Об ошибочности наших суждений
Начну с зависти. Лично я иногда испытываю чувство зависти к другим людям, к тем преимуществам и благам, которых нет у меня. Но, при этом, я хорошо отношусь к этим людям, желаю им добра, готов в трудную минуту прийти им на помощь. Подобную зависть можно условно назвать «белой завистью». Есть зависть противоположного свойства: когда человек завидуя другому, вредит ему, старается испортить жизнь. Иной человек не готов вредить объекту зависти, но способен испытывать к нему неприязнь и желать ему зла. Можно завидовать, не желая зла объекту зависти. У каждого завидующего человека своя зависть, со своими личными особенностями. Какой степени, какого рода зависть должен испытывать человек, чтобы мы могли назвать его завистливым? Я не знаю.
То же можно сказать о тщеславии, вызывающим острую неприязнь всех религиозных проповедников. Тщеславие свойственно всем людям, но у него тоже есть разные степени. Если тщеславие не связано с самомнением, хвастовством, превозношением себя, такое тщеславие безопасно, на мой взгляд, особенно если человек осознает наличие в себе этого качества. Тщеславие в сочетании с глупостью, самоуверенностью, нескромностью вредно для души и действительно представляет собой порок. Тщеславным можно назвать каждого человека, а можно только такого, у которого тщеславие проявляется явно, но в любом случае это только наша личная оценка.
А какого человека можно назвать трудолюбивым или ленивым? Я не знаю. По идее, трудолюбивым следует назвать человека, который с готовностью и любовью выполняет любую работу, а ленивым такого, который избегает любой работы. Но я не припомню таких людей. Обычно, все люди с готовностью занимаются любимым делом и избегают нелюбимого. Если же человек добросовестно трудится на любой работе, это говорит скорее всего не о его трудолюбии, а о его чувстве долга, ответственности, дисциплинированности. А какие вообще занятия можно назвать трудом? Согласно обывательскому представлению, популярному у женщин, настоящее дело – это стирать, убирать квартиру, клеить обои, готовить пищу, ремонтировать бытовые приборы, электрику и сантехнику, управляться на даче, и так далее. Сидеть же, читая книгу, слушая музыку, решая шахматный этюд, или размышляя о жизни – это праздность и проявление лени. Но такое представление о полезной деятельности не является объективной истиной.
Трудно мне также определить, какого человека нужно считать трусливым, а какого смелым, мужественным. Трусость бывает разная. Можно бояться смерти, болезней, бедности, врачебных процедур, одиночества, хулиганов, тюрьмы, высоты, замкнутого пространства, призыва в армию, придирчивого начальника, мужа, жену. Для городского жителя естественно бояться коров, коз, драчливых петухов. Множество существует видов трусости, и у каждого человека есть свой набор вещей, вызывающих у него страх. Правильно было бы считать трусливым человека, имеющего большой набор страхов (нельзя же бояться абсолютно всего), а смелым такого человека, который ничего вообще не боится, но я не встречал таких людей.
При рассмотрении любого человеческого качества, мы столкнемся с подобными сложностями и проблемами, если попытаемся быть объективными. Вывод: Все наши суждения о других людях, присваиваемые им оценки, очень субъективны, приблизительны, условны и по сути ущербны. За очень редким исключением.
Свидетельство о публикации №224060101198