Глава 31 Юность Ярослава
Глава 31 Юность Ярослава
В советский период развития нашей страны для детей были созданы комфортные условия для их всестороннего развития. Дети и юношество жили в царстве хорошо организованного досуга с возможностью широкого выбора разнообразных кружков и секций по всем возможным направлениям интересов в творчестве и спорте. Что немаловажно, вся эта огромная досуговая сфера предоставляла свои широкие возможности совершенно бесплатно. Родителям не приходилось из своего кармана платить за право их детей заниматься выбранными направлениями организованного досуга, что открывало, фактически, неограниченные возможности в их творческом, спортивном и профессиональном развитии…
Старший брат привёл Ярослава в зоологический кружок, работавший на базе Центра внешкольной работы Смольнинского района и размещавшийся на улице Орловской, в одноэтажном здании, на территории садоводческого питомника, так же принадлежащего этому же Центру. В питомнике имелся яблоневый сад, цветник и застеклённая оранжерея с экзотическими растениями, и дети, заинтересованные этим направлением, могли посвятить себя изучению и уходу за этим растительным миром и за имевшимися в зоологическом кружке животными.
Мальчик увлечённо посещал данный кружок и имел возможность наблюдать и ухаживать за различными животными. Он вёл специальный дневник, куда вносил свои наблюдения за рождением и развитием крысят, за поведением белок, птиц и даже енота. Иногда, в выходные дни дети под руководством педагога выезжали за город для наблюдения за животными в природе и для изучения их следов. Эти занятия закладывали основы любви к природе на всю последующую жизнь…
Лет в двенадцать Ярослав вместе со своим школьным другом, Пашей — белобрысым, худощавым и более высоким по росту мальчиком, у которого имелась младшая сестра Наташа — стал посещать занятия в секции рисования. В этом творческом кружке Ярослав и Паша создавали довольно большие по размерам рисунки и акварели, некоторые из которых экспонировались на выставках детского творчества в кинотеатре Ленинград. Ярославу нравилось рисовать. Это позволяло создавать на листе бумаги свой собственный, реальный или воображаемый мир!..
Во время учёбы в шестом классе кто-то из учеников принёс в школу царские бумажные деньги. Красные червонцы, синие пятёрки и белые сотенные с изображением Екатерины II — все эти красивые, старые купюры, украшенные различными вензелями и завитушками и источавшие особый, старинный аромат, произвели на Ярослава неизгладимое впечатление. Он пришёл домой и, перерыв мамины вещи в шкафу, нашёл сумочку с различными документами. Среди бумаг мальчик обнаружил бланки очень похожие на старые царские деньги. На них тоже были затейливые вензеля, цифры с нулями, надписи... Он взял две бумажки, полюбовался их значимой красотой и спрятал под паркетную дощечку — теперь и у Ярослава был собственный клад «старинных денег» — так он, во всяком случае, думал. Позже мальчик узнал, что это были советские облигации государственного займа. Когда мама Ярослава обнаружила пропажу, то очень расстроилась и долго плакала. Она спрашивала сына о пропаже, но он не решился признаться в своём поступке. Позже, не желая расстраивать маму, он, когда она ушла на работу, вынул облигации из-под паркетной дощечки и положил обратно в шкаф, сунув их в бельё, в том месте, где находилась сумочка с документами. Вскоре мама нашла подкинутые Ярославом облигации…
Детям нужны были хотя бы небольшие карманные деньги. Нагулявшись по дворам и, проходя мимо булочных, где продавался свежий аппетитно пахнущий хлеб, или оказавшись рядом с торговой тележкой, с которой торговали мороженым или соками, или заглядывая в магазины с детскими игрушками, очень хотелось что-то купить: четвертинку хлеба, стакан сока, мороженого, или копеечную игрушку... Денег Ярославу не давали. Старший брат Николай подсказал, что можно ежедневно экономить по двадцать или шестнадцать копеек, выдаваемых родителями на школьные завтраки или обеды. Коля, получавший двадцать копеек на обед, мог за пять дней накопить целый рубль, а Ярослав, получая по шестнадцать копеек на завтрак, — только восемьдесят копеек, но и это, с точки зрения детей, были огромные деньги. Но где взять такое терпение, чтобы всю неделю не кушать в школьной столовой!.. Просить деньги у родителей, не зная наперёд, на что их потратишь, было как-то неудобно, и Ярослав решил эту проблему по-своему, забравшись в карманы брюк отца, которые висели на спинке стула, рядом с входной дверью, в комнату. В этих карманах у отца всегда имелась горсть мелочи и взять пятнадцать или двадцать копеек не составляло труда…
Навсегда расстаться с этой неблаговидной привычкой — брать чужое — мальчику помог очередной случай. Однажды он зашёл на кухню, подошёл к принадлежавшему соседям столу, выдвинул ящик и забрал приглянувшийся ему небольшой ножичек с белой пластиковой ручкой. Соседи, а это была пожилая чета, вскоре заявили о том, что у них пропал из кухонного стола ножик с белой ручкой… Через несколько дней мама Ярослава обнаружила этот ножик среди его вещей и потребовала, чтобы сын немедленно пошёл к соседям, извинился и отдал им, взятый без спроса, предмет. Постояв в тёмном коридоре и, испытав чувство огромного позора и стыда, мальчик постучался к соседям, признался в том, что это он взял принадлежащий им ножик и извинился за свой нехороший поступок…
Это событие стало потрясением для Ярослава, и он, не желая в дальнейшем переживать подобный позор, заявил сам себе, что с этого дня не допустит аналогичных проступков и расстанется с ними навсегда…
Денежные вопросы детей были решены тем, что мама стала оставлять в серванте три железных рубля, которые дети могли забирать при необходимости, но должны были отчитаться, на что их потратили…
Примерно в это же время Ярослав «поработал» над собой с целью искоренения чувства жадности. Он сознательно подавлял в себе это чувство, когда у него что-то просили, а ему было жалко это отдавать. Вскоре он заметил, что от чувства жадности, действительно, можно избавиться. Главное, правильно понимать сущность явления. К примеру: вы обладаете книгой, которая произвела на вас определённое впечатление, отдайте её хотя бы на время заинтересованному лицу, если этот человек попросил вас об этом, и вы таким образом увеличите энергетическую сферу воздействия данной книги и приобретёте нечто невидимое, тайное и важное в виде положительного влияния на Поток жизни…
В четырнадцать лет Ярослав впервые попал в спортивную секцию вольной борьбы и увлёкся этим видом спорта. Секция, в которой он занимался, принадлежала обществу «Динамо» и размещалась на улице Чайковского, рядом с пожарным депо. Юный спортсмен затащил в неё своего друга Пашку, и они вместе достаточно усердно начали тренироваться, почти не пропуская тренировок.
В летнее время друзья выезжали в спортивный лагерь общества «Динамо», где, проживая в трёхместных палатках, за сорок пять дней интенсивных тренировок значительно увеличивали и силу, и ловкость, осваивая, практически, все спортивные направления: гимнастику, акробатику, тяжёлую атлетику, футбол, волейбол, баскетбол, греблю, кроссовый бег... Дополнительно, к основным видам спорта, в лагере проводились состязания в игре «Городки», по перетягиванию каната, по шахматам, шашкам…
Приходилось развивать таланты и в художественной самодеятельности, так как проживая в палатках, у юных спортсменов не было ни телевизоров, ни радиоприёмников. Личный состав лагеря был разбит на несколько отделений, которые соревновались между собой по спортивным дисциплинам, а также по очереди выполняли хозяйственные работы по лагерю и готовили развлекательные концертные программы. За короткое время все ребята, живущие в спортивном лагере, получали весомое всестороннее развитие. Это было прекрасное время жизни с настоящими, яркими впечатлениями…
Достижения Ярослава в спорте за последующие четыре года не были столь заметны. Он был призёром и чемпионом первенства «Динамо», а также призёром первенства Ленинграда «Белые ночи». Некоторую ограниченность успехов юный спортсмен объяснял своими средними возможностями его сердечно-сосудистой системы и степенью выносливости, а также средними тактическими способностями — основными факторами успеха в вольной борьбе.
— Злости тебе не хватает! — говорил Ярославу тренер, оценивая его достижения.
Несмотря на недочёты, снижавшие верхнюю планку достижений подростка, занятия спортом благоприятно отразились на всей его дальнейшей жизни, сформировав хорошую фигуру, рельефную мышечную массу, силу и ловкость, не раз выручавших его в трудную минуту…
Этой трудной минутой оказался случай, произошедший с Ярославом в спортивном лагере. Однажды летним вечером, он и его товарищ Паша решили искупаться в озере и прогуляться по лесу в поисках созревшей черники. Незаметно для себя, они отошли на значительное расстояние от лагеря и вдруг услышали зовущий на помощь девичий крик. Молодые ребята побежали в сторону зовущего голоса. Картина, которую они увидели была ужасающей: на опушке леса находилась связанная девушка, которую раздевали двое парней, один из которых угрожал ей ножом. Девушка кричала срывающимся голосом. Ярослав и Паша посмотрели друг на друга и, приняв решение, неожиданно из-за кустов напали на зверствующих незнакомцев, хотя те казались и здоровее, и выше. Неожиданное появление подростков обескуражило насильников. Один из них бросился в сторону, но Паша догнал его и повалил на землю, но тот, как пружина, быстро вскочил на ноги и дал такого стрекача в лес, что Паша не стал его догонять. В момент своей атаки Ярослав сразу цепко схватил насильника за руку, в которой тот держал нож. Насильник стал наносить по юному спортсмену удары свободной рукой. Ярослав терпел и вывернул нож из ладони противника, получив при этом порез на предплечье. Нож упал в траву. Юный спортсмен, не отпуская руку противника, подвернулся под его грудь и провёл приём «вертушка», повалив соперника на землю. Подошедший Паша, помог удержать насильника, а Ярослав, зная некоторые болевые приёмы, обхватил его руку бёдрами и перегнул её через свою ногу на излом. Послышался характерный хруст в локтевом суставе, и соперник, вскрикнув от боли, затих — чёткое владение борцовской техникой «самбо» способно обеспечить победу над более крупным, но неумелым противником!.. Ярослав с другом перевернули его на спину и завели его руки за спину. Словно мотылек, вырвавшийся из паучей паутины, освободившаяся от верёвки девушка передала её Ярославу, которой он связал поверженного насильника.
Молодые спортсмены вместе с девушкой повели пойманного в спортивный лагерь. Тренеры, выслушав рассказ ребят, вызвали милицию, которая, составив протоколы, забрала насильника для дальнейшего расследования. Ярославу и его другу оказали помощь в медицинском пункте...
Окончив восемь классов общеобразовательной школы, юноша решил остаться в школе, чтобы, продолжив обучение в девятом и десятом классах, получить среднее образование, а затем попытаться поступить в институт и таким образом пойти по стандартному, намеченному большинством одноклассников пути, — средний балл аттестата о восьмилетнем образовании позволял это. Немаловажной причиной принятия такого решения, было нежелание кардинально менять привычную школьную обстановку и с головой кидаться в неизведанную «пучину» новой жизни.
В девятом классе Ярослав и Паша знакомились с вновь прибывшими учениками из другой школы. С первого дня учёбы и ребята, и девчата с любопытством и интересом приглядывались друг к другу. Рождались новые симпатии и притяжения…
В классе Ярослава оказалась девушка, которую звали Лена. Она была переведена в эту школу из школы-интерната. В первую неделю обучения она проявила интерес к юноше, узнала его номер телефона и кроме школьного общения, стала иногда звонить ему домой, обсуждая при этом различные пустяковые вопросы... Лена была довольно симпатичная, улыбчивая, с густыми тёмно-каштановыми, заметно вьющимися волосами, и Ярослав не мог не почувствовать, что она искренне потянулась к нему, выбрав его своим «сердечным другом». К сожалению, по молодости и неопытности в эти первые месяцы учёбы в девятом классе, Ярославу во внешности Лены не понравилась, по сути, сущая безделица и пустячок — небольшая щербина между двумя верхними передними зубами — такая вот несерьёзная, с позиции здравого смысла и реальной жизни, деталь в оценке внешности молодой девушки… Тем не менее, Ярослав своим первичным проявленным по отношению к ней холодком, дал понять, что не готов развивать отношения с девушкой, о чём, собственно, очень скоро пожалел…
Поскольку Паша и Ярослав когда-то занимались в изостудии, им поручили выпуск стенных газет, в работу над которыми вписалась и Лена. Эта троица подолгу задерживалась в школе работая над оформлением и выпуском очередной стенгазеты, первый номер, которой был посвящён началу учебного года, а второй и третий — Великому Октябрю и Новому году. Во время этих занятий Ярослав лучше узнал душевные свойства, нрав и характер Лены и неожиданно для себя влюбился в неё со всей горячей юношеской пылкостью. Первым признаком настоящей любви является желание быть рядом с любимым человеком, а когда это невозможно, то все ваши мысли ежеминутно заполнены думами о предмете вашего обожания, и вы постоянно ведёте с ним внутренний диалог. Ваша душа полна надежд, томления и радости от каждого слова, взгляда, встречи… Впрочем, Ярослав уже не мог и помыслить, чтобы сердечно приблизиться к Лене и как-то развивать отношения с ней, так как за прошедшее время она определённо сблизилась с Пашей и стала дружить с ним. Паша был другом Ярослава, и эта юношеская дружба запретной красной лентой перегораживала весь возможный дальнейший путь к девушке…
Эти сердечные переживания наглядно показали Ярославу несущественность и мало значимость внешних недостатков людей, которые становятся неосязаемыми и невидимыми на фоне куда более важных качеств человеческой натуры и свойств души... Если вы увидели красоту души человека, то внешние недостатки перестают быть замечаемыми, и суть этого явления можно выразить одной фразой, высказанной бывшим одноклассником Ярослава, который однажды на замечание юноши по поводу формы его, слегка приплюснутого, носа ответил: «Не в носе счастье!..»
Примерно через полгода молодой человек обречённо узнал, что у Паши и Лены начались интимные отношения. Это не вызвало у него дополнительных переживаний, так как данный факт рассматривался органичным продолжением их взаимной дружбы. Ярослав полагал, что после окончания школы Паша и Лена, скорее всего, поженятся — это виделось ему логичным. Хотя бывали случаи, когда юноша замечал некоторое напряжение в их отношениях: взаимное недопонимание и возникающие по непонятным причинам обиды. Бывало, обиженная Лена куда-то уйдёт, чтобы побыть одной, побродить по пустынному скверу и восстановить расстроенные чувства, а Паша бегает, ищет… Ярослав не понимал, как любящие люди могут ссориться между собой?.. Как Паша мог не разговаривать с любимой по три дня, грубить ей?.. Молодого человека поражали эти факты, когда Лена, жалуясь, делилась с ним, рассказывая об этих, неприятных для неё, моментах. Очевидно, его друг проявлял определённую грубость и некоторый эгоизм в отношениях со своей девушкой. «Нет, — думал Ярослав, — я бы почитал за счастье быть рядом с Леной и не допустил бы подобных, неприятных проявлений со своей стороны!..»
Однажды Паша принёс в школу небольшую, размером с тетрадный лист, отшлифованную фанерку с выжженными на ней лицами участников популярной английской группы «Beatles». Паша объяснил, что создал этот рисунок с помощью специального, выжигательного прибора. Необычность и выразительность техники рисунка так впечатлили Ярослава, что он, расспросив друга, где можно купить подобный прибор, сразу отправился по указанному адресу. Этим магазином оказался «Юный техник». В нём можно было купить и выжигательный прибор, и необходимые фанерки. Принеся всё это домой юный художник с упоением взялся за выжигание отобранных рисунков и предпочитал выжигать картинки с видами различных животных, так как любил природную тему. Он просматривал в книжных магазинах дорогие альбомы посвящённые жизни животных и старался приобрести понравившиеся с большим количеством фотографий. Так появилась целая серия работ с изображениями экзотичных животных. Позже Ярослав приступил к выжиганию Мадонн известных художников. В эту, новую серию вошли две Мадонны Леонардо да Винчи и поясной фрагмент Мадонны Рафаэля из Сикстинской капеллы. Само созерцание в процессе работы репродукций этих величайших шедевров, в которых сконцентрировалась доведённая до совершенства гармония формы и содержания, невольно, но неотвратимо воспитывало, зарождавшийся у Ярослава, художественный вкус... Значительно позже он понял, что в эти мгновения соприкосновения с гениальными произведениями величайших художников, душа, хотя и невидимым, но отчётливым образом отзывается и вибрирует в такт высочайшим, можно даже сказать, божественным вибрациям, перенастраивая и гармонизируя всю его внутреннюю сущность…
Кроме выжигания картинок молодого человека увлекли и фокусы. Наблюдая за мастерами этого жанра через экран телевизора, ему казалось, что эти люди похожи на волшебников, так как способны сотворить небольшое чудо и создают вокруг себя ореол таинственности…
Ярослав выточил деревянные шарики, нарезал из лёгкого шифона платочки разного размера и создал другой необходимый реквизит, используя для этого напечатанные в журналах разделы, где описывались секреты фокусов. Имея пытливый ум, юноша начал придумывать свои собственные фокусы.
В один из дней, когда созрела его готовность к демонстрации полученных навыков, он пригласил своих близких друзей, в том числе и Лену, и устроил представление. Ярослав показал всё, на что был способен и чему успел научиться. Он продемонстрировал множество фокусов, в том числе и свои: юный фокусник с обнажёнными руками показал обыкновенный небольшой лист офисной бумаги, затем свернул его в кулёчек и достал из полученного свёртка довольно большой шифоновый платок; потом взял пустой стакан, налил в него воду, слегка тряхнул стаканом, и вода из него поднялась в воздух, превратившись при этом в прозрачные стеклянные бусы, которые повисли там красивым ожерельем. Повисев в воздухе, бусы опустились в подставленный стакан и вновь превратились в обычную воду... Зрители были в восторге и после окончания представления приставали к Ярославу, чтобы он раскрыл секреты продемонстрированных фокусов, но он, соблюдая рекомендации профессионалов, этого не сделал, добившись, в глазах своих первых зрителей, ореола определённой загадочности…
Как-то поздним осенним вечером Ярослав шёл вдоль гранитной набережной Невы. В тёмных водах реки, вокруг размытой и вибрирующей на волнах светящейся лунной дорожке купались трепетные и мерцающие огни дальних фонарей. Насыщенный влажный воздух в бездонной глубине неба создавал, словно наполненные живым дыханием, ореолы вокруг необычайно ярких и казавшихся огромными звёзд. И среди них, на пути юноши, почти над его головой сияла размером с целое яблоко, тёплая, притягательная и ослепительная Венера. Её красота вызвала восхищение, душевный подъём, восторг и вдохновение!.. Очарованный Ярослав прошептал, здесь же родившиеся строчки: «Вечерний гимн небесных красок, сошедших с карнавальных масок, разлитых трепетной рукой звучит волшебно над Невой! На волны зыбкие ложатся отсветы дальних фонарей!.. И им, быть может, тоже снятся волненья бурные морей!..»
На небе проявились лёгкие прозрачно-серебристые всполохи северного сияния. Здесь, тогда ещё в ленинградском небе, восхищённый юноша впервые увидел это захватывающее явление. Волшебные переливы сияния усилили чувства Ярослава, и он, вскинув голову к сверкающим звёздам, произнёс:
— Я хочу, чтобы моя жизнь наполнилась красотой!.. Хочу познать всю тайну и глубину жизни!.. Хочу стать счастливым!..
Неожиданно юноша услышал совсем недалеко от себя шорох лёгких, как у бабочки крылышек и весёлый детско-девичий смех.
— Ты кто?!. — обратился Ярослав к невидимому, но явно осязаемому, нежному существу.
— Я твоя Мечта и только что родилась! Этому и радуюсь!..
— Моя Мечта?!. — удивился юноша. — Получается, я познакомился со своей Мечтой!.. Здорово!.. Теперь верю, что меня ожидает что-то необычное, а может быть даже волшебное!..
Ярослав снова услышал воздушный, счастливый смех таинственного, порхающего над его головой, небесного существа…
Свидетельство о публикации №224060201280