Шапки мурмолки у русских бояр
Высокие черные шапки у русских бояр и знати
Михаил Леонидович Томилин г. Клин
В Большой Российской энциклопедии (БРЭ) написано о черных клобуках в Древней Руси, что это: «Название конгломерата степных кочевников, сложившегося к середине 12 в. на юж. лесостепных окраинах рус. княжеств, в осн. в Поросье. Вероятно, происходит от тюркского *karakalpak («чёрная шапка»), не исключено, что др.-рус. название возникло параллельно. Летописное назв. «Ч. к.» обозначало часть печенегов, торков и др. группировок, связанных с рус. князьями договорными отношениями разного характера; или, менее вероятно, их часть (напр., группы отборных воинов или знатный род). Впервые Ч. к. упомянуты в Ипатьевской летописи при описании событий авг. 1146, когда Ч. к. поддержали кн. Изяслава Мстиславича в борьбе за Киев; в последний раз – в Лаврентьевской летописи под 1201, когда выступили на стороне галицко-волынского кн. Романа Мстиславича против киевского кн. Рюрика Ростиславича.
Под 1150 в Ипатьевской летописи упомянута область «Ч. к.». Ч. к. использовались для охраны границ Руси, гл. обр. от половцев, имевших сходную тактику боя и вооружение, а также в качестве вспомогат. отрядов во внешних и междоусобных войнах. Ч. к. имели широкую автономию и самоуправление. Их вожди входили в элиту др.-рус. княжеств и ближайшее окружение князей Рюриковичей (прежде всего киевского князя). Группировки, составлявшие Ч. к., судя по всему, были в осн. уничтожены и рассеяны в ходе монголо - татарского нашествия, затем ассимилированы. Приписка в Моск. летописном своде кон. 15 в. под 1152 «… черные клобуки еже зовутся черкасы …» – анахронизм, замена книжником непонятного названия на совр. экзоэтноним, обозначавший степных инородцев. Идентифицировать связанные именно с Ч. к. археологич. комплексы в материальной культуре кочевников юж.-рус. степей 12–13 вв. невозможно.»
Из данных представленных в БРЭ о черных клобуках с уверенностью нельзя сказать ничего – название вероятно с тюркского, но «не исключено, что др.-русское название возникло параллельно» и идентифицировать связанные с черными клобуками «археологические комплексы в материальной культуре кочевников» невозможно.
Но почему - то историками утверждается, что черные клобуки кочевники!
На Руси сохранилась традиция (традиции устойчивы и сохраняются в памяти народов в веках) ношения черных шапок у знати, они были с высокой тулией, такие кочевники носить бы не стали, неудобно и не практично для кочевой жизни, да и назывались они мурмолками.
По - нашему мнению черные клобуки вероятно могли были одним из племен муромы народа русов, о чем свидетельствуют шапки бояр и их название.
«Боярские шапки – высокие парадные головные уборы цилиндрической формы шились из меха куниц, чёрно-бурых лис, песцов, соболей. Но не из цельной шкурки. А исключительно из горлышек пушных зверей. Поэтому боярские шапки ещё назывались горлатными …
Боярские шапки в XVI-XVIII веках шились из горлатного меха не только из-за его красоты. Присутствовал здесь и чисто практический смысл. Мех с горлышка зверей наиболее сильно отталкивает воду. В таком хранилище за царские грамоты можно было быть спокойным …
«Вообще, на Руси все послания гонец зашивал в шапку. Потерять её считалось позором. У каждого сословия была своя шапка, в которую зашивался какой-то документ, подтверждающий личность. Достаточно было посмотреть на человека, чтобы понять, какого сословия он был. Потому и ломали шапки друг перед другом, что издали видно всем, чья шапка выше».
Горлатные шапки были исключительной принадлежностью мужчин старорусской знати – князей и бояр. Они были двух образцов. Высокие колпаки и шапки в виде конуса. Такие боярские шапки назывались мурмолками. Верхняя часть или тулья у них традиционно шилась из парчи, атлабаса или бархата. Обязательным элементом такой шапки был отворот из горлатного меха.»( «На воре и шапка горит значение, происхождение, почему боярская шапка и папская тиара близкие родственники, что значит ломать шапку»
Племя Мурома. На Русской равнине существует множество названий с корнем мур: «Имеется река Мурещин Яр, впадающая в один из притоков реки Подгорная, и река под названием Верхняя Муравлянка в Воронежской губернии (ВРГ III: 342, 345). На основе существования сходной топо-основы Мур(о)м(V)-в отдельных регионах — например, топонимы Муром, Муромка, Муромля, Муромское на Украине и в Беларуси с близлежащими территориями, ее более широкое распространение не может быть исключено, связь последних с названием города Муром, и этнонимом мурома остается неясной.» (монография Нерознак В.П «Названия древнерусских городов».) Есть другая версия названия Муром. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля найдем: «Мурава, мурава, мур, или пск. твер. муром м. муромь ж. (откуда и названье города) полива, глазурь, стекловатая оболочка на гончарной посуде, на изразцах, из глета и оловяного пепла.» Обратим внимание, в словаре В. Даля отмечается, что по псковскому и тверскому говору муром, муромь, Псковская и Тверская губернии образовались на базе Тверского и Псковского княжеств, в которых основным населением были потомки кривичей. То есть название города связано с производством глиняной посуды, покрытой «муравской» поливой.
Добавим и реку Муром, ее исток расположен южнее села Муром в Белгородской области, она впадает в реку Харьков недалеко от города Харькова. Какое племя проживало на южной реке Муром? Ее исток расположен южнее села Муром в Белгородской области, она впадает в реку Харьков недалеко от города Харькова на Украине. Расстояние Муром - Белгород по прямой — 650 километров, то есть, племя Мурома. Значит все же мог быть союз племен русов с названием мурома, позже после прихода славян племена муромы совместно с племенами вятичей, северян, полян, древлян и других образовали свои союзы племен в южной части Русской равнины.
Свидетельство о публикации №224060100283