Шапки мурмолки у русских бояр

Шапки мурмолки у русских бояр, черные клобуки и племя мурома

Высокие черные шапки у русских бояр и знати
Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          В Большой Российской энциклопедии (БРЭ) написано о черных клобуках в Древней Руси, что это: «На­зва­ние конг­ло­ме­ра­та степ­ных ко­чев­ни­ков, сло­жив­ше­го­ся к середине 12 в. на юж. ле­со­степ­ных ок­раи­нах рус. кня­жеств, в осн. в По­ро­сье. Ве­ро­ят­но, про­ис­хо­дит от тюркского *karakalpak («чёр­ная шап­ка»), не ис­клю­че­но, что др.-рус. на­зва­ние воз­ник­ло па­рал­лель­но. Ле­то­пис­ное назв. «Ч. к.» обо­зна­ча­ло часть пе­че­не­гов, тор­ков и др. груп­пи­ро­вок, свя­зан­ных с рус. князь­я­ми до­го­вор­ны­ми от­но­ше­ния­ми раз­но­го ха­рак­те­ра; или, ме­нее ве­ро­ят­но, их часть (напр., груп­пы от­бор­ных вои­нов или знат­ный род). Впер­вые Ч. к. упо­мя­ну­ты в Ипать­ев­ской ле­то­пи­си при опи­са­нии со­бы­тий авг. 1146, ко­гда Ч. к. под­дер­жа­ли кн. Изя­сла­ва Мсти­сла­ви­ча в борь­бе за Ки­ев; в по­след­ний раз – в Лав­рен­ть­ев­ской ле­то­пи­си под 1201, ко­гда вы­сту­пи­ли на сто­ро­не га­лицко-волынского кн. Ро­ма­на Мсти­сла­ви­ча про­тив ки­ев­ско­го кн. Рю­ри­ка Рос­ти­сла­ви­ча.
         Под 1150 в Ипать­ев­ской ле­то­пи­си упо­мя­ну­та об­ласть «Ч. к.». Ч. к. ис­поль­зо­ва­лись для ох­ра­ны гра­ниц Ру­си, гл. обр. от по­лов­цев, имев­ших сход­ную так­ти­ку боя и воо­ру­же­ние, а так­же в ка­че­ст­ве вспо­мо­гат. от­ря­дов во внеш­них и меж­до­усоб­ных вой­нах. Ч. к. име­ли ши­ро­кую ав­тоно­мию и са­мо­управ­ле­ние. Их во­ж­ди вхо­ди­ли в эли­ту др.-рус. кня­жеств и бли­жай­шее ок­ру­же­ние кня­зей Рю­ри­ко­ви­чей (пре­ж­де все­го ки­ев­ско­го кня­зя). Груп­пи­ров­ки, со­став­ляв­шие Ч. к., су­дя по все­му, бы­ли в осн. унич­то­же­ны и рас­сея­ны в хо­де мон­го­ло - та­тар­ско­го на­ше­ст­вия, за­тем ас­си­ми­ли­ро­ва­ны. При­пис­ка в Моск. ле­то­пис­ном сво­де кон. 15 в. под 1152 «… чер­ные кло­бу­ки еже зо­вут­ся чер­ка­сы …» – ана­хро­низм, за­ме­на книж­ни­ком не­по­нят­но­го на­зва­ния на совр. эк­зо­эт­но­ним, обо­зна­чав­ший степ­ных ино­род­цев. Иден­ти­фи­ци­ро­вать свя­зан­ные имен­но с Ч. к. ар­хео­ло­гич. ком­плек­сы в ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ре ко­чев­ни­ков юж.-рус. сте­пей 12–13 вв. не­воз­мож­но.»

          Из данных представленных в БРЭ о черных клобуках с уверенностью нельзя сказать ничего – название вероятно с тюркского, но «не ис­клю­че­но, что др.-русское на­зва­ние воз­ник­ло па­рал­лель­но» и иден­ти­фи­ци­ро­вать свя­зан­ные с черными клобуками «ар­хео­ло­гические ком­плек­сы в ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ре ко­чев­ни­ков» невозможно.

          Но почему - то историками утверждается, что черные клобуки кочевники!

          На Руси сохранилась традиция (традиции устойчивы и сохраняются в памяти народов в веках) ношения черных шапок у знати, они были с высокой тулией, такие кочевники носить бы не стали, неудобно и не практично для кочевой жизни, да и назывались они мурмолками.

          По - нашему мнению черные клобуки вероятно могли были одним из племен муромы народа русов, о чем свидетельствуют шапки бояр и их название.

          «Боярские шапки – высокие парадные головные уборы цилиндрической формы шились из меха куниц, чёрно-бурых лис, песцов, соболей. Но не из цельной шкурки. А исключительно из горлышек пушных зверей. Поэтому боярские шапки ещё назывались горлатными …

          Боярские шапки в XVI-XVIII веках шились из горлатного меха не только из-за его красоты. Присутствовал здесь и чисто практический смысл. Мех с горлышка зверей наиболее сильно отталкивает воду. В таком хранилище за царские грамоты можно было быть спокойным …

          «Вообще, на Руси все послания гонец зашивал в шапку. Потерять её считалось позором. У каждого сословия была своя шапка, в которую зашивался какой-то документ, подтверждающий личность. Достаточно было посмотреть на человека, чтобы понять, какого сословия он был. Потому и ломали шапки друг перед другом, что издали видно всем, чья шапка выше».

          Горлатные шапки были исключительной принадлежностью мужчин старорусской знати – князей и бояр. Они были двух образцов. Высокие колпаки и шапки в виде конуса. Такие боярские шапки назывались мурмолками. Верхняя часть или тулья у них традиционно шилась из парчи, атлабаса или бархата. Обязательным элементом такой шапки был отворот из горлатного меха.»( «На воре и шапка горит значение, происхождение, почему боярская шапка и папская тиара близкие родственники, что значит ломать шапку»
          Племя Мурома. На Русской равнине существует множество названий с корнем мур: «Имеется река Мурещин Яр, впадающая в один из притоков реки Подгорная, и река под названием Верхняя Муравлянка в Воронежской губернии (ВРГ III: 342, 345). На основе существования сходной топо-основы Мур(о)м(V)-в отдельных регионах — например, топонимы Муром, Муромка, Муромля, Муромское на Украине и в Беларуси с близлежащими территориями, ее более широкое распространение не может быть исключено, связь последних с названием города Муром, и этнонимом мурома остается неясной.» (монография Нерознак В.П «Названия древнерусских городов».) Есть другая версия названия Муром. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля найдем: «Мурава, мурава, мур, или пск. твер. муром м. муромь ж. (откуда и названье города) полива, глазурь, стекловатая оболочка на гончарной посуде, на изразцах, из глета и оловяного пепла.» Обратим внимание, в словаре В. Даля отмечается, что по псковскому и тверскому говору муром, муромь, Псковская и Тверская губернии образовались на базе Тверского и Псковского княжеств, в которых основным населением были потомки кривичей. То есть название города связано с производством глиняной посуды, покрытой «муравской» поливой.

          Добавим и реку Муром, ее исток расположен южнее села Муром в Белгородской области, она впадает в реку Харьков недалеко от города Харькова. Какое племя проживало на южной реке Муром? Ее исток расположен южнее села Муром в Белгородской области, она впадает в реку Харьков недалеко от города Харькова на Украине. Расстояние Муром - Белгород по прямой — 650 километров, то есть, племя Мурома. Значит все же мог быть союз племен русов с названием мурома, позже после прихода славян племена муромы совместно с племенами вятичей, северян, полян, древлян и других образовали свои союзы племен в южной части Русской равнины.


Рецензии