Болевые точки жизни отечественных монастырей

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ МОНАШЕСТВУЮЩИХ ЦФО, ПОСВЯЩЕННОМ ТЕМЕ "ПОПОЛНЕНИЕ БРАТСТВА МОНАСТЫРЕЙ"

Тема нашего круглого стола имеет животрепещущий характер, касается болевых точек жизни отечественных монастырей.

«Покайся деточка. А то погибнешь», - так в свое время обращался приснопамятный глинский подвижник схиархимандрит Иоанн (Маслов) к своей духовной дочери. В этом обращении примечательно сочетание строгой, бескомпромиссной требовательности с отеческой теплой любовью. Именно этого не хватает в ряде случаев сегодня в нашей монастырской жизни.

Сегодня не действует ряд факторов, которые в прошлом способствовали пополнению и сохранению братства обителей. Законы Российской империи очень затрудняли выход из числа монашествующих. Покинувшие монастырь лишались ряда гражданских прав. Сегодня данных внешних ограничений нет. Но в этих условиях возрастает роль внутренних факторов. Прежде всего фактора любви между братьями. Оставляя мир, покидая семью, родных близких, друзей, те, кто приходят в монастырь надеются обрести новую семью и братскую любовь и порою ее не находят. Да, есть строгие требования Устава, монастырской дисциплины, неукоснительного послушания, но если строгость не сопряжена с любовью, если послушание заменяется внешним подчинением, «пафосом дистанции», это может оказывать охлаждающее воздействие на новоначальных насельников. Перенесение в жизнь монастырей командно-административных методов общения, управления людьми уподобляет его коллективному предприятию, народному хозяйствующему субъекту и не способствует пополнению братства обители.

Надо сказать, что главный мотив подавляющего большинства приходящих в современный монастырь – бегство от мирских скорбей. Но если это бегство не сопряжено с осознанием своей греховности, своих страстей, пониманием силы и значения молитвы в жизни, с ощущением присутствия Христа, Божьей благодати в монастыре, то такие люди долго в обители не задерживаются.

Помню в 2002 году меня поразили, врезались в память слова оптинского новомученика Трофима, приведенные в книге Нины Павловой «Пасха красная»: «Держись за полунощницу. Великая сила! Будешь неопустительно ходить на полунощницу — ни один бес тебя из монастыря не вышибет. На себе проверил, поверь». Почему они меня так поразили? Ведь я тогда был сугубо мирским человеком. И до моего ухода в монастырь оставалось еще 14 лет. Как мне кажется теперь, душа почувствовала, увидела в этих словах, в самой интонации инока Трофима отсвет призыва Христа: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна." В течение восьми лет пребывания в монастыре я не раз убеждался в справедливости слов инока Трифона. Не посещающие полунощницу, в конце-концов, уходят из обители.. Это, безусловно, касается и в целом участия в молитвенной жизни монастыря. Молитва – проявление любви к Богу, но без нее и нет любви к ближнему. Вместе с тем, молитва должна быть соединена с послушанием – фундаментом монашеской жизни.

Открывая для себя веру, неофиты бывают иногда одержимы ревностью не по разуму, стремятся сразу к подвигам, воспринимая их в духе современного массового сознания как своеобразный монастырский экстрим. За время пребывания в монастыре мне не раз приходилось сталкиваться со случаями, когда насельники монастыря, горячо желающие вступить в число братьев, из-за самочинной молитвы, из-за своего страстного стремления, сразу забраться на небо (это слова старца Иоанна Крестьянкина), испытывают в какой-то момент внутренний надлом, который порой бывает сопряжен с психическим расстройством. В результате человек резко охладевает к вере и покидает обитель.

Есть еще одна серьезная проблема. Образовательный уровень братства современных отечественных монастырей. Многие братья считают, мол, «избави нас, Господи, от науки злы»…К людям имеющим высшее образование (в том числе духовное), тем более - ученые степени отношение бывает весьма настороженным, а порою и откровенно неприязненным. Это также может повлиять на решение образованных людей о выборе монашеского пути. Говорю не отвлеченно. Есть конкретные примеры.

Чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца. На сайте Белгородской духовной семинарии размещено высказывание митрополита Московского и Коломенского Иннокентия: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих»

С ним перекликается глинский монах Лука:
«Тот напрасно будет стараться осветить во тьме сидящих, у кого нет в руках зажженной свечи»
Это, непосредственно относится ко всем нам, монашествующим, и к проблеме пополнения братства монастырей. Богу нашему слава, аминь.


Рецензии