Эх, первомай, первомай

Возвращаюсь сегодня рано утром с берега моря. Навстречу мне идет, перебирая руками четки, знакомый еще по прогулкам в парке Ак-Гель мужчина моих лет, улыбается и говорит: «С праздником тебя!», потом добавляет: «С нашим праздником». Поверьте мне: я собирался тоже сказать «с нашим праздником», ибо чувствовал я, что мы, как говорится, родственные души, и оба тоскуем по тому нашему кумачовому Первомаю.
А дома с утра только и делаю, что принимаю поздравления с праздником. И очень меня радует то, что есть еще и другие род-ственные нам души. Спасибо всем, поздравившим меня с нашим самым большим праздником советских времен.
Вместе с праздником 7 ноября и с праздником 9 Мая Пер-вомай был одним из самых главных праздников того могучего государства, которое звалось Советским Союзом.
Эти три праздника считались святыми для советского народа. К ним тщательно готовились: заранее готовили транспа-ранты, писали на кумаче лозунги, заучивались стихи и песни, по-священные этим дням. Проводили торжественные мероприятия: выступления, концерты и…, на которых награждали лучших ра-ботников.
Но Первомай… Он был особенным, самым большим празд-ником в нашей жизни. В этот день вся наша огромная страна про-сыпалась под песню «Москва майская» на слова В. Лебедева-Ку-мача:
Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля.
Просыпается с рассветом
Вся советская земля…
Май течет рекой нарядной
По широкой мостовой.
Льется песней необъятной
Над красавицей Москвой.
Больше всех запомнился мне этот праздник моих первых школьных лет. Я даже помню Первомай того года, когда учился в подготовительном классе. Это был 1952 год, и было мне пять лет. Во дворе нашей школы (школа находилась в частном доме) было что-то типа каменной гряды над пропастью. Мы сидели на ней рядком, как сидят чайки на прибрежной каменной гряде, высту-пающей из моря, и заучивали припев первомайской песни на родном языке за месяц до праздника. Как же иначе: мы тоже должны были петь в строю, проходя по улицам села во время первомайской демонстрации.
Примерно вот так это происходило.
Тогда в нашем селе была семилетняя школа, наверное, с численностью учащихся в 50 - 60 человек. Первого мая, в десять часов утра, мы строем выходили со двора школы. Правофланго-вым бывал директор школы, а замыкали строй учащиеся подго-товительного класса. По бокам шли учителя. В голове колонны за директором – знаменосец, горнист и барабанщик. Ходили по всем улицам аула с песнями. Запевалами бывали девочки из пя-тых - седьмых классов. В перерывах между песнями директор останавливался около домов уважаемых в селе людей, говорил в громкоговоритель первомайские лозунги типа «Да здравствует 1 Мая!» или слова приветствия хозяину дома. Потом всей колон-ной - троекратное «Ура!».
После демонстрации мы ходили на маевки, подражая взрослым. Вскладчину покупали в сельмаге лимонад, пряники и несколько банок кильки в томатном соусе и уходили или на речку, или еще куда. Девочки же организовывали маевки по-сво-ему. Они из дому брали продукты: мясо, яички, фасоль, горох, зе-лень и еще, что надо. Разводили костер в «Девичьей пещере» под селом в ущелье (у нас она есть с таким названием) и в боль-шом глиняном сосуде (по-даргински «тарс» называется) варили вместе все продукты. И получалось блюдо что-то подобное пити. Там же в пещере они пели и танцевали до самого вечера.
Я помню праздничные демонстрации и моих студенческих лет. Веселые они были. С транспарантами, знаменами и огром-ными портретами руководителей партии и правительства.
Только вот освободиться от парада, чтобы поехать домой за деньгами, никак невозможно было. Только после парада! А по-сле парада и пол-литровой кружки сухого вина по рублю за литр из полуподвального магазина, что был недалеко от общежития ДГУ по улице Батырая, тянуло ко сну. А за один выходной день второго мая поехать домой в горы и успеть к занятиям третьего мая просто невозможно. Пропускать же уроки нельзя было. Но мы не унывали.
Помню, как проводили первомайские праздники в селе, когда я работал в школе. На Всесоюзном Ленинском субботнике проводили последние приготовления к празднику. Готовили село к Первомаю, как невесту к венчанию. А школа… Мы готови-лись к празднику весь апрель. Каждый класс старался прийти к нему с хорошими успехами в учебе и с примерным поведением. Оставались в школе после уроков, чтобы сделать генеральную уборку своего классного помещения. Много работали по благо-устройству школьного двора.
В школе объявляли конкурсы: «Лучший кабинет», «Лучший праздничный номер стенгазеты», а также конкурсы на лучшее чтение стихотворения и лучшее исполнение песни на празднич-ном концерте. Обязательными были спортивные соревнования по школе, селу и району с призами для победителей…
Как быстро уходят из жизни наши человеческие ценности! Вот и Первомай ушел от нас безвозвратно.
С такими грустными мыслями я и сегодня, уже второго мая, рано утром возвращаюсь с утренней прогулки домой. Недалеко от оздоровительного комплекса «Белый медведь» опять встре-чаю того вчерашнего товарища. Сегодня я опередил его и поздо-ровался первым.
Мы опять заговорили о Первомае. Я говорю ему, что вчера по телевидению смотрел праздничные парады в Москве и в дру-гих городах России. Отметил, что разноцветных флагов было много, много было радости на лицах демонстрантов, много транспарантов с призывами: «Достойная зарплата», «Достойная пенсия», «Достойный труд» и т. п. Он сказал, что это всего лишь популистские лозунги перед выборами.
По дороге домой, мысленно сопоставляя вчерашние собы-тия с тем, как все это происходило раньше, делаю вывод: нынеш-ний праздник лишь бледная копия того бывшего советского Пер-вомая. А то, что я сегодня написал, это из-за тоски моей по бы-лому.
2016 г.


Рецензии