Заметки мимоходом. 1-31 мая 2024 года

1 мая
То, что монголы России ушли в своём развитии далеко вперёд от всех других монголов мира, не означает, что они отстали от них. Но изучить и знать своё прошлое – необходимость для дальнейшего и правильного развития.

* * *

Создать образ прошлого – это всё равно что вскрыть могилы, исследовать останки людей. Ты должен быть одновременно археологом, антропологом и компаративистом, то есть специалистом по сравнительному языкознанию. Ведь язык постоянно меняется, уходит вперёд.  Мёртвые остаются и не говорят, но есть множество текстов, язык которых отличается друг от друга, задача – увидеть такие отличия.
Без такой эксгумации оживления прошлого не получится. Тяжёлый и убийственный труд. Так называемые краеведы или историки по сравнению с таким археологом и антропологом – наивные дети.

* * *

Всё больше и чаще думаю о создании профиля исторических периодов и эпох. В этом вопросе художественное воображение – не только бред, но и преступление против потомков. У современников должен быть чёткий профиль или образ людей и эпохи, который достигается исследованием и объёмом знания. История без географической привязки – ужасная пошлость. Литература без филологии, которым пропитана, если можно так выразиться, вся физиология литератора, – глупость и тупость невежд. А если об историческом просвещении говорит невежда, то вопросы сохранения и развития народа отпадают вообще.
В связи с такими мыслями вспоминаю своё любимое и очаровательное стихотворение Александра Кушнера, которое именно чарует взор историческим оживлением:

На античной вазе выступает
Человечков дивный хоровод.
Непонятно, кто кому внимает,
Непонятно, кто за кем идет.

Глубока старинная насечка.
Каждый пляшет и чему-то рад.
Среди них найду я человечка
С головой, повернутой назад.

Он высоко ноги поднимает
И вперед стремительно летит,
Но как будто что-то вспоминает
И назад, как в прошлое, глядит.

Что он видит? Горе неуместно.
То ли машет милая рукой,
То ли друг взывает – неизвестно!
Оттого и грустный он такой.

Старый мастер, резчик по металлу
Жизнь мою в рисунок разверни,
Я пойду кружиться до отвала
И плясать не хуже, чем они.

И в чужие вслушиваться речи,
И под бубен прыгать невпопад,
Как печальный этот человечек
С головой, повернутой назад.

1962


2 мая
 Мыслить совершенно не умеем. Вся бурятская критика сводится к двум фразам: «Гое даа!» и «Тон з;б!». А бурятская литература советского периода – социалистический реализм или геморрой, что одно и то же, который ни другим показать, ни самому посмотреть. И я – не исключение…

* * *

Цитирование чужих слов и мыслей, также, как и обращение к чужим авторам, чаще всего говорит об отсутствии своих.

* * *

Обвинять надо только самих себя, обижаться можно только на самих себя, все другие варианты – удел рабов и бандерлогов.

3 мая
Очень трудно жить в обществе, где даже мимолётный взгляд и случайно оброненное слово могут быть восприняты: во-первых, неправильно, во-вторых – на свой счёт, в-третьих – стать причиной раздора на много лет. Всё пространство таит угрозу и опасность. Смешно, грустно, убого…
А ведь в любой ситуации можно жить прекрасно и душа в душу, двигаясь от результата к результату. Главное условие – непрерывная работа, которая и является источником хорошего настроения.

4 мая
Проблема человека и справедливости в том, что власть можно взять очень быстро (например, бандитами), но мораль эволюционирует очень медленно.

5 мая
Много и много лет не покидает ощущение, что кто-то тяжёлый, мрачный, в котором нет и не может быть никакого развития, но весь уверенный в своей правоте, всё время топчется и топчется вокруг меня, пытаясь что-то изъять из меня, воспользоваться мной, и всё больше звереет от того, что это невозможно.
Но страшно не это, а то, что я ничего не могу ему дать, ибо то, что я даю, не приживается в нём, а в меня входит частичка бесконечного невежества, где никогда не будет ничего от мировой культуры. Это как зараза или неизлечимая болезнь…

* * *

Есть духовная основа существования человека, которую легко разрушить, но очень трудно восстановить, тем более – создать…

6 мая
Плохое воспитание – убивает не только человека, которого так воспитали, но оборачивается трагедией для того, кто считает себя ответственным за него, кто мог бы совершить нечто грандиозное для всех. Вместо этого он занимается перевоспитанием Шариковых. Ведь он не может существовать в единственной числе, а получается и живёт только в подобной ему среде. Неужели прав профессор Преображенский: «…только лаской…»

7 мая
Каждое утро встаю весёлый и полный надежд, готовый переделать уйму дел, но тут же натыкаюсь на мрачное настроение среды. Успокаиваю себя: ничего, всё будет хорошо. И так всю жизнь…

9 мая
Никогда, никому и никаких претензий нет. Одна просьба: будь Человеком.

10 мая
Верьте, друзья, в удачу: чем больше человек работает, тем больше ему везёт.

11 мая
Вся жизнь – этапы
- В 6 лет я работал на сенокосе, таскал с напарником, таким же, как и я, мальцом, копны конной волокушей. Заработал прицеп сена и 40 рублей.
- В 5 классе заявил матери, что больше не надо стирать мою одежду, ибо сам могу ухаживать и следить за собой.
- Став студентом, отказался от денег родителей, посчитав это стыдным. Зарабатывал, выпуская институтскую газету, работая в речном порту охранником, пожарником, сторожем. При этом был старостой группы и имел право свободного посещения лекций.
- В 23 года публично отказался от партийного билета, который мне навязали во время службы в армии: я был начальником аппаратной засекречивающей аппаратуры связи, давал подписку о неразглашении, имел допуск к документам особой важности. Преследовали всю жизнь.
- В моей трудовой книжке – три 33 статьи трудового кодекса. Я не был пьяницей и нарушителем закона, но имел свое мнение и принципы.
- Всю жизнь зарабатывал умственным и физическим трудом, не считая рабочих часов и стажа, денег и другой выгоды. Такое сочетание – самое важное в жизни творческого человека.
- Много раз отказывался от «выгодных» предложений, ибо для их принятий надо переступить через самого себя и людей. Перед пенсией отказался от звания «Заслуженный работник культуры», когда мои друзья начали собирать и готовить документы на это звание. Иметь такое звание в бескультурном обществе – позор и нонсенс.
- Скоро мне будет 70 лет. Продолжаю работать.
- Никогда не говорил об этих этапах жизни. Сам не понял: что на меня сегодня нашло?

18 мая
Загнали людей в загоны, объявили, что там их родина. Они согласились, признали границы своих загонов, а потом стали бороться за независимость своих загонов. В общем, свобода в тюрьме.

19 мая
Интеллектуальная запущенность – это, прежде всего, лень.

20 мая
В новой технологической эпохе варварам нет места. Это очевидно

22 мая
Мои заказные книги – это историческая эксгумация, ворошение прошлого, целых кладбищ. Никаким другим способом создать профиль людей и эпохи создать невозможно. Только в одной такой работе могут быть несколько докторских диссертаций. Тяжелый труд и тяжелая жизнь, полная болезней. Хорошо быть простым человеком, лучше всего – фермером, чабаном, скотником.

25 мая
Колонизация – это всегда побег из мест обитания. Таким место иногда становится постоянное место проживания, страна, государство. Люди бегут из своих стран, где им трудно жить. Они бегут от жестокостей, преследований, законов. Это, как правило, преступники, авантюристы, реже – интеллектуалы…
Вот три этапа колонизации территорий:
1. Побег из своей страны загнанный или сильных людей
2. Следование за ними скупщиков или бизнесменов своего времени
3. Вступление в «игру» государства, которое прощает первым преступления и вступает в договорные отношения со вторыми.
Первые две категории этих людей несут в себе дух или менталитет, присущий стране, пределы которой они покинула. Особенно это присуще России (землепроходцы в прошлом и эмигранты в новом времени) или Испании, Англии (пираты, конкистадоры).

27 мая
Главная беда или опасность колонизации не только уничтожение народов, но освоение природы и природных ресурсов – убийство планеты. О каких «цивилизациях» можно говорить?

31 мая
Монголы, в отличие от других народов, никуда не бежали и не колонизировали территории. Они расширяли своё пространство, а потом вернулись на прежние места своего обитания. У них было и осталось своё понимание мироустройства, где, конечно, есть и свои «грехи и ошибки».
Главное отличие монголов от колонизаторов в том, что они не осваивали территории, то есть не уничтожали природные ресурсы. Освоение природы – гибель планеты и человечества.


Рецензии