Комментарии к песням БГ - 1-1 93г

Изо: Зверь на колесиках расчищает дорогу мальчику и его маленькому раненому другу


Письмо, 1-ый комментарий к БГ

Боря, здравствуй. Предлагаю тебе то, что я написал о твоих песнях и о тебе. Сначала я пытался вникнуть в твои тексты /в основном "Русский альбом»/, а в конце в психологию, философию тебя самого - что мне не удалось, а только сомнительным стало и начало. Начиная с игривой полууверенности, я кончил головной болью, прострацией. Оценил предупреждение: "Не стой слишком близко ко мне - здесь воздух становится слишком прозрачным». И: "его не поймать ни в сеть, ни рукой" - а у меня как раз рука и сеть. Я  почти равнодушен к поэзии, ни разу не пытался писать стихи - а я пытаюсь делать всё, что мне нравится, даже не имея к тому данных, даже если задача так же полуидиотична, как в этом случае комментирования стихов. Я и петь - говорить вслух  - буду пытаться, хоть мой голос тускл, слаб, мягок и неуверен в себе, как завалившаяся диванная подушка. Главное же искренность и метафизика. Жизнь не дает оснований для тотальной поэтичности, а без этого, наверное, не бывает поэта, в какие бы саморазрушающие игры он не играл. Я плохо отношусь и к романам,  да и, по сути, ко всей традиционной "культуре": она ложна и по своим формам, жанрам, и по своему профессиональному статусу. Ведь всё началось с того, что ремесленники начали выделывать всякие "вещицы" - с упором на драгоценность их или хотя бы занятность - а я не люблю ни царей, ни публику. Культура должна раствориться в обычной жизни, а повышаться уровень этих обыкновений /в том числе и культурных/ должен сугубо на путях христианства /не религий/. Т.е. сами способности петь, думать, рисовать вполне естественны и прекрасны, как всё данное нам Богом, но это не повод к строительству вавилонских башен… Конечно, естественно лишь заряжаться поэзией стихов и знакомиться с человеком без попыток срочно решить друг это или враг… К тому же у нас нет совпадения душ… Мне легко писать о тех, кто меня поразил -  потому что я в них вижу воплощение своего идеала - легко писать об этом идеале - мне легко писать и об резко отличных от меня - легко писать об этих отличиях; легко  громить /на бумаге/ тех, кого я презираю, но трудно судить об образах, которым я сочувствую, которым близок, но с которыми все же не взаимодействую. Дело тут в твоей принадлежности к культуре и в твоем эгоизме, автаркии, которую ты себе в ней устроил. Отгородившись, ты пытаешься богатствами культуры в их современной интерпретации служить задачам человечности, восходящей к Богу /не мешает ли гвалт за стенкой?/… Начинается всё с попытки уйти от мира, сделать слепок с мечты, а кончается утилитарной продажей   миру покровов для прикрытия его пустот и украшения его срама. Если выражаться грубо, ты пытаешься в сатанинском храме служить Богу. И это возможно -  Божественного в сатанинских храмах полно, паразитирование - это  метод. …Богатства, даваемые Богом, не ценятся - потому что это всё естественное и всем легко доступное, например, природа - а богатства мира ценятся - они даются упомрачительно большими трудами,  всё время сменяются. И в итоге легко доступное Божье становится недоступным… Ты будешь завербован культурой /"охраняемой государством"/, но не будешь завербован жизнью. Так было со многими...  Грязному, помойному дну культуры нужны авторитеты. Как Толстой, поняв эту опасность,  разоблачал и себя, и общество - всё равно присвоили...  И знаешь,  твоя жизнь так и останется загадкой – так же, как жизнь Соломона, Шекспира, Рембрандта, Рафаэля.   Это связано с твоим неучастием в прозе, быте,  в общественной жизни, в черной физической работе и в личном душевном  отношении к людям. Присутствие некоего формального набора  интервью, фотографий, свидетельств, документов  ничего не меняет. Просто вундеркиндство сформировало золотую  клетку, а когда оказалось, что это золото ржавеет, жизнь заново начать  было уже невозможно.

Для сравнения  вот  как я отношусь к другим певцам: Цой -  пэтэушник, самурайствующий в небесах, Башлачев -  ужасная битва с дурной наследственностью. Старшее поколение: Окуджава -  благородство банки из под импортного пива.  Вертинский - есть в нем что-то пронзительное -  как-никак дело было ночью – но, извини,  это же пидор. /Как раз Кинчева по ТВ показывали – давай-ка и его впишем, раз рвется: это  театр тусклого голоса, где над входом лозунг: "пауки - это и есть лебеди наших времен"./

    Итак, вначале в тексте нечто подобное стрельбе по мишеням /половина - от 10 до 90% - "выстрелов», наверное, в цель не попала, но я даже не буду перечитывать текст - я принципиально не "утруждал себя", продемонстрировал типовую реакцию - а в конце дым - и можно было бы оставить лишь несколько краеугольных утверждений, но я говорю угрюмо, как Пилат: "что я написал, то написал".        Если этот текст  не охарактеризует тебя, то он, во всяком случае, охарактеризует меня! Надо нести свой крест вздохов по идеалу.

                Ноя. 93г.

     "Прыг, ласточка, прыг»

 В поисках вечного неба и вечной земли. Мы должны быть подключены ко всем цивилизациям, но "кануть  как камень"  именно в место своего обитания. Не "канешь", не будет  самоотдачи до потери себя - не будет в небе благодарных кругов.

…Это Горби – ласточка, свившая гнездо на Кремлевской стене, а Елкин - козел, верхом на топоре. …Сокол - это охотник на этих крылатых козлов. …Возносящиеся на небо  оставляют круги на нем, как камень на воде.

У ласточки кругом  враги, но это в первую очередь соколокозлы и их поклонники, все, кто летает не потеряв хвоста, рогов и копыт.

 Налицо сокол поэзии и баба, мать жизни - не хватает пахаря, прозы. Т.е. атмосфера есть, источник жизни есть, но нет самого хлеба насущного.

 Умение любить: когда девушка поет под твоими руками; когда человек обретает голос под твою музыку. А музыка у БГ  прекрасная, в ней присутствует баховская простая гармония,  полет искренности…

 …Напоминает, конечно, картину  какого-нибудь Пластова /типа "Баба, кормящая грудью в поле ребенка"/. А ласточка на белой стене - серое на белом - есть и такой стиль в современной живописи. Нежный изыск. А посреди события, полные чудовищных перетрубаций.

Всё, как всегда, как при царе, Сталине, Брежневе, и команда "все по местам" всем понятна, каждым знает свое место, свою щель, из которой можно наблюдать простор /у каждого свой/, в которой можно дышать /каждый на свой лад/.

 Пой, ласточка, и ты будешь заговорена от врагов…  "Вслед не беги" - "непротивление злу насилием" /хотя Толстого он, кажется, не оценил /как и Достоевского/ - дело в том, что эти "великие художники слова" на самом деле есть великие антипоэты, люди, чуждые эстетике. Они знатоки жизни - Толстой -  души - Достоевский/.

Т.е. это песня о Борином пути: начинал попрыгунчиком, птичкой и через жизненные испытания пришел  к былинности сокола-пророка.

Вечная проблема всех людей: как побороть мрак "другой стороны", нашей "внутренней" жизни, где "всюду враги". Когда солнце взошло, нетрудно чувствовать себя ласточкой. Спрыгнуть во «двор» общественной или семейной жизни - это еще  полдела…

У него склонность к  "не судите".

С комментарием этой песни случился конфуз: мне послышалось не "в лапках топор", а «в плавках топор"! /«Эй ты, почему в плавках в общественном месте?!  а ну, вынь топор из плавок!"/ Соответственно, были такие глубокомысленные рассуждения: "в молодости мы  как ласточки, но отрастает в  плавках топор и вместо соколиного взлета получается козлиный». Это наша фига в кармане. От произвольности толкования получается крен в юмористику. /К примеру: сокол летит, потому   что его баба родит и летает он строго, дозорно,  уж он не допустит того,   чтобы были кругом его бабы враги./

 Я сам вечно   соколокозел и только иногда сокол. Не удается оторваться более, чем на шаг от «среднего уровня" - в этом вся   мука. Т.е.  сделав  шаг, ты, чтобы прогрессировать дальше, должен   тянуть за собой весь этот "средний уровень". А это значит, что ты уже   не столько растешь, сколько работаешь для людей.

…"Одна сторона" - таковы женщины и такова семейная жизнь. "Вор" – любовник.



                «В жилищных конторах лесной полумрак"         
            
На языке прозы: "контора - это  джунгли». "Фонари с египетской тьмой"   - с фараоновой /генсековской, президентской/ пропагандой, лозунгами.   И всё это такое же долгое, как вступление к этой песне. Лед уже трогался в хрущевскую оттепель, но наше   поколение уже не знало, "что может быть так", живущие на льдинах тоталитарности не знают, что такое волна жизни. Льдины - это организации; всякая организация - это тоталитарность /просто Запад мягок и   рационален и потому в их тоталитарности легче жить/
 
"Фавн" и "русалки»  - я пас, во мне петербургского и богемного мало.   Боря женский пол любит во всех  видах, от Екатерины до русалки,   от одиночных экземпляров до 15 штук.

   …Ужасно, когда не только темно, но и холодно, а ты, дрожащий, еще суетливо собираешься, мучительно   пытаешься отыскать в вялой, грязной куче под ногами то, что может согреть тебя… Уже не первая ночь наступает для Бори и он готовится к ней как турист к очередному походу. …Хоть бы раз узнать, что такое лето.

Ничего не знаю про этих ребят, спутников Бори по зимовке: Сирина, Алконоста и Гамаюна. До символистов всё руки не доходят. Зеркала - символ поэзии, хмель - музыки, вьюн - живописи/?/.

 Зимовать ему хочется в компании с любимыми людьми и за любимым   занятием.  Он сам и музыкант, и художник, и философ - без этих составляющих   не работало бы сердце его дара - поэзия. И когда владеешь всем, не   надо налегать на что-то  одно: можно быть простым. Он сам и Сирин,   и Алконост, и Гамаюн, един в трех лицах. Ведь вряд ли он хоть одного из них    встречал в жизни, по эту сторону стекла.   "По ту сторону" - неопределенное указание: пойдешь на улицу, а он   скажет: "а я в доме, с книгой, в домашних тапочках и очках", пойдешь   в дом - а он растворился в пространстве.   Каждый из  образов  встречается в нескольких песнях. От этого  получается сцепка, перекличка песен и переливы   самих этих образов.

Мотив ожидания кого-то, с кем можно условиться, кто понимает условие, тоже типовой... Пахнет "Мастером и Маргаритой". Я к этой книге отношусь отрицательно: она безнадежна, как само то время.  Хотя люди, наверное, тоже считали, что смогли приготовиться к зиме. Как корежила зима тягу к счастью, какой она была всепроницающей! Это было выживание в могилах. Поэтому же я совсем не сочувствую вздохам многих неплохих людей по "атмосфере», которая была при Брежневе.

 Очерчен и мир, и свой ближний круг - что еще надо, раз и там, и там присутствует вечность.

 Еще о "по ту сторону":  кажется, о «внутренней» и неформальной жизни - встреча назначается на этой территории.


"Что толку быть собой"

Это не город, это он сам, герой упадочный. Для него мир  пуст, как вечерняя электричка. Гнилость  фразы  "быть самим собой" и пустота фразы "надо просто быть" - первого недостаточно /человек - существо не самодостаточное/, а второе уж очень "просто"! Человек вечно сочиняет себе девизы, а жизненные соблазны их разрушают. 15 баб, которые у него были в разное время, опустошили город его жизни и он едет на кладбище, в иной мир на этой электричке, ярко освещенный, и во сне видит свою прожитую жизнь, а это - 15 баб.

Сеанс стриптиза /или просто порнофильм/, на который герой "пришедший, увы".

 Жестокая орда бородатых - у    каждой бабы по 15 мужиков. Бабам плевать, что борода жесткая, лишь бы бабки были,  чтоб не потерять свой образ русалочий, игривый.

Просто пляж, где штук 15 баб в купальниках - а после появились их мужья, где-то в сторонке "соображавшие". А этот наблюдатель опять оказался лишним, отчего "пришел в упадок". Похоже на сексманьяка. Конечно, сам БГ такой песни бы не написал…

"Что толку быть в тебе, вода, женская болтовня" – или что толку утопиться?! Мрачно, как ситуация у Гамлета: "стоит ли быть на пиру во время чумы или лучше сразу   выйти в небытие?"

…Его главная проблема  связана с манерностью /она слышна, например, в исполнении слова "другой" во фразе "кто-то другой - хмель и трепетный вьюн" из предыдущей песни и т.д./ Т.е. это проблема нарцисса /Поль Валери/. Все поэты манерны, все   прозаики кроты. 

Бытие собой, понимаемое как воля инстинктам и страстям.  Весь наш мир - это бабы у пруда. Так в романах 19 века всё держится на любви, а в романах 20-го – на сексе - романы отражают жизнь совершенно неизбежно.

Хмель и вьюн среди зеркал, управляемые не каким-нибудь крестьянином, а волшебниками /каким-нибудь накрашенным типом вроде Вертинского/. Петербург породил Достоевского и "Серебряный век" - заклинаю быть ближе к Достоевскому и дальше от этого прельщения перерождения людей в нечто нечеловеческое, но красивое. Красота очень свободно бывает и ядовитой. Ядовитая всегда похожа на одноименный гриб; она ярка, эффектна - несъедобна? так это чистое искусство! А настоящая всегда скромна, как гриб настоящий, это даже не столько красота, сколько обаяние и слиянность со всем миром природы. Не зря Христос советовал вырвать глаз, который соблазняет тебя. Сатана был назван "прекраснейшим из сынов  Божьих».

…Ну ночь, ну разошлись мужики по своим бабам и опустели города. "Жестокая орда, пришедшая, увы в упадок навсегда": "бабники, дегенераты".

 Электричка - странствующий город.

 15 - размер женской половины, например, школьного класса.

…Бабы и их орда ведут грязную внешнюю жизнь, но души их не тронуты /ибо пусты/, а наблюдатель ведет грязную внутреннюю жизнь, но внешне он ни в чем не участвует. Это не исключительная, а "нормальная" человеческая низость,  «комплекс». Знаете ли вы, что Достоевский Смердякова с себя  писал /Ивана с себя /как и двух других братьев/, а в Иване, как известно, был Смердяков/?

"Отчини мне, природа  стакан молока"

Начало травоядное, но потом опять за свое: трудно быть  вегетарианцем. И ох, уж  эти "загадочные звезды". Обычно меня тошнит от артистов в роли "властителей дум», но у него другое соотношение этих самых "дум" и трюкачества. …Играет и с мыслью о старости,   и с мыслью о деревне. …Не побояться написать песню со "спущенным умственным ростом»…

  Весь мир живет постижением смертной красоты в глубину   - и это погружение в ад.

Далеконько загадочное начинается, под носом не видим. Туризм на   небеса…
   
 Лицедействовать по простому…

 Боря в роли культорга, а кровать - его новостройка.


"Издалека течет река"

  Сгнивший апельсин искусства.

  Экологическая тема: рыболовный крючок река жизни еще может вынести,   а современные "крюки" уже нет".

"Старая сова" - православная религия? 

Нормальный плевал бы косточки, но   тут "другой расклад"!    Четыре свои ипостаси представил в "зеркалах": Полуидиот, плюющий на   гибнущую реку - у него есть расклад в запасе. Фанатик, умирающий у   самой цели, и вот его взгляд: удивленный до ужаса. Длинноволосики,   дружно, компанией чем-то промышлявшие, но испарившиеся; может, просто волосы остригли - и всё распалось, словно это Самсон потерял силу;   стали трезвые, скучные. Пьяница, растроганный чем-то в зеркалах -  от которых пахнет шикарной женщиной, может, ушедшей женой…

Пьяницы любят пафос: "история, браток".

  Взгляд от мерно текущего потока: "смотри на гору, видишь фигурка виднеется - это Боря, местный бард".

  Борино наследство: яркие оранжевые корочки…

…Печальный расклад остается: либо  в городе пьянствовать и заниматься нарциссизмом, либо в деревне жевать  прихваченную из того гастронома закусь, набираясь не здоровья, а нового горя, наблюдая за жизнью реки. И всё твое отличие от других алкашей полуидиотское  знание  про "зодчего из Кракова".

…Зеркало в гастрономе!

Иконы – совы.

Длинные волосы - только жанр. Им казалось, что раз борода - значит они уже взрослые. Мы взрослеем только к старости, а до этого только суетимся.


"Когда пройдет дождь – тот,   что уймет нас»

 Лелеет мечту, не стыдясь, не стесняясь - наглость в мечтах! Иначе  недолго и скурвиться: ведь и наступление на мечты ведут не стесняясь.

Это хорошо, что он хочет знать что-то еще, а не открыл фабрику по переработке плодов всезнания… Нет, всё же открыл - и я вот открыл - отчего  "хочу всё знать» может остаться  формальной заявкой – всезнанием, состоящим из 2-х фраз, к которым, якобы  "всё» сводится.  Хорошо, что не хочет избавляться от боли, проблем любой ценой... Страдания нас формируют  и потому иссякают по мере нашего формирования.

 Уже хочется покоя - это тоже стало постоянной нотой.  Робинзон Крузо и традиции китайских мудрецов. Зарыться в траву от проблем.

 В природе смерть поет. Природа - это воскресение после смерти.

Только: "ждать", «знать", засыпать и просыпаться…

Трава скрывает землю, а листва – небо, так что находишься как в коконе, в колыбели.

  Типовой вопрос об идентичности в раю: ведь во всякой новой обстановке человек эту идентичность теряет, он завязан на среду своего обитания. Не  будет ли это счастье идиота.

"Пускай" говорится и в какой-то другой песне /по интонации запомнил/.

 "Ждать", "хотеть знать" - несколько неверное отношение к жизни;  словно кто-то, произвольно тыкаясь, ищет выхода - ждет, что он сам  возникнет.

"С милой рай в шалаше».

  "Пусть идет дождь, пока я не знаю, кем мы будем без дождя и смерти".

  Узнав всё, кроме того как избавиться от боли и того, что будет после  этого избавления - т.е. не узнав почти ничего. Узнав, что есть они,  тайны.

  Тень над нашей землей Бог весть когда уйдет, людям всё неймется - а  значит и боль не пройдет. Найдут в любой траве.

Устроил себе милое жилище - но вот  в тебе боль и всё оказывается ни  к чему. Тоже и со знанием.

  Хорошо увидеть сон про жизнь в шалаше или раз в год там пожить, но  вообще там действительно будет скучно. Не хватает деятельности в сияющем вангоговском духе.

  Боль так сильна, что закругляешься со знанием и начинаешь думать только о ней: "ждать".

 Те ли мы, что мы есть, когда наши черты искажены болью. 

Наша жизнь должна быть удобной одеждой - это ее неудобства причиняют  боль: дело в том, что жизнь не может предложить ничего похожего :  она предлагает коробы, панцири и прочие убогие и жестокие формы. 

   Природа как больница.

  Женщина снизу – травой, женщина сверху – листвой…

 Вообще, странная смесь у него: Восток, Россия и Петербург  - а это весь мир. Умом-то можно понять, что нужно "синтезировать"!..  От Востока у него смирение,  стремление к покою, простоте, от Запада стильность, изыск, а от  России работа со смертью, без которой изыск - побрякушка, и мудрость  - картон.
 
…«Пусть горит, тает снег под дождем".

…Поет смерть - коса, кося траву - людей. Она поет, а люди, как на стадионном концерте качаются в такт, как трава.


Рецензии