31 мая в Корме
Губернатор приехал и множество паломников. 31 мая - день прославления праведного Иоанна Кормянского в местночтимых белорусских святых.
Теперь его уже и общецерковно прославили в РПЦ, но 31 мая осталось памятным днём.
Предпочла бы в более спокойной обстановке там побывать, но у нас паломничество именно в этот день организовали.
Праведный Иоанн родился в год смерти Пушкина, а скончался в канун революции, в 1917-м году, и похоронили его у алтаря Никольского храма деревни Огородня, где он прослужил десятки лет.
При Хрущёве деревянный храм сожгли, площадку разровняли и устроили там стадион и танцы.
В 90-м нынешний епископ Гомельский Стефан захотел отметить место алтаря разрушенного храма памятным крестом, стали искать фундамент алтарной апсиды и нашли сохранный гроб со священником в облачении, Иоанном Гашкевичем (и второй с его сыном Михаилом, тоже священником).
Сначала перезахоронили у алтаря Покровского храма в Корме, а при прославлении подняли его мощи в храм.
Сегодня носили их крестным ходом вокруг храма с пасхальным "Христос воскресе из мертвых", никогда раньше не видела такого.
Читала, конечно, его жизнеописание, довольно формальное, что понятно, восстанавливали не по живым свидетельствам, а по архивам: что, где, когда. И более объёмно лично мне две книги помогают представить бытие сельского священника того времени: Соборяне Лескова и Откровенные рассказы странника. https://azbyka.ru/days/sv-ioann-kormjanskij
Епископ в проповеди сказал, что для восточной Беларуси праведный Иоанн, судя по наплыву паломников, как Жировичская икона Божией Матери для Западной.
Корма за Гомелем, на самой границе с Россией и Украиной, раньше было много паломников с Украины, и сегодня без конца звучало: мир, мир, мир.
Корма - обычная белорусская деревня, значит, недалеко от храма тут же посреди деревни по берегам пруда братская могила и мемориал своим погибшим в других местах односельчанам.
Два аистиных гнезда, одно прямо у храма.
И вокруг поля-леса и голубые озёра цветущего люпина посреди жёлтого рапса.
Предыдущих белорусских предстоятелей видела живьём, после м.Филарета сразу, помню, чаяли своего, но МП назначила м.Павла, и только когда после протестов 20-го его перевели, митрополитом БЭ стал Вениамин. Не видела его раньше, быстро пролетели эти четыре года, да и не бываю уже там, где можно митрополитов встретить.
И сегодня смотрела на всё - как в первый раз увидела. Вся эта византийщина: сонм священства в красно-золотом пасхальном облачении, монахини в черном, орлец и дорожки из живых цветов, - посреди белорусской деревни и природы странное производят впечатление.
Не было тут до революции при отце Иоанне, уверена, такого пышного съезда, и насколько нынешний уровень пышности соответствует внутреннему состоянию церкви и народа, вопрос.
Пока ходила на военные мемориалы, слышала, как обычно сейчас, мат-перемат местных мужиков тут же у стен монастыря.
И самое для меня дикое: губернатор, который тоже своего рода проповедь сказал, по слухам запретил летний выпас, и сейчас круглогодично в стойлах у нас коровы, во всяком случае нигде не видно пасущихся, хотя фермы то и дело мелькают по трассе. "Концлагерь для коров".
Но всё шито-крыто, молока хоть залейся в магазинах, а мне почему-то кажется, что всё связано в этом мире, и как говорил один парень, попавший за протесты на "химию" в совхоз скотником: они такие же заложники, как и мы.
Свидетельство о публикации №224060100723