сначала эйфория, вызванная прекрасным видеорядом, неожиданными сюжетными поворотами и остроумными диалогами. Затем, при втором просмотре, острое разочарование от отсутствия логики и линейности сюжета.

Но, оказывается, у сериала есть еще один план – музыка, которая не просто выполняет роль прекрасного гипноза, под который публика схавает все, что угодно Моффату и Гэтиссу (так критики считают, и так казалось мне до вчерашнего дня). Она несет смысловую нагрузку. Более того, возможно, главную смысловую нагрузку. ВЕДЬ ЭТО ФИЛЬМ НЕ О ДЕТЕКТИВЕ, ЭТО ФИЛЬМ О ДЕТЕКТИВЕ-МУЗЫКАНТЕ. О человеке с двойной природой.

Ключевой момент – фальш, которую чувствует Шерлок, не дает ему упокоиться, и это становится, на самом деле, двигателем сюжета. Музыка несет информацию, противоположную видеоряду, создавая подтекст.

Делюсь этим восхитительным обзором. Это ключевая тема – тема фальши: https://leviossa.livejournal.com/460389.html

А это ссылка на все остальные восхитительные музыкальные обзоры этого же автора на темы сериала «Шерлок»: https://korieversson.livejournal.com/592534.html

Как-то на книжном развале мне попался сборник с кратким содержанием 100 известных опер от Моцарта до Гершвина. Захотелось хоть немного повысить свой культурный уровень и расширить очень ограниченный кругозор. Открыла «Волшебную флейту" и пришла в ужас. Музыки этой я еще не слышала, и мне совершенно непонятно было, как можно превратить в искусство этот масонский абстрактный бред, наполнить его плотью и кровью.

И отношения с этим произведением, наверное, не сложились бы, если бы не чудная постановка Ингмара Бергмана, которую мне удалось увидеть совершенно случайно. Он снял фильм об актерах, которые играют «Волшебную флейту». О принце, на которого нападает картонный дракон, о героях, которые в антракте режутся в шахматы. И в то же время - о вечных смыслах, о которых писал Моцарт. И фильм вышел очень гармоничным. Как музыка Моцарта.

Что-то мне подсказывает, что именно в таком ключе и надо воспринимать «Шерлока» - системно. Во всяком случае я обязательно пересмотрю сериал, за исключением, может быть, натужной «Собаки Баскервилей» и финала, который мне просто не нравится.

Иллюстрация: Бэзил Рэтбоун в роли Шерлока Холмса


Рецензии