Карл Брюллов. Всадница

    Эта картина не маленькая – почти 2х3 метра - находится в 9-м зале Третьяковской галерее . Это зал художника Карла Брюллова , или великого Карла. Так его называли уже при жизни современники. Он получил этот славный титул после того как его самое обширное полотно  было триумфально  привезено из Италии в Петербург, с промежуточной остановкой в Париже. Это картина «Последний день Помпеи». Оригинал находится в Русском музее в Петербурге. В третьяковке только маленький эскизик великого полотна. Только намёк, не стоящий внимания.

   Картина действительно необыкновенная. Поражает воображение и притягивает сразу и надолго к себе. Показывает всю мощь и даже необузданную ярость природных земных сил, внезапно обрушившихся на мир людей. Картина показывает всю беспомощность этого мира перед силою природы, в которой люди попытались устроиться во всем своём неоправданном самомнении.
 
   Гигантское полотно.   Без малого 30 квадратных метров.  40 фигур, и  все повернутые  к нам лицом. Здесь всё, на что человек способен  в выражении своих чувств.  Возвышенные чувства, мужество, самоотверженность, любовь, страх и корысть. Герои пытаются что-то сделать, как-то защитить близких от неминуемой гибели. Неописуемая драма.
 
        Художник работал над полотном самозабвенно. Три года подряд.   Он изучал исторические источники и документами, параллельно разрабатывая отдельные фигуры. Брюллов настолько погрузился в работу, что его буквально приходилось выносить из мастерской на руках. В начале 1833 года картина была закончена. Картину  впервые показали в том же году  на Миланской выставке. Итальянцы автора носили по улицам с музыкой, цветами и факелами.
;
     Потом её повезли в Париж, в  Лувр.     На Парижском салоне Брюллову присудили золотую медаль.  Однако французская пресса встретила картину довольно холодно. Критиковали за холодность и слиш¬ком внятную, неправдоподобную в ситуации бедствия. А чему удивляться?   После взятия Парижа русскими войсками в 1814 году художник из России не может рассчитывать на французское признание и радушие.
 
   Но  имя художника стало популярным.  К нему выстраивалась очередь, чтобы иметь портрет, выполненный его мастерской рукой. Но  моделей для своих картин он выбирал сам. И размер кошелька заказчика был не определяющим для согласия. Его интересовала сама модель. И пуще всего притягивала красота. Старуха, больше похожая на бабу Ягу, но с толсты кошельком, это не для него.
 
    У него были и потрясающие портреты неизвестных итальянок. Я помню, как наше убогое, нищее жилище в коммуналке озаряла бумажная репродукция  с картины Брюллова «Итальянский полдень.» А я и не знал, какая у этой картины была история.

     Картина имела ещё и другое  название – «Итальянка, снимающая виноград». До этого художник написал другу картину – «Итальянское утро».  Она была подарена Обществом поощрения художников Александре Фёдоровне , жене Николая первого.  Император захотел получить парную картину, «Итальянский полдень». И этот «Полдень»  стал причиной разрыва художника с  Обществом поощрения художников. Картина не понравилась Обществу.   Посчитали, что  модель  не изящна и не соответствует классическим идеалам красоты. Написали так:

   «Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса.

    Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса»

    Общество лишило художника финансовой поддержки.. Ну и пусть. Художник итак хорошо зарабатывал.
                *****

     Эпическая живописная  работа доехала  до Петербурга. И тут всеобщий восторг.  И не только по поводу гениального мастерства, но от очевидного свидетельство того, что и у нас есть выдающиеся мастера живописного дела никак не хуже европейских. Даже и превосходящие их.

     Поэты писали стихи. Такие например. Баратынский:

  Там, где парил орёл двуглавый,
Шумели силы знамена,—
Звезда прекрасной, новой славы
Твоей рукою зажжена!
Искусства мирные трофеи
Ты внёс в отеческую сень,—
И был последний день Помпеи
Для русской кисти первый день.

    А вот как выразился Пушкин: 

 «Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон».

    Стихия не  выбирает, кого погубить. По пушкинскому слову, «от судеб защиты нет». Общая драма. Спасаются , кто как может. И тем не менее  сыновья выносят из зоны бедствия отца, жених не может расстаться с умершей невестой, христианский священник призывает к мужеству. А вот и скупец, собирающий упавшие монеты, и языческий жрец, бегущий в страхе с храмовыми сокровищами. А  в набросках был еще и мародер. Вся картина дышит огнём и жаром, вырывшемся из недр земных. Раскаленные камни и пепел падают с небес. К городу приближается огненная, сметающая все на пути лава. Все эти люди вскоре погибнут. Апокалипсис. Кстати, фамилия художника происходит от французского глагола bruller – жечь, гореть.
   
   В этой картине есть несколько реальных персонажей. То есть моделей для копирования. Прежде всего автопортрет самого художника. Вот он держит ящик с красками на голове. То есть, он спасает не только себя, но и самое драгоценное, что есть у художника – краски.

    «Великим Карл» —  после явления этой картины стало обиходным словом. Иначе его не называли.  А вот отношение к картине и художнику было не всегда однозначным, что сегодня нам кажется удивительным.  Через несколько  лет с пьедестала его свергнут: поколение передвижников не приветствовало внешний блеск.  Поменялся тренд. Передвижники по-другому видели мир. Их направление называлось «критический реализм».

   Вот к примеру знаменитый критик Стасов, который в молодости писал о Брюллове с восхищением и называл «Последний день Помпеи» «самою великою картиною нашего века» , потом будет изобличать «фальшь, ничтожество и пустоту содержания, холодное бездушие, ковер¬канный вкус рококо, отсутствие натуры, вечный фейерверк и шумиху, заменяющие истинное выражение, чувство, жизненную правду» . Как переменчиво иной раз мнение людское.

                *****
   Есть несколько изображений одной женщины на картине. Брюллов написал её четыре раза : женщина с кувшином на голове в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина в центре; мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины; женщина, закрывающая детей, и спасающая вместе с мужем. Ракурсы  разные, а лицо одно. Понятно, что лицо это было ему очень дорого.
   
    Моделью послужила для всех четверых графиня  Самойлова. Вот она  укрывает двоих детей от падающего пепла. Две девочки – это приёмные дочери графини, о которых речь ещё впереди. Брюллов стремился к реализму в деталях. Он сказал: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя…»;   Группа «Мать и две ее дочери»  следовала слепку тел, именно в таком положении найденных после раскопок в Помпеи.  Она была возлюбленной художника. Он создал и другие живописные образы этой женщины. А она кто? Это тема для особого захватывающего длинного  рассказа. Но это другая тема. Поэтому коротко о её жизни.
                *****
   Это была богатая и эксцентричная русская графиня. Много написано о её взаимоотношениях с Карлом. Иной раз правду от неправды трудно отличить.
 У неё были завидные родственные связи. По материнской  линии Самойлова была связана узами родства с семейством Скавронских. Помним, что императрица Екатерина первая  Романова в девичестве была Скавронская. Мать Юлии, Мария Скавронская, обладала огромным состоянием. А Юлия Самойлова носила прозвище «последней из Скавронских», как унаследовавшая колоссальное состояние деда.
Она была фрейлиной двора. Вышла замуж за 24-летнего графа Николая Самойлова. А это был завидный жених: красавец, богач, весёлый и остроумный.

   Венчание было в Казанском соборе, молодых благословил император Александр первый и вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Но брак оказался несчастливым. Супруги вскоре охладели друг к другу, их бурные ссоры были предметом бесконечных пересудов. Граф Самойлов имел склонность к кутежам и игре.

  После разрыва с мужем Юлия уехала   в Италию. В Милане  она вошла в местное высшее общество. Она старалась окружать себя людьми искусства. Среди её гостей были Доницетти, Россини, Пачини.  Она оказывала помощь художникам и музыкантам. 
   В Риме Юлия познакомилась с молодым художником Карлом Брюлловым.  Они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна.

В 1829 году  умерла бабушка Юлии графиня Скавронская. Самойлова стала наследницей родовой усадьбы Скавронских Графской Славянки под Петербургом.
 
     В Славянке царила весёлая атмосфера, звучала музыка, стихи, гости говорили и спорили на любые тем. А это очень не нравилось Николаю первому. Взбалмошная графиня решила, что ей всё позволительно в николаевской России.  Держала себя предельно независимо. Своим экстравагантным образом жизни и поведением она шокировала петербургское общество.  Как говорили, она  вытворяла свои фокусы. Например, однажды уселась  на облучок вместе с кучером, с трубкой во рту и в мужской шляпе на своей завитой и растрепанной голове?  А Ведь звание графини к чему-то обязывало.

    Шумные собрания в Славянке стали вызывать раздражение у императора. Графине Самойловой дали это понять. Николай I разрешил ей удалиться, при условии не появляться ни в Москве, ни в Петербурге. Юлия снова уехала в Италию.

     В Италии она стала хозяйкой дворцов и вилл. В этот приезд она снова встретилась с Карлом Брюлловым. Роковая встреча. Князь Гагарин говорил предостерегая художника :  «Бойтесь ее, Карл! Эта женщина не похожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живет. Не имея своих детей, она объявляет чужих своими. Но я согласен, и согласитесь вы, что от нее можно сойти с ума».

     Самойловой приписывали многочисленные романы. Говорили, что она, будучи фрейлиной, стала любовницей Александра I. Говорят , но не доказазано.

                *****
      А потом художник вновь должен был вернуться в Россию. По предписанию императора вернулся  и занял должность профессора Академии художеств Санкт-Петербурга, начав преподавательскую деятельность.  Карл  женился на Эмилии Тимм, но через два месяца развёлся. Такая жизнь. Женятся – разводятся. Как и сегодня.
 
     А Юлия Павловна вроде было собралась помириться  со своим непутёвым супругом, но за несколько дней до встречи с женой Николай Самойлов неожиданно умер. Богатые тоже плачут.
 
   У графини Самойловой было две приёмные дочери — младшая Амацилия Пачини и старшая Джованина Пачини, дети обедневшего миланского певца и композитора Джованни Пачинни. Вот именно их мы видим на картине «Всадница», Но мы ещё к ним вернёмся.

    Композитор Пачини   был автором оперы «Последний день Помпеи». Брюллов видел и слушал эту оперу и она его очень впечатлила и вдохновила на создание своей живописной картины. Дал опере свою живописную интерпретацию.
 
      Юлия Павловна вновь вышла замуж за молодого итальянского тенора Пери. Это было необыкновенно красивый мужчина. При этом она потеряла российское гражданство и графский титул тоже. И это тоже сильно огорчило Юлю.  И счастье вновь было недолгим. Сеньор Пери умер в Венеции в том же году от чахотки. Его тело перевезли в Париж и похоронили на кладбище Пер-Лашез.
    
     И снова Юля вышла замуж. В третий раз. На этот раз за разорившегося французского графа,  дипломата Шарля де Морне.  Я так думаю, что главным мотивом было желание вновь обрести графское достоинство.

    Он был немногим старше Юлии Павловны, ей было 60 лет, ему — 66. Но почти сразу после свадьбы супруги разъехались. Получив титул мужа, Юлия Павловна ежегодно выплачивала ему огромное содержание, что негативно отразилось на её состоянии. К концу жизни она потеряла практически всё.

                *****
    Итак «Всадница». Картина уникальная, необыкновенная. В мировой живописи не было ничего подобного. И какая красивая картина.  Юная  амазонка сидит на вздыбленном коне. Кстати это орловский рысак, изображение которого потребовало , конечно, превосходного знание материала.

    Картина была написана по заказу возлюбленной художника Юлии Самойловой. Впрочем, очень долго думали, что на коне мы видим саму Юлю. Нет, это не так. Мы видим на картине двух приемных дочерей Самойловой. Брюллов написал эту картину, когда он работал над «Последним днём Помпеи». Обе девочки находятся  у портала старинного дворца-виллы  на окраине Милана. То есть в доме, в котором они жили со своей приёмной мамой.
 
   Картина восхищала всех И это неудивительно. Итальянцы сравнивали автора с Рубенсом и Ван Дейком. Да художник и сами это знал. Один современник так выразился по поводу картины: «То, чем мы, безусловно, восхищаемся в этом действительно новом для нас по жанру и сюжету произведении, это свобода, смелость и лёгкость в его исполнении»
    После утренней прогулки старшая из воспитанниц лихо подъезжает к открытой террасе богатой виллы. Маленькая нарядно одетая девочка выбегает  из дома, чтобы встретить свою старшую сестру.  Она восхищённо смотрит на неё, прижавшись к металлическим перилам.  Ещё видим две собачки. Спаниеля и левретку. У спаниеля  на ошейника  написано «Самойлова».
 
     Лошадь служит как бы пьедесталом для всаднице. Она одета в модный элегантный костюм для верховой езды. Длинная белоснежная юбка, голубая шёлковая блуза.   Хрупкая талия стянута корсажем.
 
   Маленькая черноволосая девочка, стоящая на террасе, одета в розовое платье, кружевные панталоны  и зелёные башмачки. Она в восхищение смотрит на свою сестру.
   Девушка сидит на разгорячённом коне. У неё особенное седло. Женское. Это когда обе ноги свешиваются на одну сторону. Присмотритесь и вы это увидите. Сидеть по-мужски в седле считалось неприличным. Это правильно, но и какое умение требуется от наезднице. И не каждый гусар сможет такое. В такой позе много грации, но и какая нужна тренировка, чтобы так лихо проскакать на виду у всех. Такая джигитовка всем ли по силам.

   Но тут есть одна деталь , которая не сразу бросается в глаза. Буйство лихого коня и абсолютная  неподвижность на лице у всадницы. Поразительно. Но это только на картине. Девушка позировала в спокойном состоянии. Это можно. А вот как написать коня таким, каким мы его видим на картине. Весь в движении. Ведь ему не скажешь: замри и не двигайся. Всё можно написать только по памяти. Так, как это сделал Айвазовский в изображении морской волны в его самой известной картине «Девятый вал».  Волне тоже не скажешь «замри».
 
                *****
    Какие милые девочки, скажем мы. Как же им хорошо и какая счастливая жизнь должна быть у них.  Беззаботна и легкая. Под неустанным покровительством их приемной мамы. А они так её  и называли. Мама. Потому как без благостного  и щедрого внимания им обеим  было бы очень плохо. Графиня  занималась их воспитанием и образованием и ни в чем не отказывала.
 
   Но время идет, дети растут и вырастают из них совсем  не ожидаемое. Подростковый возраст. Ужасный возраст. Ломка всего в организме. И в душе тоже. Страшно заговорил беспощадный гормон. Требовательно и настойчиво. Французы называют этот возраст «age ingrate». То есть, неблагодарный возраст. Подросток уже всё знает и понимает. Да вот  душа не поспевает за растущим, формирующимся телом.  Подросток требует к себе внимание, как к ребёнку, а жить уже хочет как взрослые. И никакой благодарности. Ну а дальше в жизни  как кривая вывезет.

     Девочки выросли и стали требовать от мамы денег и дальнейшее обеспечение жизни.
 
А вот жизнь сложилась не так , как хотелось бы . Се ля ви, Как скажут те же французы. (C’ est la vie.) А денег у мамы -графини не было. Весь беспутный образ жизни и замужества её разорили.

   Джованина старшая вывшла замуж за австрийского офицера. Это был капитан гусарского полка. Людвиг Ашбах.   Когда Джованина вышла замуж  Самойлова обещала выделить ей сверх дорогого свадебного наряда и набора личных вещей приданое в сумме 250 тыс. лир. Под залог был обещан дворец. Согласно нотариального акта он должен был перейти в её собственность после смерти дарительницы, но который так ей и не достался. Дворец был уже продан.

    С получением денег возникли трудности. Джованине пришлось искать адвоката для достижения «соглашения с мамой» о переводе обещанной суммы в Прагу, куда она переехала со своим гусаром.

     Амалиция родилась позже.  Ее появление на свет стоило жизни матери. Пачини в упоминавшейся автобиографической книге писал: «В то время… меня постигло большое несчастье — через три дня после родов умерла моя ангельская жена».

   Её муж умер. Он  оставив вдову без средств, поскольку, как она писала,  покойный «тратил и тратил». То есть разорил супругу. Обычная история.     Амалиция вторично вышла замуж за французского генерала де ла Рош Буетт. Но умер и он. Оставшись снова вдовой, ей пришлось вернуться в Милан, где она и провела последние годы жизни в доме для престарелых при монастыре.

    А для Юли поведение дочерей  стало последним ударом. Представляете, бесконечные суды с приемными дочерьми – Амацилией и Жованниной, которых мы видим такими милашками на картине «Всадница». Они  требовали себе обещанное им когда-то приданое. Судебные тяжбы за деньги и имущество с ее приемными девицами  оставили от владелицы миллионного состояния почти нищую старуху. В 1875 году, 72 лет от роду, некогда сиятельная графиня Юлия Павловна Самойлова скончалась в Париже, потеряв всех, кого любила, и все, что имела. По завещанию была похоронена на кладбище Пер-Лашез, вместе со вторым мужем.


Рецензии
И я вновь на Вашей странице... С огромным удовольствием читаю. Про Брюллова, Юлию Самойлову...И про жизнь. Такую непредсказуемую порой и грустную. Спасибо,Геннадий, за увлекательные рассказы.

Вера Данилова 2   16.06.2024 18:32     Заявить о нарушении
Добрый вечер. Всегда рад видеть у себя. Вот висит это большая картина в зале номер девять. Зал Карла Брюллова. Правда там есть и еще одна большая картина. Очень большая. Не меньше по площади "Последнего дня Помпеи". Он её не закончил. Но славы она ему не принесла. Он сам почуствовал, что получается что-то не то. Потому и бросил. А "Всадница" хорошо известна. Замечательная картина. Да только редко кто знает, кто изображён на холсте. Тем более мало кто знает судьбу этих двух сестер, приёмных дочерей Юлии Самойловой. И каковы были отношения у неё с художником. А это целая жизнь. А в анотации к картине об этом ни слова. Обидно. Большое спасибо за отклик.

Геннадий Мартынов   17.06.2024 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.