Венская битва или как поляки спасли Европу

Венская битва произошла 12 сентября 1683 года после двухмесячной осады Вены, столицы Австрии, войском Османской империи. Османы имели преимущество над австрийцами в живой силе 15:1, поэтому дело точно закончилось бы для Вены, Австрии и Европы настоящей катастрофой… если бы не поляки.

Если быть более точным, если бы не направленная на выручку австрийцам католической Священной Лигой (да-да, Европу и вообще всё человеческую цивилизацию в очередной раз спасли именно католики) армия Короны Речи Посполитой под командованием Яна III Собесского (Великого), короля Польского и Великого князя Литовского.

Победа католиков – в первую очередь, поляков – в этой битве навсегда остановила завоевательные войны Османской империи на европейской земле. Окончательно устранив экзистенциальную мусульманскую угрозу и Европу, и христианству, и вообще всей человеческой цивилизации.

Османская империя стремилась захватить Вену… да, собственно, всегда. Будучи стратегически важным крупным городом, Вена контролировала Дунай, соединявший Чёрное море с Западной Европой, а также торговые пути из Восточного Средиземноморья в Германию.

Фактически в то время кто владел Веной, владел и всей Европой, а османы не скрывали своего намерения превратить римский собой Святого Петра в мечеть – как они уже сделали с собором Святой Софии в другом священном для христиан городе – Иерусалиме.

Перед тем, как начать вторую осаду австрийской столицы (предыдущая – в 1529 году – была неудачной), Османская империя в течение нескольких лет тщательно готовилась к войне. Турки чинили дороги и мосты, ведущие к Австрии и к базам снабжения своих войск, на которые они свозили со всей страны оружие, воинское снаряжение и артиллерию.

В январе 1682 года началась мобилизация турецких войск, а 6 августа того же года Османская империя объявила Австрии войну. Основные силы турок прибыли под Вену 14 июля. В тот же день главком османов Великий Визирь Кара Мустафа отправил в город ультиматум о сдаче города – и переходе в ислам:

Если станете мусульманами, то уцелеете… Если же будете сопротивляться, то по милости Всевышнего Вена будет… завоёвана и взята, а тогда никому не будет пощады, никто не спасётся.

 

Император Леопольд покинул Вену, дабы организовать военную поддержку со стороны союзных католических стран. Командир венского гарнизона - 11 000 солдат, 5000 ополченцев и 370 пушек - граф Эрнст Рюдигер фон Штаремберг наотрез отказался капитулировать.

Ибо за несколько дней до этого он получил страшное известие о резне в городе Перхтольдсдорфе, расположенном к югу от Вены. Власти этого города приняли предложение о сдаче, тем не менее турки его вероломно нарушили и учинили резню (обычное дело для османов).

У турецкого командования было два варианта взятия города: либо ринуться всеми силами на приступ (что вполне могло привести к победе, так как их было почти в 15 раз больше, чем защитников города), либо осадить город. Турки выбрали второй вариант.

Казалось бы, турки поступили нелогично, однако штурм грамотно укреплённого города всегда стоит осаждающим огромных жертв. Осада же была прекрасным способом взять город при минимуме потерь, и туркам это почти удалось.

Единственное, чего они не приняли в расчёт, — это время. Их неторопливость в деле захвата Вены, предшествовавшее этому неспешное продвижение армии вглубь Австрии привели к тому, что польско-литовский экспедиционный корпус подоспел вовремя. Недооценили противника османы, короче говоря – что было едва ли не главной причиной поражения турок во всех сражениях.

Турки перерезали все пути снабжения осаждённого города продовольствием. Гарнизон и жители Вены оказались в отчаянном положении. К концу августа силы осаждённых были практически полностью исчерпаны… однако как раз в это время ситуация начала радикально меняться в пользу католиков.

Первым звоночком для турок была разгромная победа войска герцога Лотарингского Карл V над армией венгерского союзника турок Имре Тёкёли при Бизамберге, в 5 км к северо-востоку от Вены.

Однако и османы не дремали - в начале сентября пять тысяч (!) опытных турецких сапёров взорвали один за другим значительные участки городских стен. В итоге образовались бреши шириной в 12 метров.

Австрийцы же пытались рыть свои туннели, чтобы помешать турецким сапёрам. Однако 8 сентября турки всё же заняли Бургский равелин и Низовую стену. Осаждённые уже приготовились сражаться до последнего в самом городе.

И вот тут-то, когда Вена, Европа и вся христианская цивилизация уже висели на волоске, как ныне поёт Сабатон, «прибыли крылатые гусары». Польско-литовские крылатые гусары. Да ещё как прибыли…

6 сентября польская армия перешла Дунай у города Тульна, в 30 км к северо-западу от Вены, и соединилась с остальными войсками Священной Лиги, действия которой к тому времени уже благословил Папа Иннокентий XI.

11 сентября объединённые силы Священной Лиги с главнокомандующим — королём Польским и Великим князем Литовским Яном III Собесским подошли к стенам Вены. Османов это нисколько не напугало – ибо они обладали трёхкратным преимуществом в живой силе – и двукратным в артиллерии.

Как выяснилось уже на следующий день, напрасно не напугало. Ибо, несмотря на многонациональность и разнородность католических сил (поляки, литовцы, австрийцы, немцы), польскому королю – одному из величайших полководцев в истории человечества - всего лишь за шесть дней (!!) наладили чёткое командование войсками.

Ядром армии католиков стала польская тяжёлая кавалерия (легендарные крылатые гусары – на тот момент лучшая кавалерия Европы) под командованием короля Польши Яна Собесского.

Боевой дух католиков был силён, ибо они шли в бой не во имя интересов своих королей, а во имя христианской веры. К тому же, в отличие от крестовых походов, война велась в самом сердце Европы – за выживание христианства.

Войска Священной Лиги прибыли на Каленберг (Лысую гору), господствовавшую над городом (туркам и в голову не могло прийти, что на неё католикам удастся втащить тяжёлую артиллерию через непроходимый лес), и дали знать осаждённым о своём прибытии при помощи сигнальных ракет.

На военном совете союзники пришли к решению переправиться через Дунай в 30 км выше по течению и наступать на город через венские леса, которые турки считали непроходимыми для кавалерии. Ранним утром 12 сентября, перед самой битвой, для польского короля и его рыцарей была отслужена Святая Месса.

Битва началась до того, как все силы христиан были развёрнуты. В 4 часа утра турки атаковали, чтобы помешать союзникам выстроить свои силы. Карл Лотарингский и австрийские войска контратаковали с левого фланга, в то время как немцы атаковали центр турок.

Тогда Кара Мустафа в свою очередь контратаковал, а часть элитных янычарских подразделений оставил для штурма города. Он хотел захватить Вену до прибытия Собесского, но было уже поздно.

Турецкие сапёры прорыли туннель для полномасштабного подрыва стен, но пока они его засыпали для усиления мощности взрыва, австрийцы успели прорыть встречный туннель и нейтрализовать мину.

После 12 часов битвы поляки продолжали прочно держаться на правом фланге турок. Христианская конница весь день простояла на холмах и наблюдала за битвой, в которой пока участвовали в основном пехотинцы.

Дождавшись, момента, когда османы уже были достаточно измотаны, Ян Собесский отдал приказ перейти в решительное наступление на ослабевших турок. Сначала польская тяжёлая артиллерия, которую турки в ужасе увидели на холме, прямой наводкой открыла убийственный огонь по лагерю турок, в считанные минуты оставив противника без надёжного командования.

Сразу же после окончания артобстрела, в пять часов вечера пошли в атаку легендарные польские крылатые гусары, к которым присоединились австрийские и немецкие кавалерийские части.

Двадцать тысяч всадников (крупнейшая кавалерийская атака в истории войн) под личным командованием Яна Собеского спустились с холмов и прорвали ряды турок, и без того сильно уставших после целого дня битвы на два фронта и фактически лишённых централизованного командования.

Христианские всадники ударили прямо по турецкому лагерю, в то время как гарнизон Вены выдвинулся из города и присоединился к контратаке. Менее чем через три часа после начала атаки своей кавалерии христиане одержали полную победу и спасли Вену.

Разгром османов был полным. Турки потеряли не менее пятнадцати тысяч человек убитыми и раненым; свыше пяти тысяч мусульман попало в плен. Османы потеряли всю (!!!) свою артиллерию. Вообще всю.

Пости двухсоттысячная мусульманская армия вторжения, которая намеревалась захватить и покорить всю Европу, перестала существовать как организованная военная сила. На завоевательных амбициях мусульман католики (в первую очередь, поляки) поставили жирный крест – теперь уже навсегда.

Добыча, попавшая в руки христиан, была огромна. Спустя несколько дней в письме к своей жене Ян Собесский писал:

Мы захватили неслыханные богатства… это победа, равной которой ещё не было, враг полностью уничтожен и всего лишился. Им остаётся только бежать, спасая свои жизни…

В соответствии с османской традицией, потерпевшим сокрушительное поражение главком Кара Мустафа 25 декабря 1683 года по приказу командира султана был казнён в оккупированном турками Белграде (удавлен шёлковым шнурком, за каждый конец которого тянули несколько человек).


Рецензии