Грек и его темнокожий собрат
Перед тем, как начала писать статью эту, вспомнила нашумевшую до скандала театральную постановку под названием "Ti feli i Ellada na krifti" (Что Греция хочет спрятать). В афинских газетах писали тогда про блестящий текст Тодориса Атеридиса, что диалоги актеров "прожигают гротескную греческую действительность". И хотя после нескольких показов пьесу запретили из-за чересчур едкого и меткого текста о понаехавших "новых греках" (кстати, почитайте одноименную статью), она оставила неизгладимое очучение практически у всех: непосредственных зрителей, театральных критиков и больно ударила по сердцам самих "новых греков". Прошло десятилетие, а я помню ее, таким сильным было мое послевкусие.
Я бы начала данную статью с пересказа сюжета той постановки, но нет, лучше для краткости приведу завершающий диалог - в нем смысл не только той пьесы, но и греческой действительности и нравов обывателей той поры. Итак, в конце спектакля главный герой приходит в таверну и рассказывает дружкам, что ему приснился страшно жуткий сон:
- "Сплю я и вижу перед собой Парламент, могилу Неизвестному солдату, а по обе стороны от нее стоят эвзоны" - начал рассказ главный герой.
- "Ну и что. Они всегда там стоят. В чем жуть-то!" - усмехнулись друзья.
- "Да, послушайте, вы. Кем были эвзоны, как думаете?" - перебил их видевший сон.
- "Да, ладно. Марсиане, что ли!" - посмеялись над ним дружки.
- "Негры и говорили по-гречески. Тут спрашиваю я одного "ты откуда такой взялся". А он мне отвечает "из города Каламата, а вот друг мой из Ларисы, он там родился". Ну, того, я и проснулся - от ужаса - весь в холодном поту."
- "Айда, ре! Взаправду, страшный сон" - согласились с ним друзья.
Ну, вот, как-то так. Надо, наверное, пояснить, что раньше в эвзоны брали исключительно родовитых греков, а теперь - всех тех, кто по гражданству грек и не важен цвет кожи. Мне лично все равно, честно, какой расцветки хомосапиенс, был бы человеком хорошим. У нас тоже есть темнокожие, мы их любим, уважаем за ум и огромный талант (ну, вы знаете, кого я имею в виду).
Думаю, вы уже устали от моей болтовни, потому перейду к рассказу о талантливом негре-греке или греке-негре, то есть парне, заслужившим признание и любовь всех греков и не только. Зовут его Негр из Мории (это псевдоним), он классный рэпер и поет, конечно, на-греческом. Забегая немного вперед, скажу, что его настоящее имя Kevin Zans Ansong, родился он 29 марта 1991 года, а родители его из Ганы, но родился и вырос он в Афинах, столице Греции.
Знакомьтесь, Кевин афро-грек
1. Как всегда я порылась в газетах и нашла о Негре из Мореи информацию. Лучше всех о нем написал один блогер-музыкант, пропагандист новых течений музыки в Греции: "Morea's Negro, также известный как Black Morris, является одним из самых влиятельных греческих рэперов, появившихся за последние годы; его подача не имеет себе равных, а биты превосходны, в то время как его музыку поддерживает современный состав талантливых молодых продюсеров и артистов с различным этническим происхождением".
"Имя Блэк Моррис - это вольный перевод «Negroy toy Morea» или искаверканное производное от "Ieros toy Morea", таким было прозвище Теодороса Колокотрониса, легендарного генерала Греческой Революции против Османской империи. Этот символ классической "греческой идентичности" (греч. ellinikotita), если можно так выразиться, в полной мере отражает душу, креативность и культурную двойственность певца-рэпера: он - музыкант, теперешний представитель греческого мира 21-го века, выступающий от имени молодежи и беседующий с ней в своей личной своеобразной манере".
"Родившийся в семье выходцев из Ганы в экономически неблагополучном афинском районе Ампелокипи и выросший в заброшенном районе Кипсели и его окрестностях, Блэк Моррис сделал свои первые робкие шаги в мир греческого рэпа вместе с легендарным Таки Чаном. С тех пор он продолжает обогащать свой уникальный и интуитивно понятный голос новой кровью своего родного города.
Совсем немного слов о Панайотисе Стравалексисе (более известный как Tak Tsan) pодился в 1979 году в Сан-Диего в семье греков, где он провел свое детство и увлекался хип-хопом. Он не только рэпер, но и музыкальный продюсер, карикатурист, актер и владелец тату-салона, где он также работает, специализируясь на японской татуировке.
В 2014 году фестиваль хип-хопа в Салониках присвоил Блэку Моррису звание Лучшего нового артиста года. В 2018 году он выпустил свой второй альбом частным образом под названием H.E.A.L.T.H. (How Economy And Love Tortured Humanity).
2. Вот вам еще одно мнение об этом певце Костаса Маронитиса (писатель, журналист, старший препод Leeds Trinity University, занимается исследованиями миграционной политики): "Его выступления представляют собой парадокс, они дезориентируют вас, вызывают путаницу в привычных культурных категориях. С самого начала возникает важное противоречие. Как это возможно для Негра из Мории, афро-грека, процветать в среде языка и культуры, где быть черным либо унизительно, либо является синонимом экзотики? А с другой - выходят за рамки культурных и расовых условностей и ожиданий".
3. К сожалению или к счастью Блэк Моррис не стал эвзоном: он пошел дальше в своем творческом развитии - и попробовал себя на театральной сцене в мюзиклe, где главный герой шоу - поет и танцует. В этом амплуа Кевин также участвует в своей собственной уникальной манере.
"Я хочу, чтобы моя жизнь и тексты песен были лучше, чем предыдущие. Так вот, это мое участие в спектакле Софии Маврагани в Национальном театре делает мне особую честь, потому что театр - это древнегреческое изобретение.”
4. С одной стороны, в далеком - с другой стороны, в недалеком 2015 году греческое онлайн издание LIFO напечатало пространное интервью с рэпером. Привожу его полностью, ведь интересно узнать все-все о чьей-то жизни из первых уст - из уст героя моей статьи афро-грека Блэк Морриса.
Биография из первых уст:
- Я родился и вырос в Ампелокипи - в древнем муниципалитете Алопекис, где родились Сократ и Аристид Прекрасный, – в семье родителей, которые приехали в Грецию из Ганы в поисках новой жизни. Всю свою подростковую жизнь я прожил в Кипсели. Я люблю греческий сленг, и я, наверное, единственный афро-грек в хип-хопе, который использует уличный жаргон иносказательно. Еще я "черномазый грек".
- Мой отец отчего-то думал, что из меня получится хороший футболист, поэтому я учился в академии Спорта, затем проходил пробы в "Олимпиакосе", АЕК, "Папагосе", "Трифиллиакосе", "Эгалео" – во многих хороших греческих футбольных командах. Но возникла юридическая проблема, потому что если у вас нет удостоверения личности, вы не сможете ничего поделать. Удостоверение личности - это средство, которое значительно облегчает человеку жизнь. Если б оно у меня было, то я бы играл до выхода в сборную D' и C' National – потому что в некоторые категории мигрантов не пускают. В основном я играл в мяч и немного пел, и это было похоже на скрытую страсть, потом пение все-таки перетянуло.
- Так как отец мой из племени барабанщиков, что играют по праздникам, поэтому в нашем доме он каждый день играл то Ebo Taylor, то музыку Ганы. Он заставлял меня слушать постоянно, от джаза до регги. Когда он поставил мне хип-хоп, я сказал: "Ого, вот это клево, что это такое, отец?" И он рассказал мне все, что тогда знал.
Хип-хоп был доминирующим жанром в 90-х и чем-то близким мне, к чему я мог прикоснуться. Сначала я был слушателем и, если что-то писал, то больше для развлечения. А в 2008 году я завел аккаунты в Facebook, потом в Twitter с ником "Black Morris" и начал осознанно писать тексты песен и музыку. Я всегда хотел творить, творчество - это для меня все... Подобно Богу, сотворившему мир, я, как музыкант, создаю песню. Я воплощаю своего Бога в музыке.
- Я родился в этой стране, и мне нравятся греческий язык и история Греции. Я же тоже часть ее истории теперь, и мне кажется, что я "пишу свою собственную историю". Мне нравится эпоха Сократа, Фукидида и Платона, а также эпоха Бубулины, Колокотрониса и Караискакиса. Мне нравится греческая культура, нравится общаться с людьми.
Здесь многа солнца, и именно поэтому в Греции некоторые вещи выглядят совсем по-другому. Вас всегда поддержат, сказав пару слов типа "не бери в голову, давай выпьем кофе и расслабимся", здесь люди улыбаются, выходят и направляются к морю. Мне нравится говорить на греческом языке, мне нравятся пословицы, каламбуры. Жизнь здесь научила меня, как жить "..."(простите, не могу перевести, это сленг он использует). Греческий язык невероятно богат, и это помогает мне сочинять песни. Ну, а когда стресуешь, я перебираю четки, например.
- Недавно прочитал, что во Фракии, возле города Ксанти, есть район, где живут чернокожие греки. Их предки прибыли в Грецию во время турецкой оккупации в качестве рабов беев и остались в стране. На одной фотографии я видел черного пастуха, пасущего овец, единственного черного пастуха в Греции, и это было приятно. А еще, я бы с удовольствием посмотрел в Греции на китайца во втором поколении. Не так легко вписаться в культуру народа, который боится перемен.
Мне очень нравится греческая народная музыка "рейбетика" и популярная музыка, но не современная. Музыка в прошлом в Греции была более красивой, в ней была душа, можно было физически видеть, что из похожего на жалобный плач пения выходило что-то понятное всем, хорошее, приятное, красивое, в конце концов.
Теперь пение превратилось в какое-то эротическое заунывное мычание со словами типа "ты порвал со мной, ты бросил меня, ты разлюбил меня" и тд. Нет ничего удивительного в том, что, слушая современного фолк-певца, невозможно сказать "он говорит от имени народа". Он говорит только о своем".
Центр Афин - это мое вдохновение, потому как помимо музыкантов, которые оказывают на меня влияние, меня вдохновляет окружающая меня среда, а центр Афин - это место особенное. В других странах у них все аккуратно, чисто, но не здесь, поскольку центр превращается в "..." (опять он использует непереводимую игру слов), я вижу вещи, с которыми современный американский рэпер хотел бы жить-быть или быть-жить. Я тусуюсь обычно вдоль проспекта Александрас. Это ключевая дорога, огромный проспект, что охватывает сразу 12 городских районов. Он - тоже мое самое большое вдохновение.
- Я очень горжусь тем, что с нуля создал группу, с которой выступаю сейчас: я собрал десять человек, принадлежащих к разным этническим культурам, и мы стали единым целым. Это просто безумие, на данный момент в Греции нет другой такой группы. Все они живут в Греции, и мы вместе делаем здесь общее дело. Мы пока бедно живем, у нас нет большого заработка, но мы заняты тем, что нам интересно. Где-то прочитал, что никогда не надо беспокоилась о деньгах. В мире полным-полно денег и, если вы вкладываете что-то ценное в то, что делаете, то, конечно, деньги придут к вам обязательно.
- Мой новый альбом называется ""Listening and learning" (альбом был выпущен на лейбле Black Athena в конце 2015 года). Я пишу его с 2012 года, надо сказать. Когда в 2001 году я узнал Mad Max Lion, который как бы сказал мне своим названием: "слушай, смотри, учись". С той поры я внимательно "смотрел и слушал" все, что происходит вокруг меня. Таким образом, наблюдая за миром, я учился уму разуму.
Жизнь научила меня никогда не сдаваться, не убегать от своей цели и, что ты сам себе главный. Ты встречаешь людей, и они говорят тебе: "Ты идеален, твоя музыка великолепна", но им не интересно, где я буду спать, или что я буду есть, или что я надену. Мой совет: идите вперед, всегда двигайтесь дальше и не поддавайтесь легкому впечатлению, иначе вас съедят. Впечатлительный, чувствительный, восторженный без меры человек слаб и уязвим в этой жизни.
Свидетельство о публикации №224060101026