Радость, омраченная светлой грустью

У К. Паустовского есть рассказ, который называется «Кор-зина с еловыми шишками». Здесь писатель описывает случай из жизни великого норвежского композитора Эдварда Грига. Ско-рее всего, случай этот не имел места в жизни, ибо данный рассказ – вымысел, созданный автором в своем воображении, плод его фантазии. Однако фантазия красивая. Прекрасен и сам рассказ, как и все остальное, написанное Паустовским.
Однажды Эдвард Григ встретил в осеннем лесу маленькую девочку с корзиной, полной еловыми шишками. Это была вось-милетняя Дагни Педерсен – дочь лесника Хагерупа Педерсена. И здесь в лесу, досадуя на то, что нечего было дать девочке («не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев»), ком-позитор обещал подарить ей «лет через десять» «одну интерес-ную вещь». «Напишу музыку,- решил Григ.- На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хаге-рупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».
В восемнадцать лет Дагни окончила школу и по желанию отца поехала в другой город погостить к тете Магде. Там Дагни часто ходила в театр и однажды с дядей Нильс и тетушкой Маг-дой посетила симфонический концерт. В какой-то момент Дагни вдруг услышала свое имя со сцены. Ей показалось, что мужчина, объявляющий программу, назвал его. И, действительно, так оно и было. Все услышали, как человек во фраке сказал: «Сейчас бу-дет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, по-священная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет».
Эти слова взволновали девушку, и она, как бы ни старалась, не могла сдержать слезы. Дагни закрыла лицо ладонями, чтобы никто их не видел.
«Сначала она ничего не слышала,- пишет Паустовский.- Внутри у нее шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поет ранним утром пастуший рожок, и в ответ ему сотнями голо-сов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр».
Музыка уносила девушку в родные края, туда, где она ро-дилась, и где прошло ее детство. Там была ее родина, ее лес, ее горы и шум ее моря. Потом она вспомнила его, «того седого че-ловека, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шиш-ками», «волшебника и великого музыканта», которого уже не было в живых. «Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет»,- думала Дагни и плакала, но, уже не скрыва-ясь, слезами благодарности.
Я когда-то слышал или, может быть, даже читал такие слова, которые очень кратко и ярко могли бы выразить душевное состояние Магди в тот момент. Это что-то близкое с известными словами из песни «День Победы»: «Это радость со слезами на глазах»…
Конечно же, вот они, эти слова: «Радость, омраченная свет-лой грустью». Этими словами я и назову свой рассказ.
И думаю я: почему бы мне в эти предпраздничные дни не сделать не кому-нибудь, а своим внукам и внучкам такой же по-дарок, какой сделал Эдвард Григ дочери лесника. Соберу их всех вместе в своем воображении и напишу для них новогоднюю сказку. А в помощники возьму Даника - мальчика четырех лет. А потом, через несколько лет, соберутся они вместе уже наяву, вы-тащит кто-нибудь газету «МД» с истлевшими листами, и прочтут они эту сказку. Уверен: это тоже будет радость, омраченная свет-лой грустью.
Сегодня мы с Даником остались одни в квартире: бабушка пошла занимать очередь на молоко. Улучив момент и выключив телевизор с мультиками про свинок, которые Даник постоянно смотрит, я спрашиваю его: «Даник, какой праздник больше всего ты любишь?».- «Новый год».- «А когда он бывает?».- «Новый год бывает зимой». - «Сейчас у нас зима, и давай мы с тобой посчи-таем, сколько дней осталось до Нового года».
И мы считаем на его пальцах: «Один, два, три…». Когда он досчитал до десяти, я говорю: «Хватит», хотя до Нового года оста-ется полных двенадцать дней, ибо боялся я, что ошибется он в счете и останется без моей похвалы. Дети любят, когда их хвалят.
«Кто приходит к нам в гости в Новый год?», - спрашиваю я Даника через минуту, чтобы окончательно решить для себя, смо-жет ли он быть моим помощником в написании новогодней сказки. «В Новый год бывает елка, и к нам приходят Дед Мороз и Снегурочка с подарками»,- он дает исчерпывающий ответ. «Зна-ешь ли ты какой-нибудь стишок о елке?»- спрашиваю я опять. Да-ник начинает читать:
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройною
Зеленою была.
«Молодец, Даник», - говорю я, убедившись в том, что он вполне сможет помочь мне написать сказку. Потом опять задаю вопрос: «Какие еще ты знаешь стихи про елочку, Снегурочку, се-дого Деда Мороза и зиму?» Он читает громко и быстро:
У меня есть дедушка,
Как зима седой,
У меня есть дедушка
С седой бородой.
«Ну, Даник!- говорю я.- Это уже из другой оперы». «Я не понимаю тебя, дедушка. Какая еще опера?»,- отвечает Даник недоумевая. Однако ж я решил, что мы с ним сможем написать неплохую сказку.
И в сказке мы больше будем говорить репликами, чтобы успеть много сказать. Вот так, например: «С кем ты, Даник, хо-чешь отметить Новый год?» - «С папой и мамой».- «А еще с кем?» - «А еще с Аминкой, Шумиком, Мурадиком и Султанчиком» - «Кто они тебе?» - «Это мои братики и сестренка». – «А еще есть у тебя братики и сестренки?» - «Да, это Гаджимурад, Бахмуд, Ибрашка, Эльвира» - «Что они делают?» – «Они студенты» - «А ты, Даник, знаешь, кто такой студент?» - «Студент – это… (долго думает) это, который учится и после школы». - «Правильно, Даник. Моло-дец».
«Сейчас, Даник, посчитаем, сколько всего у тебя братьев и сестер»,- говорю я. И он считает: «Дети дяди Арсена: Гаджиму-рад, Бахмуд и Аминка. Дети дяди Раджаба: Ибрашка, Аннишка и Шумик. Девочки тети Хадижат: Эльвира и Эсбет. Мальчики и де-вочка дяди Магомеда: Диана, Мурадик и Тимка. И еще Радмила и Султанчик. Это дети дяди Омара. Они живут далеко отсюда». (Даник никого из своих двоюродных братьев и сестер по отцу не забыл назвать… с моей помощью, конечно).
«Даник,- спрашиваю я, - может быть, у тебя есть и другие братья и сестры? «Есть,- отвечает он,- сестренка Милана и братик Рамазан. И их мама тетя Жанна. Живут они в Москве».
Потом он встает и уходит в другую комнату, берет там не-сколько листов бумаги и ручку, возвращается, садится со мной за стол и начинает рисовать. В последнее время он рисует только бензовозы. Я целую неделю не мог понять, почему он рисует бен-зовозы. Потом догадался: он же смотрит телевизор и слушает по-следние известия.
Сегодня понедельник, до новогоднего праздника остается ровно десять дней. Вчера Даника у нас не было: в воскресенье он бывает с родителями. Сегодня обязательно нужно будет угово-рить его отвечать на все вопросы, чтобы дописать сказку.
И как только бабушка опять вышла из дому, я говорю внуку: «Если ты правильно будешь отвечать на мои вопросы, я дам тебе к празднику пят-со-о-т рублей на карманные расходы».- «Ты, де-душка, обещал мне недавно тысячу рублей дать, но не дал». – «Это потому, что пенсию вовремя не получил» - «Тебе еще дают гонорар за твое «а-ля-ля» - «Откуда ты знаешь про гонорар, и что такое «а-ля-ля»? – «Гонорар - это зарплата за твое «а-ля-ля». А «а-ля-ля» - это то, что пишешь. Бабушка так говорит» - «Ладно, возьми пока пятьсот, а тысячу дам потом. – «Нет, дедушка. Ты лучше купи мне лего». (Придется купить, хотя лего обойдется мне дороже).
-«Как ты думаешь, Даник, где нам всем лучше собраться на Новый год?»- «У дяди Раджаба и Шумика»- «Почему?»- «Чтобы Шумик тоже был с нами (двоюродный брат Данияла девятилетний Шамиль из-за болезни ног уже второй год ходит на косты-лях). И еще, дедушка, у Раджаба большой двор, где можно пус-кать в небо цветные огни».– «Это называется фейерверк».- «Мы устроим там большой красивый фербек, дедушка!»,- быстро про-говорил Даник. Я не стал его исправлять: пусть будет «фербек».
«А Султанчик и Радмила приедут к нам?» - спрашивает он, забыв про фейерверк. - «Да, должны приехать. Приедут еще Га-джимурад и Бахмуд», - «Вот будет весело, аттата! (дедушка)» В минуты особой радости Даник переходит на родной язык.
«Действительно, должно быть весело»,- думаю я. И опять же, обращаясь к внуку, спрашиваю: «Что ты попросишь, Даник, у Дедушки Мороза?» - «У Дедушки Мороза я попрошу вылечить меня: я тоже хочу кушать все, что кушают остальные дети (у Да-ника аллергия на многие продукты питания, даже на конфеты). Еще я попрошу, чтобы не болел Шумик. И еще, чтобы он увели-чил пенсию бабушки и дедушки».
«И еще, Даник, попроси у Деда Мороза, чтобы он увеличил степендию нашим студентам»,- советую ему я. « А что такое сте-пендия?» - «Степендия – это как пенсия старикам или, как гоно-рар за мое «а-ля-ля»,- объясняю я, как могу. «Не забудь, Даник, попросить у Дедушки Мороза какую-нибудь работу для аттата,- говорит появившаяся в дверях бабушка.- А то он все лежит на ди-ване и жиреет, как кабан».
«Кого мы еще пригласим к нам на Новый год, Даник?»,- спрашиваю я напоследок. Даник подумал-подумал и очень громко и радостно говорит: «Ульяну!» - А кто такая Ульяна?»- «Девочка, которая была со мной в Кисловодске». Потом подумал и добавил: «Она плакала, когда я уезжал».
Вот так мы дописали свою новогоднюю сказку. Правда, ска-зочных персонажей таких, как Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Кот Ученый в ней нет. Только боюсь я, как бы ни стали сказочными элементами хорошие пенсии, стипендии и го-норары. Не дай Бог.
2015 г.


Рецензии