А мне нравится ходить по выставкам

Звонит мне недавно брат и говорит: «Сегодня в четыре часа дня в этнографическом музее «Дагестанский аул» будет откры-тие выставки «Уроки Гаджиомара», посвященной 85-летнему юбилею кубачинского мастера и педагога Гаджиомара Изабака-рова». И спрашивает, пойду ли я. «Конечно, пойду! – отвечаю я. И сразу же мелькнула в голове мысль: «Заодно напишу рассказ о музее «Дагестанский аул» и о своем давнишнем товарище».
Но, как говорится, человек предполагает, а Бог… Меня опе-редили: с огромным фотоаппаратом пришел на выставку Марат Гаджиев – известный журналист, художник и фотограф. Ходил по залу и Саид Ниналалов. Оба от газеты «МД». И еще были здесь Камиль Чутуев с сыном. Я понял, что написать в «Молодежку» у меня не получится. Оставалась газета «Замана»…
Ровно через неделю на первой странице газеты «Замана» вижу на фото Гаджиомара в своем домашнем музее. Это Наида Исмаилова постаралась. И на первой же странице «МД» тоже был Гаджиомар из объектива Марата Гаджиева. Здесь он стоял в выставочном зале этнографического музея.
И решил я написать о самом музее и людях, кого встречу на выставке. Конечно же, о Гаджиомаре Изабакарове, Расуле Курта-еве и некоторых других кубачинцах тоже не забуду слово сказать.
В ауле Кубачи наши кунаки – это Канаевы и Куцуловы. Я хо-рошо помню Канаевых Гаджи, Мурада, Муталима. Поддерживаю знакомство с Канаевым Амином. К нам часто приезжали Ку-цуловы Ибрагим и Абдулла. Знаю их сыновей. Магомед же, брат мой, общается с ними чаще. Он вообще хорошо знает кубачин-цев. Магомед два раза выдвигался в депутаты Народного собра-ния РД. И оба раза прошел, потому что большинством своих го-лосов его поддержали кубачинцы и дуакарцы. И сейчас куба-чинцы с вопросами, требующими решения на самых высоких ин-станциях, обращаются именно к своему депутату. И он старается сделать для них все, что может.
Выставку «Уроки Гаджиомара» в тот день посетили министр по национальной политике и внешним связям Гамалей Т. В. и министр по туризму и народным художественным промыслам Исаев М. И. Пришли и депутаты Народного Собрания РД Авшалумова Л. Х., Мачаев А. А., Раджабов М. Р. Председатель Союза писателей Дагестана Ахмедов М. А. и председатель Союза художников Дагестана Магомедов К. М. Выступавшие говорили о высоком мастерстве кубачинского ювелира, художника-орна-менталиста и замечательного педагога. В своем выступлении они назвали его в одном ряду со знаменитыми кубачинскими масте-рами Гаджи Кишевым, Расулом Алихановым, Гаджи-Бахмудом Магомедовым, Манабой Магомедовой, чьи произведения укра-шают экспозиции лучших музеев мира, и пожелали ему еще больше творческих успехов и отличного здоровья.
Я не буду рассказывать подробно об экспонатах выставки, ибо о них хорошо сказала Наида Исмаилова в газете «Замана», и высокую оценку мастеру-златокузнецу и его работам дал Марат Гаджиев в газете «Молодежь Дагестана».
Я впервые услышал о Гаджиомаре Бахмудовиче на район-ном августовском совещании учителей в 80-е годы. Его выбрали в президиум, и я спросил у соседа, кто это в каракулевой шапке. Сосед сказал, что это Гаджиомар Изабакаров, учитель Кубачин-ской средней школы по предмету «Основы кубачинского искус-ства». Вот так я впервые и услышал о Гаджиомаре. Правда, потом много раз встречались мы с ним и по работе, и за праздничным столом.
Вот что рассказал мне о своем учителе Расул Куртаев: «Га-джиомар Бахмудович – мой близкий родственник. Я учился у него с пятого класса. В Кубачи Изабакарова знают не только, как лучшего мастера и художника, но и как замечательного педагога. Он учил нашему искусству почти всех кубачинских мастеров. К большому сожалению, с 1992 года перестали выставлять работы учащихся школы на различных выставках и мы, его ученики, не имели возможности показать миру свое искусство. А ведь было время, когда ученики Изабакарова получали на ВДНХ золотые, серебряные и бронзовые медали. Гаджиомар Бахмудович сам является автором-составителем программ по своему предмету, и у него исключительно другой, своеобразный подход к изучению предмета. Он для обучаемых и учитель, и отец, и дед, и, конечно же, талантливый мастер. Такое отношение к детям давало и хо-рошие результаты: из его выпускников многие стали художни-ками и отличными мастерами. Правда, иногда он выходил из себя, мог и накричать на учеников, когда до них трудно доходило то, что он говорил. Но такое бывало очень редко. Он быстро успо-каивался и становился очень ласковым с нами. Ученики его лю-били и ценили не только как учителя с редким талантом обучать, но и как родного им человека». (Вот вкратце и все, что по моей просьбе рассказал мне о своем учителе один из лучших его уче-ников).
О Расуле Куртаеве я еще расскажу в продолжении моей статьи. Сейчас же хочу в двух словах сказать об организаторе этой выставки. Вы, конечно, сами догадались, что это Сулейманова Зу-мруд Запировна, бывший министр культуры РД, а ныне директор музея «Дагестанский аул». (О музее не буду писать, ибо все о нем написано в Интернете). Зумруд Запировна повела министров и депутатов и по остальным залам музея. Потом пригласила в свой кабинет. Магомед и меня повел туда же, хотя я отказывался. И зря отказывался! За столом с вкусными пирогами и чаем Зумруд Запировна очень интересно рассказывала нам о Расуле Гамза-тове. Как тепло она говорила о Поэте! Помните у Гамзатова в сти-хотворении «Поэзия»: «Дочерью будешь беречь мою старость»? Когда слушал Зумруд Запировну, рассказывающую о Расуле Гам-затове, я невольно вспомнил эти стихи Р.Гамзатова. «Да, она го-ворит о Поэте с такой же заботой и любовью, как может говорить только дочь об отце»,- подумал я.
Увидев за столом напротив себя Авшалумову Людмилу Хизгиловну, я вспомнил и ее отца, известного дагестанского пи-сателя Хизгила Авшалумова и его хитроумного Шими Дербенди – двоюродного брата Ходжи Насретдина, как мы, студенты, назы-вали его тогда.
Ну, спасибо тебе, Магомед! Вместе с интересной экскур-сией в еще один музей Дагестана, ты повел меня на экскурсию в свою молодость, где я взахлеб читал Гамзатова и Авшалумова.
А вчера, 13-го марта, Расул Куртаев пригласил меня в Авар-ский театр на театрализованную выставку фотохудожника Ша-миля Шангереева с названием «Горы и горцы». С Шамилем же он меня познакомил на выставке «Уроки Гаджиомара».
Расул Куртаев – это «первопроходец дагестанского ту-ризма». Так о нем пишут в Интернете. Он один из первооткрыва-телей Дагестана для остальных жителей России. Он также отлич-ный мастер-златокузнец. Куртаев, до недавнего времени зани-мавший должность главы администрации аула Кубачи, полно-стью посвятил себя туристическому делу. Многие российские журналисты и блогеры побывали у Расула. Он специально заре-гистрировался на сайте для помощи путешественникам, приез-жающим в Дагестан. Туристы, приезжающие в Кубачи, останав-ливаются у него дома. В роли экскурсовода тоже выступает он, разработав свой экскурсионный маршрут. «Первым делом он во-дит гостей на прогулки по сторожевой башне 14-го века, распо-ложенной на высоте 1700 метров. Потом они спускаются вниз по улицам старой части села, где на каждом шагу памятники архи-тектуры»,- написано в одной из статей о Куртаеве в Интернете.
Фотохудожник Шамиль Шангереев – друг и единомышлен-ник Расула Куртаева. Своей выставкой, по его же словам, ему «за-хотелось показать стране все величие и красоту Дагестана, каж-дую его вершину, каждый уголок». Не знаю, оценит ли «страна» его работы, но скажу от себя следующее: «Как это я до сих пор не знал, что так красив наш край? Как же сильно нужно любить его, чтобы так его видеть и показать другим?». У Шамиля и Расула, я уверен в этом, одна заветная мечта: заставить русских, смотреть на дагестанцев не как на «людей кавказской национальности», а совсем по-другому, по-хорошему, с любовью. Во многих своих рассказах я тоже, клянусь, преследую эту же цель.
Как красиво было вчера в фойе аварского театра! Если бы хоть немного разбирался в технике фотографирования, я за свою стариковскую пенсию купил бы хороший фотоаппарат (хотя вряд ли дадут хороший фотоаппарат даже за генеральскую пенсию) и побежал бы за Шамилем в горы. Нет! За Шамилем не успел бы. Они с Расулом еще слишком молоды. Лучше с Камилем Чутуе-вым на морской берег ходить: одолевать горные вершины нам уже не под силу.
Да, чуть было не забыл. Там же на фотовыставке Расул по-знакомил меня с еще одним фотографом. Звали его Запир. Расул сказал, что он из нашего района, из селения Меусиша. У брата моего (он стоял со мной рядом) есть такая привычка: когда кто-нибудь, знакомясь, называет свое село, Магомед сразу же спра-шивает, чей он сын. И вчера было то же самое. Молодой фото-граф сказал, что его отца зовут Зайпула. Что тут было… и с Маго-медом, и со мной. Мы наперебой стали спрашивать, как звать его дедушку, дядю по отцу и прочее, прочее.
Да, Запир был сыном моего детского друга из села Меусиша. Его дедушку Рабадангаджи в 60-е годы послали в наше село парторгом колхоза. У него были сыновья: старший Гасан, второй Зайпула, моих лет. Магомед говорит, что был еще третий, и звали его Запир. Я что-то его не помню. Я дружил только с Зай-пулой, с отцом фотографа. Запир сфотографировал нас с собой (попросил стоящего рядом товарища щелкнуть) и сказал, что по-кажет отцу. Интересно: узнает Зайпула в нас, седых стариках, своих детских друзей? И еще Запир сказал, что тоже хотел бы вы-ставить и свои работы на какой-нибудь выставке. Бог в помощь тебе, Запир.
Вот и детство вспомнил. Хорошо ходить по выставкам на закате жизни!
2016 г.


Рецензии